Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2010

Праздники

Ирина Боброва ,
учитель школы № 8, г. Ессентуки ;
Ольга Крылова ,
учитель МОУ СОШ № 2, г. Салехард ;
Марина Усольцева ,
учитель школы № 4, г. Новосибирск ;
Лада Хохлова ,
д. Малыкан, Республика Саха (Якутия)

День защитника Отечества

Сценарий 1. «По дорогам сказок»

Действующие лица:

Ведущий.
Чтецы.
Мальчик-с-пальчик.
Крошечка-Хаврошечка.
Лягушка-путешественница.
Голос Кощея Бессмертного.
Царевна-лягушка.
Жюри.

ХОД ПРАЗДНИКА

Праздник проводится в актовом зале, так как необходимо место для организации игр и конкурсов. Зал украшен шарами и плакатами, посвященными Дню защитника Отечества.

Ведущий. Замечательный праздник мы отмечаем сегодня – День защитника Отечества. Кто они – защитники Отечества? Может, это ваши папы и дедушки, служившие в рядах Вооруженных Сил нашей страны? А может, в этот день стоит вспомнить даже древних героев, защищавших Россию?

Чтец 1.

Замок временем скрыт и укутан, укрыт
В нежный плед из зеленых побегов,
Но развяжет язык молчаливый гранит,
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.

Чтец 2.

Упадут сто замков, и спадут сто оков,
И сойдут сто потов с целой груды веков,
И польются легенды из сотен стихов
Про турниры, осады, про вольных стрелков.

Чтец 3.

И во веки веков, и во все времена
Трус-предатель всегда презираем.
Враг есть враг, и война есть война,
И темница тесна, и свобода одна,
И всегда на нее уповаем.

Чтец 4.

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.

(В. Высоцкий)

Ведущий. Добро в настоящем – это защита, мир, это уверенность в том, что завтра будет солнце в мирном небе. Но люди, желая защитить себя, скопили множество оружия на Земле. И продолжают создавать новое оружие. Хотя уже на каждого из нас с вами приходится по 15 тонн взрывчатых веществ. Пусть же они никогда не станут действовать!

Чтец 5.

Наверно, вам приятно жить в тепле?
А между тем на маленькой Земле
Накоплено так много разных бомб,
Что сколько их, не знает даже Бог!

Чтец 6.

Пока что эти бомбы мирно спят.
И, может, было б незачем опять
О бомбах вспоминать и говорить...
Но если только взять и разделить
Взрывчатку, запрессованную в них,
На всех людей –
здоровых и больных,
Слепых и зрячих,
старцев и юнцов,
На гениев, трудяг и подлецов,

Чтец 7.

На всех – без исключения – людей
В их первый день и в их последний день,
Живущих в прокопченных городах,
Копающихся в собственных садах,
На всех людей –
и посчитать потом,
На каждом будет по 15 тонн!
Живем мы. И несет любой из нас
15 тонн взрывчатки
про запас...

(Р. Рождественский)

Ведущий. Хочется верить, что каждый из нас не востребует свой запас. Будем милосердными, будем добрыми. Пусть самыми распространенными турнирами будут не военные, а спортивные. И пообещаем нашим детям, что в веках будет жить мирная наша страна, наша Земля.

Чтец 8.

Обещайте мне, что вечно будет
На земле существовать Россия.
Не спалят ее и не остудят
Никакие бедствия лихие.

Чтец 9.

Обещайте мне, что люди вечно
Будут помнить Пушкина и Блока,
Что высокий дуб и жар сердечный
Не исчезнут в пропасти глубокой.

Чтец 10.

Обещайте мне, что сгинут войны,
Будут мирными поля и реки.
Обещайте, дайте слово, люди,
Что не станет злобы, лицемерья!

(В. Звягинцева)

Ведущий. Мы будем верить в светлый разум взрослых и в нежность подрастающих детей. В то, что на нашу судьбу и жизнь выпадут только воспоминания и крупные, круглые даты со дня окончания последней войны. А сегодня мы поздравляем с Днем защитника Отечества пап, дедушек, мальчиков класса!

Звучит песня «С таким хорошим дедом». Под музыку выходят присутствующие дедушки учеников. Ведущий обращается к ним.

