Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2009

Я иду на урок

Людмила Лурье ,
учитель начальных классов школы № 4, г. Геленджик

Кавказские горы

Окружающий мир. 3 – 4 классы

Тема. «Кавказские горы».

Цели. Уточнить, расширить и обобщить знания детей о Кавказских горах на территории Краснодарского края; воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Учебные материалы. Учебники: «Кубановедение» (3–4 кл.), «Наш Геленджик»; слайды с видами Кавказских гор; Физическая карта Краснодарского края; карта Геленджикского района; интерактивная доска.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Работа проводится по рядам. Каждый ряд получает карточку с заданием:

1. Прочитайте названия растений.
2. Выделите основные свойства.
3. Определите «лишнее» название.
4. Дайте оставшимся четырем словам обобщающее понятие.
5. Сверьте свое название с данными на доске: вечнозеленые, водные, культурные, садовые растения, кустарники, травы.

КАРТОЧКА 1. Шиповник, крушина, тополь, калина, лещина.

КАРТОЧКА 2. Зверобой, чабрец, подорожник, шалфей, дуб.

КАРТОЧКА 3. Камыш, липа, рогоз, тростник, ряска.

КАРТОЧКА 4. Кускувекрузала, оровежьс, бекрелезан, рячисмень, пшепронисоца.

КАРТОЧКА 5. Кисреп, ашург, анилам, авипарк, авилс.

КАРТОЧКА 6. Ель, мак, пихта, можжевельник, сосна.

«Лишние» слова: 1 – тополь; 2 – дуб; 3 – липа; 4 – береза и клен; 5 крапива; 6 – мак.

Обобщающие понятия: 1 – кустарники; 2 – травы; 3 – водные растения; 4 – культурные растения; 5 – садовые растения; 6 – вечнозеленые растения.

III. Сообщение темы урока

Учитель. Давайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока. Для этого каждая группа возьмет из своего обобщающего названия букву, которая находится на синей карточке и поставит ее на то место в слове, которое подскажет вам номер вашей карточки.

Кустарники, травы, водные, культурные, садовые, вечнозеленые.

– Какое слово у нас получилось?

Дети. Кавказ.

У. Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока – «Кавказские горы».

IV. Знакомство с новым материалом

У. Послушайте отрывок из замечательного стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Кавказ».

Bo время чтения стихотворения идет показ слайдов с видами гор.

Кавказ подо мною. Один в вышине/
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады:
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах
И нищий наездник таится в ущелье...

– Понравилось ли вам это стихотворение? А виды Кавказских гор? Скажите, а в районе Геленджика такие же горы? Чем они отличаются от показанных на слайдах?
А.С. Пушкин описал высокогорный Кавказ, который находится в Грузии. Но в нашем Краснодарском крае тоже есть высокие горы, и об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Работа по карте (учебник «Кубановедение. 3–4 кл.)

У. На Кавказе много горных цепочек, которые называются хребтами. С помощью карты мы вспомним уже известные вам и познакомимся с новыми хребтами. Посмотрите на карту и скажите: где в Краснодарском крае проходит Главный Кавказский хребет?

Д. Он располагается к югу от реки Кубань, тянется вдоль Черноморского побережья, начинается недалеко от Анапы на западе и уходит на пределы края на востоке. Протяженность Кавказского хребта с запада на восток – 340 км.

У. На востоке края, севернее Главного Кавказского хребта, на карте обозначен еще один хребет. Как он называется?

Д. Скалистый хребет.

У. Между Главным Кавказским и Скалистым хребтами находится хребет Передовой. Он интересен тем, что там расположен Кавказский биосферный заповедник. Вспомните название хребта, который тянется от г. Новороссийска до г. Геленджика.

Д. Маркотх.

У. Как переводится это название с адыгейского языка?

Д. «Ежевичная или ягодная гора».

У. Посмотрите на карту Геленджикского района. Маркотхский хребет невелик по протяженности. И горы в нашем районе невысоки. Найдите на карте самую высокую гору Геленджикского района и прочитайте ее название.

Д. Гора Тхаб, высота – 905 м.

У. Это не самая высокая гора Главного Кавказского хребта. Откройте учебник «Наш Геленджик» и прочитайте названия самых высоких гор Краснодарского края. Найдите на карте, где находятся эти горы.

