Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2009

Я иду на урок

Елена Грошева ,
учитель МОУ «Чернянская СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», п. Чернянка, Белгородская обл.

Новогоднее меню...

Информатика. 4 класс

Тема. «Текстовый редактор. Создание текстов».

Цели. Совершенствовать умение работать с программой «текстовый редактор»; учить подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа; самостоятельно составлять тексты.

Учебные материалы. «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер. 4 класс»: учебник (авт. А.В. Горячев) (М.: Баласс, 2007); «Информатика в играх и задачах»: рабочая тетрадь на печатной основе в 2 ч. (ч. 1) (авт. А.В. Горячев) (М.: Баласс, 2007); «Информатика в играх и задачах. 4 класс»: методические рекомендации для учителя (М.: Баласс, 2006).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим работу с программой «Текстовый редактор». На уроке мы будем создавать и печатать тексты на заданную тему. Но прежде чем приступить к этим заданиям, давайте вспомним, что входит в состав компьютера.

Дети. Монитор, клавиатура, процессор, мышь.

У. Какая часть компьютера самая главная, без которой все остальные части бесполезны?

Д. Процессор.

У. Компьютер – это машина, и чтобы получить желаемый результат, мы должны задать машине программу действий. Как называется эта программа?

Д. Алгоритм.

У. А что такое алгоритм?

Д. Поочередность команд при выполнении задания.

У. Умение работать по алгоритму пригодится вам на уроке.

III. Проверка домашнего задания

У. А теперь давайте проверим домашнее задание. Вам на дом было задано найти и записать состав сундука и написать адрес клада (рабочая тетрадь, страница 50, задание 30).

На интерактивной доске высвечивается схема состава сундука. Один из учеников выходит к доске и заполняет ее. Затем внизу записывается адрес клада.

Адрес клада: Тихий океан, Зеленые острова, Остров четырех пальм, крайняя правая пальма, клад.

– Теперь проверим задание 31. В нем из предложенных слов надо было выбрать нужные и записать в схемы составы пальмы и попугая.

На интерактивной доске высвечиваются схемы составов пальмы и попугая. Два ученика по очереди выходят к доске и заполняют их.

IV. Подготовка к работе на основном этапе

У. А теперь выполним задание 33 на с. 51.

Один ученик работает на доске с комментированием, остальные – в тетради. После заполнения записывается адрес Черного кота: Порт, Причал (2), Черный кот.

– А следующее задание вы выполняете самостоятельно (страница 51, задание 34 – написать состав Лесного города и адрес Ужастика).

После выполнения задания на доске высвечивается слайд для проверки. Адрес проговаривается детьми устно: Лесной город, Тенистая улица, Фонарь (8).

V. Этап информации о домашнем задании

У. Молодцы! А теперь запишите домашнее задание: страница 52, задание 35 (рабочая тетрадь).

VI. Физкультминутка

VII. Этап коррекции знаний и способов действий

У. Сегодня мы с вами говорим о программе «Текстовый редактор». С помощью текстового редактора не только создают тексты, но и вносят в них изменения, выводят на печать, ищут в текстах слова и фразы. В текстовых редакторах можно задавать размер, вид и цвет букв, расположение текста на странице и другое его оформление. Сегодня мы попробуем напечатать такой текст.

Класс делится на три группы – по количеству рядов. Для каждого ряда – свое задание на столах.

– Вы будете работать в парах. Поскольку приближается Новый год, то и задания будут необычные, новогодние. Прочитайте и выполните их.

Новогоднее меню

Твоя роль: хозяин кафе.

Описание. Вы с друзьями открыли кафе для школьников. Скоро Новый год. Придумайте блюда, которые вы считаете самыми вкусными и которые хотели бы предложить в вашем кафе в новогоднюю ночь.

Задание: создайте новогоднее меню, в котором были бы указаны названия блюд и их краткие описания.

Заголовок: шрифт 36, цвет красный.

Текст: шрифт 14, цвет черный, полужирный (ж).

 

Новогодний праздник

Твоя роль: завуч Школы юных волшебников.

Описание. Скоро в Школе юных волшебников Новый год, а волшебные заклинания еще не готовы. Срочно принимайтесь за дело!

Задание: придумайте заклинания для того, чтобы зажечь новогоднюю елку, позвать Деда Мороза, Снегурочку и весело встретить Новый год!

Заголовок: шрифт 28, цвет синий.

Текст: шрифт 14, цвет черный, курсив (к).

 

Правила поведения для драконов

Твоя роль: король волшебной страны.

Описание. На новогодней елке появились драконы. Они никого не едят, но ведут себя очень невежливо. От них много шума, дыма и другого беспокойства.

Задание. Создайте правила хорошего поведения для драконов на новогодней елке и оформите так, чтобы их можно было повесить на главной площади города.

Заголовок: шрифт 26, цвет зеленый.

Текст: шрифт 14, цвет черный, подчеркнутый (ч).

Дети читают, выполняют задания. После этого заслушиваются выборочно ответы.

У. А теперь переверните листки с заданиями. На обратной стороне написаны требования к печати ваших текстов.

– Теперь садимся за компьютеры и начинаем выполнять задания.

Во время работы на машинах проводится гимнастика для глаз.

VIII. Закрепление изученного материала&

У. Молодцы! А теперь вернемся на свои места и проведем небольшое тестирование. Текст теста лежит на ваших партах (для каждого ребенка индивидуально).

1. Монитор, мышь, клавиатура, процессор – это состав:

A) телевизора;
Б) компьютера;
B) домашнего кинотеатра.

2. Часть компьютера, без которого все остальные части становятся бесполезными:

A) принтер;
Б) процессор;
B) монитор.

3. Алгоритм – это:

A) порядок выполнения команд;
Б) ритмичный танец;
B) математическое уравнение.

4. При запуске «Текстового редактора» на появившемся пустом листе вы увидели мерцающую (появляющуюся и пропадающую) вертикальную черточку. Это:

A) курсор;
Б) элемент какой-либо буквы;
B) черточка, которую забыл удалить предыдущий пользователь.

5. Внесение изменений в уже созданные тексты называется:

A) переписывание текста;
Б) редактирование текста;
B) сочинение нового текста.

6. Чтобы набранный текст остался в памяти компьютера, мы должны:

A) переписать его на бумагу;
Б) нажать команду «сохранить»;
B) сфотографировать и напечатать на бумаге.

7. Программы, которые незаконно, без ведома пользователя, уничтожают информацию в компьютере, называются:

А) компьютерные микробы;
Б) компьютерные болезни;
В) компьютерные вирусы.

8. Что такое «Текстовый редактор»?

9. Какие операции можно производить с помощью программы «Текстовый редактор»?

После выполнения заданий производится коллективная проверка.

IХ. Итог занятия

У. Молодцы! Скажите, чем мы сегодня на уроке занимались?

Выслушиваются ответы детей.

– А теперь дополните предложения.

На доске:

  • Сегодня на уроке я узнал...

  • На уроке мне было...

  • Во время выполнения творческого задания у меня получилось...

  • После урока у меня настроение... (улучшилось, ухудшилось, осталось прежним).

– Вы хорошо поработали на уроке. До новых встреч! И с наступающим Новым годом!