Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2009

В союзе с психологией

Светлана Неклюдова ,
г. Шебекино, Белгородская область.

В мире эмоций

Перед вами – занятие-праздник по социально-психологической адаптации младших школьников, на котором обобщаются и расширяются их представления об основных эмоциях и чувствах, а также закрепляется желание искать способы выхода из психотравмирующих ситуаций.  На занятии использованы тексты стихотворений и песен для детей, придуманных самим автором статьи.

Тема. «В мире эмоций».

Цели. Обобщить и расширить   представления детей об основных эмоциях и чувствах; учить искать способы  выхода из психотравмирующих ситуаций.

Учебные материалы. Маски или пиктограммы разных эмоций; элементы костюма клоуна; воздушные шары.

Введение

Учитель. В жизни нас сопровождают самые разные переживания. Стряхните с себя все заботы, неприятности и усталость рабочего дня.

Добро пожаловать в мир эмоций!

Работа с эмоцией  недовольства

Инсценируется  стихотворение (песенка).

Жила на свете  тучка 
по имени Сердючка.
Она ни с кем не зналась,
совсем не улыбалась.

И сыпались из тучки
то градинки-колючки,
То бусинки-дождинки –
холодные слезинки.

Ах, плохо жить Сердючке –
колючке, буке, злючке!
Никто с ней не гуляет,
не дружит, не играет.

Вчера задира-ветер
так рассмешил Сердючку,
Что высохли и слезы,
и градинки-колючки.

Закрыли люди зонтики,
и плащ уже не нужен.
И выглянуло солнышко,
и высохли все лужи.

Сердючка улыбнулась
и к солнцу потянулась.
Совсем другое дело –
нам песенку пропела.

У. Покажите, какая была тучка сначала: нахмурьте  брови,  сощурьте глаза, сморщите нос, опустите уголки губ. Ой, какие сердитые и неприятные лица! Что потом случилось с тучкой? Почему она так изменилась?
Смех – великая сила! Смех вылечит и Несмеяну, и Буку, и Бяку. Есть даже такое слово – смехотерапия. Внимание! Сеанс смехотерапии. Я надуваю и запускаю летающий  шарик.

Шарик летит по залу со свистом.  Дети   удивляются  и  смеются.

Работа с эмоцией удивления

У. В жизни очень много удивительного.

Ребенок-клоун читает стихотворение:

Ученик 1.

Откуда взялся ты, жучок?
У нас сейчас зима.
Ты  застегни свой  пиджачок 
и спрячься вот сюда.
Ты подожди: придет весна,
ты выползешь в тепло,
Раскроешь крылья, дурачок,
и  улетишь в окно.

У. Какие эмоции  спрятаны в этом стихотворении? Что вас удивило? Давайте удивляться вместе. Я бы очень удивилась, если бы завтра... наступило  лето.

Брови подняли, глаза широко открыли, рот открыли. Кто еще хочет нас чем-нибудь   удивить и выразительно это показать?

Работа с эмоциями  грусти и печали

У. Хорошо быть фантазером. Но   от жизненных проблем далеко не уйдешь. Наверное, с тобой иногда  случалось такое, что очень хочется из школы домой, а никто за тобой не приходит. Наверное, тебе было очень грустно. Как выглядит грусть?  Опустите уголки рта. Опустите голову. Опустите плечи. Вот так.
Что можно сделать в такой ситуации?  И если ничего нельзя придумать, остается только ждать. Совсем как у Марины.

Ребенок-клоун читает стихотворение.

Ученик 2.

Вот лавочки, скамеечки.
Вот дом. А вот дорожка.
Смотрю в окошко.
Маму жду.
Осталось ждать немножко.

Выходит другой ребенок-клоун, гладит первого, утешает:

Ученик 3. Не грусти, Марина, мама скоро придет. Давай погрустим вместе.

Читают стихотворение вместе.

У. Есть такое доброе  слово – сопереживание. Может быть, оно означает «соединение  переживаний»?
И  есть очень простой секрет, и вы его знаете: «Раздели с другом горе – и его станет в два раза ... (меньше). Раздели с другом радость – и ее станет в два раза ... (больше)». Запомнили?

Работа с чувством зависти

У. Как часто нам хочется именно того, чего нет у тебя, но есть у других!

Выходят два ребенка-клоуна и разыгрывают сценку:

– Шоколадка у меня.
– Мармеладка у меня.
– Как хочу я мармеладку!
– Как хочу я шоколадку!
– (Оба.) Очень мы надеемся:
Друг с другом мы поделимся.

У. Как называется чувство, когда хочется именно того, что есть у другого?

Дети. Зависть.

У. Зависть – это приятное   чувство? Оно просто мешает нам жить. Я знаю верное средство от зависти. Надо сказать волшебные слова: «Я не умею... зато я умею...», – или: «У меня нет... зато у меня есть...» Давайте попробуем.

