|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания первого тура VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцевПрочитай текст. Борис Агатов Никто из нас не свалился с Луны В Cредние века всякий рыцарь, желавший
вступить в рыцарский союз (или орден), должен был
доказать своё дворянское происхождение.
Доказательством служило рыцарское родословное
древо. А рисовалось оно так. Внизу ствола – герб
рыцаря; далее ствол делился на две главные ветви:
справа рисовался герб отца, а слева – герб
матери. Каждая из этих ветвей тоже делилась на
две меньшие ветви, на которых помещались гербы
деда и бабки с отцовской и материнской сторон. И
так далее. (403 слова) Литературное чтение1. Соответствует ли заглавие текста его основной мысли? Если считаешь, что соответствует, докажи это. Если не соответствует, предложи свой вариант и обоснуй его. 2. Вспомни и назови произведения, рассказывающие о семье, семейных отношениях. 3. Почему автор текста говорит, что все мы «ветви и листья» огромного разветвлённого человеческого дерева, а не корни? 4. Соедини части предложений так, чтобы получились пословицы.
Русский язык1. Раздели слова на 3 группы, укажи основания для такого деления: доказательством, гербом, перевернём, родословном, знаем, предком, африканцем, говорим, любимцем. 2. Подчеркни (без повторов) в выделенном абзаце текста имена существительные 3 склонения. 3. Прочитай: родословное, родоначальником, родословие, родословный, родителей, родства, рода.
Математика1. а) В каких абзацах текста можно
найти математическую закономерность?
2. В средневековых книгах найдены
изображения рыцарских гербов, на которых
содержались геометрические фигуры. 3. В одной семье дети решили создать
свои родовые гербы. Они договорились, что каждый
герб должен иметь указанную форму и каждая его
часть будет раскрашена в один из таких цветов:
красный, синий, зелёный (все гербы должны быть
раскрашены по-разному в эти три цвета). Окружающий мир1. Расставь по хронологии от более ранних к более поздним имена исторических личностей, упоминающиеся в тексте. 2. У каждого дерева есть корень в
земле, который удерживает ствол и крону, через
корни осуществляется питание растения.
3. В тексте говорится о том, что родословное древо семьи каждый человек может «вырастить» сам. А вот дерево как представитель растительного мира живёт только в определённых местах. Расположите названия природных зон в том порядке, в котором они сменяют друг друга с севера на юг. Рядом с названием каждой природной зоны запишите название одного дерева, наиболее характерного для этой местности. тайга, саванна, тундра, экваториальные леса, смешанные и широколиственные леса ОТВЕТЫЛитературное чтение (18 баллов)1. а) Если ребенок отвечает, что название соответствует тексту, без аргументации – 1 балл. Если в аргументации звучит мысль: у каждого есть корни (предки), человек не появляется ниоткуда, он связан с прошлым и будущим – 4 балла. б) Если ребенок предлагает свое название, то в нем могут быть отражены следующие мысли: «Мы (каждый из нас) – часть великого древа», «Все люди связаны происхождением», «У нас общие корни». За альтернативное название (без обоснования) – 2 балла. За ответ с логичным обоснованием – 4 балла. Всего – 4 балла. 2. Приводим для примера произведения,
помещенные в учебники по литературному чтению
для 2-го, 3-го и 4-го классов авторов
В.Ю. Свиридовой и В.А. Лазаревой:
В. Крапивин «Путешественники не плачут»; А.
