Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2009

Система Занкова

Задания первого тура VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев

Прочитай текст.

Борис Агатов

Никто из нас не свалился с Луны

В Cредние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз (или орден), должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо. А рисовалось оно так. Внизу ствола – герб рыцаря; далее ствол делился на две главные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей тоже делилась на две меньшие ветви, на которых помещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской сторон. И так далее.
Не обязательно быть рыцарем и обладать гербом, чтобы нарисовать своё родословие. Расспроси своих родителей, бабушек и дедушек и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое. И у тебя получится твоё родословное древо.
Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо.
Прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – восемь, а прапрабабушек и прапрадедушек – 16. И так далее. Вот сколько у человека предков. И каждому из них ты обязан жизнью.
Славная вещь – родословное древо! Но если присмотреться к нему, можно заметить одну несообразность. Получается, будто из тебя вырастают мама с папой, а из них – бабушки и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность?
Очень просто. Перевернём рисунок вверх ногами. Тогда дерево превратится в корень – в большой разветвлённый корень, из которого ты и вырос.
Так что правильнее говорить о «родословном корне», когда речь идёт о предках. А если мы говорим о потомках какого-нибудь человека, тогда это действительно – родословное древо. Для каждого человека можно нарисовать и его родословный корень, и родословное древо, если мы только знаем его предков и потомков.

Человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Никто из нас не свалился с Луны. Все мы – ветви и листья огромного и разветвлённого человеческого дерева.
Может статься, у вас просто нет возможности глубоко исследовать свою родословную. Но если вы даже остались одни на свете, всё равно вы – часть чудесного древа. И, может быть, станете родоначальником мощной и славной ветви. Внуки ещё будут хвастаться таким предком!
Александр Сергеевич Пушкин гордился, что может проследить историю своего рода на шестьсот лет назад. Его предок по отцовской линии Ратша (Рача) в 1199 году уже служил киевскому князю.
А его предок по материнской линии – Абрам Петрович Ганнибал – был африканцем, ещё мальчиком случайно оказавшимся в России. Он сделался любимцем Петра I, дослужился до звания генерала. На гербе Ганнибалов красовался африканский слон, на слоне – подушка, а на подушке – корона!
Составь и ты своё родословие!

(403 слова)

Литературное чтение

1. Соответствует ли заглавие текста его основной мысли? Если считаешь, что соответствует, докажи это. Если не соответствует, предложи свой вариант и обоснуй его.

2. Вспомни и назови произведения, рассказывающие о семье, семейных отношениях.

3. Почему автор текста говорит, что все мы «ветви и листья» огромного разветвлённого человеческого дерева, а не корни?

4. Соедини части предложений так, чтобы получились пословицы.

Слава сына –

В семье любовь да совет,

Вся семья вместе,

Семья сильна,

Глупа та птица,

На что и клад,

так и нужды нет.

отцу отрада.

которой гнездо своё не мило.

коли в семье лад.

когда над ней крыша одна.

так и душа на месте.

Русский язык

1. Раздели слова на 3 группы, укажи основания для такого деления: доказательством, гербом, перевернём, родословном, знаем, предком, африканцем, говорим, любимцем.

2. Подчеркни (без повторов) в выделенном абзаце текста имена существительные 3 склонения.

3. Прочитай: родословное, родоначальником, родословие, родословный, родителей, родства, рода.

а) Вычеркни «лишнее». Какие слова остались?
б) Продолжи этот ряд 4 словами.
в) Какие значения слова род ты знаешь? Запиши примеры словосочетаний.

Математика

1. а) В каких абзацах текста можно найти математическую закономерность?
б) Запиши первые пять чисел, отражающих найденную закономерность.
в) Представь, что последовательность этих чисел продолжили. Выбери из рамки числа, которые войдут в неё.

264

138

64

256

288

2. В средневековых книгах найдены изображения рыцарских гербов, на которых содержались геометрические фигуры.
Сколько прямоугольников на левом гербе?
Сколько квадратов на правом гербе?

3. В одной семье дети решили создать свои родовые гербы. Они договорились, что каждый герб должен иметь указанную форму и каждая его часть будет раскрашена в один из таких цветов: красный, синий, зелёный (все гербы должны быть раскрашены по-разному в эти три цвета).
Когда работа была закончена, родители сказали, что все гербы раскрашены так, как планировали дети, и что создать ещё один герб с таким же набором цветов невозможно.
Сколько детей в этой семье создали свои гербы?
Раскрась фигуры в данные цвета всеми возможными способами. Лишние фигуры зачеркни.

Окружающий мир

1. Расставь по хронологии от более ранних к более поздним имена исторических личностей, упоминающиеся в тексте.

2. У каждого дерева есть корень в земле, который удерживает ствол и крону, через корни осуществляется питание растения.
Среди перечисленных растений отметь те, у которых есть корни не в земле. Назови, где встречаются такие растения. С какими условиями окружающей среды связано их строение?