Ведущий. Вот какие прекрасные друзья есть у наших детей – дедушки! Хотя они и отличаются по возрасту от пап и мам, но во всех детских затеях не уступят даже внукам. И даже затруднительно сказать, сколько этому другу детворы лет...

Чтец 11. Корней Иванович Чуковский, которого называли «вечным дедом», написал уже в преклонном возрасте: «Никогда не знал, что так радостно быть стариком! Что ни день – мои мысли добрей и светлей».

Чтец 12.

Да к чему бы и жить нам на этой планете,
Когда б не они, не вот эти,
Глазастые звонкие дети!

(К. Чуковский)

Папам и дедушкам дарят подарки, сделанные детьми.

Ведущий. А сегодня дедушки и папы посмотрят, какие ловкие и сообразительные у них внуки. Мы хотим устроить соревнование под названием «По дорогам сказок» между командами детей и пап.

Звучит песня «Богатырская наша сила». Дети делятся на две команды. В каждой команде должны быть участниками мужчины трех поколений. Им выдают корзину для сбора «заморских вещей». Выбирают жюри. Начинается конкурсная программа.

– Позабавимся, русские молодцы! Покажем силу богатырскую! Сразимся в бою и добудем вещи заморские!

Конкурс 1. Мальчик-с-пальчик

Мальчик-с-пальчик. Я Мальчик-с-пальчик, вы меня знаете по сказке Ш. Перро. Вам, конечно, известно, что теперь я служу скороходом при дворе самого короля. Я самый быстрый, но сегодня хочу узнать, какая из ваших двух команд расторопнее меня. Вы, молодцы, покажите, кто первым домчится до места, где растет аленький цветочек. Докажите, что ваш командный прыжок больше моего гигантского скороходного.

В игре «Командный прыжок» участвуют две команды. Первый участник встает на линию старта и прыгает в сторону стула, на котором лежит скрытый от глаз аленький цветочек. После приземления место касания (ногами или руками) отмечается мелом. Следующий игрок прыгает уже от меловой отметки, и т.д. Таким образом, вся команда (дети и взрослые) совершает один большой командный прыжок. Побеждает команда, которая совершит самый длинный прыжок. Она получает аленький цветочек в свою корзину.

Конкурс 2. Крошечка-Хаврошечка

Крошечка-Хаврошечка. Я Крошечка-Хаврошечка. Вам, конечно, известно, что я добрая девочка. Вот я узнала, что можно помочь многим старым и больным людям, если найти волшебную живую воду. Но для начала надо пролезть через игольное ушко и стать очень чутким, чтобы на вкус определить ее.

Для детской части команды организуется игра «Игольное ушко». Каждый ребенок должен с помощью деревянной «волшебной палочки» загнать воздушный шарик в стоящий вертикально обруч, а затем пролезть в обруч самостоятельно. Потом надо вернуться обратно к своей команде, держа в руках и шарик, и палочку. Побеждает команда, которая завершит эстафету с воздушным шаром первая. Она получает «волшебную палочку» в свою корзину.

Для взрослой части команды предусмотрено испытание – игра «Секретная жидкость». Каждому игроку команды по очереди завязывают глаза и предлагают выпить из бутылочек, выбранных на ощупь. Игрок по вкусу должен определить содержимое бутылочки. Ведущий называет номер на дне бутылочки, чтобы жюри могло проверить ответ по списку. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов. Она получает бутылку минеральной воды «Ессентуки-4» в свою корзину.

Конкурс 3. Лягушка-путешественница

Лягушка-путешественница. Я Лягушка-путешественница. Вам, конечно, известно, что я путешествовала на гусях. Дорогие родители, ваших детей Чудо-юдо превратил в веселых лягушат. Лягушата хотят путешествовать мною изобретенным способом. Это значит, что вам на момент нашего путешествия нужно превратиться в гусей. Победитель добудет самую точную карту самых великих путешественников. И он никогда и нигде с ней не заблудится. Дерзайте в борьбе!

Игра «Полет Лягушки-путешественницы». Играют две команды. Дети стоят на одной стороне зала, а папы – на другой. Двое пап из каждой команды, взявшись одной рукой за плечо напарника, образуют так называемую перекладину для лягушки. Дети-«лягушата», уцепившись за нее руками, висят, пока их переносят в другой конец зала. Побеждает команда, которая быстрее перенесет всех «лягушат». Она получает карту путешествий в свою корзину.

