Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2010

Я иду на урок

Елена Броварник ,
учитель ГОУ СОШ № 1931, г. Москва

Герои сказок и былин

Литературное чтение. 4 класс

Тема. «Героическое прошлое нашей Родины в сказках и былинах».

Цели. Учить сравнивать, обобщать, делать выводы, давать связные ответы; обучать коллективной работе, развивать творческое мышление и воображение учащихся; воспитывать любовь к Родине, патриотизм.

Учебные материалы. Учебник «Литературное чтение» (авт. О.В. Кубасова); выставка книг «Герои сказок и былин»; рукописная книга «Никита Кожемяка»; выставка детских работ «Сказка – ложь, да в ней намек...»; репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»; магнитофон, аудиозапись звучания гуслей; дом, камень; плакат-инструкция о баллах («5», «4», «3»); экран, ноутбук, проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Сегодня мы обобщаем материал по теме: «Героическое прошлое нашей Родины в сказках и былинах». Мы будем работать с текстами сказок и былин, с которыми познакомились на уроках литературного чтения, трудового обучения, изобразительного искусства, риторики, занятиях кружка «Юный читатель». Этот урок является заключительным этапом нашей работы по теме «Образ народного героя в былинах и сказках».

III. Обобщение пройденного материала

1. Рассказ о проектной работе

У. Наш урок посвящается русским сказителям – скромным, простым и сердечным людям, которые с радостью делились своим искусством – искусством сказки.

Ученица 1. На одном из занятий кружка «Юный читатель» нам предложили принести свою любимую сказку и сделать иллюстрацию к ней.
Я принесла необычную, оформленную традиционным русским узором русскую народную сказку «Никита Кожемяка», и она вызвала у ребят большой интерес. И мы решили прочитать ее вместе. Но мы не поняли много устаревших слов, таких как неминучая, промысел, супротив, пенька. А ведь рассчитана сказка на детей младшего школьного возраста! Для того чтобы запомнить и пересказать сказку, нужно было узнать значение этих слов. В этой работе нам помог словарь В.И. Даля.

Ученица 2. А потом впереди было лето, каникулы... Но наша идея сделать сказку понятной для всех детей младшего возраста не оставляла нас. И мы дали толкование всех устаревших слов из сказки. В результате была создана рукописная книга «Никита Кожемяка», которую мы будем использовать сегодня на уроке.

Ученица показывает изготовленную книгу.

– На первый взгляд кажется, что несложно проиллюстрировать русскую народную сказку. Но вот так, чтобы в ней каждая страница ожила, оказывается, совсем непростое дело! Мы попытались в своей работе воспроизвести издание сказки 1982 года с работами художника В. Лукьянца, внеся в ее оформление свой колорит.
Живописность, сочность красок, красота и изящество – характерные черты традиционного русского народного узора. В орнаменте – розы и маки, ромашки и колокольчики, незабудки и ландыши. Глядя на них, видишь и раздольное русское поле, и узоры павловских платков, знаменитых во всем мире, и расшитый девичий сарафан, и яркую русскую душу.
Перед нами богатырь Никита Кожемяка силы и мощи необъятной. По жестам, по стати богатырской можно догадаться о характере главного героя, о том, что он могуч и справедлив. А за ним – вся Русь-матушка с ее бескрайними просторами. И приходится ему самому решать, осилит ли он то, что возложено на него судьбой.

2. Инсценировка

Звучат гусли.

Участники: ведущий, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Ведущий. В веках осталась и по сей день живет добрая память о русском воине как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном в дружбе. Героическое прошлое нашей Родины находило отражение в устном народном творчестве.
Вот отсюда и дошли до нас рассказы о необыкновенной самоотверженности и смелости русских солдат при защите границ Русского государства от незваных гостей. Эти рассказы называются былинами. Лучшие былины народ сложил о своих легендарных героях-богатырях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Пусть иной раз в былинах они сражаются с вымышленными сказочными злодеями – драконами да Соловьем-разбойником, но на деле не раз приходилось храбрым русским воинам участвовать в жестоких битвах, в которых решалась судьба страны. Былины слагались не только поэтами – часто их сочиняли сами воины.

Снова звучат гусли. Появляются богатыри.

Илья. Куда это мы с вами, братья, попали? Шли мы, шли, дошли до развилки трех дорог. Смотрим – лежит бел-горюч камень, а на камне том надпись: направо пойти – убитому быть, налево пойти – богатому быть, а прямо пойти – веселому быть.

