Тема. «Когда жили динозавры?»
Цели. Формировать представления о
далеком прошлом Земли; познакомить с
удивительными животными прошлого – динозаврами;
узнать, как ученые изучают этих древних животных;
воспитывать любовь к предмету.
Учебные материалы. Учебник «Мир
вокруг нас» (авт. А.А. Плешаков); карточки с
изображениями динозавров, с вопросами для
групповой работы; таблички с названиями
динозавров; книги: М. Тучков – «Древние
животные земли», И. Яковлев – «След
динозавра», «Детская Энциклопедия»; листочки с
буквами; конверты с моделями динозавров для
групповой работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Мы продолжаем изучать мир,
который нас окружает. Сегодня мы снова отвечаем
на вопросы раздела «Где и когда?». Определим тему
нашего урока.
Возьмите листочки, зачеркните на них
простым карандашом буквы, которые повторяются.
Листок с буквами у д е и ф н м о я з у
а м в е р ф ы я лежит у каждого ученика на
парте.
– О чем пойдет речь на сегодняшнем
уроке?
Дети. О динозаврах.
У. Сформулируйте тему урока.
Д. Когда жили динозавры?
У. Как вы думаете, когда жили
динозавры?
а) Жили в прошлом;
б) живут сейчас;
в) не жили совсем.
Сформулируйте поточнее цель нашего
урока.
Д. Мы должны узнать, кто такие
динозавры, когда и где жили эти животные.
III. Знакомство с новым материалом
У. Закройте, пожалуйста, глазки и
представьте, что мы оказались в прошлом.
Неприветливыми и страшными казались леса. Не
росли цветы на полянах. Не вились над ними
пестрые бабочки. Странные зубастые птицы не пели
и не щебетали, а шипели и квакали. Высоко над
головой качались громадные ветви папоротников.
Жара. На земле видны громадные следы. Вот из-за
дерева показалась голова, маленькая и
добродушная, за головой тянется шея. Заслоняя все
вокруг, к воде тянется живая гора – гигантское
тело, за ним хвост, который еще длиннее шеи. Это
динозавр. (Показ картины.) Динозавр – это
«ужасная ящерица», или чудовищный ящер.
Почти 220 млн лет назад появились
первые динозавры. Прожили они 150 млн лет. В то
время обитало огромное количество разнообразных
динозавров. Расселились они по всему миру. Жили и
на суше, и в пресных водоемах. Детеныши
динозавров вылуплялись из яиц, которые самка
откладывала в песок. Одни динозавры достигали
огромных размеров, когда вырастали, а другие
оставались мелкими.
Всех динозавров можно разделить на
группы.
Динозавры
По способу передвижения:
По способу питания:
растительноядные
хищные
всеядные.
Учитель рассказывает про диплодока и
гадрозавра и показывает иллюстрации из книг
«След динозавра» (с. 106), «Древние животные»
(с. 1, 3, 18).
– Как вы думаете, чем питались
динозавры?
По способу питания их можно разделить на
группы (показывает схему).
Растительноядные – это
динозавры, питающиеся растительной пищей:
листьями, стеблями, побегами, почками, корнями
растений.
БРАХИОЗАВР. Чтобы не умереть с голоду,
ему приходилось съедать за день почти 1 т листьев.
Он имел 25 м в длину, 12 м в высоту и весил
свыше 80 т, то есть больше, чем 20 слонов.
ДИПЛОДОК. Что общего во внешнем виде
этих динозавров?
Д. Длинная шея.
У. Для чего она?
Д. Благодаря длинной шее они могли
дотягиваться до листьев на верхушках деревьев.
ТРИЦЕРАТОПС. Рогатый динозавр выделялся
из всех травоядных ящеров огромной двухметровой
головой, самым большим мозгом – с килограмм
весом – и далеко не мирным характером. Он был
всегда готов к бою. Толстая, бугристая кожа и
костяной воротник на затылке надежно защищали
его шею и бока при внезапном нападении. Он мог
постоять за себя даже при встрече с
тиранозавром – самым кровожадным из хищных
ящеров. Трицератопс достигал в длину 8 м и
весил не меньше 9 т (был величиной с быка).
СТЕГОЗАВР. Он был безобидным травоядным
ящером: всего 6 м в длину и 3 м в высоту, но
зато хорошо защищен от нападения хищных ящеров.
Скрежетом своих крепких пластин на спине и
взмахами шипастого хвоста он оборонялся от
хищников. Этими же пластинами он пользовался и
для регулирования температуры своего тела,
подставляя их солнцу, чтобы согреться, или ветру,
чтобы охладиться.
Что объединяло растительноядных
динозавров? Сравните их изображения.
Д. Длинная шея, мелкие зубы,
толстая бугристая кожа, костяной воротник,
костяные щиты, передвижение на четырех ногах.
У. Хищные – это динозавры,
которые добывали пищу, охотясь и убивая живых
существ.
ТИРАНОЗАВР. Он был самым большим и
свирепым хищником из всех когда-либо живших на
земле. Зверь достигал 6 м в высоту, его длина
составляла 15 м, вес – свыше 8 т. Тиранозавр
имел очень жесткий короткий хвост, который при
ходьбе раскачивался из стороны в сторону.