Конкурс 4. Кощей Бессмертный

Голос. Я Кощей Бессмертный! Вам, конечно, известно, что я могу заколдовать каждого героя из ваших любимых сказок. Найти заколдованных героев поможет только волшебное зеркало. Посмотреть в волшебное зеркало можно только в темную-темную ночь. Кто из вас готов к ночным походам? Сейчас мы проверим!

Игра «Ночное ориентирование». Дается команда: «Ночь!» Дети – первые участники эстафеты с завязанными глазами пытаются дойти до стульчика, стоящего в 3  метрах от них и сесть на него. Затем они снимают повязку с глаз и возвращаются к своей команде. Через 2 минуты произносят: «День!» Побеждает команда, в которой большее количество игроков прокрадется в «ночное время» по сказочному лесу. Она получает волшебное зеркало в свою корзину.

Конкурс 5. Царевна-лягушка

Царевна-лягушка. Я Царевна-лягушка. Вам, конечно, известно, что раньше я жила на болоте. Там до сих пор живут-поживают мои подружки. Так мне захотелось их увидеть! Взяла я волшебный клубочек, который доведет меня до родного болота. Но я совсем не помню, в какую сторону стрелял Иван Царевич, прежде чем попал к нам. Поможет мне самый меткий стрелок-лучник.

Игра «Стрельба из лука». Каждая командаполучает плетеную корзинку с луком (лук-репка средней величины) и пустое ведерко. Игроки по очереди с одного и того же места пытаются забросить луковицы в свое ведерко. Побеждает команда, забросившая больше луковиц. Она получает волшебный клубочек в свою корзину.

Ведущий. А сейчас жюри подведет итоги. Прошу вас подсчитать, сколько волшебных вещей собрала каждая команда.

Жюри подводит итоги и называет победителей. Вручаются медали с надписью «Гореть всегда, гореть везде» членам команды, занявшей второе место в конкурсах. Вручаются медали с надписью «Самый бравый» членам команды, занявшей первое место в конкурсах. Почетными грамотами «Дружная семейка» награждаются семьи, из которых соревновались и дети, и взрослые.

Звучит веселая музыка. Дети и взрослые покидают зал.

Ирина БОБРОВА,
учитель школы № 8,
г. Ессентуки

Сценарий 2. «Праздник для пап»

23 февраля мы обычно прославляли нашу Армию. Но в этом году мы решили отметить этот праздник как праздник наших пап. Во-первых, все наши папы в свое время служили в армии, во-вторых, если существует праздник мам, прославляющий женщин, почему бы не отметить и пап? Может, это заставит их всерьез задуматься о своей роли в семье, а нас – подумать о том, что для детей все-таки предпочтительнее полная семья. К слову сказать, на наши школьные праздники и ходят-то в основном одни мамы. Из пап только единицы время от времени приходят посмотреть на выступление своих детей. А ведь детям очень важно, чтобы не только мама, но и папа видели, как они танцуют, читают стихи, играют в школьных спектаклях. Поэтому мы специально для пап приготовили пригласительные открытки, сделанные и подписанные детьми. Кроме того, мы подготовили выставку детских рисунков на тему «Мой папа – самый лучший».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий. Дорогие наши папы! Мы очень рады видеть вас сегодня на нашем празднике, посвященном Дню защитника Отечества. Вы в свое время служили в армии, а теперь каждый из вас является настоящей защитой и опорой своей семьи. И мы с удовольствием поздравляем вас с праздником и дарим наш сегодняшний концерт.

Ученик 1.

Когда отец с работы
Под вечер входит в дом,
Мы в этот миг до неба
От радости растем.

Ученик 2.

Мы радостно снимаем
С отцовских плеч пиджак,
И маленький братишка
От папы ни на шаг.

Ученик 3.

Мы держим полотенце,
И мыло подаем,
И, как дела у папы,
По взгляду узнаем.

Ученик 4.

Он у станка за смену,
Конечно, устает,
Но весел взгляд – и, значит,
Как надо, все идет.

Ученик 5.

А мама ставит чашки
И ласково глядит:
У всей семьи рабочей
Прекрасный аппетит.

Ученик 6.

Потом проверит папа
Уроки и дневник.
Увидев тройку, скажет:
«В чем дело, ученик?»

Ученик 7.

Пятерку встретит молча,
Лукав у папы взгляд:
Мол, что же тут такого?
Но сам он очень рад.

