Признаемся, никакой Программы нет.
Уроков как таковых нет. Есть разные Интересные
Дела, которые предлагает учитель или сами дети.
Или чаще всего вопрос «Что делать?» решается
вместе.
Иногда Интересные Дела тесно связаны
с каким-либо предметом. Прогулка к пруду на
речке Липка (посмотреть, как застывает вода) –
с естествознанием. Подсчет, сколько мы (вся
школа) съедаем мяса в день, – с математикой.
Письмо ученикам в другую школу – с русским
языком. Чтение любимой книги – с литературой.
Но в жизни границ между предметами нет.
Придуманную задачку по математике надо записать
– это русский язык. Подготовить доклад о кошке
– это и чтение книги, и письмо. Литературный
театр – это и чтение, и письмо, и рисование, и
музыка.
И тогда ребенок встает утром с постели не потому,
что «надо идти в школу». Он знает, что сегодня
будет репетиция «Сказки о козле». Или будем
делать книгу – настоящую! – с картинками,
переплетом. Или пойдем в другой класс, где учится
младший (старший) брат (сестра), рассказывать о
гладиаторах, динозаврах, разведении попугаев. Он
идет в школу потому, что там его ждут Интересные
Дела!
Интересное Дело – это не американский
project. Первое: проект – это надолго: на месяц,
четверть, год. Скучно. Второе: тему проекта
говорит учитель: «Тема нашего проекта – защита
окружающей среды...» Проект – это вариация на
тему Школы.
Интересное Дело – другое дело. Это то, что
ребенок действительно хочет делать. То, что он
делал бы даже дома, когда никто его не принуждает.
Интересное Дело возникает там, за стенами школы,
в настоящей жизни ребенка. Задача – угадать,
предугадать, что он действительно хочет и что ему
по-настоящему интересно. Не просто говорит: «Я
хотел бы...» – а подскакивает от радости, не
верит своему счастью, не слышит звонка с урока. И
строить всю «программу» от этого.
В классе 15 учеников. У каждого своя радость. 15 дел
одновременно – нереально. Как на практике?
Начинаем, как правило, с общих тем. Но, конечно же,
это не темы уроков. Это то, на чем сошлись,
пересеклись интересы детей и взрослого. Неважно,
кто предложил, кто сказал первый: «Давайте будем
делать...» Главное, чтобы действительно было
интересно всем. Учитель сам составляет программу
– делает то, что он хочет. Далее – не примеры, а
только варианты работы.
Русский язык: газета о жизни класса,
переписка с учениками другого класса (другой
школы), страница на сайте с новостями для
родителей, вопросы к настольной игре, подписи к
фотографиям, переписка с Нафаней (Белочкой,
Зайчиком), сценарии спектаклей по литературе,
задачи по математике, газеты по истории и
естествознанию, стихи, сказки, романы...
Математика: математические игры и
головоломки, измерения расстояния (площади,
размера), взвешивание различных предметов,
деньги (цена, сдача), собственные интересные
задачки...
Литература: инсценировки, написание
собственных шедевров (рассказов, стихов,
фантастических повестей), чтение любимых книг
(чтобы потом рассказать о них другим), фильм и
книга (можно посмотреть фильм и прочитать книгу,
а потом обсудить), спектакль и книга (то же, но
вместо фильма – театральная постановка) ...
Естествознание и История:
доклады на самые разные темы по естествознанию,
путешествие на «машине времени» в другие эпохи,
история семьи, экскурсии, поездки, выходы в лес,
аквариум, попугай или морская свинка – живой
уголок в классе.
Сколько длится работа над темой? Мы
пробовали разные варианты, но, как правило, это
8–10 часов. Хорошо, когда тема укладывается
в неделю. Получается, по два урока в день на
протяжении недели. Возможно, это первые два
урока. Потому что главное – ради этого ребенок
идет в школу. Ведь это не развлечение, а
настоящая учеба.
Итак, наша программа – это Интересные Дела,
придуманные учителем, детьми или вместе. Над ними
работает весь класс, группа или каждый сам по
себе. И если мы начинаем с Общих Дел, то
потихоньку, шаг за шагом, учимся работать
самостоятельно: в группах и поодиночке.
