Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2010

Я иду на урок

Галина Фурманова ,
учитель школы № 2006, г. Москва

Русская зима

Литературное чтение. 3 класс

Тема. «Картинная галерея. Н. Крылов – “Зима”».

Цели. Познакомить с репродукцией картины «Зима» Н. Крылова; продолжать работу над развитием речи учащихся путем словесного рисования картины с использованием выразительных языковых средств; формировать умение понимать настроение художника; воспитывать любовь к русской живописи, поэзии.

Учебные материалы. Учебник Э.Э. Кац «Литературное чтение» (часть 1); Толковый словарь; карточки с заданиями; аудиозапись: А. Вивальди – «Времена года»; картина А. Куинджи «Эффект заката» (слайд); мультимедийный проектор, музыкальный центр.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выставка рисунков к стихотворению Федора Иванович Тютчева «Чародейкою зимою...».

III. Обобщение ранее изученного материала

Учитель. На последних уроках мы знакомились с произведениями русских поэтов, в которых описывается одно и то же время года. Какое?

Дети. Зима.

У. Сейчас проверю, помните ли вы авторов и их произведения. Соедините правильно фамилию автора с названием его стихотворения.

Выслушиваются ответы детей. Учитель прикрепляет к доске карточки с ответами

С. Есенин

«Разгулялась вьюга, наклонились ели...»

А. Пушкин

«Мороз и солнце; день чудесный!»

Ф. Тютчев

«Чародейкою зимою околдован, лес стоит...»

– Каждое из этих стихотворений необычайно красиво и неповторимо. Почему?

Д. Поэты по-разному относились к этому времени года: кто-то с грустью, кто-то с восхищением, писали о зиме, как о русской красавице, сравнивали ее с волшебницей, чародейкою.

У. Как в литературе называется перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы?

Д. Олицетворение.

У. Как называется слово, содержащее уподобление одного предмета другому?

Д. Сравнение.

У. Давайте вспомним, как поэты оживили вьюгу, ветер, снег, луну, зимнюю речку в своих стихотворениях. Для этого надо подобрать к данным словам подходящие по смыслу глаголы.

Карточка 1

вьюга, ветер, луна, речка подо льдом

Слова для справок: желтела, бушует, разгулялась, блестит.

– А теперь найдите ошибки в сравнениях.

Карточка 2

1. Деревья в весеннем серебре (в зимнем).
2. Блистательный палас (ковер).
3. Солнце, как бледное пятно (луна).

– Молодцы! Справились с заданием. В каком художественном музее Москвы хранятся известные картины великих русских художников?

Д. В Третьяковской галерее.

У. Как называется картина, изображающая природу?

Д. Пейзаж.

У. Вставив гласные в слова, которые записаны на доске, вспомним названия этих картин.

На доске:

«.тр. в с.сн.в.м л.с.», «Р.жь» – И.И. Шишкин

«М.рт» – И. Левитан

«Гр.ч. пр.л.т.л.» – А. Саврасов

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

У. Сегодня я хочу вас познакомить с новой картиной – «Зима». Зачеркнув одинаковые буквы, вы сможете узнать фамилию художника.

Карточка 3

К

А

П

З

Д

Р

Е

Ы

Л

Е

О

Д

П

З

А

В

Учитель открывает тему урока: «Картинная галерея. Н. Крылов “Зима”».

– Какую цель мы поставим перед собой?

Д. Учиться наблюдать, составлять рассказ по картине.

V. Работа над новой темой

Словарная разминка

У. Как вы думаете, что означает слово эффектно?

Выслушиваются варианты ответов.

– Прочитаем статью из Толкового словаря:
Эффект – это впечатление, производимое кем-то, чем-то; эффектный – производящий впечатление.
– Подберите к нему синонимы из предложенных слов: восхитительный, невыразительный, удачный, необычный, чудесный.

