Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2010

Я иду на урок

Наталья Бычкова ,
учитель начальных классов ЦО школа № 2006, г. Москва

“Ежели вы вежливы...”

Русский язык. 2 класс

Тема. «Ежели вы вежливы...»

Цели. Ввести новые словарные слова на тему «Вежливость»; соотносить жизненный опыт учащихся с нормами речевого этикета; формировать устную и письменную культуру речи.

Учебные материалы. Учебник «Русский язык» (2 класс) (авт. Л.Я. Желтовская); тетрадь на печатной основе; карточки для индивидуальной работы (минутка чистописания); карточки со словарными словами (пожалуйста, до свидания, спасибо, здравствуй); схема плана написания письма.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Чистописание

Разминка

Учитель. У каждого из вас на парте листочек с заданием:

– Внимание! Ребята, те из вас, у кого на листочке красный кружок, получат особое задание в конце урока. А сейчас мысленно зачеркните на листочке непарные согласные. Из оставшихся букв составьте слово.
Поднимите руку, у кого получилось слово. Как подтвердить правильность ответа?

Дети. Зачеркнуть буквы карандашом на листочке.

У. Назовите слово.

Д. Спасибо.

Письмо буквы С

У. На минутке чистописания мы будем писать букву, которая повторяется в этом слове. Какая это буква?

Д. Буква с.

Учитель открывает букву на доске.

У. Вспомним ее написание.

Письмо сочетаний букв

У. Выделите в слове спасибо сочетания букв, с которыми соединяется буква с.

Д. Сп, ас, си.

У. Продолжите строчку. Потренируйтесь писать эти сочетания.

Дети записывают в тетради.

– А знаете ли вы, что означает слово спасибо?

Д. Благодарность. Вежливое слово.

У. Запишите слово спасибо 2 раза.

Работа с пословицей

У. Прочитайте запись на доске.

На доске: «Ласковое слово – что солнышко».

– Что здесь записано?

Д. Пословица.

У. Как пословица связана со словом спасибо?

Дети отвечают.

– Запишите пословицу в тетрадь. Следите за расстоянием между словами, за высотой и шириной букв.

III. Работа над темой урока

Выделение темы урока

У. Ребята, у нас в гостях сегодня Солнышко.

На доске – солнышко, на каждом лучике которого с обратной стороны записано словарное слово.

– Давайте вспомним, от каких ласковых слов нам становится тепло на душе, и Солнышко откроет нам свои лучики.

Д. Извините, здравствуйте и т.д.

У. Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?

Д. О добрых, ласковых.

У. Как можно назвать человека, который использует в речи такие слова?

Д. Вежливым.

У. Тема нашего урока так и называется: «Ежели вы вежливы...»

Учитель открывает запись на доске.

Работа над пословицей

У. Откройте учебник на с. 64. У нас в учебнике тоже есть Солнышко. Найдите рядом пословицу, с которой мы сегодня встречались. Чему учит народная мудрость в пословицах? Прочитайте задание упражнения № 1.

Какое слово необходимо объяснить?

Д. Вежество.

У. Что нам поможет?

Д. Этимологический словарик.

У. Объясните смысл этой пословицы.

Дети объясняют.

– Так вот, ребята, в народе еще издавна ценилось добросердечное отношение друг к другу, вежливость.

Работа со словарными словами

У. Вернемся к нашему Солнышку. Почему лучики у него стали зелеными?

Д. На них записаны словарные слова.

У. Поставим в них ударение, обозначим орфограммы.

Дети записывают:

спасибо, здравствуй, пожалуйста

Соотнесение норм речевого этикета с жизненным опытом детей в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности

У. На с. 64 в рамочках записаны значения вежливых слов. Прочитайте их. Соотнесем вежливые слова с их значениями. Объясните с помощью слов в рамочках значения словарных слов.

Д. Здравствуйте – означает приветствие, пожелание здоровья.

У. Какие еще слова-приветствия вы знаете? Когда мы можем употребить слово привет?

Д. При встрече знакомого, друга.

Аналогично ученики объясняют значение каждого слова.

Физкультминутка

У. Я буду называть слова. Если вы услышите слова-приветствия, хлопните в ладоши 1 раз, если слова-прощания – 2 раза.

Можно использовать слова и словосочетания: школа, привет, ручка, встречать, здравствуйте, добрый день, карандаш, пока, провожать, до свидания, доброе утро, до встречи, праздник, извините, прощай.

Работа с отрывком из рассказа В. Осеевой

У. Ребята, а как писательница Валентина Осеева называет одно из слов-лучиков?

Д. Волшебным.

У. Почему? Прочитайте отрывок из рассказа в упражнении 4. Выделите из него просьбу Павлика.

Д. «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста».

У. Как называется разговор между людьми?

Д. Диалог.

У. Вспомните, как записать речь Павлика в тетрадь.

Д. Поставим в начале строки тире.

У. Запишите это предложение. В вежливом слове поставьте ударение, выделите орфограммы.

Звуко-буквенный анализ

Ученики работают в тетради на печатной основе на с. 20.

У. Ребята, а знаете ли вы, почему люди говорят при встрече слово здравствуйте?

Д. Они желают друг другу здоровья.

У. Здоровье в старину называли здравием. На с. 20 тетради раскрасьте звуковую схему и подберите подходящее к ней слово.

После этой работы проводится взаимопроверка.

IV. Закрепление пройденного материала

Восстановление письма с помощью вежливых слов

У. Ребята, я часто слышу от вас вежливые слова в устной речи. А где и когда мы используем их в письменной речи?

Д. В записках, письмах.

У. Прочитайте задание к упражнению 7 на с. 65. Что необходимо сделать с точками?

Д. Вставить нужные вежливые слова.

У. Что нам поможет?

Д. Словарик, словарные слова.

У. Почему автор говорит, что эти предложения из письма?

Д. В тексте есть обращение и подпись.

Учитель открывает на доске схему записи письма.

У. Поднимите руку те, кто понял, чему мы будем учиться в этом упражнении.

Д. Использовать в письменной речи вежливые слова.

У. А как это связано с темой урока?

Дети, у которых на листочках в задании в начале урока был красный кружок, могут попробовать написать письмо тем ученикам, которые болеют.
Ученики, которые закончат задание раньше и проверят его, переходят к выполнению упражнения 5 на с. 20 тетради на печатной основе.
Запись письма.
Чтение писем, составленных детьми.

V. Итог урока

У. Чему вы учились на уроке?

Д. Использовать в устной и письменной речи вежливые слова.

У. Что нового узнали?

Д. Написание новых словарных слов и их значение.

У. Почему необходимо в речи использовать вежливые слова?

Д. Так делают все воспитанные, культурные люди.

– Чтобы показать своё доброе отношение к окружающим людям.

У. Спасибо всем за урок!

VI. Домашнее задание

Научиться писать изученные на уроке словарные слова, выполнить упражнение 8 на с. 65.