Последовательность реализации
проектной деятельности
1) обучение работе с информационными
источниками, проведению опросов,
интервьюированию, анкетированию;
2) выполнение индивидуальных проектов,
объединенных общей темой;
3) выполнение индивидуальных проектных заданий;
4) выполнение коллективных проектов.
Работать с учебником, литературными и
электронными источниками обучают в режимах
тьюторства, консультирования, репетиторства.
Ребенок учится ориентироваться в элементах
книги, электронного справочника, находить нужный
материал, первоначально изучать его методом
просмотрового чтения, детально изучать по
заданному или составленному плану,
анализировать, выбирать главное и фиксировать
результаты выборки. Большое внимание в курсе
преподавания предметов уделяется технологии
овладения логическими действиями анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Для
организации поисковой деятельности на всех
этапах проекта разрабатывают дидактические
материалы на печатной основе с заданиями и
рекомендациями.
Тематика проектов
«Сказочный калейдоскоп», «Соревнование
животных» (в среде программирования ПервоЛого),
«Устройство компьютера», «История компьютеров»,
«Чудо-семечко», «На планете Земля исчезли птицы»,
«Тайны школьного парка», «Операционная система
Windows XP», «Компьютерные шпионы» (о компьютерных
вирусах), «Интересная история» (в среде
программирования ЛогоМиры).
Индивидуальные проекты, объединенные
общей темой, знакомят учащихся со структурой и
правилами проектной деятельности. Общая
тематика заданий позволяет каждому ученику
координировать и сравнивать свою деятельность с
деятельностью других учащихся. Приоритетный вид
коммуникативного взаимодействия – ученик –
учитель.
Индивидуальные проектные задания
ориентированы на развитие умений учащихся
организовывать свою деятельность в соответствии
с общим планом работы над проектом и задачами
каждого технологического этапа. При выполнении
индивидуального проектного задания возрастает
уровень самостоятельности детей и расширяется
сфера коммуникативного взаимодействия.
В коллективном проекте группа учащихся
работает над выполнением общего задания, но
функции и обязанности каждого учащегося группы
четко обозначены. Каждый вносит частичку своего
труда в создание общего продукта, что определяет
коммуникативное взаимодействие более высокого
уровня между учащимися, сотрудничество и
взаимопомощь в процессе выполнения работы.
Представляю технологию реализации
коллективного межпредметного проекта на уроках
окружающего мира и информатики на примере
проекта «Природа Земли – экосистема» (авторская
программа А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»,
тематический раздел «Что такое экология?», 3-й
класс).
Дидактические цели проекта
– систематизировать знания и
представления детей по экологии путем
переосмысления причинно-следственных связей
между живой и неживой природой;
– формировать представление об экологической
целостности природы;
– помочь ребенку осознать важность его
отношения к природе;
– показать личностный рост ученика по
результатам решения поставленной проблемы.
Методические задачи проекта:
– побуждать учащихся к использованию
различных источников информации для решения
поставленной проблемы (печатные и электронные
энциклопедии; журнал «Юный натуралист» и т.д.;
наблюдения в природе, опрос родителей,
интервьюирование учителя биологии);
– формировать умения анализировать
полученную информацию, делать простые выводы,
составлять план деятельности в соответствии с
полученной информацией;
– развивать умения работать в группе (слушать
друг друга, согласовывать свои действия и
приходить к единому мнению);
– учить оформлять результаты своей
деятельности с помощью информационных
технологий.
На начальном этапе проекта учащиеся
были поделены на две «научные» группы. Детям
первой группы было предложено стать экологами и
составить экологический прогноз: какие
изменения произойдут в природе планеты Земля,
если исчезнут птицы? Учащиеся, пользуясь
дидактическими материалами, провели наблюдения
за птицами в школьном парке по плану, через
проблемный вопрос были поставлены в ситуацию
некомпетентности, с частными вопросами
обращались за помощью к родителям, книгам и
электронным справочникам, рекомендованным
учителем; на основе обработки полученной
информации, анализа пищевых цепей,
интервьюирования учителя биологии пришли к
выводу: природа – это хрупкий организм, в котором
нет ничего лишнего, поэтому нужно как можно
бережнее относиться к животным вокруг.
Результаты исследования дети оформили в
программе PowerPoint в виде научно-познавательного
слайд-фильма, представили его родителям на
открытом занятии, на этапе оформления проекта
отработали умения создавать презентацию по
плану, представлять ее, пользоваться сканером,
рисовать в графическом редакторе Paint.
Детям второй группы было предложено
стать журналистами и заведующими школьного
парка.
