|
||||||||||||||||||
Елена
Филенко
,
|
Рождество Христово |
– Запишите это словосочетание.
Дети пишут.
– Что такое Рождество Христово?
Дети. Рождество Христово – это религиозный праздник.
У. Когда он отмечается?
Д. Праздник отмечается 7 января.
У. Кого славит народ в этот светлый праздник?
Д. Народ славит Иисуса Христа.
У. А почему праздник так называется?
Д. В этот день родился младенец Иисус.
У. После слов Рождество Христово поставьте тире и допишите праздник.
IV. Закрепление и обобщение знаний
У. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова Рождество Христово? Ответьте одним словом.
Д. Праздник, церковь, икона, Божья Матерь, свечи, колокольный звон, елка, подарки.
У. Действительно, Рождество Христово – это праздник, а значит, смех, гулянье, веселье. Но в то же время праздник религиозный, связанный с Богом и Церковью. Православные готовятся к нему заранее: соблюдают пост, ходят в церковь, становятся добрее друг к другу, прощают обиды.
Три-четыре ученика получают индивидуальное задание: «По заданной рифме составьте стихотворение о Рождестве, используя однородные члены.
К а р т о ч к а
______________________Рождество |
Класс делится на группы.
У. Составляем пятистишие о Рождестве. Ключевое слово – праздник.
На доску вывешивается карточка с этим словом.
– Запишите два имени прилагательных, характеризующих это существительное и раскрывающих тему.
Каждая группа обсуждает предложенное задание и записывает на отдельном листе маркером.
– Запишите три слова, которые будут выражать действия данного понятия.
Запишите четыре слова, включая предлоги, в которых выражается ваше отношение к этому понятию.
Запишите синоним к данному слову.
Учитель выбирает наиболее удачное пятистишие и вывешивает его на доске. Примерный результат работы:
Праздник |
– Назовите в данном пятистишии однородные члены предложения. Поясните свой выбор.
Д. Светлый, великий.
– Прославляет, дарит, радует.
– Это однородные члены, так как они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
У. Пятистишие мы создали совместными усилиями, а теперь послушаем, что получилось у тех, кто выполнял индивидуальное задание.
Дети, работавшие индивидуально, зачитывают свои стихотворения.
– Ребята, назовите однородные члены предложения в этих стихотворениях.
Класс называет, а ученики, которые сочиняли стихотворения, оценивают правильность.
У. Назовите еще раз основные признаки однородных членов предложения.
На доску вывешивается лист «Однородные члены предложения».
Д. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
– Относятся к одному и тому же слову.
У. Что еще мы знаем об однородных членах предложения?
Д. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления.
– Отделяются друг от друга запятыми.
– Могут быть соединены союзами а, но, и, да, или.
По мере ответов детей формируется кластер:
Один ученик получает задание для
индивидуальной работы.
В схемах маркером надо расставить знаки
препинания и сформулировать правило:
У. Откройте учебник на странице 111. Прочитайте предложения из упражнения 1. Докажите, что пропала только одна запятая.
Д. Запятая пропала только в первом предложении, так как здесь однородные члены предложения соединены союзом но. А перед союзом но всегда ставится запятая. Во втором предложении однородные члены предложения соединены одиночным союзом и. Поэтому здесь запятая не ставится.
У. Спишите то предложение, в котором запятую ставить нужно.
Ученик, работавший индивидуально, вывешивает схемы на доске и рассказывает правило о знаках препинания в предложениях с однородными членами.
V. Физкультминутка
У. Я думаю, пришло время немного отдохнуть и расслабиться. Ребята, какой веселый обряд в праздновании Рождества дошел до нашего времени?
Д. До наших дней сохранился обряд колядования.
У. Кто знает, что значит колядовать?
Д. Колядовать – это значит ходить по домам с поздравлениями, петь колядки, рядиться в костюмы, играть, веселиться.
У. Игра и для нас с вами.
Проводится игра с движениями «Как живешь?».
VI. Закрепление и обобщение знаний (продолжение)
У. Ряженые (так называли тех, кто колядовал) любили не только петь, играть и веселиться, но и придумывали для хозяев домов, куда они приходили, частушки, загадки. Послушайте вопросы-загадки для вас. Ответьте полным предложением. Запишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
1. Кто днем спит, а ночью летает,
прохожих пугает?
2. Когда солнце светит, но не греет?
3. Что человека кормит, а что портит?
– Что интересного вы заметили в последнем предложении?
Д. Здесь две грамматические основы, однородные члены предложения отсутствуют.
У. В русском языке есть такие предложения, которые имеют две или несколько грамматических основ, их называют сложными. Этим они отличаются от предложений с однородными членами, которые имеют одну грамматическую основу и являются простыми.
Учитель обращается к диаграммам сравнения, где различия обозначены в каждой из диаграмм.
– Теперь определим, в чем заключается сходство сложных предложений с предложениями с однородными членами.
Сходные признаки размещают на месте пересечения диаграмм. По мере ответов детей диаграммы заполняются.
На доске:
– Более подробно со сложными предложениями мы познакомимся в четвертом классе. А сейчас вам нужно знать, что они существуют и есть опасность перепутать их с предложениями, которые имеют однородные члены.
VII. Самостоятельная работа
Работа по уровням:
Уровень |
||
слабый |
средний |
сильный |
с. 111, упр. 2 (в ходе выполнения учитель оказывает помощь) |
с. 112, упр. 4 (на обратной стороне доски работают два ученика) |
с. 112, упр. 3 |
Проверка |
||
индивидуальная |
коллективная |
индивидуальная |
VIII. Итог урока
Проводится в виде экспресс-опроса.
У. Дополните предложения и впишите в карточки:
1. Однородные члены предложения отвечают
на ... вопрос.
2. Однородные члены предложения относятся к ...
слову.
3. Однородными могут быть главные и ... члены
предложения.
4. Между однородными членами предложения
ставится запятая, если они соединены ...
перечисления или союзами ... .
5. Запятая не ставится перед ... .
Каждый ученик получает карточку и заполняет ее. Затем проводится взаимопроверка.
IХ. Рефлексия
У. Очень скоро наступит чудесный праздник – Рождество Христово. Именно в канун Рождества большинство людей наряжают елку, которая является символом этого замечательного праздника. Елка – это радость, подарки, исполнение заветных желаний. Сегодня у вас есть возможность поделиться настроением с елочкой-красавицей.
Открывается плакат с изображением елки. У каждого ученика – картонные елочные шары красного, синего и желтого цветов.
– Если урок прошел плодотворно и вы остались довольны, повесьте красный шар. Если урок прошел хорошо, но могло быть еще лучше, повесьте синий шар. Если же вы считаете, что время потрачено напрасно, повесьте желтый шар.
Дети вывешивают шары.