Ученик 8.

Пришел отец с работы,
И сразу полон дом.
И мы – и мы до неба
От радости растем.

Исполняется «Песенка про папу» (музыка В. Шаинского, слова М. Танича).

Ведущий. Наши дети очень любят делать что-нибудь вместе с папой: копаться в машине или мотоцикле, ходить на рыбалку, играть на компьютере или просто читать рядом книжку.

Бедный папа

Мы читаем книги
вместе с папой
Каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы – ни одной.
У меня – слоны, жирафы,
Звери все – до одного.
И бизоны, и удавы,
А у папы – никого.
У меня в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль – ну что за книга,
Если в ней картинок нет?

Исполняется танец «Веселая прогулка»!

Ведущий. Да, замечательно прогуляться в воскресный денек, а особенно вместе с папой.

Разыгрывается сценка по стихотворению С. Маршака «Хороший день».

– А теперь пусть наши папы увидят, какие красавицы дочки у них подрастают. Для наших пап – красивый танец.

Девочки исполняют танец с лентами.

– Заканчиваем наш праздник веселой страничкой.

Ученица.

Мы играли в папуасов,
Папа на диване спал.
Не прошло и получаса –
Папа разноцветным стал:
Нитки, перышки и брошки,
Бусы на запястьях рук.
Мы играли понарошку:
Был наш папа Чингачгук.
Ничего понять не можем –
Папа стал так осторожен:
Чтоб пробраться враг не смог,
Сделал в спальне он замок.

Дети исполняют частушки:

Папа мне решил задачу,
В математике помог.
Мы потом решали с мамой
То, что он решить не смог.

Задержалась мама где-то,
Папа сам сварил обед.
Расскажу вам по секрету –
Натворил немало бед:

Подгорели суп и каша,
Соль насыпана в компот.
Как вернулась мама наша,
Много было ей хлопот.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.

Лада ХОХЛОВА,
д. Малыкан,
Республика Саха (Якутия)

Сценарий 3. «Турнир для мальчиков», или В некотором царстве, в некотором государстве

Участвовать в турнире могут сразу несколько классов начальной школы. От каждого класса выбирают по одному мальчику, который играет роль князя и принимает участие во всех соревнованиях. Остальные ребята – народ князя. Они выполняют задания, сидя в зале, и зарабатывают баллы своему князю.

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы попробуем сочинить сказку о наших мальчиках. А чтобы у нас с вами было хорошее настроение, давайте разучим кричалку.

День защитника, друзья,
В школу к нам пришел не зря.
Сказку дружно все составим
И мальчишек испытаем!
Настроенье каково?

Все. Во!

Ведущий. Как начинается любая сказка? (Дети отвечают.) Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Где же у нас царь? А вот сейчас мы его и выберем.

Выбирают любого мальчика.

– И звали этого царя (имя, отчество мальчика). И жил царь со своей царицей... Выбери, царь, сам себе царицу (выбирает). И звали ее (имя) свет (отчество).

Если мальчик стесняется выбирать девочку, то ведущий говорит, что «жениться по любви не может ни один король».

И была у них красавица дочка...

Выбирают девочку.

И не удивительно, что женихов понаехало, и все просят руки царской дочери. Давайте познакомимся с нашими князьями.

Идет представление мальчиков-участников.

– Мало того, что невеста хороша, так ведь и приданое большое. Царь-батюшка полцарства обещает. Как же тут не побиться! Как силой не померяться! Волнуется царь-батюшка, волнуется царица-матушка: за кого попало отдавать не хочется – надо лучшего выбрать, да и полцарства ведь отдать нужно. Как народу с новым царем жить? А чем государственный муж хорош? А тем, что правлением гож! Если народу хорошо живется, то он не стонет, а поет. Вот и проверим, как вашему народу живется.

Конкурс 1. «Кому на Руси жить хорошо?»

Ведущий. Раз приехали жениться, то покажите, на что вы способны. Князья должны договориться со своим народом и спеть песню о любви.

Участники поют.

– Очень понравилось царю ваше пение, и царица довольна. А у царевны улыбка с губ не исчезает – трудно выбрать. Только ведь к невесте без подарков нельзя. А вы подарки-то приготовили? Нет? Так вы пройдите по своему народу и соберите. Кто что может, тот то и даст.

