Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2010

Учимся играя

Наталья Каркачева ,
станица Тамань, Краснодарский край

Бабки-Ёжкина игра

Викторина. 2–3 классы

В викторине принимают участие две команды. В жюри – родители участников и старшеклассники. Жюри оценивает результаты конкурсов по пятибалльной системе.

Ведущий. Ребята, сегодня у нас в гостях сказочные герои. Начинает игру Бабка-Ежка. Не бойтесь, она вас не съест. Она стала доброй. А еще она обожает вспоминать о героях самых разных сказок. Правда, с памятью у нее теперь нелады – забывает кое-что, путает. Ну да ладно, послушаем Бабку-Ежку.

Разминка

Бабка-Ежка. Ребятушки, милые вы мои! Как же я вас люблю! Особенно на третье. Шучу, шучу. Я нынче веселая. Слушайте мои истории. Ваша задача – сказки назвать да исправить мои ошибки, там, где я что-то не так сказала да напутала.

1. Весело сидел на дубу Бармалей-разбойник и радостно посвистывал.
Помню, он однажды так рассмешил капитана Илью Муромца и доктора Айболита, что те от смеха попадали на землю и долго не могли встать. Смешинка им в рот попала.
Наконец доктор Айболит вырвал из своей бороды волосок – он всегда так делал в трудных случаях– и воскликнул: «Трахты-бедохты», – и смех прекратился.
Вот, милые мои, какие истории возле того дуба приключаются.

2. А то, помню, доставили к Бармалею принцессу Несмеяну. Надобно, мол, ее расхохотать. Посвистел он, посвистел – и она засмеялась. Посадили ее на ковер-самолет, и улетела она в свою страну Лилипутию.

– А пока команды будут думать да гадать, что это за сказки да какие в них герои водятся, я гостей развеселить могу. Гармошка у меня есть. Подарил мне ее Емеля. Ну, тот самый, что на газовой плите ездил. Нынче у меня, милые, рыбный день в честь Акулы-Каракулы. Словом, слушайте (поет):

Я не злая Бабка-Ежка –
Знают все в лесном краю.
Я сыграю на гармошке
И вам песенку спою.
Хошь засмейся, хошь заплачь –
Сом пришел ко мне, усач.
Я огромного сома
Съела запросто сама.
А потом пришел за ним
В тине, скользкий весь, налим.
Только вот какое дело:
Я налима... тоже съела.
Подвернулась, как дуга,
Костяная вдруг нога.
Надо спонсора искать,
Чтоб в ремонт ее отдать.
Ступу старую свою
Я на «Вольво» заменю,
С ветерком поеду
К Лешему-соседу!

Пока Бабка-Ежка поет, жюри подводит итоги первого конкурса и после песни оглашает результат.

– До новой встречи, милые ребятки! Жду вас. Заглядывайте ко мне в избушку на курьих ножках.

Бабка-Ежка уходит. Раздается стук в дверь.

Ведущий. Кто там?

На сцену выходит почтальон Печкин.

Почтальон. Это я – почтальон Печкин, принес посылку для ваших девочек и мальчиков.

Адрес точный, все в порядке –
Вам посылочка, ребятки!
Что в посылке – неизвестно,
Посмотреть мне интересно!

Отдает посылку ведущему, а сам снимает шапку и садится на стул.

Конкурс «Ты – мне, я – тебе»

Ведущий открывает посылку.

Ведущий. Здесь два письма от Дяди Федора. Вкаждом письме – вопросы (раздает письма командам). Первая команда читает вопрос, а отвечает на него вторая команда. За каждый правильный ответ команда-соперница получает жетон. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.

Задания первой команде

Кто и в каких сказках произносил такие волшебные слова?

