2 класс
ДИКТАНТ
Цель работы – проверить умение
применять пройденные правила.
Вариант 1
Лучи
Наступила весна. Стоят тёплые
деньки. Лучи понесли свет и тепло листьям,
цветам и травам. Вот лучи упали в сад. На сливах и
вишнях лопнули почки. Маленький лучик остановился
во дворе. Там гуляли Анна и Даша. Он с ними
стал гулять.
Грамматические задания
1. В пятом предложении подчеркнуть
главные члены.
2. Подчеркнуть орфограмму, которая объединяет
слова тепло, цветам, во дворе.
Вариант 2
Кораблик
Наступил тёплый апрель. Стоят ясные
дни. С крыш падает частая капель. На
деревьях надулись почки. Пушистые
сугробы снега осели. Весело бежит звонкий
ручей. У Никиты в руках кораблик. Он пустил его на
воду. Плыви, кораблик!
Грамматические задания
1. В четвёртом предложении подчеркнуть
главные члены.
2. Подчеркнуть орфограммы в словах: на деревьях,
бежит, у Никиты.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение
списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Скворцы прилетели
Пришла весна. Вернулись на родину
птицы. Они обновили свои гнёзда. Каждый вечер
птицы садились на рябину под окном и пели. Я любил
их слушать. Скворцы часто летали друг к другу в
гости. Днём они деловито бегали в огороде и в
саду.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Обучающее изложение.
Волчишко
Человек в лесу поймал волчишку. Он
принёс его домой. Утром человек ушёл.
Волчишко спал под креслом. Проснулись кот и пёс.
Они бросились к чашке с молоком. Дверь была
открыта. Волчишко выбежал на крыльцо, а потом в
огород. За огородом был лес.
В лесу его ждала мать. Волчишко и мать скрылись в
лесу.
(По Е. Чарушину)
План
1. Человек поймал волчишку.
2. Домой в лес.
3. Встреча с матерью.
Слова для справок: волчишко, человек,
принёс, ушёл, бросились, обнюхала,
облизала.
II. Составьте текст, используя данные
выражения. Озаглавьте текст.
III. Подготовьте ответы на вопросы.
Запишите их. Озаглавьте текст.
– Какое время года наступает после
долгой зимы?
– Какие звери просыпаются после зимней спячки?
– У какого зверька меняется цвет шубки?
– Кто звонкой песней встречает весну?
3 класс
ДИКТАНТ
Цель работы – проверить умение
обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова
на диапазоне изученных правил.
Вариант 1
На лугу
Зелёный луг блестит на солнце. По всей
окрестности разливаются запахи цветов и трав.
Вот голубые колокольчики. Вьётся цепкий душистый
горошек. Сладким медком пахнет розовый клевер.
Белеют крупные ромашки с золотой серединкой.
Ползают по былинкам жучки с пёстрыми спинками. А
в густой траве сидит большой зелёный кузнечик.
Над лугом льются звонкие голоса птиц.
Грамматические задания
1. Во втором предложении подчеркнуть
главные члены.
2. Образовать от слов утро, весна
родственные слова с удвоенными согласными.
Дописать 2–3 слова с удвоенными согласными бб,
сс.
Вариант 2
Весной
Стояла поздняя весна. С черёмухи
осыпались последние белые лепестки. Птицы свили
гнёзда и затихли. Подросли и осмелели зайчата.
Они стали похожими на взрослых красивых зайцев. Я
подъехал к лугу. Он был мокрый и холодный от росы.
Я тихо бродил около полянки. Вдоль поляны
тянулась узкая тропа. Вот нора крота. Она
осыпалась и заросла травой. Хрустнул сук.
Мелькнула серая тень. Это пробежала полевая мышь.
Грамматические задания
1. Указать номер предложения, которое
подходит к этой схеме:
========= и ======== ––––––––––– .
Ответ: № _____ .
2. Что объединяет группу приведенных
ниже слов: 1) падеж; 2) склонение?
Написать на строке нужную цифру.
___________ с черёмухи, от росы, около
полянки, травой.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение
списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Почему снег загрустил
Пришла весна. Солнце стало пригревать
землю своими тёплыми лучами. Все весне
обрадовались: и звери, и птицы. Только один снег
огорчился. Не рад он весне. Зимой снег был белый,
пушистый, блестящий. А сейчас он стал грязный,
чёрный. Прячется снег от солнца под кустами и
деревьями. Но яркие лучи солнца всё равно его
достанут. Скоро снег совсем растает. Ребята
выбежали на улицу и радуются лужам – можно
пускать кораблики!
Здравствуй, весна-красна!
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Обучающее изложение.
Лосёнок
Дело было в конце мая. Пошёл Витя в
лес. Погода стояла дождливая. Дул холодный ветер.
Мальчик вошёл в малинник. Вдруг до него донёсся
странный писк.
Витя посмотрел по сторонам. Он увидел большую
голову и длинные ноги. Да это же маленький
лосёнок! Видно, он отстал от матери. Стоит он весь
мокрый, дрожит.