Конкурс 2. «Выкуп»

Князья собирают у своих классов разные вещи: часы, заколки, шарфики и т.д. Все это отдают царю и царице, те считают вещи. Учитывается количество собранных вещей. У кого их больше, тот и победитель.

Конкурс 3. «Комплимент»

Ведущий. А сейчас мы попросим наших князей расхвалить принцессу. Каждый должен сказать комплимент. Вот вам яблоко. Передавайте его по кругу друг другу и говорите комплимент. Повторяться нельзя. Кто задержал яблоко – выбывает.

Ученики выполняют задание.

– Разволновались царь с царицей – лихие женихи: вдруг похитят принцессу? И выстроили они замок огромный-преогромный! Никак нашим князьям не добраться. Что делать? Надо свить огромную веревку. Но из чего? Помогайте!

Конкурс 4. «Похищение принцессы»

Из предметов одежды надо сделать веревку. Чья окажется длиннее, тот и выиграл.

Ведущий. Принцессу украли, а чем кормить-то будете? Царь-батюшка рыбачить любил и приучил принцессу к рыбке. Поэтому отправляйтесь-ка на рыбалку!

Конкурс 5. «Рыбалка»

Участники получают удочки. На леске вместо крючка – конфетка. Удочку держат за спиной. Нужно «вытянуть рыбку», то есть ртом поймать конфетку.

Ведущий. А принцесса у нас веселая! Любит она веселиться, петь и танцевать. Вот вы, князья, и постарайтесь!

Конкурс 6. «Танцевальное попурри»

Звучат различные мелодии: «Танго», «Твист», «Цыганочка», «Ламбада» и т.д. Князья танцуют.

Ведущий. Царь с царицею пришли с большим войском выручать свою дочь. Да только не хотелось им битвы. И князья хотели по-хорошему встретить гостей. А хлебосольны ли они? Смогут ли напоить, накормить их? Вот это мы сейчас и проверим.

Конкурс 7. «Накорми меня вареньем»

Князья садятся попарно друг напротив друга. Им завязывают глаза, дают в одну руку банку с вареньем, в другую – ложку, и по команде они кормят друг друга.

Царь и царица. Спасибо вам, юные князья! Все вы хороши, даже выбрать сложно. Только подумали мы и решили, что рано нашей дочери замуж. А затеяли мы все это, чтобы проверить, не перевелись ли еще на Руси богатыри русские. И довольны мы остались сим праздником. И повелеваем мы наградить всех князей за их участие и усердие.

Мальчики награждаются грамотами и ценными подарками, а классы – конфетами.

Марина УСОЛЬЦЕВА,
учитель школы № 4,
г. Новосибирск

Сценарий 4. Патриотическая игра «Я бы в армию пошел...»

Цели. Закреплять, расширять и углублять знания учащихся по истории; воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Учебные материалы. Плакаты на военную тематику; кораблики, на обратной стороне которых записаны вопросы; плакат для проведения II тура; 35 конвертов с вложенными заданиями; иллюстрации к верным ответам финальной игры; сводные таблицы баллов.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Россия после революции 1917 года была очень ослаблена, и поэтому многие страны были не прочь схватить лакомый кусок без боя, так как организованной армии еще не было. И в январе 1918 года Совнарком принял Декрет об организации на добровольческих началах Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота.
К формированию армии приступили в конце мая 1918 года. Без военных специалистов невозможно было создать регулярную армию.
В советские Вооруженные Силы были привлечены бывшие царские генералы и офицеры.
В июне – июле 1918 года в рядах Красной Армии уже насчитывалось до 75 тысяч военных специалистов.
За 20 лет Красная Армия стала профессиональной, дисциплинированной, что и помогло России не растеряться в 1941 году, когда гитлеровские войска напали на Советский Союз. Благодаря сплоченной, крепкой, дисциплинированной армии, талантливым полководцам, мужеству, патриотизму россиян наша страна одержала победу над фашизмом, хотя длилась война не один год, а долгие четыре года: началась 22 июня 1941 года, закончилась 9 мая 1945 года.
В дисциплинированной, профессиональной армии наша страна нуждается до сих пор. Поэтому каждый год объявляется призыв в армию, где ребята получают военные знания, воспитывают в себе смелость, отвагу, терпение, любовь к Родине, становятся защитниками Отечества.

