Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2009

Я иду на урок

Лариса Масловская ,
учитель начальной школы, с. Пригородное, Пензенская обл.

Зачем строят самолеты?

Окружающий мир. 1 класс

Тема. «Зачем строят самолеты?»

Цели. Познакомить детей с назначением и устройством самолетов; дать историческую справку о первых летательных аппаратах; расширять словарный запас школьников.

Учебные материалы. Учебник «Мир вокруг нас», 1 класс, авт. А.А. Плешаков; рабочая тетрадь к учебнику для 1-го класса; модели самолетов и вертолетов; рисунки сказочных летательных средств; сигнальные светофорчики; цветные карандаши.

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

Учитель. Сейчас я проверю ваши знания по теме, которую мы изучаем. Просигнальте светофорчиками свои ответы.

  • Земля имеет форму шара. (Да)

  • На Луне живут люди. (Нет)

  • Солнце – ближайшая к Земле звезда. (Да)

  • Чтобы узнать, где зимуют птицы, ученые надевают на лапки птицам кольца. (Да)

  • Цветы и бабочки могут жить друг без друга. (Нет)

  • В лесу нельзя шуметь. (Да)

  • Фары, ремни безопасности, сиденье – это части велосипеда. (Нет)

У. Части какого транспортного средства я назвала?

Дети. Автомобиля.

У. 

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.

Предлагаю вспомнить, на каких средствах передвижения мы совершали путешествия:

Земля дрожит, силач бежит.
Тянет он за собой
Хвост огромный стальной.

Д. Поезд.

У. 

Бежит по воде скоро
Без весел и мотора.

Д. Парусник.

У. 

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.

Д. Метро.

У. Как назвать одним словом машину, поезд, корабль?

Д. Транспорт.

У. Какой бывает транспорт?

III. Сообщение темы урока

У. Вместе с Мудрой Черепахой мы сегодня отправляемся в путешествие на новом транспортном средстве. Отгадайте ключевое слово в кроссворде, и вы узнаете, что это за средство передвижения

  1. Часть колеса велосипеда. (Спица.)
  2. Осветительный прибор на автомобиле. (Фара.)
  3. Подземная электричка. (Метро.)
  4. Им управляет капитан. (Корабль.)
  5. Он нужен, чтобы управлять машиной. (Руль.)
  6. Их четыре у машины, два у велосипеда и много у поезда. (Колеса.)
  7. Ю.А. Гагарин впервые на ней отправился в космос. (Ракета.)

– Что получилось? Прочитайте.

Д. Самолет.

У. Правильно. Итак, мы отправляемся в путешествие на самолете.

IV. Знакомство с новым материалом

Учитель показывает модель самолета.

У. Что вы знаете о самолете?

Д. На самолете летают люди.

У. Кто из вас видел настоящие самолеты? Где?

Д. Летали. Видели в фильмах, в телепередачах.

У. Знаете ли вы, какие бывают самолеты? Чтобы узнать об этом, откроем учебник на с. 116. Рассмотрите различные современные самолеты на иллюстрации. Прочитайте, какие бывают самолеты. А для чего нужен каждый самолет?

Д. Пассажирские перевозят пассажиров, грузовые – грузы, военные нужны нашей армии.

У. Попробуем «построить» свой самолет:

Физкультминутка

Руки ставим мы вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два»!
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Опустили руки вниз –
И на место все садись!

У. Ребята, а вам бы хотелось по-настоящему полетать? (Дети отвечают.) Человек так давно мечтал полетать, как птица, что воплотил свои мечты, но сначала в сказках. С какими волшебными летательными аппаратами вы сталкивались в сказках?

Д. Ступа Бабы Яги, крылатые сандалии, ковер-самолет. (Показ рисунков.)

У. Что необходимо для полета птице?

Д. Крылья.

У. Человек серьезно стал задумываться о полете с помощью крыльев очень давно. Существует древнегреческая легенда о том, что Дедал и его сын Икар смастерили из воска и перьев крылья. Послушайте часть легенды:
Первым взлетел Дедал. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе. Дедал спустился на землю и сказал сыну:
– Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита.
Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся близко к солнцу – жара может растопить воск, и разлетятся перья.
Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Быстрый полет забавлял Икара, все сильнее взмахивал он крыльями. Забыл Икар наставления отца и взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.
– Это только легенда. А теперь послушайте, как на самом деле человек учился создавать самолеты.

Выслушиваются сообщения учащихся:

Ученик 1. Первыми поднялись в воздух на воздушном шаре братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года построенный ими воздушный шар поднялся над Парижем. В 1875 году два француза – Блоншар и Джефри – совершили перелет на воздушном шаре, наполненном водородом.

Братья Монголфье

Братья Монголфье

Ученик 2. В 1852 году появился первый дирижабль. Это тоже воздушный шар, но в форме веретена. Слово дирижабль означает «управляемый». Дирижабль был построен в 1900 году. Его использовали как транспортное средство. Но такие аппараты были громоздки и не могли соревноваться с аэропланами.

Идея полетов с помощью крыльев впервые была высказана Леонардо да Винчи. Однако построить аппарат первым попытался англичанин Роберт Гук в 1660 году. Но на его модели так никто и не решился полететь. Только в 1882 году русский морской инженер А.Ф. Можайский построил первый самолет и совершил на нем полет, который продолжался несколько минут.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

 

А.Ф. Можайский

А.Ф. Можайский

У. Рассмотрите рисунки старинных самолетов в учебнике на с. 117. Похожи ли старинные самолеты на современные?

Д. Нет.

У. Посмотрим на устройство современного самолета. Прочитайте названия частей самолета. Какие слова вам незнакомы?

На магнитной доске:

Фюзеляж (корпус). Шасси (колеса). Трап (лестница).

– Предлагаю назвать и показать эти части на модели самолета. Кто управляет самолетом и обслуживает его?

Д. Летчики (пилоты). Обслуживает пассажиров стюардесса.

У. Отгадайте загадку:

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский...

Д. Вертолет.

У. Вертолет – еще одно воздушное транспортное средство.

Учитель показывает модель вертолета.

– Сравните изображения самолета и вертолета в тетради на с. 47. Чем они различаются?

Д. У вертолета есть пропеллер, он меньше самолета.

У. Кто видел вертолет? Какого он обычно цвета?

Д. Зеленого, голубого.

У. Предлагаю раскрасить вертолет в тетради и немного послушать об этом аппарате.
Вертолет может попасть туда, где нет дорог и аэродромов. Ему не нужна площадка для разбега. Если люди попали в беду на воде, в горах, где невозможно даже ноги поставить, на помощь придет вертолет. Он сбросит веревочную лестницу и поднимет спасенных людей на борт.
Удерживает вертолет в воздухе винт с лопастями. Он вращается так быстро, что похож на прозрачные стрекозиные крылья.
На длинном хвосте у вертолета – еще один маленький винт-пропеллер. Он служит рулем – удерживает корпус вертолета.

V. Конструирование

У. Предлагаю вам сделать модель самолета из бумаги.

Учащиеся выполняют задание.

А кто знает, откуда взлетают самолеты?

Д. С аэродрома.

У. Куда бы вы хотели отправиться в путешествие?

Д. В дальние страны.

У. Представьте, что вы на борту самолета и отправляетесь в путешествие. Запустите самолеты!

VI. Итог урока

У. На какой вопрос мы искали ответ на уроке?

Д. «Какие бывают самолеты? Для чего они нужны?»

У. Дома своим родителям вы скажете: «Я сегодня узнал на уроке...». Спасибо за работу!