Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2009

Курсы повышения квалификации

Марьяна Михайловна Безруких ,
доктор биол. наук, академик РАО, директор института Возрастной физиологии РАО

Трудности обучения письму и чтению в начальной школе

Лекция 4. Методика анализа и оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4-го класса*

План лекций по курсу:

Номер газеты

Название и примерное содержание лекции

17

Лекция 1. Причины трудностей обучения письму и чтению в начальной школе. Понятие «школьные трудности». Условия эффективного формирования навыков письма и чтения. Экзогенные и эндогенные трудности обучения письму и чтению.

18

Лекция 2. Формирование навыков письма и чтения и виды трудностей в процессе обучения. Этапы формирования навыков письма и чтения. Психофизиологическая структура этих видов деятельности. Виды трудностей при обучении письму и чтению и их возможные причины

19

Лекция 3. Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса. Описание методики. Критерии оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1 класса. Тестовые задания.

20

Лекция 4. Методика анализа и оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4-го класса. Описание методики. Критерии оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4 класса. Тестовые задания.

Контрольная работа № 1

21

Лекция 5. Трудности обучения письму и чтению леворуких детей. Современные представления о возникновении леворукости. Психологические особенности леворуких детей. Методика оценки мануальной ассиметрии (леворукость, праворукость). Примеры и анализ школьных трудностей у леворуких детей.

22

Лекция 6. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Особенности учебной деятельности медлительных детей. Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Тактика работы с медлительными детьми.

Контрольная работа № 2

23

Лекция 7. Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей. Психологические особенности гиперактивных детей. Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Тактика работы педагога с гиперактивными учениками.

24

Лекция 8. Общие принципы организации работы с учащимися, имеющими трудности обучения письму и чтению. Формы организации коррекционной работы. Последовательность действий педагога и специалистов при организации помощи детям с трудностями обучения письму и чтению.

Итоговая  работа

Оценка навыка письма учащихся 4-х классов

К 9–10 годам навык письма должен быть сформирован. Предлагаемые задания позволяют судить о степени сформированности навыка письма и о возможных причинах нарушений. Поскольку оценка этого навыка у учащихся 4-го класса предполагает большое количество заданий, рекомендуется либо проводить обследование в два или несколько этапов (в зависимости от работоспособности ребенка), либо начинать сразу с последнего задания – идти от последнего задания к первому по мере исчезновения ошибок. Однако, по нашему наблюдению, у детей с трудностями формирования навыка ошибки письма встречаются нерегулярно и могут проявляться как в сложных (последних, интегративных) заданиях, так и в более простых (начальных).
Проведение обследования желательно в удобном для учеников темпе, с неоднократным повторением предлагаемого материала. Материал для списывания и сюжетные картинки должны быть у каждого ученика на парте.

ЗАДАНИЕ 1. Списывание слов с рукописного текста. Слова подбираются с учетом букв, сходных по написанию и узнаванию и наиболее часто путаемых при написании.

сова, вода, будка, топор, круги, Ника, Лиля, щит.

ЗАДАНИЕ 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.

Зимы ждала, ждала природа. Нам надо было идти домой через дубраву.

ЗАДАНИЕ 3. Списывание слов с печатного текста. Слова подбирались с учетом звуков, близких по звучанию и произнесению, и букв, похожих по написанию.

сосна, книга, птица, туча, чаща, жизнь, сушить

ЗАДАНИЕ 4. Списывание двух предложений с печатного текста.

На улице и во дворе много снега. Рита варила кашу.

Инструкция. Спиши все слова и предложения к себе в тетрадь и проверь себя.

ЗАДАНИЕ 5. Диктант строчных и прописных букв (наиболее часто искажаемых при написании).

а) строчные: п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х;
б) прописные: Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ.

ЗАДАНИЕ 6. Диктант слогов простых (открытых и закрытых), сложных и со стечением согласных.

мо, ас, осе, лы, жаш, дут, шо, ац, лир, пла, кро, олу, гму, сли, цащ, вдру, здра, икс, тич, кла, цас, зес, вищ

ЗАДАНИЕ 7.  Диктант слов простого и сложного слогового состава (подбор на разные типы ошибок).

