|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тамара Александровна
Круглова
,
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
1 |
+ |
||||
2 |
+ |
||||
3 |
+ |
||||
4 |
+ |
||||
5 |
2 |
3 |
1 |
4 |
|
6 |
3 |
1 |
2 |
||
7 |
старая, худая |
||||
8 |
5 |
3 |
1 |
2 |
4 |
9 |
жаба, лошадь |
||||
10 |
стыдно обижать слабых, беззащитных |
3 класс
Кнут
– Дедушка, смотри, какой я кнут
нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты –
ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко... И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я,
конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз
вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под
хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды
согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал
меня:
– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь
кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор
увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что?
Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и
получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о
кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под
подушкой оно вроде надёжней всего...
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим
– где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо
прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот
спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут
надобно крепко покумекать. Но ты же у нас
головастый. Мать говорит – на одни пятёрки
учишься...
Красный и потный – не от чая горячего, а от
дедовских насмешливых глаз – я медленно слез
с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого
удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому
деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне
захотелось поскорее избавиться от этого
злополучного кнута.
(261 слово)
(В. Волков)
Прочитай текст «Кнут» В. Волкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи героев произведения.
а) Дед, внук, дед Егор;
б) внук, дед;
в) внук, дед, Вовка.
2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.
а) В городе;
б) в селе.
3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
а) Утром;
б) утром, днем, вечером;
в) утром, вечером.
4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?
5. Где Вовка нашел кнут?
6. В чем была радость обладания кнутом?
а) Звучно щелкать;
б) хвастать перед ребятами;
в) хранить под подушкой.
7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?
8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?
а) Нарушить религиозно-нравственные предписания;
б) совершить поступок, достойный осуждения, порицания.
9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?
10. Какой совет дал дед внуку?
11. Какое значение вкладывает дед в слова:
а) покумекать;
б) головастый/
12. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?
13. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.
а) Совет деда.
б) Облегчение от принятого решения.
в) Хвастовство находкой.
г) Нежелание отдать кнут хозяину.
14. Придумай 1–2 вопроса к тексту.
15. Какой нравственный урок получил внук?
Правильные ответы к заданиям
А |
Б |
В |
Г |
|
1 |
+ |
|||
2 |
+ |
коса, сад, огороды, заогородная тропка |
||
3 |
+ |
|||
4 |
кнутом |
|||
5 |
на дороге |
|||
6 |
+ |
|||
7 |
кнут чужой взял и деду соврал |
|||
8 |
||||
9 |
увидит хозяин |
|||
10 |
спрятать кнут под подушку |
|||
11 |
подумать |
умный |
||
12 |
||||
13 |
3 |
4 |
1 |
2 |
4 класс
Прозрение
В одной московской школе перестал
ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две...
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по
совету учительницы решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень
грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:
– Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
– Он больше не будет учиться с вами. Ему
сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам
ходить не может...
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из
них предложил:
– А мы его по очереди в школу водить будем.
– И домой провожать.
– И уроки поможем делать, – перебивая друг
друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела
друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь
рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему
поняли, какое несчастье произошло с их другом.
Лёва с трудом сказал:
– Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
– А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
– А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно
кивал головой. По лицу мамы градом катились
слёзы.
После ухода ребята составили план – кто когда
заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет
гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной
партой, тихонько рассказывал ему во время урока
то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все
радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь
класс. Для того чтобы объяснить урок другу,
попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята
старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву
на каток. Мальчик очень любил классическую
музыку, и одноклассники ходили с ним на
симфонические концерты...
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем
поступил в институт. И там нашлись друзья,
которые стали его глазами.
После института Лёва продолжал учиться и в конце
концов стал всемирно известным математиком,
академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для добра.
(333 слова)
(Б. Ганаго)
Прочитай текст «Прозрение» Б. Ганаго. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В каком городе учился мальчик?
а) В Москве;
б) в Санкт-Петербурге;
в) в Ростове.
2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?