Правила игры

Игра «Я бы в армию пошел» состоит из трех этапов:

1-й этап – отборочный тур «По морям, по волнам». В нем принимают участие все мальчики класса. (Возможно, что каждый участник ответит на два вопроса.)
2-й этап – разминка «Морской бой». В ней принимают участие те мальчики, которые правильно ответили на вопросы в отборочном туре.
3-й этап – финальная игра «Аты-баты». В ней принимают участие 5 игроков, набравших больше баллов.

Тур I. Отборочный «По морям, по волнам»

Оценивание. За каждый правильный ответ дается 1 балл.

На доску вывешиваются 16 карточек в виде корабликов с номерами. Каждый участник первого отборочного тура в порядке очередности выбирает корабль, на обратной стороне которого записан вопрос. Вопрос зачитывается, затем игрок отвечает на него.

Вопросы

1. Стремительное наступление войск. (Атака.)
2. Человек, который командует на судне. (Капитан.)
3. Молодой матрос на судне. (Юнга.)
4. Корабельный подвал. (Трюм.)
5. Морская веревка. (Канат.)
6. Рулевое колесо, при помощи которого управляют кораблем. (Штурвал.)
7. Приспособление, удерживающее судно на месте. (Якорь.)
8. Здание, в котором живут солдаты. (Казарма.)
9. Армейское наказание. (Наряд вне очереди.)
10. Трубка для патронов в автомате. (Магазин.)
11. Гусеничная военная машина. (Танк.)
12. Защита от ядовитых газов. (Противогаз.)
13. Склад военного оружия. (Арсенал.)
14. Карманная артиллерия. (Граната.)
15. Колющее оружие, прикрепленное к стволу винтовки. (Штык.)
16. Лестница на судне. (Трап.)

Способ проверки ответа. Правильность ответа оценивает ведущий игры или член жюри. Результаты заносятся в сводную таблицу.

Тур II. Разминка «Морской бой»

Оценивание. За каждый правильный ответ – 3 балла.

В случае неверного ответа в игру включаются болельщики.

На доске или на плакате расположены корабли. На их обороте записаны верные ответы. Участник называет цвет корабля и указывает количество палуб (или соответствующий ему номер). Вопрос зачитывает ведущий. Выбрав вариант ответа, игрок отвечает.

Вопросы

1. Кто из известных русских полководцев сказал: «Тяжело в учении, легко в бою»?

а) Кутузов;
б) Жуков;
в) Чапаев;
г) Суворов.

2. Из чего в сказке солдат сварил кашу?

а) Из молотка;
б) из сапога;
в) из топора;
г) из дроби.

3. Какой город бомбили фашисты 22 июня 1941 года?

а) Минск;
б) Ленинград;
в) Киев;
г) Москву.

4. Как звали последнего царя России?

а) Николай II;
б) Александр I;
в) Ленин;
г) Борис Годунов.

5. Что обозначает белый цвет на российском флаге?

а) Братство;
б) свободу;
в) равенство;
г) доброту.

6. Кто управлял Россией, когда началась Великая Отечественная война?

а) Брежнев;
б) Лужков;
в) Неелов;
г) Сталин.

7. Какая из этих песен – о гражданской войне?

а) «Песня о Щорсе»;
б) «Комбат»;
в) «В лесу прифронтовом»;
г) «Мадам Брошкина».

8. Как в народе назывались реактивные ракетные установки, которых очень боялись фашисты?

а) «Маруся»;
б) «Катюша»;
в) «Валюта»;
г) «Ураган».

9. Кто в известном мультфильме победил в кругосветной парусной регате?

а) Капитан Воронин;
б) капитан Немо;
в) капитан Врунгель;
г) капитан Врангель.

10. Что было изображено на гербе СССР?

а) Серп и молот;
б) молот и наковальня;
в) меч и щит;
г) коса и вилы.

Способ проверки ответа. Участник, ответивший на вопрос, снимает с поля корабль и зачитывает верный ответ.

Тур III. Финальная игра «Аты-баты»

Оценивание. За каждый правильный ответ – 5 баллов.

В финальной игре имеются ячейки (конверты)-сюрпризы, где заработанные участниками игры баллы могут увеличиться на 10 или возрасти в 2 раза; ячейки-провалы, где заработанные участниками игры баллы могут уменьшится в 2 раза или на 5.

