|
||
Евгения
Прокопенко
,
|
Фото В. Алексеева |
Учитель читает стихотворение Юнны Мориц «Трудолюбивая старушка»:
Ленивая кошка
Не ловит мышей.
Ленивый мальчишка
Не моет ушей.
Ленивая мышка
Не выроет норку.
Ленивая мушка
Не хочет летать.
Ленивый мальчишка
Не хочет читать...
Стихотворение звучит полностью.
У. Назовите главных героев этого стихотворения.
Д. Кошка, мышка, мушка, мальчишка, старушка.
На доске дети прикрепляют листы с изображениями главных героев стихотворения.
У. А сейчас я предлагаю вам каждого из пяти жителей обозначить точкой и разделить их на множества в соответствии с данными диаграммами. Но прежде вспомним: что же такое множество?
Д. Это группа объектов с одинаковыми свойствами
Понятие – на доске.
У. А подмножество?
Д. Это множество, входящее в данное множество.
Понятие – на доске.
У. Что такое элементы множества?
Д. Это объекты с одинаковыми свойствами, составляющие данное множество.
Понятие – на доске.
У. А теперь можно приступить к работе в паре. Делим объекты стихотворения на множества.
Дети самостоятельно работают в парах.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
– Проверим вашу совместную работу.
На доске вывешиваются карточки-образцы каждого варианта. Ребята предлагают свои ответы.
Д. Первый вариант – на множество
ленивых и множество трудолюбивых.
– Второй вариант – на множество жителей
избушки и подмножество людей.
– Третий вариант – на летающих и нелетающих (в
пересечении – летающая лентяйка, мушка).
У. На основе шуточного стихотворения и предложенных диаграмм мы повторили понятия: множество, пересечение множеств, подмножество.
IV. Работа с графами
Подготовленный ученик рассказывает стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси».
У. Мы не зря сегодня вспомнили еще одно стихотворение. С главными персонажами этого произведения мы будем работать на уроке, закреплять ранее изученный материал о графах. Что такое граф?
Фото В. Алексеева |
Д. Граф – это чертеж, состоящий из вершин и ребер.
У. А какие бывают графы?
Д. Обычный граф и ориентированный.
У. Что значит обычный?
Д. Это когда между объектами одинаковые отношения, например, разговор по телефону.
У. А ориентированный?
Д. Ориентированный граф отражает последовательность, например, время суток: сначала утро, потом день, после вечер, лишь потом ночь.
У. А сейчас кот Котауси и мышка Мауси с друзьями предлагают открыть рабочие тетради на с. 8 и прочесть задание № 10.
Дети читают задание и работают одновременно с учеником, выполняющим его у доски.
– Какой вид графа у нас получился во всех планах?
Д. Обычный.
У. Как вы думаете, чей план выберут мышата, если никто не хочет попасть в лапы кота, но согласен вырыть один ход?
Д. План Джека.
V. Физкультминутка
У. Пора немного отдохнуть, но прежде вспомним, что такое алгоритм.
Д. Алгоритм – это определенная последовательность команд, порядок действий.
У. Вот и проведем физкультминутку по алгоритму.
На экране поочередно высвечиваются команды:
1. Начало.
2. Встаньте.
3. Сделайте глубокий вдох и выдох.
4. Поморгайте глазами.
5. Наклоните голову вперед, влево, вправо, назад.
6. Руки вверх, в стороны, вперед, назад.
7. Поставьте руки на пояс.
8. Сделайте наклон вправо, влево, вперед, назад.
9. Прыгните на месте три раза.
10. Сделайте глубокий вдох и выдох.
11. Сядьте на свое рабочее место.
VI. Закрепление изученного материала
У. Впишем в геометрические фигуры (№ 11) имена авторов планов строительства ходов. А один ученик поработает за компьютером.
Дети работают, затем работы сверяют.
– На с. 10 в № 12 коллективно заполним таблицу.
Дети раскрашивают рисунки.
– Ребята, что же это – у Мауси майка получается и красная, и желтая?
Д. Если покрасить сначала красным, а потом желтым, то получится оранжевый цвет.
У. Правильно. Следуя таблице, раскрасьте рисунки.
Дети выполняют задание.
– Кто уверен в правильности своей работы, выйдите и покажите ее. А сейчас – немного творчества. Придумайте свою историю к графу (с. 11, № 12).
Выслушивается несколько вариантов.
VII. Итог урока
У. Что мы сегодня вспомнили и закрепили?
Д. Мы вспомнили, что такое множество, пересечение множеств, что такое графы, какие они бывают.
У. Какой вид работы вам понравился?
Выслушиваются ответы учащихся.
У. А теперь оцените нашу работу на уроке с помощью графов на листочках. Определите взаимодействия объектов. Может быть, кто-то прокомментирует?
Учитель . . . дети
я . . . мой сосед
мы . . . наши гости
У. Пока мы оценивали свою работу, кот Мауси превратился в кота Леопольда. А какие волшебные слова он говорит?
Д. «Ребята, давайте жить дружно!»
Учитель выставляет отметки за урок.