Добрыня. Ну, нам, богатырям, страх неведом. Поехали мы сначала туда, где убитому быть. Напали на нас разбойники, да разогнали мы их всех и обратно к камню вернулись.

Алеша. А налево мы и ехать не стали. Видано ли дело – богатырям за богатством гоняться? Наше дело известное – Русь от набегов незваных гостей охранять, смотреть, не обижают ли где сирот малых да женщин слабых.

Илья. А вот повеселиться мы мастера! После доброй битвы веселье всю усталость как рукой снимает. Только куда это мы попали-то? Не пойму, не ведаю: то ли на пир честной к князю Владимиру Красно Солнышко, то ли еще куда?

Ведущий. Добрый день вам, уважаемые богатыри! А попали вы к нам в гости, в школу. Перед вами наследники вашей силы богатырской. Крепко любит по всей Руси простой народ богатырей – любит, славит и чествует: ржаным хлебом с ними делится, на лучшее место сажает и поет песни про их славные подвиги, про то, как берегут и защищают богатыри родную Русь.

У. Дорогие богатыри! Мы очень рады, что вы к нам пришли. Сегодня на уроке мы как раз вспоминаем о вас, говорим о ваших славных подвигах, о любви к Руси-матушке. Не поможете ли вы нашим детям показать свои знания о сказочных и былинных героях? Можно Вас, Илья, попросить подсесть к этим ребятам?

Илья. Да, вот я – не просто Илья, а Илья Муромец. Что это значит?

Дети. Родина Ильи – город Муром, село Карачарово.

У. А Вас, Добрыня Никитич, я прошу подсесть к этим ребятам.

Добрыня. А почему я Никитич?

Д. Никитич – это отчество. Отца богатыря звали Никитой Романовичем.

У. А Вас, Алеша Попович, прошу подсесть к этим ребятам.

Алеша. Объясните происхождение моего прозвища – Попович.

Д. Вы из семьи священнослужителей.

У. Итак, у нас образовалось три команды: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Не забывайте, ребята, о том, что богатыри были сплоченными, поэтому давайте и мы покажем свое умение работать в команде.

3. Конкурсы по теме «Былины и сказки»

У. Вспомните самые известные образные выражения – эпитеты, например сине море.

Д. Ретивое сердце, чистое поле, живая вода, добрый молодец, красна девица, буйна голова, могучи плечи, ноги резвые, кровь горячая, слезы горючие.

У. Каких героев – защитников земли Русской вы знаете? Из каких они произведений?

Д. Это Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Михайло Данилович, Самсон, Дунай Иванович, Василий Буслаев, Садко, Иван – крестьянский сын, Никита Кожемяка. Мы познакомились с ними, прочитав былины и сказки «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Болезнь и исцеление Ильи Муромца», «Добрыня и Змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Михайло Данилович», «Самсон-богатырь», «Смерть Василия Буслаева», «Садко», «Иван – крестьянский сын», «Никита Кожемяка».

У. Какими предстают перед нами герои сказок и былин? Подтвердите свой ответ текстом.

Былина «Добрыня и змей»

С. 161. «Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нем ухватки богатырские. Стал Добрыня Никитич на добром коне в чисто поле поезживать да змеев резвым конем потаптывать».
С. 162. «Добрыня проворен, увертливый, увернулся от хоботов змеиных да в глубь нырнул, а вынырнул у самого у берега...»
С. 163. «Вскочил богатырь Змею на белу грудь, хочет порешить его».
С. 167. «Рвал-рубил Добрыня хоботы змеиные, а под конец отрубил все три головы у поганого чудовища, порубил мечом, потоптал конем всех змеенышей и пошел во глубокие норы змеиные, разрубил-разломал запоры крепкие, выпускал из полона народу множество, отпускал всех на волю вольную».

Былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

С. 174. «Такая ли во мне теперь сила-могучесть, что, коли был бы столб крепко вбитый, ухватился бы за этот столб и перевернул бы Землю-матушку. Вот какой силы налился я».

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

С. 178. «Сам схватил тугой лук разрывчатый и стрелял в Соловья-разбойника, поранил правый глаз да руку правую чудовища, и упал злодей на землю».

Былина «Михайло Данилович»

С. 187.

«Сек-рубил силу три дня и три ночи,
Хлеба-соли не едаючи,
Ключевой воды не пиваючи
И себе отдыху не даючи».

