|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анна
Плотникова
,
|
Контролируемые элементы |
Виды деятельности |
Плотность вещества Базовый уровень трудности |
Учащиеся должны уметь: – определять по рисунку учебника
структуру твердого, жидкого, газообразного
веществ; |
Температура Базовый уровень трудности |
Учащиеся должны уметь: – посредством тактильных ощущений и зрительных образов отличать более и менее нагретые тела |
Явление выталкивания Базовый уровень трудности |
Учащиеся должны уметь: – характеризовать явление выталкивания менее плотного вещества из более плотного как общий закон природы; |
Повышенный уровень трудности |
– приводить примеры явления выталкивания:
|
Явления нагревания и охлаждения веществ Базовый уровень трудности |
Учащиеся должны уметь: – характеризовать изменения,
происходящие с веществом при его нагревании
(вещество расширяется) и охлаждении (вещество
сжимается), как общий закон природы; |
Повышенный уровень трудности |
– объяснять природные и бытовые
явления, связанные с явлением нагревания
веществ; |
В связи с этим является очень важным подбор заданий, активизирующих использование учебного материала на уровне применения.
Приведем несколько примеров.
Вопрос 1. Объясните, почему, нырнув на глубину, мы ощущаем холод?
Модельный ответ. «Вода в реке прогревается неравномерно. Сверху вода прогревается больше, чем на глубине».
Вопрос 2. Вспомните, где в домах располагаются батареи отопления и форточки. Объясните, почему строители их там помещают?
Модельный ответ. Батареи в домах располагаются внизу, а форточки – наверху. Холодный воздух с улицы опускается вниз, так как он более тяжелый по сравнению с теплым комнатным воздухом. Нагретый воздух более легкий, он поднимается вверх, прогревая комнату.
Вопрос 3. Что было бы, если бы горелка плиты подогревала кастрюлю с супом сверху?
Модельный ответ. Нагретый воздух от пламени горелки поднимается кверху, и очень мало тепла будет поступать вниз. Поэтому кастрюля будет очень плохо прогреваться, и суп не сварится.
Очень важно, чтобы познавательная деятельность учащихся была связана с различными источниками информации (словесной, графической, опытом наблюдения природных явлений и воспроизведением простейших практических работ). Этому способствуют описанные в учебнике опыт (1) и демонстрации (2 и 3).
Развитие познавательной активности младших школьников с помощью художественных средств
Реализация развивающей цели урока
У детей младшего школьного возраста не должен сложиться стереотип, что активно работать и думать они на уроках окружающего мира должны только при чтении учебника. Художественная и научно-популярная литература также может являться источником знаний. Для решения этой задачи можно эффективно использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Фото В. Алексеева |
Технология РКМЧП предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях. Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.
Как заявляют авторы, РКМЧП – это не самостоятельная дисциплина, а интегрированная технология работы с письменными источниками информации, появившаяся на основе обобщения лучшего мирового опыта – Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии.
Известно, что художественный текст имеет ряд особенностей, отличающих его от других письменных источников информации. Поэтому существуют специфические приемы работы с такими текстами. Одним из приемов, используемых в данной технологии, является чтение текста с остановками. Учитель заранее делит текст на отдельные смысловые фрагменты и подбирает к ним серию стимулирующих вопросов, позволяющих детям лучше понять суть содержания, самостоятельно рассуждать о прочитанном материале.
На самом деле этот прием вовсе не нов для методики преподавания различных предметов (например, так работают с текстом УМК «Литературное чтение» авторы Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова) – ответ ученика на вопрос учителя или учебного пособия является основой любого обучения.
Однако педагоги редко задумываются над интеллектуальной значимостью задаваемых ими вопросов.
Осваивая факты изучаемого материала, которые, безусловно, важны, они забывают о важности развития общеучебных умений и навыков. Для учителя очень важно знать, на каком уровне мыслит его ученик, какие действия он успешно освоил, а какие – еще нет. Понимание успешности продвижения каждого ученика в учебном процессе является основой современной системы оценивания образовательных результатов школьника.
Оригинальную и удобную шкалу оценивания классификации учебных вопросов предложил американский ученый Бенджамин Блум (табл. 2). В литературе эту классификацию вопросов часто называют «ромашкой Блума». Он предложил все учебные вопросы разделить на шесть групп, основываясь на принципе «от простого к сложному».
Таблица 2.
Классификация вопросов по Б. Блуму
Вопрос (категория) |
Его назначение |
Примеры вопросов |
Простой |
Воспроизведение фактов. Их часто формулируют на традиционных формах контроля |
Кто…? Где…? Когда…? |
Уточняющий |
Предоставление человеку возможности обратной связи относительно того, что он только что сказал |
То есть ты говоришь, что…? |
Интерпретационный (объясняющий) |
Установление причинно-следственных связей |
Почему…? |
Творческий |
Развитие самостоятельного мышления, «додумывания» ситуации |
Что бы изменилось в мире, если бы…? |
Оценочный |
Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов |
Почему что-то хорошо, а что-то плохо? |
Практический |
Установление взаимосвязи между теорией и практикой |
Где в обычной жизни вы могли наблюдать
расширение вещества? |
На практике это дает возможность учителю комбинировать вопросы разного уровня в соответствии с возможностями учеников.