Возможность работать самостоятельно – это
награда, это «пятерка» для того, кто научился.
Научился говорить вполголоса, спокойно читать
книгу, слушать товарища, задавать вопросы,
поднимать руку, когда надо. Свобода в обмен на
Умения. Я умею! Я научился тому, что не мог делать
вчера! И теперь я могу быть самостоятельным, я
получаю больше свободы!
Работа в группах – более реальный вариант, чем
индивидуальная работа. Здоровый ребенок любит
работать вместе, общаться, говорить. Классика:
четыре группы по четыре человека. И детям не
трудно, и учитель с ума не сойдет. У каждой группы
– своя тема, скорее всего, в рамках общей большой
темы. Например, общая тема – космическое
путешествие. Темы групп: Солнце, планеты
Солнечной системы, звезды, черные дыры.
Сначала, как правило, смотрим фильм. Потом
делимся на группы, и каждая группа выбирает тему.
Идем в библиотеку, ищем книги по своим темам.
Передвигаем парты в классе, чтобы было удобнее
работать в группах. Дети читают, говорят
вполголоса. Итогом работы является газета. Газета
– это слово дети всегда пишут с большой буквы и
произносят с особым чувством. Там будут и
рисунки, и тексты, написанные детьми (иногда мы
успеваем их напечатать). На уроке, на перемене,
после всех уроков; на парте, на подоконнике, под
партой на полу – они делают Газету. И – момент
счастья! – дети идут со своей Газетой в соседний
класс.
Иногда и к старшеклассникам. Его еле видно за
столом, это первоклассник, речь его невнятна
(занимается с логопедом) – но он делает доклад
перед учениками 8-го класса о динозаврах.
«У кого-нибудь еще будут вопросы?..»
Ставить запятые, читать с выражением стихи,
правильно произносить английские звуки, красиво
писать прописную букву Д, делить
столбиком, знать, что нашими предками были
славяне (и тюрки), представлять, что будет с водой
при нагревании, – бесспорно, надо. Это навыки.
Полезные знания и умения, без которых не выйдет
Интересное Дело. И поэтому – именно поэтому! –
они нужны. Навыки всегда идут вслед за делом.
Пишем газету – надо уметь писать. Считаем
булочки в столовой – складывать, умножать и
делить. Ставим спектакль – читать, писать,
рисовать...
Сколько времени уходит на эту
техническую работу? Быть может, половину, а может,
меньше. Решает учитель – все зависит от ситуации.
Нет рецептов и четких инструкций – есть
различные ситуации в жизни. Как мы прорабатываем
навыки: все вместе, по группам, поодиночке?
Главным образом, индивидуально. Математика –
много разноуровневых карточек. Русский –
карточки на грамматические структуры.
Хотя что такое индивидуальная работа? Дети могут
обсуждать и спрашивать у товарищей, как делать
задачу или упражнение. Индивидуальная работа
превращается в групповую.
На стенде висит лист успехов – лист «Я УМЕЮ».
Если я уже умею делить двузначное число на
однозначное – у меня стоит «зачет», плюс. Такой
«зачет» – не оценка: это признание учителем, что
я действительно хорошо могу выполнять эту
работу. И могу помочь товарищу, который еще не
научился это делать. А когда учитель считает, что
надо что-то объяснить всем, он требует внимания и
тишины. И начинается урок (ну, наконец-то!). Но не
большой – на 5–10 минут. Это урок a posteori – урок по
следам детского интереса, возникающих проблем.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Империя Гранд». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://okna.imgrand.ru, Вы можете в считанные минуты ознакомиться со всем ассортиментом «Империи Гранд», узнать об актуальных на данный момент скидках и предложениях, а также получить помощь онлайн-консультанта. Хотите приобрести пластиковые окна для своей квартиры или загородного дома? Компания «Империя Гранд» поможет Вам с выбором и монтажом без задержек и переплат. «Империя Гранд» была основана в 2008 году и на протяжении всех последующих лет не перестает удивлять своих клиентов высоким качеством обслуживания и товарами от надежных поставщиков.
Фото В.Алексеева