1. «Сивка-бурка, вещий каурка!» (Иван. Русская народная сказка «Сивка-бурка».)
2. «Крекс, фекс, пекс». (Буратино. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
3. «По щучьему веленью, по моему хотенью». (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью».)
4. «Бамбара, чуфара, скорики, морики, пикапу, трикапу, лорики, ерики!» (Бастинда. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».)
5. «Сим-сим, открой дверь!» (Герои арабской сказки «Али-Баба и сорок разбойников».)
6. «Бурум-шурум, шалты-балты». (Нильс. С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».)
7. «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели!» (Женя. В. Катаев. «Цветик-семицветик».)
8. «Вот я! Вот я! Превращаюсь в воробья!» (Баранкин, Малинин. В. Медведев. «Баранкин, будь человеком!»)
9. «Бирелья-турелья, буридакль-фуридакль...» (Энни. А. Волков. «Огненный бог Марранов».)
10. «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» (Золотой петушок. А.С. Пушкин. «Сказка о Золотом петушке».)

Задания второй команде

Как совершали свое путешествие перечисленные ниже сказочные герои и в каких книгах происходили эти путешествия?

1. Емеля к царю. (На печи. Русская народная сказка «По щучьему веленью».)
2. Гулливер в Бальнибарби. (На летающем ковре. Дж. Свифт. «Путешествия Лемюэля Гулливера».)
3. Барон Мюнхгаузен в турецкий военный лагерь. (На ядре. Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена».)
4. Дюймовочка в теплые края. (На ласточке. Х.К. Андерсен. «Дюймовочка».)
5. Лягушка-путешественница на юг. (На прутике, который держали утки. В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».)
6. Незнайка и его друзья в Зеленый город. (На воздушном шаре. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».)
7. Волька и старик Хоттабыч в Индию. (На ковре-самолете. Л. Лагин. «Старик Хоттабыч».)
8. Иван-царевич за Жар-птицей. (На волке. Врусской народной сказке «Иван-царевич и Серый волк».)
9. Нильс Хольгерсон по Швеции. (На гусе. С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».)
10. Синдбад-мореход на остров гигантского змея. (На плоту. Арабская сказка «Синдбад-мореход».)

Конкурс болельщиков

Звучит плавная приглушенная народная музыка. Пританцовывая и подбоченясь, входит Василиса Премудрая.

Василиса.

Я премудрая девица,
На все руки мастерица.
Все меня и там, и тут
Василисою зовут.
А много ль знаете вы, дети?
На загадки мне ответьте.
Тот из вас, кто отгадает,
Как и я, премудрым станет.

1. Шарль Перро родился в одном из красивейших городов Европы. Название этого города состоит из пяти букв. Из этих букв можно составить такие, например, слова: пир, жар. Назовите этот город. (Париж.)
2. Первоначально название сказки «Муха-Цокотуха» было другим. Я специально переставила буквы в двух словах старого названия, и получилось вот что: «Минаух бавсадь». Так как же первоначально называлась сказка? («Мухина свадьба».)
3. Всем известна сказка К.И. Чуковского «Федорино горе»? Так вот, в первом слове названия этой сказки – имя главной героини, а во втором можно прочитать имя ее отца. Вспомните, как звали папу Федоры. (Егор.)
4. Назовите профессии братьев из русской народной сказки «Семь Симеонов – семь работников». (Кузнец, верхолаз, мореход, стрелец, хлебороб, плясун, звездочет.)
5. Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрения? (Кай из сказки Андерсена «Снежная королева».)

Ведущий. Члены жюри готовы назвать победителей второго конкурса.

Звучит музыка из песни «Время перемен». Сзонтиком в руках появляется Мэри Поппинс.

Мэри Поппинс. Добрый день, господа! Позвольте представиться: леди Совершенство – Мэри Поппинс! Ветер донес мне замечательную весть о веселых и любознательных детях, и мне сразу захотелось очутиться на вашем празднике. У меня, друзья, есть очень интересные вопросы для вас. Итак, господа, приготовились!

Музыкальный конкурс

– Угадайте, в какой экранизированной сказке звучала эта мелодия.

Звучит фонограмма песни «Добрый жук» из фильма «Золушка» для одной команды и «Если долго-долго-долго» из фильма «Про Красную Шапочку» – для другой.