[ ] Кувшинка
[ ] Орхидея

[ ] Фикус
[ ] Лиана

[ ] Магнолия
[ ] Водоросль

3. В тексте говорится о том, что родословное древо семьи каждый человек может «вырастить» сам. А вот дерево как представитель растительного мира живёт только в определённых местах.

Расположите названия природных зон в том порядке, в котором они сменяют друг друга с севера на юг. Рядом с названием каждой природной зоны запишите название одного дерева, наиболее характерного для этой местности.

тайга, саванна, тундра, экваториальные леса, смешанные и широколиственные леса

ОТВЕТЫ

Литературное чтение (18 баллов)

1. а) Если ребенок отвечает, что название соответствует тексту, без аргументации – 1 балл. Если в аргументации звучит мысль: у каждого есть корни (предки), человек не появляется ниоткуда, он связан с прошлым и будущим – 4 балла.

б) Если ребенок предлагает свое название, то в нем могут быть отражены следующие мысли: «Мы (каждый из нас) – часть великого древа», «Все люди связаны происхождением», «У нас общие корни». За альтернативное название (без обоснования) – 2 балла. За ответ с логичным обоснованием – 4 балла. Всего – 4 балла.

2. Приводим для примера произведения, помещенные в учебники по литературному чтению для 2-го, 3-го и 4-го классов авторов В.Ю. Свиридовой и В.А. Лазаревой: В. Крапивин «Путешественники не плачут»; А. Куприн «Бедный принц»; Ю. Яковлев «Мама»; Н. Артюхова «Большая береза»; «Крошечка-Хаврошечка»; А. Гайдар «Чук и Гек»; К. Паустовский «Растрепанный воробей»; Э. Успенский «Разгром»; нанайская сказка «Айога»; Л. Толстой «Липунюшка»; О. Кургузов «День рожденья вверх ногами»; С. Черный «Колыбельная»; А. Барто «Старший брат сестру баюкал...». Дети могут назвать и другие произведения – важно, чтобы они соответствовали заявленной в задании теме.
За каждое (из первых трех) названное произведение – 0,5 балла, еще 0,5 балла за каждое, если назван автор. За четвертое и все последующие вместе: если названы авторы – 3 балла, если авторы не названы – 1,5 балла. Всего – 6 баллов.

3. Идея ответа: автор текста говорит, что «все мы – ветви и листья огромного и разветвленного человеческого дерева», а не корни, потому что не мы являемся родоначальниками (началом, корнем) своего рода (своей семьи, своего народа), но все мы связаны; потому что все мы – люди и у нас общий – человеческий – мир, человеческое общество.
Если в ответе передана первая часть идеи – 2 балла, если вторая часть – 3 балла, если дан развернутый ответ из двух смысловых частей – 5 баллов. Всего – 5 баллов.

4. Должны быть восстановлены пословицы: Слава сына – отцу отрада. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. Семья сильна, когда над ней крыша одна. В семье любовь да совет, так и нужды нет. Вся семья вместе, так и душа на месте. На что и клад, коли в семье лад.
За каждую верно восстановленную пословицу – 0,5 балла. Всего – 3 балла.

Русский язык (18 баллов)

Примечание: за каждую ошибку, допущенную при выполнении заданий, а также за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку (на изученные правила) вычитается 0,5 балла.

1. Возможные варианты группировки:

имя существительное

имя прилагательное

глагол

доказательством,

гербом,

предком,

африканцем,

любимцем

родословном

перевернем,

знаем,

говорим

 

окончание -ом

окончание -ем

окончание -им

доказательством,

гербом,

родословном,

предком

перевернем,

знаем,

африканцем,

любимцем

говорим

За первый предложенный ребенком вариант деления на группы и верно указанные основания – 2 балла, за второй – 3 балла, за два варианта – 5 баллов. Всего – 5 баллов.

2. «Человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Никто из нас не свалился с Луны. Все мы – ветви и листья огромного и разветвленного человеческого дерева».
За каждое верно подчеркнутое имя существительное – 1 балл. Всего – 4 балла.

3. а) «Лишнее» – родословное или родословный. Это формы одного и того же слова. Весь ряд – родственные слова.
За верно вычеркнутое «лишнее» слово – 0,5 балла. За правильный ответ – 0,5 балла. Всего – 1 балл.

б) Продолжить ряд можно словами: родня, родичи, родина, родиться, родовой…
За каждое верно подобранное слово – 0,5 балла. Всего – 2 балла.

в) Вариант объяснения: род – значит семья, род – грамматический признак. Варианты словосочетаний: древний род – женский род.
За верное объяснение или примеры словосочетаний – 3 балла. Всего – 6 баллов.

Математика (18 баллов)

1. В основе построения последовательности лежит родословное древо и количество предков в различных коленах (см. рисунок):

а) В первом и в третьем абзацах:

оба абзаца указаны правильно – 2 балла;
правильно указан один абзац – 1 балл;
абзацы указаны неправильно – 0 баллов.

