Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2010

Я иду на урок

Анна Борисова ,
с. Козьмогородское, Архангельская обл.

Каргопольский медведка

Технология. 2 класс

Тема. «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».

Цели. Познакомить с северным каргопольским промыслом, историей его появления, назначением и технологией изготовления игрушки; заинтересовать детей творчеством народной мастерицы Ульяны Бабкиной; создать условия для овладения приемами и способами работы с глиной, учить применять их в собственном творчестве, сохраняя народные традиции; развивать умение анализировать размер, форму и строение фигуры животного; развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение; научить лепить каргопольскую игрушку «Медведка».

Учебные материалы. Для детей: глина, клеенки, фартуки, полотенца для вытирания рук, стеки, вода, для учителя: фартук, платок, корзина, игрушки, медиапроектор, слайды.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Ребята, прочитайте название нашего урока. Что такое мастерская?

Выслушиваются ответы детей.

– Кто работает в мастерской? Сразу ли человек становится мастером?

Выслушиваются ответы детей.

– Да, не сразу. Сначала надо побыть учеником мастера, потом подмастерьем, а потом уж человек становится настоящим мастером! А кто такой мастер?

Выслушиваются ответы детей.

– Действия мастера оттачивались веками, самые рациональные, лучшие передавались из поколения в поколение. Все лишнее просто терялось. Хотите ли вы стать мастерами? Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться делать глиняную каргопольскую игрушку. А что это такое, я вам сегодня расскажу.

III. Рассказ учителя

«Хоть игрушка и детская забава, да вам придется по нраву», – этими словами зазывали торговцы мелким товаром покупателей на шумных ярмарках и базарах. С тех пор прошло чуть ли не 200 лет, за это время изменилась народная игрушка. Уже давно не играют ею дети, у них совсем другие забавы. А русская игрушка превратилась в декоративное украшение жилища, скорее в музейный экспонат. А жаль! Ведь в народной игрушке столько детской непосредственности, столько красоты, которая складывалась веками. Игрушка может рассказать много интересного об истории своего народа и его обычаях. Мало кто знает, что в древности эти фигурки были священными, что крестики и кружочки на их боках – не просто украшение, а особые, священные знаки.
Такими знаками украшена и наша каргопольская игрушка (слайд «Каргопольская игрушка»).

– Почему наша? – спросите вы. Да потому, что Каргополь, родина игрушки, находится в нашей Архангельской области.

Учитель показывает карту Архангельской области.

– На реке Онега в 5 километрах от ее истока на озере Лача стоит древних город Каргополь. Его основали новгородские землепроходцы. В окрестностях города появилось много монастырей. Здесь проходили торговые пути из Поморья в Новгород, в Вологду. Из Поморья везли соль, рыбу, пушнину, глиняную посуду, игрушки. Здесь, на Севере, было развито гончарное ремесло, которое и породило известную глиняную игрушку. Из остатков глины мастера лепили лошадок, фигурки животных, людей, свистульки – детям на потеху. В игрушке образно передавался народный быт русского Севера. Промысел был семейным – у Завьяловых, Рябовых, Шевелевых и других. Их секреты передавались из поколения в поколение. Среди каргопольских игрушечников особое место занимала Ульяна Ивановна Бабкина – единственная мастерица, никогда не прекращавшая заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла (слайд – портрет Ульяны Бабкиной). Сегодня, ребята, эта славная мастерица пришла к нам в гости. Давайте послушаем ее рассказ о себе и об игрушках.

Учитель повязывает платок, надевает фартук, берет в руки корзинку с игрушками и ведет рассказ от лица бабушки Ульяны:

– Родилась я, ребятки, давно, в XIX веке. Родители мои, деды и прадеды – все были крестьянами, нелегким трудом добывали себе кусок хлеба. С малых лет я стала помогать в домашнем хозяйстве, в ремесле родителей: не один год месила ногами холодную глину, потом села за гончарный круг, делала посуду, лепила игрушки (слайды – гончарный круг, глиняная посуда, игрушки). Особенно мне нравилось лепить игрушки-потешки да забавлять ими ребяток. Посмотрите, что я сегодня вам принесла. (Достает из корзинки игрушки.)

Для своих игрушек я беру глину островную – это место такое посреди поля. Глину домой принесу да вскипячу чугунок воды. Кипятком оболью глину, палочкой выхлопаю, потом положу на пол да ногами потопчу, не то руками помну, камни выну. Глина мягкая будет. Потом возьму дощечку да на дощечке буду катать.
Вот конь – моя любимая игрушка (слайды «Кони», «Тройки»).
У нас на Севере коня зовут Сивка-Бурка. Летнее солнце – бурка, зимнее – каурка. Конь – друг и помощник человека-земледельца в его нелегком труде. В сказках конь скачет «выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля и луга хвостом подметает».
А вот и Полкан – его я с детства умею лепить (слайд – «Полкан»). Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое, с большой окладистой бородкой, туловище – как у коня, а на ногах – копыта. Полкан – крестьянский богатырь, «стар матёр человек».
А вот селянка-крестьянка (слайды «Крестьянки», «Барыни»). Нарядилась она, пошла на праздник, на ярмарку – товар поглядеть, да и себя показать. Надо отдохнуть от тяжелых трудов.
А тут, ребятушки, Медведка – лесной зверь (слайд «Медведка»). Он водится в лесу, в глухой малине. Он хозяюшко леса.

Поляночкой идет медведь с тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баску песенку поет.

Ну-ка, ребятки, слепим-ка и мы с вами такого Медведка. Я вас живо научу.

IV. Практическая работа

Дети готовятся к лепке, надевают фартуки.

У. Возьмем кусочек мягкой глины, скатаем из нее кругообразными движениями рук шарик, затем раскатаем между ладонями – получится кусок цилиндрической формы. А ловко у вас выходит! Снизу разделим надвое – будут ножки. Медведюшко-батюшко – толстопятый, косолапый. Вылепим ему ножки, чтоб стоял крепко, не падал. А ну-ка смекайте, что дальше делать будем? Правильно, голову и лапы. Сверху оттянем кусочек – будет голова, а с боков прищипыванием вытянем лапы. На макушке ушки оттянем, а потом оттянем носик. Медведка забрался в малинник, лакомится спелой ягодой, даже пасть свою открыл (делаем на носике небольшой разрез стекой – имитируем открытую пасть).
Теперь глазки наметим. Ох, и глазастый получился зверь! Осталось вытянуть хвостишко-коротышко да загладить все неровности глиняной водичкой. Вот и готов наш Медведка!
Теперь поставим сушиться, потом в печи прокалим. А простынут – белой краской покроем, а потом коричневой станем красить.
Ребятушки, полюбуйтесь на свои игрушки. Как они хороши! Молодцы! Ох, и порадовали бабушку Ульяну! А теперь пора мне с вами прощаться.

Учитель снимает платок и фартук.

V. Итог урока

У. Ребята, вымойте руки, приведите в порядок рабочее место. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Как настроение? О каком промысле вы сегодня узнали? Где находится город Каргополь? Чем знаменит этот город? Назовите имя мастерицы, с которой вы работали. Название каких игрушек вы запомнили? Почувствовали ли вы себя мастерами? Трудно ли лепить игрушки? Что для этого надо знать?

Дети. Надо правильно «сделать» глину, уметь фантазировать, придумывать, да еще иметь терпение, усидчивость.

У. Урок окончен. Спасибо!

Литература

Дурасов Г. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере.
Литература в школе. 2008. № 3.
Начальная школа. 1990. № 3.