кот, мука, сок, яма, жук, зима, сажа, Рома, люди, юнга, маяк, майка, тень, коньки, грибы, шарф, сушки, стужа, глазок, гвоздь, стрелка, пружина, скворец, встреча, жеребенок.

ЗАДАНИЕ 8. Диктант предложения (6 слов после однократного прослушивания).

Дети нашли в саду колючего ежа.

ЗАДАНИЕ 9. Диктант текста (подбор слов на разные типы ошибок).

Ночью в лесу

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветерок качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

Инструкция. Пиши в том темпе, в котором тебе удобно, проверяй написанное.

ЗАДАНИЕ 10. Самостоятельная подпись двух сюжетных картинок (2 предложения).

Инструкция. По каждой картинке придумай одно предложение и напиши его в тетрадь, проверь правильность написания.

ЗАДАНИЕ 11. Самостоятельное составление и запись рассказа по сюжетной картинке.

Инструкция. Придумай небольшой рассказ по этой картинке (2–3 предложения) и запиши его к себе в тетрадь.

ЗАДАНИЕ 12. Самостоятельное составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок.

Инструкция: Разложи картинки по ходу сюжета, сочини рассказ и запиши его к себе в тетрадь. Проверь правильность написания.

Для проведения обследования учащихся можно использовать специальный бланк (см. Приложение, Бланк № 1).Так же, как и у учащихся 1-го класса, оценка письма производится по качественному критерию. Все ошибки классифицируются по типу нарушений и заносятся в специальную итоговую таблицу (см. в лекции 3, ПРИЛОЖЕНИЕ, Бланк № 3).

Отдельно оцениваются нарушения почерка по следующим критериям:

Тремор: 1 балл – нет тремора; 2 балла – тремор к концу работы; 3 балла – выраженный тремор по всей работе.

Границы письма: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – «нестабильное» нарушение границ 1–2 раза; 3 балла – не соблюдение поля рабочего листа (пересекает границы либо сильно недописывает).

Нестабильность конфигурации букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – непостоянные нарушения написания элементов букв; 3 балла – устойчивая нестабильность конфигурации букв, нет четкости и правильности написания элементов.

Нестабильная высота и ширина букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – наблюдается нестабильность к концу работы; 3 балла – выраженная нестабильность высоты и ширины букв.

В итоге подсчитывается суммарный балл нарушений почерка: 4 балла – минимум (почерк сформирован), 12 баллов – максимум (выраженные нарушения почерка). При оценке почерка важно понять, насколько стабильны те или иные нарушения, как часто проявляются. Оценка 8 и больше баллов свидетельствует о трудностях формирования почерка (почерк несформирован или сформирован неправильно).

Оценка навыка чтения учащихся 4-х классов

К 9–10 годам навык чтения должен быть сформирован полностью. Однако даже в этом возрасте у ребенка могут встречаться различные ошибки чтения, препятствующие формированию полноценного навыка. Для выявления причин несформированности навыка чтения учащемуся рекомендуется выполнить следующие задания (также см. ПРИЛОЖЕНИЕ, Бланк № 2).

ЗАДАНИЕ 1. Распознавание букв.

а) печатных (строчных и заглавных);
б) письменных букв (строчных и заглавных):

а) а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, А, Л, П, Б, В, Р, Г, М, И, Н,

б) о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, в, б, П, Г, Р, Н, К, Б, В

Инструкция. Назови все буквы.

Оценка задания: оценивается прочтение каждой буквы: 1 балл – буква прочитана правильно;
2 балла – допущены различные ошибки (искажения, «застревания», самоисправления, примеры заносятся в протокол); 3 балла – буква не узнана (ребенок не может прочитать). Минимальный балл – 45, максимальный балл – 135.

ЗАДАНИЕ 2. Чтение слогов.

а) печатных (прямых, обратных, со стечением согласных);
б) письменных (прямых, обратных, со стечением согласных):

а) се, бы, ми, ню, чи, сэ, ос, ва, фэ, явн, осе, мли, пла, щац, фар, овр, плю, фра, вздро, быстр, скла, спро, бра, плы

б) се, ли, ду, ва, ос, пи, сэ, ми, ля, тит, вод, шта, уз, плы, шли, тря, пне, тще, льто, гни, дро, бол.