б) Возможны два правильных ответа: 1, 2, 4, 8, 16 и 2, 4, 8, 16, 32.
Все зависит от того, кого приняли за начало последовательности: если себя, то последовательность начинается с числа 1, если родителей, то с числа 2.
Числа записаны правильно (дан один из двух вариантов) – 3 балла; в последовательности чисел 1 число неверное – 2 балла; в последовательности 2 числа неверные – 1 балл; задание не выполнено или подход совершенно неправильный – 0 баллов.

в) 64 и 256. Числа, составляющие последовательность, являются степенями числа 2 (каждое следующее число в два раза больше предыдущего). Отсюда очевидно устройство этой последовательности: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, ...
Выбраны два правильных числа – 2 балла; среди выбранных чисел правильное одно – 1 балл; среди выбранных чисел нет правильных – 0 баллов. Итого – 7 баллов.

2. Необходимо иметь в виду, что квадрат – это разновидность прямоугольника. На фигуре слева 12 прямоугольников, а именно: размера 1х1 – 4 шт.; 2х2 – 2 шт.; 1х2 – 5 шт.; 2х3 – 1 шт.
На фигуре справа 9 квадратов, а именно: размера 1х1 – 8 шт.; 3х3 – 1 шт.
Количество прямоугольников и квадратов названо правильно – 6 баллов. Общий подход правильный, но допущена ошибка в одну фигуру – 5 баллов. Общий подход правильный, но допущена ошибка в 2–3 фигуры – 4 балла. Общий подход правильный, но допущены более серьезные ошибки – или 2 балла (в зависимости от серьезности ошибки). Решение начато, но до конца не доведено – 1 балл. Задание не выполнено или подход к решению неправильный – 0 баллов. Итого – 6 баллов.

3. Это комбинаторная задача на перестановки трех элементов (элементы – цвета, места – части герба). Как известно, существует 6 таких перестановок (см. рисунок).

Все шесть фигур раскрашены правильно, правильно названо количество детей – 5 баллов. Фигуры раскрашены правильно, но неправильно названо количество детей или в раскраске допущена незначительная ошибка – 4 балла. Раскрашено 5 или 7 фигур (не найдено одно решение или повтор) – 3 балла. Раскрашено 4 или 8 фигур (не найдены два решения или два повтора) – 2 балла. Есть лишь намеки на правильное решение – 1 балл. Задание не выполнено или подход совершенно неправильный – 0 баллов. Всего – 5 баллов.

Окружающий мир (18 баллов)

1. Ратша – Петр I – Ганнибал – А.С. Пушкин.

За правильно выполненное задание – 3 балла.

2. Фикус: образуются придаточные, воздушные корни, которые обеспечивают опору для огромной кроны и дополнительное питание из воздуха (поступление воды).
Орхидеи: с помощью корней они поднимаются ближе к источнику света, получают влагу из воздуха и осадков.
Лиана: с помощью корней (корни-зацепки – своеобразные придаточные корни) они поднимаются высоко к свету, крепятся к деревьям, удерживая свой стебель.
Все эти растения встречаются в экваториальных, тропических лесах.
В объяснении должны быть названы причины, по которым растения таким образом приспособились к выживанию (язык и стиль не оцениваются):
В экваториальных лесах не хватает света, большие кроны деревьев первого яруса заслоняют небо другим растениям, которые тоже тянутся к свету.
Эти леса либо совсем не вырабатывают кислород, либо вырабатывают его крайне мало.
Несмотря на бурную растительность, качество почвы в таких лесах оставляет желать лучшего. В экваториальных, влажных тропических лесах большое разнообразие травоядных животных.
Поэтому корни дают дополнительное питание растениям, удерживают растения (тяжелые кроны деревьев), помогают им приблизиться к источнику света и тепла, обеспечивают опору за счет других растений, удаляют от травоядных животных.
«Лишние» растения (пояснения для учителя)
Кувшинка
– несмотря на то что это водное растение, корни ее находятся в земле. Водоросли – это низшая форма растений, у которых нет корней. Магнолия – это большое дерево, у которого нет дополнительных корней.

Начисляется 1 балл за правильный выбор каждого растения и 2 балла за правильно названную зону обитания растений; 3 балла за точное объяснение. Если в объяснении указана большая часть условий – 2 балла, если 1 условие – 1 балл. Всего – 8 баллов.

3. Тундра – карликовая береза. Тайга – пихта, сосна, ель, кедр, лиственница и т.д. Смешанные и широколиственные леса – вяз, бук, граб, липа, каштан, клен, береза и т.д. Саванна – баобаб, акация, пальма (финиковая). Экваториальные леса – гевея, эбеновое дерево, пробковый дуб, пальма (масличная), какао, дынное дерево, хинное дерево, бутылочное дерево.

За каждый правильно приведенный пример – 1 балл. За правильный порядок расположения природных зон – 2 балла. Всего – 7 баллов.