Учащиеся смастерили кормушки и
развесили их на деревьях; заготовили необходимый
растительный корм, каждый день зимой
подкармливали птиц; издали листовки по теме
«Помогите птицам своего двора!», буклет «Мы –
помощники птиц зимой», в котором рассказали о
результатах своего исследования; провели для
участников первой группы отчет-экскурсию о своей
деятельности в школьном парке; при издании
листовки и буклета закрепили умения набирать и
оформлять текст в программе Word; познакомились с
программой Publisher, с правилами размещения
информации в буклете, вставкой сканированных
объектов, распечаткой буклета на принтере.
На заключительном этапе проекта
учащимся было предложено сделать самооценку по
критериям, представленным в форме волшебных
линеечек, предложенных Г.А. Цукерман; написать
сочинение по теме «Мои открытия в проекте», в
котором дети высказывают свое мнение о проекте,
зафиксировали, чему они научились, с какими
трудностями столкнулись и кто помог их
разрешить.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дневник наблюдений за птицами
школьного парка
Цель: актуализировать знания по теме
проекта, развивать умение наблюдать за природным
объектом, вовлечь в исследование.
Мой дорогой друг! Наш школьный парк
нуждается в помощи. Давай поможем нашему
школьному парку! Начнем с наблюдений за птицами
школьного парка.
1-й день
1. Отметь крестиком птиц, которых ты
знаешь и чаще всего видишь:
...голубь, ...чайка, ...скворец, ...галка,
...синица, ...ворона, ...воробей, ... сорока, ...дрозд
2. Пройдись по школьному парку. Каких
птиц ты встретил? Запиши. Сколько их было всего?
Сколько разных видов?
3. Сравни птиц, которых ты увидел в
парке. Чем они отличаются друг от друга? (Обрати
внимание на размер, цвет, хвост, лапки, крылья,
клюв, как они летают, как себя ведут.) Чем они
похожи друг на друга?
2-й день
Выбери птицу, которая больше всех тебе
понравилась, и продолжи за ней наблюдать.
1. Напиши название своей птицы, если ты
его знаешь (если не знаешь, спроси у родителей или
учителя).
2. Обведи кружком тот размер, который,
по-твоему, больше всего подходит к этой птице.
меньше твоей руки; такой же, как твоя
рука; больше твоей руки
3. Обведи кружком то слово, которое
характеризует полет птицы.
по прямой, «волнами», быстро, плавно
4. Обведи кружком слово, описывающее
движения птицы на земле.
прыгает, ходит и прыгает, бегает,
ходит
5. Какого цвета твоя птица?
6. Что клевала (обведи кружком)?
крошки, семена, насекомых, червей
7. Подумай! Как можно узнать о любимой
пище этой птицы?
8. Обведи кружком времена года, когда
ты можешь наблюдать эту птицу.
весной, летом, осенью, зимой
9. Поразмышляй! Какие части тела птицы
помогают ей выжить и добыть себе пропитание?
Подчеркни. Почему ты так думаешь?
клюв, крылья, лапки, хвост.
Если ты затрудняешься ответить на
вопросы, начни собирать книги о птицах, выборочно
(о своей птице) их читать. Я рекомендую тебе:
Нуждина Н.В. Чудо – всюду!
(энциклопедия);
Герасимов В.П. Животный мир нашей
Родины;
Плешаков А.А. Великан на зеленой
поляне;
Журнал «Юный натуралист».
Эти книги и журнал ты сможешь найти в
нашей школьной библиотеке.
Давай порисуем!
Нарисуй свою птицу.
Итак, мой друг, ты готов к участию в
научной экспедиции. Наблюдения помогут тебе в
научной работе.
Желаю удачи!
Работа с книгой (I группа)
1. Ознакомься с содержанием книги, ее
иллюстрациями.
Если в ней есть информация о птицах, то
начни изучать эту книгу более внимательно.
По итогам изучения книг составь в
программе PowerPoint презентацию-описание своей
птицы. Можешь воспользоваться следующим планом:
1) Название птицы (картинка).
2) Описание внешнего вида птицы.
3) Описание места ее обитания.
4) Питание птицы.
5) Размножение птицы.
6) Интересные факты из жизни птицы.
Составленную презентацию можешь
использовать в исследовании или для доклада на
уроке.
2. Постарайся найти в книгах ответы на
следующие вопросы:
Потренируйся в составлении пищевых
цепей в тетради на печатной основе (с. 46–47,
№ 100, 101).
Найди или составь как можно больше
пищевых цепей с участием птиц.