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

С. 8. «В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож ... и разорвал он те двенадцать кож».
С. 12. «Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы Змей не съел, да и пошел на него».
С. 15. «Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу!»
С. 16. «Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чисто поле».
С. 20. «Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее Змея да и стал от Киева межу пропахивать».
С. 23. «...Никита Кожемяка убил и утопил Змея в море».
С. 25. «Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять».

У. За одну минуту по словарю В. Даля объясните значение слов неминучая, промысел, супротив.

Д. Неминучая – то, чего нельзя миновать, избежать.
– Промысел – свой способ добычи, уменье, средство для жизни.
– Супротив – против, вопреки.

4. Блиц-турнир

Команда 1

1. Как назывался головной убор богатыря? (Шлем.)

2. Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (Кольчуга.)

Команда 2

1. Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. (Меч.)

2. Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок воинов один на один начинался с использования именно этого оружия. (Копье, пика.)

Команда 3

1. Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит.)

2. Это оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава, палица.)

5. Картинный конкурс

У. Если внимательно рассмотреть картину В. Васнецова «Богатыри», то, помимо воинского снаряжения, можно заметить еще одну вещь совершенно мирного назначения, притороченную к богатырскому седлу. Что это за предмет? Кому художник «подарил» его? А что сказано в былинах – кто владел этим предметом?

Д. Гусли привязаны к седлу Алеши Поповича. В былинах же сказано, что на этом музыкальном инструменте умел играть Добрыня Никитич.

6. Подведение итогов конкурсов

7. Проверка домашнего задания

У. Дома вы все писали рассказы в стиле былины. Перед уроком вы должны были посовещаться и выбрать по одному человеку от группы для прочтения их вслух. Давайте послушаем.

Про Алешу Поповича

Вырос Алеша Попович до полного возраста. Вышел как-то раз он в чисто поле, сел на коня богатырского и поехал на Русь русскую, на дальнюю гору. На ней стоит дворец, а во дворце том жили Король, Королева и Принцесса. В ту пору жило поганое чудовище – Морской царь.
Пошла однажды Принцесса с няньками, с мамками купаться туда, где жил Морской царь. Увидел он ее, схватил и унес на глубину морскую... Король погоревал и созвал народ. Выбрали они богатыря Алешу Поповича. Поехал Алеша к реке и стал биться с поганым чудовищем. Бился, бился и отрубил Морскому царю голову. Спас Принцессу и повел к Королю. Вознаградил его Король и отдал в жены Принцессу. Поженились они и стали жить долго и счастливо.

Добрыня Никитич

В один ясный и солнечный день тяжело заболела у Добрыни матушка. Решил Добрыня поехать на дальнюю гору за лечебной травой-муравой. Ехал он, ехал, и вдруг налетел на него Змей Горыныч. Стали они биться-ратиться. Победил Добрыня Никитич Змея Горыныча. Въехал Добрыня Никитич на высокую гору, набрал травы-муравы и поскакал домой, а дома его уже дожидаются. Заварил Добрыня матушке лечебные травы, и хворь отступила от нее.

Илья Муромец и Кощей Бессмертный

Жил да был Илья Муромец. Проявились в нем ухватки богатырские. Стал он во чисто поле поезживать, змеенышей Кощея потаптывать.
Узнал он, что Кощей украл Василису Прекрасную. Решил Илья освободить ее и отправился в путь-дорогу. Много было препятствий на его пути, но он дошел до логова Кощея. А вокруг логова все звери были превращены в золото. Встретился Илья с Кощеем, который был без жезла, дающего ему бессмертие. Испугался Кощей, что Илья его победит, и превратил Василису в золото. Илья убил Кощея и припал к Василисе. Слезы его попали на ее руки, и ожила она, а вместе с ней и все лесные жители.
Сыграли Илья и Василиса свадьбу на весь мир. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

У. Я думаю, у каждого из вас сложился свой образ русского богатыря, воина-защитника. Каким вы его себе представляете?

Дети отвечают. Учитель записывает черты богатырей на доске.

IV. Итог урока

У. Заканчивая наш урок, мне бы хотелось пожелать, чтобы вы воспитывали в себе эти качества (зачитывает с доски): честность, добродушие, выносливость, верность, бескорыстие, смекалку, смелость, мужество, мудрость, надежность, справедливость, любовь к Родине, бесстрашие, преданность, ум, храбрость.