Д. На восточных границах Главного Кавказского хребта, севернее г. Сочи.

У. Посмотрите внимательно на карту и скажите: какой населенный пункт находится в районе самых высоких гор Краснодарского края?

Д. Красная Поляна.

(Для сведения учителя. Горный поселок Красная Поляна расположен в 45 км от Адлера на высоте 550–600 м над уровнем моря. Окруженный со всех сторон горными хребтами, он занимает слегка наклонную обширную террасу. С севера от холодных зимних ветров Красную Поляну защищает скалистая гряда Ачишко, с южной стороны высится мощный массив Аибги.
Горы Чугуш, Ассара, Псеашхо и Аишхо защищают Красную Поляну с востока от сухих азиатских ветров.
Красная Поляна известна в мире любителей целинного катания. Здесь потрясающие нетронутые склоны, нежный и пушистый снег, абсолютная безопасность.)

– Почему это название стало известно во всем мире?

Д. Там пройдут Олимпийские игры 2014 года.

У. Севернее Красной Поляны расположен Кавказский биосферный заповедник. Это особая зона Кавказских гор, охраняемая государством более 50 лет. Здесь изучают и разводят животных и растения. Многие из них занесены в Красную книгу России и Краснодарского края. Как отразится строительство новых спортивных сооружений на окружающем мире?
Работу мы проведем по двум направлениям. В первую группу мы внесем те направления, которые принесут пользу людям, а во вторую запишем то, что окажет вредное воздействие на окружающую среду.
Как люди могут исправить вред, который они сейчас наносят природе? 23 января 2008 года делегация «Greenpeace» передала в штаб-квартиру Международного Олимпийского комитета в Лозанне 5 тыс. подписей россиян, требующих переноса места строительства будущей санно-бобслейной трассы в г. Сочи. Сейчас трасса располагается в 1 км от Кавказского биосферного заповедника. Местами она проходит всего в десятках метров от границ заповедника. А эта зона охраняется Конвенцией по охране природного наследия.
Как же быть? Ведь трасса нужна, и заповеднику нельзя наносить урон. Подумайте об этом сами, посоветуйтесь с родителями и на следующий урок принесите свои предложения в письменном виде.
Конечно же, для нашей страны очень престижно провести зимние Олимпийские игры 2014 г. Кто знает, почему игры называются Олимпийскими?

Д. В Древней Греции у горы Олимп проводились спортивные игры один раз в четыре года. Во время проведения таких Игр прекращались все войны. Началом открытия игр считался день зажжения факела у горы Олимп с помощью солнечного света.
А кто из вас слышал о титане Прометее?
Прометей похитил с горы Олимп огонь и вопреки воле Зевса отдал его людям. За непослушание по повелению Зевса Прометея приковали к скале. Каждый день прилетал к скале огромный орел и клевал печень титана.
Знаете ли вы, что согласно древнему преданию эта скала находится в районе г. Сочи? Приблизительно в 3 км от побережья Черного моря есть Орлиные скалы со скалой Прометея, возвышающейся на 125 м над уровнем моря. Внизу, по дну глубокого ущелья, течет река Агура. Согласно легенде, красавица Агура приносила прикованному Прометею еду и питье. За это она была превращена в реку.
Вот как описывал древнегреческий писатель Эсхил в своей трагедии «Прикованный Прометей» Кавказские горы:

Пустынная дикая местность на самом краю земли, в стране скифов. Суровые скалы уходят за облака своими остроконечными вершинами. Кругом – никакой растительности, не видно ни единой травинки, все голо и мрачно. Всюду высятся громады камней, оторвавшихся от скал. Море шумит и грохочет, ударяясь своими валами о подножия скал, и высоко взлетают соленые брызги. Далеко за скалами виднеются снежные вершины Кавказских гор, подернутые легкой дымкой. Безотрадная суровая местность. Никогда еще не ступала здесь нога человека. Сюда-то, на край земли, привели слуги Зевса скованного титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы.

– Давайте вернемся к стихотворению «Кавказ», с которого мы сегодня начали урок.

На экране – текст стихотворения.

