План проведения
1. Беседа с обсуждением
педагогических ситуаций.
2. Концерт.
3. Игры и эстафеты.
Подготовка
1. Подарки-сувениры для пап, поделки
для выставки и рисунки с изображением профессий
пап дети делают вместе с мамами.
2. Номера художественной самодеятельности.
3. Сочинения на тему «Наша семья» или «Мой
папа».
Беседа «Радость отцовства»
Никогда не слышала, чтобы родители
мальчика внушали ему, что радость отцовства,
пожалуй, не сравнима ни с одной другой. Великий
Лев Толстой признавался, что ни одно дело в мире,
включая писательство, которое принесло ему
всемирную славу, не захватывало его так, как
воспитание чужих и собственных детей. Все ли
знают, как он читал с ними Жюля Верна, как
исписывал целые альбомы забавными картинками,
какие устраивал игры, какой придумал танец,
который потом танцевал с собственными детьми?
Все ли знают, что Горький, будучи уже
писателем, осененным всероссийской славой,
называл трехлетнего сынишку Максима лучшим
своим произведением? Чьи еще соображения на сей
счет привести в доказательство?
Сошлюсь, пожалуй, на одного из самых
значительных современных писателей – Чингиза
Айтматова. В последнем романе «И дольше века
длится день» он утверждает как бесспорную
истину: «Самое лучшее, что может делать человек
для других, – это воспитать в своей семье
достойных детей».
Все ли отдают себе отчет в том, что
возможность сознательно воспитывать
собственных сыновей и дочерей ставит нас в ряд с
великими творцами, скульпторами, поэтами,
музыкантами? Разве созидание человека не есть
самое увлекательное дело на Земле? И дело это,
конечно, мужское. То, что им стали заниматься по
преимуществу женщины, – чистейшее
недоразумение, следствие серьезных просчетов в
воспитании подрастающих мужчин. Если в доме нет
отца, значит, в нем нет одной стены.
А вообще, может быть, это мистика –
отцовская наука? Приведу один случай. Мальчик
Вова, воспользовавшись моментом, когда учитель
отвернулся, ест яблоко. Юра ябедничает, привлекая
внимание класса. Как бы поступила учительница?
Наверное, сделала бы замечание Вове? А Николай
Петрович, обернувшись, произнес: «Ну, дай
человеку откусить, не жадничай». И всё, ни одного
лишнего слова, а противная склонность ябедничать
незаметно наказана, и классу преподан
необходимый урок. Это и есть мужская реакция.
Очень точная. Как не хватает ее в иных семьях, где
не умеют отличать мелкое от крупного, где
провинность возводится в серьезную вину,
проступок – едва ли не в преступление, а оттого
теряются масштабы вещей и происшествий!
Суть мужского подхода к воспитанию как
раз и состоит в способности укрупнить предмет, не
вступать в его обсуждение, если он того не стоит.
Суть мужского подхода – в постоянном ощущении
собственной силы и умении пользоваться ею
достойно: чтобы защитить слабого, взять на себя
ношу потяжелей. И этим, пожалуй, все сказано. Дети
должны знать: есть в жизни нечто, что могут
сделать, вынести лишь мужские руки, мужские
плечи. Такое знание усваивается не на словах, а
только на опыте. (Зачитываются выдержки из
сочинений, при этом авторы не называются.)
Обсуждение педагогических ситуаций
1. Каждый вечер мы докладываем отцу о
своих школьных делах, вернее, даже не просто
докладываем, а в полном смысле отчитываемся. Я и
младший братишка садимся против него за стол и
показываем дневники. Если нет никаких отметок,
папа ведет с нами беседу – почти всегда на одну и
ту же тему: каким он был прилежным в детстве и как
хорошо учился. Отец не терпит возражений, поэтому
разговаривать, возражать или перебивать его мы
не решаемся. Мы подолгу сидим и слушаем.
Вопрос
Можно ли по этому рассказу сына судить об
отце?
2. – Аллочка, мой руки и садись
обедать, – говорит отец, обращаясь к дочери,
которая лежит на диване с книгой. Дочь не
отвечает. Через минуту отец повторяет:
– Аллочка, ты слышишь? Обедать пора.
– А? Что? – очнувшись, спрашивает дочь.
– Обедать пора, – терпеливо повторяет отец.
– Хорошо, сейчас, – не отрываясь от книги,
бросает дочь.
– Алла, я кому сказал? – снова напоминает отец.
– Ну, что ты хочешь от меня? Сейчас, я ведь
сказала! – раздраженно отвечает дочь.
– Суп остынет... Садись.
Молчание. Дочь снова углубилась в чтение.
– Алла, сколько раз я буду повторять тебе?
После нескольких препирательств Алла наконец
садится за стол.
Вопрос
Назовите причины такого поведения
дочери. Прокомментируйте поведение отца. Можно
ли считать, что отец уважает себя и вправе
требовать уважения от дочери? Какой стиль
внутрисемейных отношений царит в этом доме?
Приведите примеры более разумного поведения
отца.
3. Девятилетняя дочь показывает папе
классную работу по математике: «Видишь,
“пять”!». Папина реакция в этом случае может
быть различной. Папам предлагается высказаться.
Затем приводится несколько вариантов ответа
отца:
1. Получила «пять»? Тебе кто-нибудь помог?
2. Я же говорил – можешь, когда захочешь. Только
вот редко хочешь.
3. Держу пари, ты гордишься собой.
4. Теперь я тобой доволен.
5. Молодец! Я рад за тебя.
Вопрос
В чем смысл каждого варианта?
Как часто, автоматически отговариваясь
привычными репликами, мы не даем себе труда
вдуматься в их нравственный смысл!
А между тем смысл этот очень тонко и точно
улавливает ребенок.
Для него приведенные выше фразы могут означать:
1. Я знаю, что у тебя мало способностей.
Думаю, что все твои усилия напрасны, а удача
случайна.
2. Я знаю, что ты лентяйка, и не верю, что ты
способна к постоянной добросовестной работе.
3. а) Ты хвастунишка. Победа твоя не так
велика, чтобы ею гордиться; б) ты гордишься
своими достижениями и имеешь на это право.
4. а) Я одобряю твое поведение и поддерживаю
тебя; б) ты учишься ради меня, и я доволен тем,
как ты это делаешь.
5. Я считаю, что тебе есть чему радоваться, и с
удовольствием разделяю эту радость.
Дети выступают с заранее
подготовленными концертными номерами.
Рекомендации по проведению праздника
1. Оформить выставку «Умелые руки отца
и сына».
2. Темы бесед: «Ответственность отцов
за воспитание детей», «Отцовский дом», «Быть
хорошим отцом – подлинный талант», «Алкоголизм и
дети».
3. Анкета для пап
Для чего человеку нужен отец?
Есть ли в вашей семье взаимопонимание с
детьми?
Знаете ли вы друзей своих детей? Бывают
ли они у вас дома?
Участвуют ли дети вместе с вами в
хозяйственных заботах, семейных праздниках?
Проверяете ли вы, как они учат уроки?
Обсуждаете ли вместе с детьми
прочитанные книги?
Участвуете ли с семьей в прогулках,
походах?
Проводите ли с семьей отпуск?
4. Анкета для детей
Что бы ты сделал, если бы был
волшебником?
Какие слова папы тебе больше всего
запомнились?
Чему тебя научил папа?
Ты когда-нибудь обманывал своего отца?
Бывает ли папа к тебе несправедлив?
Что тебе нравится в папе?
Вы с папой – друзья?
Любишь ли ты ходить с родителями в
гости? Почему?
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От деток все, чему их учит.