Изучи ответы на вопросы – они помогут
тебе найти главный ответ на волнующий нас вопрос.
Работа с «Детской энциклопедией
Кирилла и Мефодия»
1. Найди на Рабочем столе ярлык
программы «Детская энциклопедия Кирилла и
Мефодия», запусти программу.
2. Рассмотри содержание энциклопедии.
3. Выбери ЛКМ (левой кнопкой мыши) «Мир
вокруг меня».
4. Рассмотри диалоговое окно. Найди «Поиск».
Щелкни по ЛКМ.
5. В панели «Поиск» найди «Птицы».
Щелкни по нужному слову ЛКМ.
6. Прочитай статью о птицах, пользуясь
полосами прокрутки.
Примечание. В статье можно нажимать
на названия птиц (например, скворец) и читать
о них информацию, рассматривать их фотографии.
Опрос
Опрос – это система вопросов по
какой-то теме. Опрос используют, когда хотят
выяснить, что думают или знают другие люди по
этой теме.
Задай вопросы, которые мы составили,
родителям. Их ответы запиши.
Записи эколога
Давай создадим научно-познавательный
фильм (экологический прогноз).
Тебе понадобятся умная голова,
информация из книг, электронной энциклопедии,
карандаши и фломастеры.
Кадр 1. Что произойдет с
насекомыми?
Кадр 2. Что произойдет с растениями?
Кадр 3. Что произойдет с другими животными?
Кадр 4. Что произойдет с атмосферой Земли?
Кадр 5. Что произойдет с почвой?
Кадр 6. Что произойдет с человеком?
Интервью
Интервью – это беседа по какой-то теме
со специалистом, например с учителем. Тот, кто
берет интервью, готовит заранее вопросы и задает
их в ходе беседы, чтобы что-либо разъяснить по
этой теме или разузнать.
План интервью с учителем биологии:
1. Покажи учителю свой кадр из фильма.
2. Объясни, что ты хотел показать в своем кадре.
3. Попроси проверить твои предположения.
4. Внеси изменения, если ты согласен.
5. Вырази благодарность за помощь.
Подготовься к интервью. Составь вопросы.
Запиши их.
Подумай!
Как можно ответить на главный вопрос
нашей экспедиции: Почему природа Земли
является экосистемой?
Поздравляю! Мой друг, ты выполнил
серьезную работу.
Оцени себя по 5-балльной шкале.
Постарайся объяснить свой выбор.
Твои ответы на вопросы.
Твой кадр.
Твоя помощь группе.
Твое желание выслушать товарища по группе.
Напиши сочинение
Тема: «Мои открытия в исследовании».
Воспользуйся следующим планом:
1) что тебе понравилось;
2) что ты узнал нового для себя, чему научился;
3) какие трудности ты испытал, кто тебе помог их
разрешить;
4) хочешь ли ты вновь стать
исследователем; что бы ты хотел изучить,
сделать.
Работа с книгой (II группа)
Ознакомься с содержанием книги, ее
иллюстрациями. Если есть информация о птицах, то
начни изучать эту книгу более внимательно.
Постарайся найти в книгах ответы на
следующие вопросы:
Почему птиц нужно охранять?
Какие птицы нашего края нуждаются в
охране?
Как можно охранять птиц?
Какие способы охраны необходимы птицам
осенью и зимой?
Опиши свои ощущения и чувства
Представь себя птицей. Зима. Яркий
солнечный денек. Сильный мороз. Б-р-р! Что ты
видишь? Что ты чувствуешь?
Составь план помощи
Выбери способы охраны птиц в нашем
школьном парке осенью и зимой.
Отчет-экскурсия
Проведи отчет-экскурсию о своей работе
в школьном парке.
Поделись впечатлениями
Что в экспедиции тебе понравилось? Чему
ты научился? Нужна ли была твоя помощь птицам?
Почему ты так решил?
Поздравляю! Мой друг, ты выполнил
серьезную работу.
Оцени себя по 5-балльной шкале.
Постарайся объяснить свой выбор.
Твои ответы на вопросы.
Твоя помощь группе.
Твой план помощи птицам парка
Твое желание выслушать товарища по группе.
По итогам проекта было проведено
открытое занятие. Предлагается методическая
разработка занятия – защиты детских
исследований.
ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАНИЙ
Тема. «Без птиц невозможно
представить планету Земля!»
Цель. Подвести итоги исследований
учащихся.