Тяжелый хвост помогал тиранозавру удерживать
равновесие, поскольку верхняя часть туловища
была очень массивной. Он был слишком большим для
быстрого бега. Передние лапы были очень
короткими. Возможно, он использовал их для того,
чтобы ковырять в зубах, или опирался на них, когда
поднимался с земли после отдыха.
Нападая на травоядных ящеров, тиранозавр с
размаха бил жертву своей метровой мордой,
вырывал острыми, как ножи, зубами длиной 15 см
огромные куски мяса и тут же заглатывал их.
Помогая себе короткими передними лапами с
кривыми длинными когтями, он окончательно
расправлялся со своей жертвой. Тиранозавр
издавал ужасный громоподобный рык, как бы
оповещая других ящеров об удачной охоте.
Тиранозавр пожирал все, что мог поймать.
КОМПСОГНАТЫ. Это были самые маленькие
хищные динозавры. Длина их тела равнялась 60 см,
то есть они были размером с курицу. Питались они
насекомыми и умели очень быстро бегать.
Что же объединяло хищников?
Д. Длинные острые зубы, сильные
когти, массивная челюсть, передвижение на двух
или четырех ногах.
У. Как вы понимаете смысл слова всеядные?
Д. Это звери, которые могли есть
растительную пищу и живых существ.
У. Были и такие динозавры.
IV. Работа по учебнику (с. 79)
Дети находят рисунки динозавров и
работают в парах.
У. Докажите товарищу, какой
динозавр являлся хищным, а какой –
растительноядным.
Работа в группах
Каждой группе выдают две модели
динозавров. Ученики должны определить, какого
они вида – растительноядные или хищные. Затем по
одному представителю от каждой группы выходят к
доске, доказывают правильность суждений всей
группы и называют динозавра.
Работа по рисунку в центре с. 79.
– Как вы думаете, могло быть такое на
самом деле?
Д. Во времена динозавров на Земле
еще не было людей, зверей, птиц. Ни один человек
никогда не видел живого динозавра!
У. Откуда же люди знают, какими
были динозавры?
Выслушиваются ответы детей.
– Помогают нам узнать о динозаврах
ученые-палеонтологи. Они осторожно откапывают
кости, соединяют их. Посмотрите на зуб в руке
человека. Этот зуб – важная находка ученых. По
нему можно судить о том, какими огромными были
некоторые динозавры. И у нас в Кировской области
в городе Котельниче есть Музей палеонтологии.
В 2005 году палеонтологи города Котельнича,
исследуя правый берег реки Вятки, обнаружили
останки парейазавра, эмеролетера, суминии.
Все эти динозавры жили на Земле более 250 млн лет
назад.
Показ вырезки из газеты
«Комсомольская правда в Кирове» от 11–18 августа
2005 г.
– Прочитайте, что спешит нам сообщить
Мудрая Черепаха.
Д. Черепахи появились в одно время
с динозаврами.
У. А почему тогда исчезли
динозавры? Что с ними случилось? Ученые не могут в
точности определить – почему, по каким причинам
вымерли динозавры около 70 млн лет назад. Но
существует несколько версий:
1. В эпоху динозавров климат был
теплым на протяжении всего года. Однажды с неба
упал астероид (небесный камень большого размера,
с маленькую планету), и началась на Земле жара.
Нестерпимый зной жжет кожу и глаза. С каждым
вздохом все труднее дышать. Вода так горяча, что
обжигает язык. Динозавры отчаялись найти клочок
зеленой травы или свежую ветку кустарника. Все
сухо и мертво. То тут, то там валяются трупы
динозавров, погибших от жары и жажды.
2. А может, упал астероид, и началась
вечная зима. Снег валил и валил. Свирепый ветер
лавиной обрушивал его на сбившихся в кучи
динозавров. Вот снег уже коснулся брюха. Все реже
поворачивались головы динозавров. Они замерзали,
и сон их становился все крепче, переходя в вечный
сон, от которого нет пробуждения.
Сейчас динозавры для нас – далекое прошлое.
V. Работа в тетради на печатной основе
(с. 33)
У. Какого динозавра вы узнали?
Д. Справа – тиранозавр.
У. А слева – стегозавр. По всей
спине у него росли большие плоские пластины, а на
хвосте было четыре острых шипа. Голова была
маленькая, вмещавшая крошечный мозг размером с
грецкий орех. Питался этот динозавр растениями.
Выполните задание по вариантам: первый
вариант обводит хищника, второй вариант –
растительноядного динозавра.
VI. Итог урока
У. С кем вы познакомились? Кто
такие динозавры? Когда они жили? Где жили? Что вас
удивило на уроке? Что заинтересовало? Над чем
пришлось задуматься?
VII. Домашнее задание
Вылепить из пластилина динозавра
(с. 32 рабочей тетради).
В оформлении статьи использованы
изображения динозавров с сайта www.dxd.ru
и фото с сайта http://rhapsody.ru/photo/dendr.htm