Тема. «Зачем строят самолеты?»
Цели. Познакомить детей с
назначением и устройством самолетов; дать
историческую справку о первых летательных
аппаратах; расширять словарный запас школьников.
Учебные материалы. Учебник «Мир
вокруг нас», 1 класс, авт. А.А. Плешаков; рабочая
тетрадь к учебнику для 1-го класса; модели
самолетов и вертолетов; рисунки сказочных
летательных средств; сигнальные светофорчики;
цветные карандаши.
I. Организационный момент
II. Повторение изученного материала
Учитель. Сейчас я проверю ваши
знания по теме, которую мы изучаем. Просигнальте
светофорчиками свои ответы.
Земля имеет форму шара. (Да)
На Луне живут люди. (Нет)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. (Да)
Чтобы узнать, где зимуют птицы, ученые
надевают на лапки птицам кольца. (Да)
Цветы и бабочки могут жить друг без
друга. (Нет)
В лесу нельзя шуметь. (Да)
Фары, ремни безопасности, сиденье – это
части велосипеда. (Нет)
У. Части какого транспортного
средства я назвала?
Дети. Автомобиля.
У.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Предлагаю вспомнить, на каких средствах
передвижения мы совершали путешествия:
Земля дрожит, силач бежит.
Тянет он за собой
Хвост огромный стальной.
Д. Поезд.
У.
Бежит по воде скоро
Без весел и мотора.
Д. Парусник.
У.
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
Д. Метро.
У. Как назвать одним словом
машину, поезд, корабль?
Д. Транспорт.
У. Какой бывает транспорт?
III. Сообщение темы урока
У. Вместе с Мудрой Черепахой мы
сегодня отправляемся в путешествие на новом
транспортном средстве. Отгадайте ключевое слово
в кроссворде, и вы узнаете, что это за средство
передвижения
- Часть колеса велосипеда. (Спица.)
- Осветительный прибор на автомобиле. (Фара.)
- Подземная электричка. (Метро.)
- Им управляет капитан. (Корабль.)
- Он нужен, чтобы управлять машиной. (Руль.)
- Их четыре у машины, два у велосипеда и много у
поезда. (Колеса.)
- Ю.А. Гагарин впервые на ней отправился в
космос. (Ракета.)
– Что получилось? Прочитайте.
Д. Самолет.
У. Правильно. Итак, мы
отправляемся в путешествие на самолете.
IV. Знакомство с новым материалом
Учитель показывает модель самолета.
У. Что вы знаете о самолете?
Д. На самолете летают люди.
У. Кто из вас видел настоящие
самолеты? Где?
Д. Летали. Видели в фильмах, в
телепередачах.
У. Знаете ли вы, какие бывают
самолеты? Чтобы узнать об этом, откроем учебник
на с. 116. Рассмотрите различные современные
самолеты на иллюстрации. Прочитайте, какие
бывают самолеты. А для чего нужен каждый самолет?
Д. Пассажирские перевозят
пассажиров, грузовые – грузы, военные нужны
нашей армии.
У. Попробуем «построить» свой
самолет:
Физкультминутка
Руки ставим мы вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два»!
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Опустили руки вниз –
И на место все садись!
У. Ребята, а вам бы хотелось
по-настоящему полетать? (Дети отвечают.) Человек
так давно мечтал полетать, как птица, что
воплотил свои мечты, но сначала в сказках. С
какими волшебными летательными аппаратами вы
сталкивались в сказках?
Д. Ступа Бабы Яги, крылатые
сандалии, ковер-самолет. (Показ рисунков.)
У. Что необходимо для полета
птице?
Д. Крылья.
У. Человек серьезно стал
задумываться о полете с помощью крыльев очень
давно. Существует древнегреческая легенда о том,
что Дедал и его сын Икар смастерили из воска и
перьев крылья. Послушайте часть легенды:
Первым взлетел Дедал. С изумлением смотрел Икар
на отца, который парил в воздухе. Дедал спустился
на землю и сказал сыну:
– Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита.