Учебные материалы. Компьютер,
проектор; интерактивная доска или экран;
электронные и печатные материалы: презентации с
докладами о птицах, презентация-фильм «На
планете Земля исчезли птицы...», буклет «Мы –
помощники птиц зимой»; листовки «Помоги птицам!» (прикреплены
на классную доску); листы-памятки с золотым
правилом экологической этики (подарок для
гостей занятия); медали для награждения в
викторине; кормушки, изготовленные детьми, виды
корма для птиц; выставка печатных и электронных
изданий о птицах (содержит «Красную книгу
Среднего Урала»); макет кормушки с бумажными
птицами (из докладов).
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
II. Викторина «Жизнь птиц»
Учитель. Давайте проверим, хорошо ли
вы знаете птиц, их повадки.
Я предлагаю вашему вниманию викторину.
Вопросы викторины
1. Почему насекомые осенью исчезают?
2. Какие связи существуют между птицами и
насекомыми в природе?
3. Почему многие птицы улетают осенью в теплые
страны?
4. Почему птицы улетают в такой
последовательности: насекомоядные – зерноядные
– водоплавающие?
5. Какие птицы остаются зимовать?
6. Можно ли удержать перелетных птиц, если
развесить огромное количество утепленных
домиков?
Подведение итогов викторины.
У. Вы хорошо знаете жизнь птиц. На
какие две группы можно поделить следующих птиц: голубь,
журавль, сорока, кукушка, дятел, зяблик, синица,
жаворонок, воробей, галка.
Дети. На зимующих и перелетных.
У. Сегодня мы поговорим о зимующих
птицах.
III. Доклады детей
Дети показывают мини-презентации
начиная с вопроса: «Отгадайте, кто это?»
Ученик 1. У этой птицы белые щечки
и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка,
спинка зеленая, а крылья серо-голубые. (Синица.)
Синиц так назвали за их песенку:
«сии-сии», «ции-ции». С утра до вечера без устали
перепархивают синицы с ветки на ветку,
внимательно осматривая каждый уголок и каждую
трещинку на дереве, выклевывая насекомых. Это
насекомоядные птицы. Ранней весной синица вьет
гнездо. В это время еще холодно, поэтому гнездо
синица делает из пуха и перьев, шерсти животных.
Синицы – многодетные матери: два раза за весну
они высиживают птенцов, и каждый раз в гнездышке
лежит по 10–12 яиц. Пока синица-мать сидит на яйцах,
будущий отец заботливо ухаживает за ней: каждый
час приносит еду. Зимой синицам приходится плохо,
ведь они насекомоядные птицы. Они прилетают к
нашим домам за помощью.
У. Что нового вы узнали из доклада
о синице?
Выслушиваются ответы детей.
Ученик 2. У этой птицы черно-белый
наряд, словно она во фраке. (Сорока.)
Сорока – замечательная птица. Она
лучший строитель в лесу. Сорока не любит занимать
свое старое гнездо и каждый год строит новое.
Гнездо у нее прочное, просторное, дно выложено
сухой травой, мхом и шерстью. Над гнездом – крыша
из веток, чтобы не мочил дождь и чтобы птенцов
никто не обидел. Сорочья семья большая –
8–12 малышей просят есть. Пока сорочата совсем
маленькие, родители кормят их мягкими личинками,
гусеницами и мелкими насекомыми. Потом приносят
крупных жуков, мух и кузнечиков, а затем –
лягушек и мышат. Сорока – разбойница. Не любят ее
маленькие птицы – воробьи, малиновки, соловьи,
потому что сорока может украсть чужое яйцо или
птенчика. Сорока – тараторка. Сорочий
переполох – сигнал для лесных зверей, что
опасность рядом. Но возле своего гнезда сорока
ведет себя тихо, поэтому трудно в лесу отыскать
ее гнездо. Сорока очень любопытна. Увидит
что-нибудь блестящее – обязательно утащит в свое
гнездо. Лишь в середине лета сорок не видно. Они
начинают линять и как будто стыдятся своего
обтрепанного фрака, прячутся в лесу от
посторонних глаз. Зимой сорокам приходится
плохо. Они прилетают к человеческому жилью за
помощью.
У. Что нового вы узнали из доклада о
сороке?
Выслушиваются ответы детей.
Ученик 3. У этой птицы белые щечки, на
щечках черные пятна, белая шейка и брюшко,
остальное оперение коричневое. (Воробей.)
Воробьи – маленькие шустрые птички.
Они постоянно находятся в поисках пищи. Любят и
насекомых, и растительную пищу. Свое гнездо
воробей сооружает рядом с жилищем человека –
под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей
– плохой строитель, гнездо его не отличается
красотой и удобством. Иногда он вообще не строит
гнезда, а захватывает чужое – скворечник или
гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает
трудно.