Инструкция: Прочитай слоги.

Оценка задания: оценивается прочтение каждого слога: 1 балл – слог прочитан правильно с первого раза; 2 балла – слог прочитан с ошибками (искажения различного характера, «застревания», и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слог не узнан (не прочитан). Минимальный балл – 46,
максимальный балл – 138.

ЗАДАНИЕ 3. Чтение слов.

3.1. Простого слогового состава: а) печатных; б) письменных:

а) лед, мох, нос, дуб, пол, швы, лист, жук

б) год, мыл, воз, дуб, оса, топ, Мила, пол

3.2. Сложного слогового состава: а) печатных; б) письменных.

а) завод, карнавал, здание, простыня, зеркало, журавль, созвездие, аквариум, электричество, фотографироваться;

б) мишка, титры, конверты, медуза, паштет, милиционер, гнездо, бутерброд, гуталин.

Инструкция. Прочитай слова.

Оценка задания:оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза; 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слово не прочитано, либо прочитана бессмыслица. Минимальный балл – 35, максимальный балл – 105.

ЗАДАНИЕ 4. Чтение сложного текста (9 сложных предложений) с последующими ответами на 2 вопроса (на понимание текста).

Пушок

В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал. Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком и моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печь, свернется клубочком и спит, а вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает.

(Г. Скребицкий)

Инструкция. Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно, потом ответь на вопросы по содержанию.

Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово читается без ошибок; 2 балла – встречаются ошибки (замены букв, слогов, окончаний, «застревания» и др. – примеры заносятся в протокол); 3 балла – слово пропускается (без последующего исправления), либо читается непонятное слово (без последующего исправления).

Понимание текста оценивается по ответам на вопросы: 1 балл – ответы на все вопросы правильные; 2 балла – есть хотя бы одна ошибка или неточность или ответа нет. Минимальный балл за эту категорию – 2, максимальный – 4. Полученный балл прибавляется к итоговому баллу за технику чтения текста и получаем общий балл за выполнение четвертого задания. Минимальный балл – 96, максимальный балл – 286.

Далее производится количественная оценка навыка чтения. Для этого подсчитываем общий суммарный балл за выполнение всех заданий методики, который легко подсчитывается в итоговой таблице. Минимальный балл – 222, максимальный балл – 664.

Навык чтения считается сформированным, если ребенок выполнил все задания без штрафных баллов. Общий суммарный балл не более 235 свидетельствует о сохраняющихся трудностях формирования навыка чтения, для преодоления которых может быть достаточно корректирование условий прохождения учебного материала. Если общий суммарный балл больше 235 – у ребенка наблюдаются комплексные трудности навыка чтения, навык чтения не сформирован. Необходима организация целенаправленной коррекционной работы с учетом характера трудностей.

Качественная оценка предполагает оценку уровня сформированности навыка чтения (слог, слово, фраза-предложение). Кроме того, качественно оценивается общее звучание речи (скорость, голос, разборчивость, темп). Различные нарушения общего звучания речи наблюдаются у детей с трудностями обучения чтению и свидетельствуют о несформированности (трудностях автоматизации) навыка.

Результаты обследования учащегося заносятся в протокол оценки сформированности навыка чтения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ, Бланк № 3).

Рекомендуемая литература

  1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. М. Эксмо, 2009.
  2. Безруких М.М. Обучение письму. Екатеринбург, Рама-паблишинг, 2009.
  3. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. Москва Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
  4. Безруких М.М. Дети с трудностями обучения письму и чтению/ Развитие личности ребенка. Екатеринбург, У-Фактория, 2006.
  5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей СПб, 1997.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Проанализируйте задания, найдите обоснование причин следующих нарушений письма в 4 классе:

– орфографические ошибки;
– сильный тремор, неустойчивый почерк;
– пропуски, замены, недописывания.

2. Проанализируйте задания, найдите обоснование причин следующих нарушений чтения в 4 классе:

– ошибки при чтении;
– трудности понимания прочитанного;
– трудность пересказа.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Бланк № 1

Задания для оценки сформированности навыка письма

ЗАДАНИЕ 1. Списывание слов с рукописного текста.