а) У него не было телефона;
б) он перестал ходить на занятия;
в) ребятам захотелось сходить в гости.
3. Как Левина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.
4. Какое значение вкладывает автор в слово защебетали (одноклассники)?
а) Запели;
б) заговорили одновременно;
в) заспорили между собой.
5. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?
а) Когда увидели Леву;
б) Когда увидели Леву с повязкой на глазах;
в) Когда увидели, как Лева с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним.
6. Какое решение приняли ребята?
7. Восстанови последовательность смены настроения мамы.
а) У мамы на глазах навернулись слезы.
б) Лицо у нее (мамы) было очень грустное.
в) Мама печально ответила… .
г) По лицу мамы градом катились слезы.
8. Как ты думаешь, можно ли плакать от радости?
а) Да;
б) нет.
9. Что сделали одноклассники после посещения товарища?
10. Почему ребята радовались пятеркам Левы больше, чем своим?
11. Какое значение вкладывает автор во фразу: И там (в институте) нашлись друзья, которые стали его (Левы) глазами?
12. Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.
а) Всемирная известность.
б) Мальчик перестал ходить в школу.
в) Решение ребят не бросать друга в беде.
г) Успешная учеба Левы в школе.
д) Одноклассники у Левы дома.
е) Новые друзья в институте.
13. Составь план из трех пунктов.
14. Выпиши главную мысль этого рассказа.
15. Как ты думаешь, о каком «прозрении» идет речь в произведении?
Правильные ответы к заданиям
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
1 |
+ |
|||||
2 |
+ |
|||||
3 |
Лева ослеп и сам ходить не может |
|||||
4 |
+ |
|||||
5 |
+ |
|||||
6 |
по очереди водить в школу, провожать домой, делать уроки |
|||||
7 |
3 |
1 |
2 |
4 |
||
8 |
+ |
|||||
9 |
составили план |
|||||
10 |
в этом была и их заслуга |
|||||
11 |
помогали Леве |
|||||
12 |
6 |
1 |
3 |
4 |
2 |
5 |
13 |
||||||
14 |
последнее предложение |
|||||
15 |
о прозрении для добра |
Проверка читательских умений
Ф.И. учащихся |
Выполнили всю работу |
Допустили ошибки в заданиях |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
... |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
||
Проверка уровня начитанности
4 класс
1. Приведи 2–3 примера названий малых фольклорных жанров.
2. Определи жанры произведений.
а) Что посеешь, то и пожнешь.
б) Желтый Антошка
Вертится на ножке:
Где солнце стоит,
Туда он глядит.в) Сшила Саша Сашке шапку.
Сашка шапкой шишку сшиб.
3. Объясни, в каких жизненных ситуациях можно сказать: «Что посеешь, то и пожнешь»?
4. Определи жанры произведений, относящихся к разделу «Устное народное творчество».
а) Летописи;
б) былины;
в) сказки;
г) басни.
5. Запиши 3–4 имени былинных героев в порядке старшинства.
6. Что общего в бытовых сказках и баснях?
а) Наличие конкретного автора;
б) небольшой объем;
в) поучительность;
г) наличие диалогов.
7. К какой из басен И. Крылова можно отнести поговорку: «Кто в лес, кто по дрова»?
8. В какой из сказок волшебный мир – это подводное царство?
а) «Гуси-лебеди»;
б) «Медное, серебряное и золотое царства»;
в) «Морской царь и Василиса Премудрая»;
г) «Крошечка Хаврошечка».
9. Напиши 2–3 названия сказок, где действуют волшебные помощники.
10. Вспомни 1–2 названия произведений, где герои одерживают победу над собой.
11. Укажи 2–3 авторов, которые пишут смешные рассказы о детях и для детей.
12. Перечисли 2–3 фамилии поэтов, чьи произведения о весне ты читал.
13. С какими детскими журналами ты знаком?
а) «Филя»;
б) «Мурзилка»;
в) «Веселые картинки»;
г) «Миша»;
д) «Вини-Пух»;
е) _______________________________.
14. Какие книги (1–2) можно отнести к справочно-познавательной литературе?