Вариант 1

На столе разложены конверты с номерами от 1 до 35. В каждый конверт вложена карточка с вопросом. Участники берут конверты, самостоятельно читают вопрос, обдумывают (время оговаривается) и отвечают по мере готовности.

Вариант 2

На доске вывешиваются в беспорядке верные ответы в рисунках. После того, как участник ответит на вопрос по варианту 1, он может соотнести свой ответ с иллюстрацией на доске, заработав дополнительно 1 балл.

Вопросы

1. Назовите фамилию первой девушки-кавалериста. (Надежда Дурова.)
2. Сколько лет Илья Муромец не мог ходить? (33 года.)
3. Какие бывают танки? (Тяжелые, средние, легкие.)
4. Сколько лошадей в эскадроне? (100.)
5. Выдающийся русский полководец ХVIII века. (Александр Суворов.)
6. Кто исцелил Илью Муромца? (Прохожие старцы – они дали ему питье.)
7. Назовите военные корабли. (Катер, крейсер, линкор, миноносец, эсминец, тральщик, броненосец.)
8. Назовите самый известный предмет одежды моряков. (Тельняшка.)
9. Кого называют отцом русской армии? (Петра I.)
10. «Проверено – мин нет». Кто делает такие надписи? (Саперы.)
11. Что означает слово полундра? (Это сигнал опасности – «бойся предмета, падающего сверху».)
12. Увы! Количество ваших баллов уменьшается в 2 раза!
13. Кто водрузил знамя победы на крышу Рейхстага? (Михаил Егоров, Мелитон Кантария.)
14. Вам повезло! Заработанные вами баллы удваиваются!
15. Удача! Вы зарабатываете дополнительно 10 баллов!

16. Кто на Руси умел стрелять из лука? (Все, даже девочки.)
17. Кто первый был награжден орденом Суворова I степени? (Маршал Георгий Жуков.)
18. Оружие массового поражения Соловья-разбойника. (Свист.)
19. Назовите самое высокое звание, существующее в русской армии. (Генералиссимус.)
20. Чем увенчивали римских воинов? (Венками из лавра.)
21. Назовите имена богатырей, изображенных на картине Васнецова «Богатыри». (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
22. Кому принадлежат слова: «Пуля – дура, штык – молодец»? (Александру Суворову.)
23. Как называлось первое постоянное войско в России, созданное Иваном Грозным? (Стрелецкое войско.)
24. Кого называют бойцами невидимого фронта? (Разведчиков.)
25. Кем был учрежден Андреевский флаг? (Петром I в 1699 году.)
26. Части, движущиеся впереди головных войск. (Авангард.)
27. Кто изобрел пулемет на колесном деревянном станке? (Американский изобретатель Х.С. Максим в 1885 году.)
28. Укрытие для стрельбы. (Окоп, дот, дзот, траншея.)
29. Назовите виды холодного оружия. (Булава, меч, шпага, штык, кинжал, сабля, шашка, топор-секира.)
30. Какой полководец командовал русской армией во время войны с французами в 1812 году? (Михаил Кутузов.)
31. Как назывался первый высший орден, учрежденный Петром I? (Орден Андрея Первозванного.)
32. Что такое «свинья» и «клещи»? (Боевые порядки войск.)
33. Увы! Вы теряете 5 баллов!
34. В какой стране появился первый танк? (В России в 1915 году, и назывался он «вездеход».)
35. Как называется подросток, обучающийся морскому делу? (Гардемарин.)

Правильность каждого ответа озвучивается ведущим игры или членами жюри.

IV. Подведение итогов

На протяжении игры жюри оценивает ответы участников, занося результаты в сводную таблицу. (Фамилии заносятся в таблицу до начала игры.) Учитывается количество баллов, заработанных в турах I, II и финальной игре. Аналогичные таблицы оформляются для II тура и финальной игры.

Ф.И. участника игры

Количество баллов

Тур I. Отборочный

«По морям, по волнам»

                       

Корабль № 1

                       

Корабль № 2

                       

...

                       

Корабль № 16

                       

Итог

                       

Во время подсчета общих итогов можно провести игру с болельщиками по неиспользованным вопросам игр «Морской бой», «По морям, по волнам».

V. Награждение победителей и участников игры

Ольга Крылова,
учитель МОУ СОШ № 2,
г. Салехард

Фото из архива редакции «НШ»