Мальчик привёл лосёнка домой. Уложил в уголок и
накрыл старой шубой. Потом Витя нашёл соску и
напоил лосёнка тёплым молоком из бутылки. Так
остался лосёнок жить у Вити до осени. А
осенью ушёл в лес к своим.
План
1. Странный писк.
2. Лосёнок.
3. Витя приютил лосёнка до осени.
Слова для справок: донёсся, странный.
II. Составьте текст.
Первый ручеёк
В тексте используйте следующие
сочетания слов: солнечные лучи, побежали
струйки, прозрачный ручеёк, как в зеркало, глядят
небо и облака, рад весне.
III. Прочитайте начало текста.
Подумайте, что было потом. Запишите текст,
включив в него концовку. Озаглавьте текст.
______________
У нас под крыльцом жил ёж. Однажды
вечером он вылез из своей норы и смешно засеменил
по двору. Вдруг он увидел кота …
4 класс
ДИКТАНТ
Цель работы – проверить умение
обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в
диапазоне изученных правил, ставить запятую при
однородных членах предложения.
Вариант 1
На поляне
Долго ждёшь прихода весны. И вот она
на пороге. Пригревает вешнее солнце. Оно съедает
последний снег. С горки по дорожке бегут ручьи.
Они наполняют до краёв глубокую лужу и спешат
дальше. У старого пня опустели зимние квартиры.
Ожил под тёплым солнышком и огромный лесной
муравейник. С раннего утра до позднего вечера
хлопочут его жители. Они несут в дом травинки,
сосновую иголку. Показался лось. Он осмотрел
местность, попил холодной воды из лужицы и
скрылся. Удивительной жизнью наполнена поляна!
Слова для справок: пригревает,
наполнена.
Грамматические задания
1. Предпоследнее предложение
разобрать по членам.
2. В пятом предложении обозначить падежи имен
существительных и прилагательных.
Вариант 2
Цветы
Пришла ранняя весна. Солнце разбудило
лес. Тёплые лучи растопили снежинки на
верхушке сосны. Упали первые капельки на снег.
Они пробили сугроб. Появились первые проталины.
Из-под снега стали показываться зелёные стрелки.
А вот и первые подснежники! Набухли на деревьях
пахучие смолистые почки. На лесных полянках
появилась молодая травка.
Наступает поздняя весна. Запели над ручьями
голосистые соловьи. В тиши леса проснулся ландыш.
Он издает нежный запах. А как красивы его белые
колокольчики! Цветы – подарки весны. Сохрани их!
Грамматические задания
1. Третье предложение разобрать по
членам.
2. У имен существительных определить падеж.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение
списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Аист
Щурясь от яркого солнца, мы смотрели
на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не
двигали большими крыльями. Птицы тихо
спускались. Вот над нашими головами стая
разлетелась в стороны. Самый сильный аист
подлетел к дереву. На вершине чернели остатки
старого гнезда. На другой день он стал чинить
гнездо. Аист носил ветки, траву, мох.
Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул
голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица
громко застучала длинным клювом. Это была
весенняя песня аиста.
Грамматические задания
1. Указать падежи у выделенных имен
существительных.
2. Можно ли утверждать, что все выделенные
существительные относятся ко 2-му склонению?
(Записать ДА или НЕТ.)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Обучающее изложение.
Последняя льдина
Лёд на реке лопнул. Большая грязная
льдина поплыла вниз по течению.
Речка вышла из берегов, и льдину понесло в луга.
Раз около льдины вынырнул чёрный зверёк и залез
на неё. Это был крот. Льдина задела одним своим
краем сухой холмик. Крот соскочил на него и живо
зарылся в землю. Льдину гнало в лес. Она наехала
на пень и застряла. Тут на ней, как на островке,
собрались зверьки. Это были лесные мыши,
маленький зайчишка. Зверьки дрожали от страха и
холода. Они жались друг к другу. Беда у них была
общая.
Но вот вода стала быстро спадать. Солнце сожгло
льдину. Зверюшки попрыгали на землю и
разбежались в разные стороны.
(По В. Бианки)
Слова для справок: вниз, соскочил,
на ней, как на островке, друг к другу.
II. Сочинение-повествование по
картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
План
1. «Февральская лазурь» – одна из
лучших картин И.Э. Грабаря.
2. Описание березы на переднем плане.
3. Описание березовой рощи на заднем плане.
4. Цветовое решение картины.
5. Настроение, которое вызывает картина.
Материал к сочинению
Небо: сине-лазоревое, голубоватое,
чистое.
День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий,
чудесный.
Роща: залита солнцем, озарена солнечным
светом.
Берёзы: величественны, устремлены ввысь;
стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с
жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми
оттенками; искривлённая огромная береза.
III. Продолжите описание цветов
так, чтобы можно было их узнать.
Этот жёлтый цветок очень похож на
маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами.
Весь день следом за солнцем поворачивают цветы
свои золотые головки.
Уйдёт солнце за тучи, и луговое солнышко тоже
спрячется. Это ...
Слова для справок: ромашки, ландыши.