Будь осторожен во время полета. Не спускайся
слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн
не смочили твоих крыльев. Не подымайся близко к
солнцу – жара может растопить воск, и разлетятся
перья.
Отец с сыном надели крылья на руки и легко
понеслись. Быстрый полет забавлял Икара, все
сильнее взмахивал он крыльями. Забыл Икар
наставления отца и взлетел высоко под самое небо,
ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи
растопили воск, скреплявший перья крыльев.
Взмахнул Икар руками, но нет больше на них
крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в
море и погиб в его волнах.
– Это только легенда. А теперь послушайте, как
на самом деле человек учился создавать самолеты.
Выслушиваются сообщения учащихся:
Ученик 1. Первыми поднялись в
воздух на воздушном шаре братья Монгольфье. 21
ноября 1783 года построенный ими воздушный шар
поднялся над Парижем. В 1875 году два француза –
Блоншар и Джефри – совершили перелет на
воздушном шаре, наполненном водородом.
Братья Монголфье
Ученик 2. В 1852 году появился первый
дирижабль. Это тоже воздушный шар, но в форме
веретена. Слово дирижабль означает
«управляемый». Дирижабль был построен в 1900 году.
Его использовали как транспортное средство. Но
такие аппараты были громоздки и не могли
соревноваться с аэропланами.
Идея полетов с помощью крыльев впервые
была высказана Леонардо да Винчи. Однако
построить аппарат первым попытался англичанин
Роберт Гук в 1660 году. Но на его модели так никто и
не решился полететь. Только в 1882 году русский
морской инженер А.Ф. Можайский построил первый
самолет и совершил на нем полет, который
продолжался несколько минут.
Леонардо да Винчи
|
|
А.Ф. Можайский
У. Рассмотрите рисунки старинных
самолетов в учебнике на с. 117. Похожи ли
старинные самолеты на современные?
Д. Нет.
У. Посмотрим на устройство
современного самолета. Прочитайте названия
частей самолета. Какие слова вам незнакомы?
На магнитной доске:
Фюзеляж (корпус). Шасси (колеса).
Трап (лестница).
– Предлагаю назвать и показать эти
части на модели самолета. Кто управляет
самолетом и обслуживает его?
Д. Летчики (пилоты). Обслуживает
пассажиров стюардесса.
У. Отгадайте загадку:
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский...
Д. Вертолет.
У. Вертолет – еще одно воздушное
транспортное средство.
Учитель показывает модель вертолета.
– Сравните изображения самолета и
вертолета в тетради на с. 47. Чем они различаются?
Д. У вертолета есть пропеллер, он
меньше самолета.
У. Кто видел вертолет? Какого он
обычно цвета?
Д. Зеленого, голубого.
У. Предлагаю раскрасить вертолет
в тетради и немного послушать об этом аппарате.
Вертолет может попасть туда, где нет дорог и
аэродромов. Ему не нужна площадка для разбега.
Если люди попали в беду на воде, в горах, где
невозможно даже ноги поставить, на помощь придет
вертолет. Он сбросит веревочную лестницу и
поднимет спасенных людей на борт.
Удерживает вертолет в воздухе винт с лопастями.
Он вращается так быстро, что похож на прозрачные
стрекозиные крылья.
На длинном хвосте у вертолета – еще один
маленький винт-пропеллер. Он служит рулем –
удерживает корпус вертолета.
V. Конструирование
У. Предлагаю вам сделать модель
самолета из бумаги.
Учащиеся выполняют задание.
А кто знает, откуда взлетают самолеты?
Д. С аэродрома.
У. Куда бы вы хотели отправиться в
путешествие?
Д. В дальние страны.
У. Представьте, что вы на борту
самолета и отправляетесь в путешествие.
Запустите самолеты!
VI. Итог урока
У. На какой вопрос мы искали ответ
на уроке?
Д. «Какие бывают самолеты? Для чего
они нужны?»
У. Дома своим родителям вы
скажете: «Я сегодня узнал на уроке...». Спасибо за
работу!