Тема. «В мире эмоций».
Цели. Обобщить и расширить
представления детей об основных эмоциях и
чувствах; учить искать способы выхода из
психотравмирующих ситуаций.
Учебные материалы. Маски или
пиктограммы разных эмоций; элементы костюма
клоуна; воздушные шары.
Введение
Учитель. В жизни нас сопровождают
самые разные переживания. Стряхните с себя все
заботы, неприятности и усталость рабочего дня.
Добро пожаловать в мир эмоций!
Работа с эмоцией недовольства
Инсценируется стихотворение
(песенка).
Жила на свете тучка
по имени Сердючка.
Она ни с кем не зналась,
совсем не улыбалась.
И сыпались из тучки
то градинки-колючки,
То бусинки-дождинки –
холодные слезинки.
Ах, плохо жить Сердючке –
колючке, буке, злючке!
Никто с ней не гуляет,
не дружит, не играет.
Вчера задира-ветер
так рассмешил Сердючку,
Что высохли и слезы,
и градинки-колючки.
Закрыли люди зонтики,
и плащ уже не нужен.
И выглянуло солнышко,
и высохли все лужи.
Сердючка улыбнулась
и к солнцу потянулась.
Совсем другое дело –
нам песенку пропела.
У. Покажите, какая была тучка
сначала: нахмурьте брови, сощурьте глаза,
сморщите нос, опустите уголки губ. Ой, какие
сердитые и неприятные лица! Что потом случилось с
тучкой? Почему она так изменилась?
Смех – великая сила! Смех вылечит и Несмеяну, и
Буку, и Бяку. Есть даже такое слово – смехотерапия.
Внимание! Сеанс смехотерапии. Я надуваю и
запускаю летающий шарик.
Шарик летит по залу со свистом. Дети
удивляются и смеются.
Работа с эмоцией удивления
У. В жизни очень много удивительного.
Ребенок-клоун читает стихотворение:
Ученик 1.
Откуда взялся ты, жучок?
У нас сейчас зима.
Ты застегни свой пиджачок
и спрячься вот сюда.
Ты подожди: придет весна,
ты выползешь в тепло,
Раскроешь крылья, дурачок,
и улетишь в окно.
У. Какие эмоции спрятаны в этом
стихотворении? Что вас удивило? Давайте
удивляться вместе. Я бы очень удивилась, если бы
завтра... наступило лето.
Брови подняли, глаза широко открыли, рот
открыли. Кто еще хочет нас чем-нибудь удивить
и выразительно это показать?
Работа с эмоциями грусти и печали
У. Хорошо быть фантазером. Но
от жизненных проблем далеко не уйдешь. Наверное,
с тобой иногда случалось такое, что очень
хочется из школы домой, а никто за тобой не
приходит. Наверное, тебе было очень грустно. Как
выглядит грусть? Опустите уголки рта.
Опустите голову. Опустите плечи. Вот так.
Что можно сделать в такой ситуации? И если
ничего нельзя придумать, остается только ждать.
Совсем как у Марины.
Ребенок-клоун читает стихотворение.
Ученик 2.
Вот лавочки, скамеечки.
Вот дом. А вот дорожка.
Смотрю в окошко.
Маму жду.
Осталось ждать немножко.
Выходит другой ребенок-клоун, гладит
первого, утешает:
Ученик 3. Не грусти, Марина, мама
скоро придет. Давай погрустим вместе.
Читают стихотворение вместе.
У. Есть такое доброе слово –
сопереживание. Может быть, оно означает
«соединение переживаний»?
И есть очень простой секрет, и вы его знаете:
«Раздели с другом горе – и его станет в два раза
... (меньше). Раздели с другом радость – и ее
станет в два раза ... (больше)». Запомнили?
Работа с чувством зависти
У. Как часто нам хочется именно
того, чего нет у тебя, но есть у других!
Выходят два ребенка-клоуна и
разыгрывают сценку:
– Шоколадка у меня.
– Мармеладка у меня.
– Как хочу я мармеладку!
– Как хочу я шоколадку!
– (Оба.) Очень мы надеемся:
Друг с другом мы поделимся.
У. Как называется чувство, когда
хочется именно того, что есть у другого?
Дети. Зависть.
У. Зависть – это приятное
чувство? Оно просто мешает нам жить. Я знаю верное
средство от зависти. Надо сказать волшебные
слова: «Я не умею... зато я умею...», – или: «У меня
нет... зато у меня есть...» Давайте попробуем.
Выходят дети-клоуны и разыгрывают
сценку:
– Я не умею быстро читать, зато я хорошо
пою.
– Я не умею красиво петь, зато я умею смешить.
– Я не умею смешить, зато я хорошо играю в
футбол.
– Я не умею играть в футбол, зато я играю на
пианино.
