Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2010

Я иду на родительское собрание

Светлана Панаева ,
д. Дергачевка, Республика Башкортостан

Конференция для пап

План проведения

1. Беседа с обсуждением педагогических ситуаций.
2. Концерт.
3. Игры и эстафеты.

Подготовка

1. Подарки-сувениры для пап, поделки для выставки и рисунки с изображением профессий пап дети делают вместе с мамами.
2. Номера художественной самодеятельности.
3. Сочинения на тему «Наша семья» или «Мой папа».

Беседа «Радость отцовства»

Никогда не слышала, чтобы родители мальчика внушали ему, что радость отцовства, пожалуй, не сравнима ни с одной другой. Великий Лев Толстой признавался, что ни одно дело в мире, включая писательство, которое принесло ему всемирную славу, не захватывало его так, как воспитание чужих и собственных детей. Все ли знают, как он читал с ними Жюля Верна, как исписывал целые альбомы забавными картинками, какие устраивал игры, какой придумал танец, который потом танцевал с собственными детьми?

Все ли знают, что Горький, будучи уже писателем, осененным всероссийской славой, называл трехлетнего сынишку Максима лучшим своим произведением? Чьи еще соображения на сей счет привести в доказательство?

Сошлюсь, пожалуй, на одного из самых значительных современных писателей – Чингиза Айтматова. В последнем романе «И дольше века длится день» он утверждает как бесспорную истину: «Самое лучшее, что может делать человек для других, – это воспитать в своей семье достойных детей».

Все ли отдают себе отчет в том, что возможность сознательно воспитывать собственных сыновей и дочерей ставит нас в ряд с великими творцами, скульпторами, поэтами, музыкантами? Разве созидание человека не есть самое увлекательное дело на Земле? И дело это, конечно, мужское. То, что им стали заниматься по преимуществу женщины, – чистейшее недоразумение, следствие серьезных просчетов в воспитании подрастающих мужчин. Если в доме нет отца, значит, в нем нет одной стены.

А вообще, может быть, это мистика – отцовская наука? Приведу один случай. Мальчик Вова, воспользовавшись моментом, когда учитель отвернулся, ест яблоко. Юра ябедничает, привлекая внимание класса. Как бы поступила учительница? Наверное, сделала бы замечание Вове? А Николай Петрович, обернувшись, произнес: «Ну, дай человеку откусить, не жадничай». И всё, ни одного лишнего слова, а противная склонность ябедничать незаметно наказана, и классу преподан необходимый урок. Это и есть мужская реакция. Очень точная. Как не хватает ее в иных семьях, где не умеют отличать мелкое от крупного, где провинность возводится в серьезную вину, проступок – едва ли не в преступление, а оттого теряются масштабы вещей и происшествий!

Суть мужского подхода к воспитанию как раз и состоит в способности укрупнить предмет, не вступать в его обсуждение, если он того не стоит. Суть мужского подхода – в постоянном ощущении собственной силы и умении пользоваться ею достойно: чтобы защитить слабого, взять на себя ношу потяжелей. И этим, пожалуй, все сказано. Дети должны знать: есть в жизни нечто, что могут сделать, вынести лишь мужские руки, мужские плечи. Такое знание усваивается не на словах, а только на опыте. (Зачитываются выдержки из сочинений, при этом авторы не называются.)

Обсуждение педагогических ситуаций

1. Каждый вечер мы докладываем отцу о своих школьных делах, вернее, даже не просто докладываем, а в полном смысле отчитываемся. Я и младший братишка садимся против него за стол и показываем дневники. Если нет никаких отметок, папа ведет с нами беседу – почти всегда на одну и ту же тему: каким он был прилежным в детстве и как хорошо учился. Отец не терпит возражений, поэтому разговаривать, возражать или перебивать его мы не решаемся. Мы подолгу сидим и слушаем.

Вопрос

Можно ли по этому рассказу сына судить об отце?

2. – Аллочка, мой руки и садись обедать, – говорит отец, обращаясь к дочери, которая лежит на диване с книгой. Дочь не отвечает. Через минуту отец повторяет:
– Аллочка, ты слышишь? Обедать пора.
– А? Что? – очнувшись, спрашивает дочь.
– Обедать пора, – терпеливо повторяет отец.
– Хорошо, сейчас, – не отрываясь от книги, бросает дочь.
– Алла, я кому сказал? – снова напоминает отец.
– Ну, что ты хочешь от меня? Сейчас, я ведь сказала! – раздраженно отвечает дочь.
– Суп остынет... Садись.
Молчание. Дочь снова углубилась в чтение.
– Алла, сколько раз я буду повторять тебе?
После нескольких препирательств Алла наконец садится за стол.

Вопрос

Назовите причины такого поведения дочери. Прокомментируйте поведение отца. Можно ли считать, что отец уважает себя и вправе требовать уважения от дочери? Какой стиль внутрисемейных отношений царит в этом доме? Приведите примеры более разумного поведения отца.

3. Девятилетняя дочь показывает папе классную работу по математике: «Видишь, “пять”!». Папина реакция в этом случае может быть различной. Папам предлагается высказаться. Затем приводится несколько вариантов ответа отца:

1. Получила «пять»? Тебе кто-нибудь помог?
2. Я же говорил – можешь, когда захочешь. Только вот редко хочешь.
3. Держу пари, ты гордишься собой.
4. Теперь я тобой доволен.
5. Молодец! Я рад за тебя.

Вопрос

В чем смысл каждого варианта?

Как часто, автоматически отговариваясь привычными репликами, мы не даем себе труда вдуматься в их нравственный смысл!
А между тем смысл этот очень тонко и точно улавливает ребенок.
Для него приведенные выше фразы могут означать:

1. Я знаю, что у тебя мало способностей. Думаю, что все твои усилия напрасны, а удача случайна.
2. Я знаю, что ты лентяйка, и не верю, что ты способна к постоянной добросовестной работе.
3. а) Ты хвастунишка. Победа твоя не так велика, чтобы ею гордиться; б) ты гордишься своими достижениями и имеешь на это право.
4. а) Я одобряю твое поведение и поддерживаю тебя; б) ты учишься ради меня, и я доволен тем, как ты это делаешь.
5. Я считаю, что тебе есть чему радоваться, и с удовольствием разделяю эту радость.

Дети выступают с заранее подготовленными концертными номерами.

Рекомендации по проведению праздника

1. Оформить выставку «Умелые руки отца и сына».

2. Темы бесед: «Ответственность отцов за воспитание детей», «Отцовский дом», «Быть хорошим отцом – подлинный талант», «Алкоголизм и дети».

3. Анкета для пап

  • Для чего человеку нужен отец?

  • Есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?

  • Знаете ли вы друзей своих детей? Бывают ли они у вас дома?

  • Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах, семейных праздниках?

  • Проверяете ли вы, как они учат уроки?

  • Обсуждаете ли вместе с детьми прочитанные книги?

  • Участвуете ли с семьей в прогулках, походах?

  • Проводите ли с семьей отпуск?

4. Анкета для детей

  • Что бы ты сделал, если бы был волшебником?

  • Какие слова папы тебе больше всего запомнились?

  • Чему тебя научил папа?

  • Ты когда-нибудь обманывал своего отца?

  • Бывает ли папа к тебе несправедлив?

  • Что тебе нравится в папе?

  • Вы с папой – друзья?

  • Любишь ли ты ходить с родителями в гости? Почему?

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От деток все, чему их учит.