Куприн «Бедный принц»; Ю. Яковлев «Мама»;
Н. Артюхова «Большая береза»;
«Крошечка-Хаврошечка»; А. Гайдар «Чук и Гек»;
К. Паустовский «Растрепанный воробей»;
Э. Успенский «Разгром»; нанайская сказка
«Айога»; Л. Толстой «Липунюшка»; О. Кургузов
«День рожденья вверх ногами»; С. Черный
«Колыбельная»; А. Барто «Старший брат сестру
баюкал...». Дети могут назвать и другие
произведения – важно, чтобы они соответствовали
заявленной в задании теме. 3. Идея ответа: автор текста говорит,
что «все мы – ветви и листья огромного и
разветвленного человеческого дерева», а не
корни, потому что не мы являемся
родоначальниками (началом, корнем) своего рода
(своей семьи, своего народа), но все мы связаны;
потому что все мы – люди и у нас общий –
человеческий – мир, человеческое общество. 4. Должны быть восстановлены пословицы:
Слава сына – отцу отрада. Глупа та птица, которой
гнездо свое не мило. Семья сильна, когда над ней
крыша одна. В семье любовь да совет, так и нужды
нет. Вся семья вместе, так и душа на месте. На что и
клад, коли в семье лад. Русский язык (18 баллов)Примечание: за каждую ошибку, допущенную при выполнении заданий, а также за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку (на изученные правила) вычитается 0,5 балла. 1. Возможные варианты группировки:
За первый предложенный ребенком вариант деления на группы и верно указанные основания – 2 балла, за второй – 3 балла, за два варианта – 5 баллов. Всего – 5 баллов. 2. «Человеку нужно знать и чтить своих
предков. Это дань благодарности, дань памяти.
Никто из нас не свалился с Луны. Все мы – ветви и
листья огромного и разветвленного человеческого
дерева». 3. а) «Лишнее» – родословное или
родословный. Это формы одного и того же слова.
Весь ряд – родственные слова. б) Продолжить ряд можно словами: родня,
родичи, родина, родиться, родовой… в) Вариант объяснения: род –
значит семья, род – грамматический
признак. Варианты словосочетаний: древний род
– женский род. Математика (18 баллов)1. В основе построения последовательности лежит родословное древо и количество предков в различных коленах (см. рисунок): а) В первом и в третьем абзацах:
б) Возможны два правильных ответа: 1, 2,
4, 8, 16 и 2, 4, 8, 16, 32. в) 64 и 256. Числа, составляющие
последовательность, являются степенями числа 2
(каждое следующее число в два раза больше
предыдущего). Отсюда очевидно устройство этой
последовательности: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, ... 2. Необходимо иметь в виду, что квадрат
– это разновидность прямоугольника. На фигуре
слева 12 прямоугольников, а именно: размера 1х1 – 4
шт.; 2х2 – 2 шт.; 1х2 – 5 шт.; 2х3 – 1 шт. 3. Это комбинаторная задача на перестановки трех элементов (элементы – цвета, места – части герба). Как известно, существует 6 таких перестановок (см. рисунок). Все шесть фигур раскрашены правильно, правильно названо количество детей – 5 баллов. Фигуры раскрашены правильно, но неправильно названо количество детей или в раскраске допущена незначительная ошибка – 4 балла. Раскрашено 5 или 7 фигур (не найдено одно решение или повтор) – 3 балла. Раскрашено 4 или 8 фигур (не найдены два решения или два повтора) – 2 балла. Есть лишь намеки на правильное решение – 1 балл. Задание не выполнено или подход совершенно неправильный – 0 баллов. Всего – 5 баллов. Окружающий мир (18 баллов)1. Ратша – Петр I – Ганнибал – А.С. Пушкин. За правильно выполненное задание – 3 балла. 2. Фикус: образуются придаточные,
воздушные корни, которые обеспечивают опору для
огромной кроны и дополнительное питание из
воздуха (поступление воды). Начисляется 1 балл за правильный выбор каждого растения и 2 балла за правильно названную зону обитания растений; 3 балла за точное объяснение. Если в объяснении указана большая часть условий – 2 балла, если 1 условие – 1 балл. Всего – 8 баллов. 3. Тундра – карликовая береза. Тайга – пихта, сосна, ель, кедр, лиственница и т.д. Смешанные и широколиственные леса – вяз, бук, граб, липа, каштан, клен, береза и т.д. Саванна – баобаб, акация, пальма (финиковая). Экваториальные леса – гевея, эбеновое дерево, пробковый дуб, пальма (масличная), какао, дынное дерево, хинное дерево, бутылочное дерево. За каждый правильно приведенный пример – 1 балл. За правильный порядок расположения природных зон – 2 балла. Всего – 7 баллов. |