– Какие слова в стихотворении оказались непонятными?

Если такие слова есть, нужно открыть справочную страничку-словарик, чтобы учащиеся прочитали определение непонятного слова.

– Давайте попробуем соотнести некоторые понятия с соответствующими изображениями:

гора – скала – утес
ущелье – долина – каньон
водопад – поток – стремнина

V. Итог урока

У. Понравился ли вам этот урок? Поднимите руку, кому на уроке было интересно. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Давайте проверим, как вы усвоили материал. А теперь предлагаю вам разгадать кроссворды (см. с. 24).

VI. Домашнее задание

1. Учебник «Наш Геленджик». С. 94–96.
2. Предложите, как сохранить экологическое равновесие в горах.
3. Обратите внимание на экологическое состояние Маркотхского хребта.
4. По желанию составьте ребус, зашифровав одно из понятий, относящихся к теме «Кавказские горы».

Литература

Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение, 1986.
Касавченко С. Кубань: Иллюстрированный путеводитель. – Краснодар: Вольные ветры, 2004.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Симферополь: РЕНОМЕ, 1999.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1960.
Соколов В.Е., Сыроечковский Е.Е. Заповедники Кавказа. – М.: Мысль, 1990.

 

СЛОВАРИК

Вершина – верхняя часть горы.
Водопад – падающий с высоты поток воды.
Гора – значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.
Долина – удлиненная впадина среди гор, часто располагающаяся вдоль речного русла.
Кавказ – горы на юге Краснодарского края.
Каньон – глубокая узкая долина, размытая водой.
Ледник – плотная масса льда на вершинах гор.
Маркотх – хребет, протянувшийся от г. Новороссийска до г. Геленджика.
Обвал – падение снежных глыб или обломков скал с высоты; снежные глыбы или обломки скал, обрушившиеся с гор.
Перевал – место в горном хребте, доступное для перехода.
Пик – заостренная вершина горы.
Порог – каменистое возвышение поперек речного дна, ускоряющее течение воды.
Поток – быстро текущая водная масса.
Скала – каменный утес с острыми выступами.­
Склон – наклонная поверхность горы.
Стремнина – место в реке с бурным стремительным течением; крутой скалистый обрыв (устар.).
Утес – высокая отвесная скала.
Ущелье – узкая и глубокая, с обрывистыми склонами долина.
Хребет – горная цепь.
Щель – ущелье в горах Западного Кавказа.

КРОССВОРДЫ

По горизонтали: 1. Заостренная вершина горы. 4. Узкая и глубокая, с обрывистыми склонами долина. 5. Горная цепь. 6. Снежные глыбы или обломки скал, сходящие с гор.

По вертикали: 1. Место в горном хребте, доступное для перехода. 2. Верхняя часть горы. 3. Плотная масса льда на вершинах гор. 4. Высокая отвесная скала.

Ответы.

По горизонтали: 1. Пик. 4. Ущелье. 5. Хребет. 6. Обвал.

По вертикали: 1. Перевал. 2. Вершина. 3. Ледник. 4. Утес.

По горизонтали: 1. Падающий с высоты поток воды. 4. Высокая отвесная скала. 6. Каменный утес с острыми выступами. 8. Верхняя часть горы.

По вертикали: 1. Падение снежных глыб или обломков скал с высоты. 2. Быстро текущая водная масса. 4. Ущелье в горах Западного Кавказа. 6. Наклонная поверхность горы.

Ответы.

По горизонтали: 1. Водопад. 4. Утес. 6. Скала. 8. Вершина.

По вертикали: 1. Обвал. 2. Поток. 4. Щель. 6. Склон.

По горизонтали: Значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. 5. Горная цепь. 6. Место в реке с бурным стремительным течением. 7. Горы на юге краснодарского края.

По вертикали: 2. Место в горном хребте, доступное для перехода. 4. Плотная масса льда на вершинах гор. 5. Каменный утес с острыми выступами. 6. Снежные глыбы или обломки скал, обрушившиеся с гор.

Ответы.

По горизонтали: 3. Гора. 5. Хребет. 6. Стремнина. 7. Кавказ.

По вертикали: 2. Перевал. 4. Ледник. 5. Скала. 6. Обвал.