 сова, вода, будка, топор, круги, Ника, Лиля, щит

ЗАДАНИЕ 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.

 Зимы ждала, ждала природа. Нам надо было идти домой через дубраву.

ЗАДАНИЕ 3. Списывание слов с печатного текста.

Сосна, книга, птица, туча, чаща, жизнь, сушить

ЗАДАНИЕ 4. Списывание двух предложений с печатного текста.

На улице и во дворе много снега. Рита варила кашу.

ЗАДАНИЕ 5. Диктант строчных и прописных букв.

а) п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х

б) Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ

ЗАДАНИЕ 6. Диктант слогов.

мо, ас, осе, лы, жаш, дут, шо, ац, лир, пла, кро, олу, гму, сли, цащ, вдру, здра, икс, тич, кла, цас, зес, вищ

ЗАДАНИЕ 7. Диктант слов.

кот, мука, сок, яма, жук, зима, сажа, Рома, люди, юнга, маяк, майка, тень, коньки, грибы, шарф, сушки, стужа, глазок, гвоздь, стрелка, пружина, скворец, встреча, жеребенок

ЗАДАНИЕ 8. Диктант предложения (записать после однократного прослушивания).

Дети нашли в саду колючего ежа.

ЗАДАНИЕ 9. Диктант текста.

НОЧЬЮ В ЛЕСУ

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел
к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветерок качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

ЗАДАНИЕ 10. Самостоятельно подписать 2 сюжетных картинки (по 1 предложению).

ЗАДАНИЕ 11. Составить и записать рассказ по сюжетной картинке (2–3 предложения).

ЗАДАНИЕ 12. Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок.

Бланк № 2

Задания для оценки навыка чтения

ЗАДАНИЕ 1. Чтение печатных и письменных букв.

а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, А, Л, П, Б, В, Р, Г, М, И, Н,

о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, в, б, П, Г, Р, Н, К, Б, В

ЗАДАНИЕ 2. Чтение открытых и закрытых слогов – печатных и письменных.

се, бы, ми, ню, чи, сэ, ос, ва, фэ, явн, осе, мли, пла, щац, фар, овр, плю, фра, вздро, быстр, скла, спро, бра; плы

се, ли, ду, ва, ос, пи, сэ, ми, ля, тит, вод, шта, уз, плы, шли, тря, пне, тще, льто, гни, дро, бол

ЗАДАНИЕ 3. Чтение письменных и печатных слов.

3.1. Простого слогового состава

лед, мох, нос, дуб, пол, швы, лист, жук

год, мыл, воз, дуб, оса, топ, Мила, пол

3.2. Сложного слогового состава

завод, карнавал, здание, простыня, зеркало, журавль, созвездие, аквариум, электричество, фотографироваться;

мишка, титры, конверты, медуза, паштет, милиционер, гнездо, бутерброд, гуталин

ЗАДАНИЕ 4. Чтение текста с последующими ответами на вопросы.

Пушок

В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал
к спине колючки. При том еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал. Когда наступила зима,
я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком и моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печь, свернется клубочком и спит, а вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает.

(Г. Скребицкий)

 

Вопросы

Ответы

Итог

Почему ежика звали Пушком?

   

Чем кормили ежика зимой?

 

Бланк № 3

Протокол оценки сформированности навыка чтения учащегося 4-го класса

Фамилия, имя __________________________________________________
Дата исследования _______________________ Класс _________________
Дата рождения __________________________ Возраст ________________

ЗАДАНИЕ 1. Распознавание букв

ПЕЧАТНЫЕ

Балл

а

о

с

з

е

д

л

м

у

и

ш

ж

х

в

р

ф

П

Л

Б

В

Р

Г

М

И

Н

Итог

Узнает сразу

1

                                                   

Заменяет

2

                                                   

Не узнает

3

                                                 

 

ПИСЬМЕННЫЕ

балл

о

м

ш

х

у

с

л

ц

ж

д

е

и

щ

з

в

м

б

П

Г

Н

Итог

Узнает сразу

1

                                         