– Исполните одну из сказочных песен.

Первая команда исполняет песню Бременских музыкантов из одноименного мультфильма, вторая команда – песню Водяного из мультфильма «Летучий корабль».

– В каких сказках упоминаются музыкальные инструменты?

В сказке «Садко» – гусли, в сказке «Кошкин дом» – пианино, в сказке «Дядя Федор, пес и кот»– гитара, в сказке «Дудочка и кувшинчик» – дудочка и т.п.
В класс заходит нарядно одетый человек в шляпе-треуголке и с тростью в руке. Это барон Мюнхгаузен.

Ведущий. А это что за гость к нам пожаловал?

Барон. Здравствуйте!

Ведущий (удивленно). Здравствуйте...

Барон. Как, вы меня не узнали? (Смотрит на ведущего и ребят в лорнет.) Да ведь это я – самый знаменитый человек на свете! И знаменит я исключительно своей правдивостью. Позвольте представиться – барон Карл Фридрих Иероним фон...

Ведущий. Одну минуточку! Мне кажется, ребята, как и я, уже узнали вас, барон, и сами назовут ваше имя. Ребята, что за барон пришел кнам в гости?

Выслушиваются ответы детей.

– Конечно же, это барон Мюнхгаузен. А чем он знаменит?

Выслушиваются ответы детей.

– Конечно, тем, что это самый большой фантазер, выдумщик и врунишка.

Барон (обиженно). Не такой уж я и врунишка!

Ведущий. Что вы, уважаемый барон, мы вовсе не хотели вас обидеть. Правда, ребята?

Команды (хором).

Умен неописуемо
Мюнхгаузен-барон.
Забавные истории
Рассказывает он.

Барон. Прекрасная песня! А есть ли среди вас те, кто попробует придумать (поет): «Истории красивые, истории правдивые, не верить в них нельзя!»? Не перевелись еще смельчаки в командах?

Выходят капитаны команд и выполняют задание.

Конкурс капитанов

Барон. Ну что ж, это меня уже радует. (Обращается к капитанам.) Слышали про живую и мертвую воду? Сочините тогда сказку про живую воду, ведь именно она чудеса творит. Итак, даю установку!

Капитан каждой команды получает вступительную фразу и 2 минуты на размышление. Члены команды могут помогать своему капитану. Как образец приводим пример сказок из журнала «Жили-были».

Капитан первой команды. Одному царевичу было очень жарко. Он схватил первую попавшуюся бутылку с водой и вылил себе на голову. А это была живая вода. Через час волосы у него на голове зашевелились и стали расти до плеч, до пояса, до колен... Он попробовал их стричь – волосы извивались, как живые, сплетались в толстые косы, уворачивались от ножниц. Говорят, когда принц теперь ходит, волосы волочатся за ним по полу, как плащ.

Капитан второй команды. Одна принцесса услыхала эту историю. Она мечтала о длинных ресницах, ну и брызнула на них живой водой. И,правда, выросли у нее чудные ресницы – вроде двух вееров. Принцесса глазами хлопает – ветер поднимается. Дальше – больше. Как два крыла, стали ресницы. Заморгает-заморгает принцесса – и взлетит. Летала, правда, невысоко и медленно, но все-таки...
Вот только замуж принцессу никто не берет. Кней ведь близко не подойдешь. Только захочешь поцеловать, а она ресницами – хлоп-хлоп, да как ударит ими по голове...

Ведущий. Пока жюри будет подводить итоги, приглашаем наших гостей – сказочных героев – оценить вместе с жюри следующий конкурс.

Конкурс «Домашнее задание»

Команды инсценируют отрывки из известных сказок, например «Теремок», «Кошкин дом», «Кот в сапогах», «Репка».

Ведущий. Вот и закончена наша викторина. Подведем итоги. Приглашаю жюри и наших гостей– сказочных героев – на сцену.

Жюри подводит итоги, награждает команды. Все вместе исполняют песню Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету».