Тема. «Звуки [х], [х’], буквы Х, х».
Цель. Познакомить с новыми буквами и
звуками, научить давать характеристику словам с
новыми звуками и анализировать их; развивать
речь, фонетический слух, логическое мышление;
формировать навык осознанного, выразительного
чтения.
Учебные материалы. Учебник «Русская
азбука» (авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин,
А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов); компьютер,
медиапроектор, экран; карточки со словами;
цветные мелки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель. Какой звук и букву мы
изучали на прошлом уроке? Что вы можете
рассказать об этом звуке? Какие еще бывают звуки
и буквы? Чем отличается звук от буквы? Для чего
нам нужны звуки и буквы?
III. Знакомство с произведением
У. Ребята, сегодня на уроке к нам
пришли гости. А также нам предстоит встретиться с
любимыми сказочными героями. Давайте покажем
всем, чему мы с вами научились.
Сейчас мы познакомимся со сказкой английского
писателя Теодора Сьюз Гайзеля «Слон Хортон
высиживает яйцо».
Учитель читает сказку, одновременно
начинается показ слайдов – иллюстраций к сказке.
– Понравилась ли вам сказка? Кто ее
главные герои? Какой персонаж вам понравился
больше? Почему? Каким был слон Хортон? Чему можно
у него поучиться? Какой оказалась птица Мейзи?
Справедливо ли закончилась сказка?
IV. Постановка темы урока
У. Ребята, чем отличаются слоны от
других животных?
Дети. У слонов есть хобот.
У. Давайте составим предложение.
Д. У слона Хортона хобот.
Дополнительный материал
Слон – это самое большое животное на
земле. Слоны бывают двух видов: африканские и
индийские. Высота африканского слона достигает
4 м, а масса – 7 т 500 кг. Высота
индийского слона – 2 м 70 см, масса – около
4 т.
У. Ребята, с какого звука
начинаются слова Хортон и хобот?
Д. Со звука [х].
У. Сегодня мы будем говорить об
этом звуке и букве, с помощью которой он
обозначается.
V. Знакомство с новыми звуком и
буквой
На доске — печатный и письменный
варианты буквы Х.
У. Отгадайте загадки:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
(Хлеб.)
Грызунишка и добряк,
Прячет в щеки все подряд.
(Хомяк.)
Летом папа нам привез
В белом ящике мороз.
А теперь мороз седой
У нас летом и зимой
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник.)
Кто рано встает,
Ване спать не дает?
(Петух.)
– В какой части слов встречается звук
х?
Д. В начале и в конце.
У. Составим графические схемы
слов: хлеб, хомяк, холодильник, петух.
Несколько учеников работают у доски,
остальные – за партами.
– Крокодил Гена и Чебурашка
предлагают нам почитать слоги – сначала с
помощью дыхательных упражнений, а затем с
помощью изменения интонации.
На доске:
– Давайте подумаем: что мы можем
сказать о звуке [х]?
Д. Он согласный, глухой, непарный,
твердый, может быть мягким.
VI. Работа по учебнику
а) Работа по иллюстрации. Беседа о
труде хлеборобов, бережном отношении к хлебу.
б) Чтение пословицы.
в) Чтение текста «буксиром».
г) Чтение стихотворения.
VII. Физкультминутка
У. Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шею трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Ученики повторяют движения за
учителем.
– А сейчас я еще раз прочитаю
стихотворение. Вы должны запомнить и назвать
слова, в которых встречается звук [х].
VIII. Работа по развитию речи
У. Ребята, посмотрите, кто пришел!
Д. Муха-Цокотуха.
У. Есть ли в ее имени звук [х]? В
какой части слова он встречается?
Д. В середине слова.
У. Муха пригласила гостей на чай.
Угощение каждый приглашенный получит в обмен на
слово, в котором есть звук [х]. Какие слова могут
назвать гости? (Дети перечисляют слова.) А вот
еще один сказочный персонаж. Кто это?
Д. Пират.
У. Ребята, мы встретились со злым
пиратом, но бояться его не надо. Он очень хочет
измениться. Давайте поможем ему составить слова.
Игра «Слоговой аукцион»
На доске:
хи... (-хикать, -щник)
хит... (-рый, -рец, -рость)
хо... (-хот, -рошо, -бот)
храб... (-рый, -рец, -рость) |
Игра «Кто? Что?»
– Баба Яга не ходила в школу и совсем
запуталась с заданием. Давайте ей поможем.
На доске:
Кто? смех, хирург, халат,
хорек
Что? храбрец, горох |
IХ. Итог урока
У. С какими звуками и буквами мы
сегодня познакомились? Охарактеризуйте звуки [х],
[х’]. Что нового вы узнали? Что вам больше всего
понравилось?