Знакомство с картиной

У. Русский художник Никифор Крылов жил почти двести лет назад. Он писал портреты крестьян и их детей. Самым известным его произведением считается пейзаж «Зима». Он написал его за один месяц. Откройте учебники на с. 135 и внимательно рассмотрите эту картину. Что вы видите на переднем плане картины?

«Зимний пейзаж». Художник Никифор Крылов. (1802–1831)

«Зимний пейзаж». Художник Никифор Крылов. (1802–1831)

Д. Женщины-крестьянки разговаривают о своих делах. Мужчина ведет лошадь. На пригорке одиноко стоит высокое дерево. Под обрывом спрятался деревянный домик.

У. Расскажите, что можно увидеть, если медленно перемещать взгляд вдаль?

Д. Можно увидеть речку, которая покрыта толстым льдом. Лошадь медленно везет тяжелые сани с сеном или хворостом. Вдалеке чернеет голый лес. Он как будто заснул и замер до весны. Вся земля покрыта белоснежным ковром.

У. Какая погода изображена на картине?

Д. Зимняя, солнечная погода, так как от людей и других предметов падает тень. Один берег реки художник нарисовал более темными красками, потому что он рядом с лесом и от него падает длинная тень.

У. Большое место на картине занимает небо. Опишите его.

Д. Оно ясное, кое-где есть легкие облака. Ближе к нам – небо голубого цвета, а вдалеке – розовое от лучей зимнего солнца. Солнце художник не нарисовал, но вся картина озарена солнечным светом.

У. Попробуйте подобрать строчки из прочитанных вами раньше стихотворений к картине «Зима».

Д. «...Все ярко, все бело кругом».
– «...Прозрачный лес один чернеет...»
– «...И речка подо льдом блестит».
– «...Под голубыми небесами... / Блестя на солнце, снег лежит».
– «..Но знаешь: не велеть ли в санки / Кобылку бурую запрячь?»

VI. Физкультминутка

VII. Работа над новой темой (продолжение)

У. Рассмотрите деревенских женщин. Как они одеты?

Д. На них теплые платки, полушубки из овчины, из-под которых торчат длинные юбки с фартуками, на ногах валенки. Женщины о чем-то беседуют.

У. У одной женщины в руках деревянная палка с острым наконечником – пешня. Найдите объяснение этому слову в учебнике на с. 135.

Дети читают.

– Как вы думаете, куда идет эта женщина?

Д. Она идет стирать пряжу, но сначала должна пешней пробить лед на реке и сделать прорубь.

У. Куда направляется третья женщина?

Д. Идет за водой на речку; у нее на плечах коромысло с ведрами.

У. Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Д. Удивление, восхищение.

У. Какого цвета краски использовал художник?

Д. Белого, синего, голубого, розового.

У. Представьте, что у вас нет этих красок. Смогли бы вы изобразить зимний пейзаж с помощью красной краски?

Дети отвечают.

– А теперь давайте посмотрим на картину великого русского художника А. Куинджи «Эффект заката» и послушаем фрагмент произведения «Времена года» итальянского композитора А. Вивальди.

Демонстрация картины с музыкальным сопровождением.

– Сравните это произведение с картиной «Зима» и скажите: какой цвет использовал Куинджи?

Д. Красный.

У. Как вы думаете, для чего он это сделал?

Д. Показать необычную красоту зимнего заката: снег становится бордовым, красным от лучей солнца. На верхушках елей он яркий, внизу – более темный от падающих теней деревьев. Можно представить, что вечер морозный и очень холодный.

У. Вспомните, что означает слово эффект, и подставьте вместо него синонимы в название картины.

Д. Необычный закат. Восхитительный закат. Чудесный закат.

VIII. Итог урока

У. С какой новой картиной вы познакомились на уроке? Кто ее нарисовал? Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?

IХ. Домашнее задание

У. Составьте рассказ-описание по картине «Зима» Н. Крылова.