Выходят дети-клоуны и разыгрывают сценку:

– Я не умею быстро читать, зато я хорошо пою.
– Я не умею красиво петь, зато я умею смешить.
– Я не умею смешить, зато я хорошо играю в футбол.
– Я не умею играть в футбол, зато я играю на пианино.

Работа с эмоцией обиды

У. Дети, кто из вас очень сильно, легко, быстро и долго обижается? Совсем как   Юля. Посчитайте все Юлины обиды.

Ребенок-клоун читает стихотворение:

Ученик 4.

Обидели! Обидели!
Разве вы не видели?
Разве вы не знаете,
Как меня обидели?
Так  толкнули – я упала,
Меня мама поругала,
Конкурс снова проиграла,
Меня дети обозвали,
Меня в гости не позвали,
Мою тайну разболтали,
Не помогли и не спросили,
Два дня со мною не дружили.

Выбегает другой ребенок-клоун.

Ученик 5. Долго будешь ты ворчать? Хочешь с нами поиграть?

У. Посмотрите, дети: Юля надулась, как шарик!
Сколько обид получилось? Вот такая она – обида. Ничего не хочется делать, и слезы на глазах. Чем опасна обида? В таком состоянии легко и самому   обидеть  другого. Это во-первых.
А во-вторых, в то время как другие дети играют, ты дуешься, дуешься. Минуту-другую, час-другой, день за днем, неделю за неделей. Год за годом. Твоя обида поселяется внутри тебя  и надувается, как шарик.
Что же делать? Можно взять и просто так простить всех своих обидчиков. А мы сделаем вот что. Юля, выдуй всю свою обиду в этот шарик. Сильнее дуй, сильнее! Я отпускаю шарик. Смотри, как смешно летит твоя обида. Смотри, она сдулась! А ты засмеялась!
Кто еще тут обиженный сидит? Возьмите   летающие  шарики. Вместо шариков можно сделать мыльные пузыри.

Работа с эмоциями  тревоги и страха

У. А где же Храбрый  Цып?

Ребенок-клоун читает стихотворение:

Ученик 6.

Я Храбрый  Цып.
Иду  куда  хочу.
Я червячка охотно проглочу,
Охотно ем я мошек.
Но как боюсь я кошек!
Как я кошку вижу –  
Прячусь и молчу.

У. Цып, тебе очень страшно? Иди   сюда, сядь. Кто запомнил песенку Цыпа и хочет повторить? Выходите сюда. Постарайтесь, чтобы получилось так же выразительно.
Ребята, видели, какой бывает страх? Плечи приподняты. Голова втянута в плечи. Брови идут вверх. Глаза большие и круглые. Рот приоткрыт.
Цып боится кошки.
А вы  чего-нибудь боитесь? Ничего не боитесь? А сейчас?

Звучит музыкальный отрывок, по характеру тревожный, соответствующий эмоции страха.

– Вслушайтесь в музыку. Какое чувство она у вас вызывает?
Жил-был Великан. Встаньте. Потянитесь и посмотрите вверх. Чем страшен сказочный Великан?

Ребенок-клоун читает стихотворение:

Ученик 7.

Вот идет-дет-дет
Великан-кан-кан
Мимо гор-гор-гор,
Мимо стран-стран-стран.
Он огромный такой!
Как он топнет ногой!
Как взмахнет он рукой!
Ой-ёй-ёй!
Все домой  у-бе-га-ют.
Мы сказали ему:
«Великан-кан-кан,
Ты  потише  иди
Мимо гор, мимо стран.
Осторожней иди
И под ноги гляди.
На твоем на пути
Дети могут идти».

У. О чем еще можно попросить великана? Какие добрые дела он мог бы сделать? Если какой-то человек не такой, как все другие, это совсем не значит, что он плохой.
Наши дети знают, что в любой тревожной или страшной ситуации найдется выход.
Давайте поиграем.
Я ваш страх.
Я вселяю в вас ужас. Я придумаю для вас очень страшную ситуацию.
Я крепко буду держать вас за руку, пока вы не придумаете, как из нее выбраться.

Разыгрываются ситуации.

– А как приятно чувствовать себя уверенным человеком! Встаньте. Расправьте плечи. Поднимите повыше подбородок. Повторяйте за мной: «Я хороший. Меня любят. У меня все получится. Я уверен. Я спокоен».

Подведение итогов

У. Наше занятие подходит к концу. Какие чувства мы сегодня обыграли? Зачем мы учились выразительным движениям, жестам и мимике?

Выслушиваются ответы детей.

– Выразительные жесты, движения и мимика подчеркивают, усиливают, как будто выделяют жирным шрифтом, твое эмоциональное состояние, быстрее привлекают к тебе и помогают удерживать внимание, помогают  лучше понять друг друга.
Какое самое приятное в жизни чувство?
Если бы существовал город Радости, что бы там обязательно было?
Может ли жизнь состоять из одних только радостей?
Я желаю всем вам поменьше темных полос в вашей жизни.
И самый последний  вопрос: как вы думаете, что из этого занятия вам пригодится в жизни?

Выслушиваются ответы детей.