Работа с эмоцией обиды
У. Дети, кто из вас очень сильно,
легко, быстро и долго обижается? Совсем как
Юля. Посчитайте все Юлины обиды.
Ребенок-клоун читает стихотворение:
Ученик 4.
Обидели! Обидели!
Разве вы не видели?
Разве вы не знаете,
Как меня обидели?
Так толкнули – я упала,
Меня мама поругала,
Конкурс снова проиграла,
Меня дети обозвали,
Меня в гости не позвали,
Мою тайну разболтали,
Не помогли и не спросили,
Два дня со мною не дружили.
Выбегает другой ребенок-клоун.
Ученик 5. Долго будешь ты ворчать?
Хочешь с нами поиграть?
У. Посмотрите, дети: Юля надулась, как
шарик!
Сколько обид получилось? Вот такая она – обида.
Ничего не хочется делать, и слезы на глазах. Чем
опасна обида? В таком состоянии легко и самому
обидеть другого. Это во-первых.
А во-вторых, в то время как другие дети играют, ты
дуешься, дуешься. Минуту-другую, час-другой, день
за днем, неделю за неделей. Год за годом. Твоя
обида поселяется внутри тебя и надувается,
как шарик.
Что же делать? Можно взять и просто так простить
всех своих обидчиков. А мы сделаем вот что. Юля,
выдуй всю свою обиду в этот шарик. Сильнее дуй,
сильнее! Я отпускаю шарик. Смотри, как смешно
летит твоя обида. Смотри, она сдулась! А ты
засмеялась!
Кто еще тут обиженный сидит? Возьмите
летающие шарики. Вместо шариков можно сделать
мыльные пузыри.
Работа с эмоциями тревоги и страха
У. А где же Храбрый Цып?
Ребенок-клоун читает стихотворение:
Ученик 6.
Я Храбрый Цып.
Иду куда хочу.
Я червячка охотно проглочу,
Охотно ем я мошек.
Но как боюсь я кошек!
Как я кошку вижу –
Прячусь и молчу.
У. Цып, тебе очень страшно? Иди
сюда, сядь. Кто запомнил песенку Цыпа и хочет
повторить? Выходите сюда. Постарайтесь, чтобы
получилось так же выразительно.
Ребята, видели, какой бывает страх? Плечи
приподняты. Голова втянута в плечи. Брови идут
вверх. Глаза большие и круглые. Рот приоткрыт.
Цып боится кошки.
А вы чего-нибудь боитесь? Ничего не боитесь? А
сейчас?
Звучит музыкальный отрывок, по
характеру тревожный, соответствующий эмоции
страха.
– Вслушайтесь в музыку. Какое чувство
она у вас вызывает?
Жил-был Великан. Встаньте. Потянитесь и
посмотрите вверх. Чем страшен сказочный Великан?
Ребенок-клоун читает стихотворение:
Ученик 7.
Вот идет-дет-дет
Великан-кан-кан
Мимо гор-гор-гор,
Мимо стран-стран-стран.
Он огромный такой!
Как он топнет ногой!
Как взмахнет он рукой!
Ой-ёй-ёй!
Все домой у-бе-га-ют.
Мы сказали ему:
«Великан-кан-кан,
Ты потише иди
Мимо гор, мимо стран.
Осторожней иди
И под ноги гляди.
На твоем на пути
Дети могут идти».
У. О чем еще можно попросить
великана? Какие добрые дела он мог бы сделать?
Если какой-то человек не такой, как все другие,
это совсем не значит, что он плохой.
Наши дети знают, что в любой тревожной или
страшной ситуации найдется выход.
Давайте поиграем.
Я ваш страх.
Я вселяю в вас ужас. Я придумаю для вас очень
страшную ситуацию.
Я крепко буду держать вас за руку, пока вы не
придумаете, как из нее выбраться.
Разыгрываются ситуации.
– А как приятно чувствовать себя
уверенным человеком! Встаньте. Расправьте плечи.
Поднимите повыше подбородок. Повторяйте за мной:
«Я хороший. Меня любят. У меня все получится. Я
уверен. Я спокоен».
Подведение итогов
У. Наше занятие подходит
к концу. Какие чувства мы сегодня обыграли?
Зачем мы учились выразительным движениям, жестам
и мимике?
Выслушиваются ответы детей.
– Выразительные жесты, движения и
мимика подчеркивают, усиливают, как будто
выделяют жирным шрифтом, твое эмоциональное
состояние, быстрее привлекают к тебе и помогают
удерживать внимание, помогают лучше понять
друг друга.
Какое самое приятное в жизни чувство?
Если бы существовал город Радости, что бы там
обязательно было?
Может ли жизнь состоять из одних только радостей?
Я желаю всем вам поменьше темных полос в вашей
жизни.
И самый последний вопрос: как вы думаете, что
из этого занятия вам пригодится в жизни?
Выслушиваются ответы детей.