«Заменяет

2

                                         

Не узнает

3

                                       

Общий балл _____________

ЗАДАНИЕ 2. Чтение слогов

ПЕЧАТНЫЕ

балл

се

бы

ми

ню

чи

сэ

ос

ва

фэ

явн

осе

мли

пла

щац

фар

Итог

Читает правильно

1

                               

Искажения

2

                               

«Застревания»

                             

Не читает

3

                             

 

ПЕЧАТНЫЕ

балл

овр

плю

фра

вздро

быстр

скла

спро

бра

плы

Итог

Читает правильно

1

                   

Искажения

2

                   

«Застревания»

                 

Не читает

3

                 

 

ПИСЬМЕННЫЕ

балл

се

ли

ду

ва

ос

пи

сэ

ми

ля

тит

вод

Итог

Читает правильно

1

                       

Искажения

2

                       

«Застревания»

                     

Не читает

3

                     

 

ПИСЬМЕННЫЕ

балл

шта

уз

плы

шли

тря

пне

тще

льто

гни

дро

бол

Итог

Читает правильно

1

                       

Искажения

2

                       

«Застревания»

                     

Не читает

3

                     

Общий балл _____________

ЗАДАНИЕ 3. Чтение слов.

3.1. Простого слогового состава

ПЕЧАТНЫЕ

балл

лед

мох

нос

дуб

пол

швы

лист

жук

Итог

Читает правильно

1

                 

Искажения

2

                 

«Застревания»

               

Не читает

3

               

 

ПИСЬМЕННЫЕ

балл

год

мыл

воз

дуб

оса

топ

Мила

пол

Итог

Читает правильно

1

                 

Искажения

2

                 

«Застревания»

               

Не читает

3

               

3.2. Сложного слогового состава

ПЕЧАТНЫЕ

балл

завод

карнавал

здание

простыня

зеркало

журавль

Итог

Читает правильно

1

             

Искажения

2

             

«Застревания»

           

Не читает

3

           

 

ПЕЧАТНЫЕ

балл

созвездие

аквариум

электричество

фотографироваться

Итог

Читает правильно

1

         

Искажения

2

         

«Застревания»

       

Не читает

3

       

 

ПИСЬМЕННЫЕ

балл

мишка

титры

конверты

медуза

паштет

Итог

Читает правильно

1

           

Искажения

2

           

«Застревания»

         

Не читает

3

         

 

ПИСЬМЕННЫЕ

балл

гнездо

милиционер

бутерброд

гуталин

Итог

Читает правильно

1

         

Искажения

2

         

«Застревания»

       

Не читает

3

       

Общий балл _____________

ЗАДАНИЕ 4. Чтение текста «Пушок» с последующими ответами на вопросы.

Ошибки

Количество

Полученный балл

Итог

Искажения

     

Пропуски, «непонятные» слова

   

Понимание текста

Вопросы

Ответы

Итог

Почему ежика звали Пушком?

   

Чем кормили ежика зимой?

 

Общий балл ______

Количественная оценка сформированности навыка чтения

Общий балл за выполнение всех заданий

Задания

Итог

1

2

3

4

 
       

Качественная оценка навыка чтения

Характер чтения: чтение побуквенное, слоговое, слоговое и целыми словами, только целыми словами, чтение по догадке, (нужное подчеркнуть).

Выразительность: читает выразительно/монотонно, интонационно выделяет/не выделяет фразы, ударение правильное/не правильное (нужное подчеркнуть).

Характер ошибок чтения

ВИДЫ ОШИБОК

ЗАДАНИЯ (кол-во ошибок)

Итог

1

2

3

4

5

 

Искажения

           

«Застревания»

           

Невозможность прочтения

           

Общее звучание речи

Скорость

Средняя

Очень быстрая

Очень медленная

Голос

Средний

Очень громкий

Иссякающий

Разборчивость

Хорошая

Нарушено 1–2 зв.

Общая смазанность

Темп

Постоянный

Общая неровность

Сбивчивый

Заключение: _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

* Авторы представленной методики: М.М.Безруких и О.Ю.Крещенко.