|
||||||||||||
Людмила
Пищальникова
,
|
Год = |
Неделя = |
У. Назовите еще раз известные вам
единицы измерения времени начиная с самой
крупной.
Сколько месяцев в году? Назовите их по порядку.
Какой месяц в году самый короткий? Сколько в нем
суток? Сколько полных недель?
Какие единицы измерения времени меньше, чем
сутки?
На этом уроке мы больше узнаем об этих единицах
времени, о соотношении между ними.
IV. Знакомство с новым материалом
Слайд 3. Солнечные, водяные, песочные, механические, электронные часы.
У. Для измерения небольших промежутков времени люди изобрели часы.
О часах рассказывают заранее подготовленные ученики:
Ученик 1. Сначала появились
солнечные часы. Они работали только днем. Время
на этих часах показывала тень от стержня или
пластинки.
Египетские солнечные часы представляли
собой две сколоченные под углом пластинки. Утром,
когда солнце только вставало, конец тени
отмечали зарубкой на длинной планке. Считалось,
что это 6 часов утра. Потом длину утренней тени
делили на 6 одинаковых частей.
Время, за которое тень перемещалась от одной
зарубки до другой, принимали за 1 час. В полдень
часы переворачивали другим концом, и теперь тень,
увеличиваясь, опять шла по отметкам. Получилось
всего 12 дневных часов – 6 утренних и 6 вечерних.
Рисунки на доске: египетские солнечные часы, сделанные из камня около 1500 лет до н.э.; водяные часы, песочные часы, современные часы.
Ученик 2. Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка такого размера, что вся вода через нее вытекает ровно за час. Потом нужно снова наполнить сосуд водой. Это не очень удобный, но достаточно точный способ измерения времени. Видимо, отсюда и происходят выражения: «время истекло», «время течет».
Ученик 3. А вот песочные часы. Их до сих пор используют в медицине для определения промежутка времени, отведенного на ту или иную процедуру (в ванне, бассейне и т.п.).
Ученик 4. На рисунке показаны современные часы. Их циферблат разделен на 12 частей большими штрихами. Напротив этих штрихов написаны числа от 1 до 12. Маленькая часовая стрелка проходит расстояние между большими штрихами за 1 час. Большая (минутная) стрелка делает за один час полный оборот. Так как в часе 60 минут, а большие штрихи делят циферблат на 12 равных частей, то от одного большого штриха до следующего минутная стрелка проходит за 5 минут (60 : 12 = 5 минут). Поэтому часть циферблата между большими штрихами делят еще на 5 частей мелкими штрихами.
Практическая работа с циферблатом часов
1. Как называют большую стрелку часов?
А маленькую?
2. Сосчитайте, сколько промежутков между
черточками: например, от цифры 1 до цифры 2.
3. За какое время большая стрелка проходит это
расстояние?
4. Сколько времени движется часовая стрелка от
одной большой черточки до другой?
5. Что означает выражение минута молчания?
Когда это делается?
6. Что можно сделать за одну минуту?
У. Давайте узнаем, сколько примеров можно решить за одну минуту. Записывать в тетради нужно только ответы.
4 x 3 |
8 x 4 |
42 : 6 |
49 : 7 |
У. Теперь в течение одной минуты посчитайте числа начиная от 21, проговаривая их шепотом.
Дети выполняют задание.
– Сколько числительных вы назвали?
Дети отвечают.
Итак, за одну минуту можно решить 15–20 примеров, назвать числа от 21 до 81, прочитать 60–80 слов. Минута – это совсем не маленькая единица измерения времени, если ее использовать разумно.
Слайд 4. Циферблаты часов
– Рассмотрите изображения циферблатов часов. Определите, какое время они показывают.
Задача.
Если пройдет столько часов, сколько
прошло от начала суток, и еще 2 часа, то кончатся
сутки.
Который час был тогда?
(24 – 2) : 2 = 11 (ч)
V. Самостоятельная работа в группах
Группа I
Определите и запишите:
Четвертая часть года равна ... месяцам.
Двенадцатая часть года равна ... месяцу.
Седьмая часть недели равна ... суткам, а в сутках ... часа.
Третья часть суток равна ... часам, двенадцатая часть суток равна ... часам.
Шестая часть часа равна ... минутам.
Пятая часть часа равна ... минутам.
Группа II
Сравните:
3 ч * 48 мин; |
36 сек * 7 мин |
Группа III
Преобразуйте:
8 ч 10 мин = ... мин |
2 ч 12 мин = ... мин 490 ч = ... сут ... ч |
Группа IV
Вместо точек вставьте единицу измерения времени:
1 ч > 50 ... 150 мин > 2 ... |
2 ч 15 ... > 130 ... ... 2 ... > 2 дн. |
VI. Итог урока
У. Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? Как вы оцениваете работу в группах?