У. Что нового вы узнали из этого
доклада?
Выслушиваются ответы детей.
IV. Защита исследований
1. Представление
научно-познавательного фильма-презентации
«Исчезновение птиц на планете Земля» с помощью
компьютера, проектора, интерактивной доски или
экрана (группа I). Вступление учителя. По итогам
показа – выступление экспертов (родителя,
учителя биологии, участника II группы). Примеры
слайдов из презентации.
2. На доске — кормушка с птицами.
Изложение целей, задач практического
исследования.
Выступление группы II. Учащиеся читают
стихи:
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму!
Мы готовим кормушки – угадайте, кому?
Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?
Наше дело ребячье – уберечь их зимой.
Представление деревянной кормушки.
Пуховые подушки на осинах белы.
Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы.
И они, наши птицы, зорко сад сторожа,
От вредителей летом сберегут урожай.
Доклад-презентация ребенка по теме
«Корм для птиц» с демонстрацией различных видов
корма.
Ученик 4. Я расскажу, какой корм
нужно давать птицам. Птицы охотно едят семена
подсолнечника, тыквы и дыни. Овес, пшено, просо
предпочитают овсянки, воробьи. Семена репейника
– основной корм щеглов. Семена крапивы, конского
щавеля, лебеды охотно едят зерновые птицы. Ягоды
рябины и калины – любимая пища снегирей и
свиристелей. Хлебные крошки, остатки мучных и
мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое
сало – превосходный корм для синиц, поползней и
дятлов. Сырое мясо – хорошая пища для синиц,
поползней, галок. А еще мы, дети, можем призывать
других детей беречь птиц! А помогут нам листовки.
Выходят дети с листовками «Помоги
птицам!».
Листовка Власовой Вики
Птицы зимой нередко голодают.
Особенно трудно им находить корм во время
снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело
приходится птицам, когда деревья покрыты
изморозью, так как почти невозможно добраться до
спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду
очень много птиц погибает от голода, не дожив до
весны. Так, мелкие птички погибают после шести
часов голодания, из каждых десяти синичек до
весны доживают только две. Поэтому птиц нужно
подкармливать.
Смастери кормушку для птиц, заготовь корм,
подкармливай птиц зимой! Тогда весной, летом и
осенью птицы отплатят тебе добром: будут
охранять растения от вредных насекомых.
Представление учащимися выставки книг
и электронных энциклопедий как информационных
источников исследований в форме краткого обзора.
Рассказ учителя о «Красной книге Среднего
Урала». Представление сочинений «Мои открытия
в исследовании».
Сочинение Михайлова Саши
Мне очень понравилось наблюдать за
жизнью птиц в школьном парке. Раньше я даже не
задумывался, как живут птицы вокруг. Оказалось,
что они маленькие, беззащитные. Им нужна моя
помощь. Для них я вместе с дедушкой построил
кормушку. Я и не предполагал, что этот домик так
важен для птиц зимой.
Мне понравились книги, которые я прочитал о
птицах. Я много узнал о жизни разных птиц. Еще я
научился проводить вместе с ребятами
отчет-экскурсию.
Я хочу снова поучаствовать в исследовании.
На экскурсии мы увидели, что в помощи
нуждаются не только птицы, но и деревья нашего
парка. Я хотел бы им помочь.
Вывод
Золотое правило экологической этики: «Поступай
по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы
поступали по отношению к тебе».
У. Наша планета Земля очень велика
в сравнении с каждым человеком, а он так мал в
сравнении с ней! Но тот же человек для птиц
превращается в огромного великана, который
может им помочь в трудную пору жизни. Так не
скупитесь же на доброе отношение к животному
миру вокруг!
V. Итог занятия
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?..
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
Реализация проекта с оформлением
результатов при помощи ИКТ способствовала
формированию ответственности детей перед
природой за свои действия, изучению основ
информационной культуры, развитию
познавательного интереса к предметам
«Окружающий мир», «Информатика».
Список информационных ресурсов
Герасимов В.П. Животный мир нашей
Родины. М., 1985.
Естествознание. Шаг за шагом. 1998.
Левитман М.Х. Экология – предмет:
интересно или нет? С.Пб., 1998.
Информатика и образование. 2006–2008.
Плешаков А.А. Учебники и
методические пособия. М., 2000.
Савенков А.И. Как научить младшего
школьника приобретать знания. Ярославль, 2002.
Тайны живой природы: Познавательная
энциклопедия. М., 1996.
Я иду на урок в начальную школу.
Природоведение: Книга для учителя. М.: Первое
сентября, 2000.