Тема. «Ежели вы вежливы...»
Цели. Ввести новые словарные слова
на тему «Вежливость»; соотносить жизненный опыт
учащихся с нормами речевого этикета; формировать
устную и письменную культуру речи.
Учебные материалы. Учебник «Русский
язык» (2 класс) (авт. Л.Я. Желтовская); тетрадь на
печатной основе; карточки для индивидуальной
работы (минутка чистописания); карточки со
словарными словами (пожалуйста, до свидания,
спасибо, здравствуй); схема плана написания
письма.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Чистописание
Разминка
Учитель. У каждого из вас на парте
листочек с заданием:
– Внимание! Ребята, те из вас, у кого
на листочке красный кружок, получат особое
задание в конце урока. А сейчас мысленно
зачеркните на листочке непарные согласные. Из
оставшихся букв составьте слово.
Поднимите руку, у кого получилось слово.
Как подтвердить правильность ответа?
Дети. Зачеркнуть буквы карандашом на
листочке.
У. Назовите слово.
Д. Спасибо.
Письмо буквы С
У. На минутке чистописания мы
будем писать букву, которая повторяется в этом
слове. Какая это буква?
Д. Буква с.
Учитель открывает букву на доске.
У. Вспомним ее написание.
Письмо сочетаний букв
У. Выделите в слове спасибо
сочетания букв, с которыми соединяется буква с.
Д. Сп, ас, си.
У. Продолжите строчку.
Потренируйтесь писать эти сочетания.
Дети записывают в тетради.
– А знаете ли вы, что означает слово спасибо?
Д. Благодарность. Вежливое слово.
У. Запишите слово спасибо 2
раза.
Работа с пословицей
У. Прочитайте запись на доске.
На доске: «Ласковое слово – что
солнышко».
– Что здесь записано?
Д. Пословица.
У. Как пословица связана со словом
спасибо?
Дети отвечают.
– Запишите пословицу в тетрадь.
Следите за расстоянием между словами, за высотой
и шириной букв.
III. Работа над темой урока
Выделение темы урока
У. Ребята, у нас в гостях сегодня
Солнышко.
На доске – солнышко, на каждом лучике
которого с обратной стороны записано словарное
слово.
– Давайте вспомним, от каких ласковых
слов нам становится тепло на душе, и Солнышко
откроет нам свои лучики.
Д. Извините, здравствуйте и
т.д.
У. Как вы думаете, о каких словах
мы будем говорить сегодня на уроке?
Д. О добрых, ласковых.
У. Как можно назвать человека,
который использует в речи такие слова?
Д. Вежливым.
У. Тема нашего урока так и
называется: «Ежели вы вежливы...»
Учитель открывает запись на доске.
Работа над пословицей
У. Откройте учебник на с. 64. У
нас в учебнике тоже есть Солнышко. Найдите рядом
пословицу, с которой мы сегодня встречались. Чему
учит народная мудрость в пословицах? Прочитайте
задание упражнения № 1.
Какое слово необходимо объяснить?
Д. Вежество.
У. Что нам поможет?
Д. Этимологический словарик.
У. Объясните смысл этой пословицы.
Дети объясняют.
– Так вот, ребята, в народе еще
издавна ценилось добросердечное отношение друг
к другу, вежливость.
Работа со словарными словами
У. Вернемся к нашему Солнышку.
Почему лучики у него стали зелеными?
Д. На них записаны словарные
слова.
У. Поставим в них ударение,
обозначим орфограммы.
Дети записывают:
спасибо, здравствуй, пожалуйста
Соотнесение норм речевого этикета с
жизненным опытом детей в ситуациях приветствия,
прощания, просьбы, благодарности
У. На с. 64 в рамочках записаны
значения вежливых слов. Прочитайте их. Соотнесем
вежливые слова с их значениями. Объясните с
помощью слов в рамочках значения словарных слов.
Д. Здравствуйте – означает
приветствие, пожелание здоровья.
У. Какие еще слова-приветствия вы
знаете? Когда мы можем употребить слово привет?
Д. При встрече знакомого, друга.
Аналогично ученики объясняют значение
каждого слова.
Физкультминутка
У. Я буду называть слова. Если вы
услышите слова-приветствия, хлопните в ладоши 1
раз, если слова-прощания – 2 раза.
Можно использовать слова и
словосочетания: школа, привет, ручка, встречать,
здравствуйте, добрый день, карандаш, пока,
провожать, до свидания, доброе утро, до встречи,
праздник, извините, прощай.
Работа с отрывком из рассказа В.
Осеевой
У. Ребята, а как писательница
Валентина Осеева называет одно из слов-лучиков?
Д. Волшебным.
У. Почему? Прочитайте отрывок из
рассказа в упражнении 4. Выделите из него просьбу
Павлика.
Д. «Лена, дай мне одну краску,
пожалуйста».
У. Как называется разговор между
людьми?
Д. Диалог.
У. Вспомните, как записать речь
Павлика в тетрадь.
Д. Поставим в начале строки тире.
У. Запишите это предложение. В
вежливом слове поставьте ударение, выделите
орфограммы.
Звуко-буквенный анализ
Ученики работают в тетради на печатной
основе на с. 20.
У. Ребята, а знаете ли вы, почему
люди говорят при встрече слово здравствуйте?
Д. Они желают друг другу здоровья.
У. Здоровье в старину называли
здравием. На с. 20 тетради раскрасьте
звуковую схему и подберите подходящее к ней
слово.
После этой работы проводится
взаимопроверка.
IV. Закрепление пройденного
материала
Восстановление письма с помощью
вежливых слов
У. Ребята, я часто слышу от вас
вежливые слова в устной речи. А где и когда мы
используем их в письменной речи?
Д. В записках, письмах.
У. Прочитайте задание к
упражнению 7 на с. 65. Что необходимо сделать с
точками?
Д. Вставить нужные вежливые слова.
У. Что нам поможет?
Д. Словарик, словарные слова.
У. Почему автор говорит, что эти
предложения из письма?
Д. В тексте есть обращение и
подпись.
Учитель открывает на доске схему
записи письма.
У. Поднимите руку те, кто понял,
чему мы будем учиться в этом упражнении.
Д. Использовать в письменной речи
вежливые слова.
У. А как это связано с темой урока?
Дети, у которых на листочках в задании
в начале урока был красный кружок, могут
попробовать написать письмо тем ученикам,
которые болеют.
Ученики, которые закончат задание раньше и
проверят его, переходят к выполнению
упражнения 5 на с. 20 тетради на печатной
основе.
Запись письма.
Чтение писем, составленных детьми.
V. Итог урока
У. Чему вы учились на уроке?
Д. Использовать в устной и
письменной речи вежливые слова.
У. Что нового узнали?
Д. Написание новых словарных слов
и их значение.
У. Почему необходимо в речи
использовать вежливые слова?
Д. Так делают все воспитанные,
культурные люди.
– Чтобы показать своё доброе отношение
к окружающим людям.
У. Спасибо всем за урок!
VI. Домашнее задание
Научиться писать изученные на уроке
словарные слова, выполнить упражнение 8 на с. 65.