Возможно также использование фрагментов художественного текста (чаще всего уже знакомого детям) для стимулирования интереса к изучаемому явлению жизни, иллюстрирования примеров. Как правило, такой подход является неожиданностью для детей, что служит дополнительным стимулом для решения учебной задачи. Он помогает взглянуть на знакомый художественный текст с другой стороны, открыть в нем новую глубину и богатство содержания, приучает рассматривать любой факт жизни, науки, искусства (в том числе текст) комплексно.
Тема урока «Свойства веществ» рассматривается на материале знакомого детям эпизода «Путешествие на воздушном шаре» из книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Изучая ситуации, связанные с полетом коротышек на воздушном шаре, дети учатся рассуждать и оценивать свойства газов на примере нагретого и охлажденного воздуха.
Эта часть урока требует от учителя предварительной подготовки:
выбора из книги текстовых фрагментов, иллюстрирующих процесс подготовки коротышек к полету, полет и падение воздушного шара (фрагменты должны быть лаконичными и емкими, связанными между собой по смыслу);
составления серии вопросов, которые будут заданы детям (или которые дети будут самостоятельно учиться задавать); все вопросы должны в первую очередь касаться учебного материала и определять продуктивную направленность обучения, т.е. относиться к категории вопросов четырех последних уровней.
В зависимости от уровня подготовленности класса учитель может выбрать следующие варианты работы с текстом начиная с самого доступного:
чтение текста с остановкой, когда учитель задает детям вопросы (традиционная методика технологии РКМЧП);
знакомство детей с вопросами учителя перед началом чтения текста, когда ученики сопоставляют свои изначальные представления о развитии той или иной ситуации с описанной моделью (этот прием традиционно используется в методике занковских уроков);
чтение текста и самостоятельное формулирование учащимися продуктивных вопросов, или, как их еще называют в литературе, «толстых» вопросов, требующих продуманных развернутых ответов.
В результате чтения знакомой сказки, где с героями книги происходят забавные ситуации, дети легко осмысливают сложные для понимания физические явления (сжатие и расширение вещества).
Говоря о полете воздушных шаров, дети вспоминают другие источники информации, в том числе и сведения из энциклопедий. Они выясняют, что по конструкции и содержанию газов воздушные шары бывают разными. Так, в шаре Незнайки содержался нагретый воздух, и полет стал возможным только потому, что этот воздух стал менее плотным (более легким) по сравнению с окружающим его воздухом.
Шар коротышек – очень опасное средство передвижения: им невозможно управлять. Поэтому падение героев было предсказуемо. В реальности шары, наполненные горячим воздухом, устроены по-другому: они имеют газовую горелку.
В ходе обсуждения дети обязательно вспомнят кардинально иной принцип полета, когда шары наполняют изначально более легким (менее плотным) по сравнению с воздухом газом.
В этом месте урока очень уместны мини-сообщения учащихся о полетах людей на дирижаблях (или аэростатах).
Вспоминая о случаях-катастрофах, ребята делают открытия, что многие газы бывают более легкими, чем воздух, но не все они пригодны для безопасного воздухоплавания. Так, шары, наполненные водородом, очень опасны. Достаточно совсем небольшой искорки, чтобы смесь воздуха и водорода взорвалась. Поэтому в современных аэростатах и праздничных воздушных шариках используют только безопасные газы, например гелий.
Использование справочной литературы позволяет содержательно поддерживать и направлять познавательную активность учащихся, обогащать теоретические знания примерами их практического применения.
В завершающей части урока учитель предлагает детям проделать практические и демонстрационные опыты (или поработать с иллюстрациями учебника и описанием опытов).
Очень важно для общего осмысления темы урока «Свойства веществ» перейти от частного изучения свойств газов к изучению действия температуры на все другие вещества (твердые и жидкие). Дети делают главное открытие урока: все вещества (твердые тела, жидкости и газы) при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Такое поведение веществ определяется особенностью их внутреннего строения, расположением частиц относительно друг друга.
Заключение
Каждый авторский урок имеет свою неповторимую композицию, которая выстраивается в результате сочетания творческой мысли учителя, современных требований, воспитательной цели урока, уровня подготовки класса.
В дидактической системе Занкова к уроку предъявляются определенные требования, способствующие оптимальному общему развитию каждого из учеников.
Они хорошо известны опытному учителю. Поэтому в завершение хотелось бы провести параллель между новыми приемами и хорошо известными «старыми» методическими истинами.
Так, например, вышеописанная технология РКМЧП предлагает трехчастную модель построения учебного занятия:
1) фаза вызова (побуждение интереса к
получению новой информации);
2) фаза осмысления (получение новой информации);
3) фаза рефлексии (осмысление, рождение нового
знания).
Что напоминает данная модель? Структуру развивающего урока в системе, разработанной 50 лет назад Л.В. Занковым.
В связи с этим вспоминается народная мудрость: все новое – это хорошо забытое старое.