Фото В. Алексеева
Последнее, уже четвертое поколение
учебников, разработанных в системе
Л.В. Занкова, выстроено с учетом трех факторов:
1) требований Федерального
государственного образовательного стандарта II
поколения;
2) целей системы;
3) возрастных и индивидуальных особенностей
обучаемых.
Ведущим понятием для этого комплекса
является понятие «целостность»:
1) целостность системы (интеграция
горизонтальная):
– общность цели;
– общие задачи обучения;
– единые дидактические принципы;
– типические свойства методической системы;
– система изучения результативности;
– требования к организационным формам и
условиям протекания учебного процесса;
2) целостность курса каждого
учебного предмета (интеграция вертикальная).
Новизна всего комплекса определяется:
1) вызовами новой исторической эпохи,
которая на первый план ожидаемых результатов
обучения выдвинула такие качества личности,
которые могут быть сформированы только на
метапредметном или межпредметном уровне;
2) продвижением авторов в разрешении основного
для них психолого-педагогического противоречия:
согласования ведущей роли обучения с
предоставлением простора его индивидуальности.
Комплекс учебников по системе
Л.В. Занкова включает: учебники по всем
предметным областям начальной школы; рабочие
тетради; методические рекомендации с вариантами
поурочного планирования, примерами уроков,
дополнительными материалами для учителя; хорошо
иллюстрированные дополнительные издания для
классной и внеклассной работы по учебным
предметам. Линия начальной школы имеет
продолжение и в среднем звене – в 5–6-х классах
(адаптационный период). Все учебники для
начальных классов включены в Федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
к использованию в образовательном процессе.
Раскроем возможности этого комплекса в решении
новых приоритетов российского образования.
Структурирование содержания курсов на
интегрированной основе
Одним из главных факторов, влияющих
сегодня на развитие образования, в Концепции
нового стандарта названа глобализация. В наше
время человек должен уметь воспринимать мир,
видеть и изучать сложные взаимоотношения
множества фактов и явлений.
Такой взгляд можно развить, опираясь на
интегрированные учебные курсы, в которых
реализуются связи разного уровня:
метапредметные, межпредметные и
внутрипредметные – как по горизонтали, так и по
вертикали. Напомним, что задачей занковской
системы является представление целостной
широкой картины мира средствами науки,
литературы, искусства и непосредственного
познания. При этом связи между знаниями
усложняются постепенно по мере введения нового
материала. Создаются условия для формулирования
продуктивных заданий, которые нацеливают
ребенка на исследование, а значит, не только
включают его в активную деятельность, но и
способствуют взаимодействию детей друг с другом.
Например, в курсе «Окружающий мир» (авт.
Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков) заложено
постепенное усложнение исследуемых школьниками
связей между знаниями о развитии Земли, ее
природы и общественно-культурной жизни человека,
которая проходит в определенные исторические
периоды. Вначале ученики исследуют связи только
между объектами неживой природы, затем – внутри
живой и между живой и неживой природой, далее
изучают особенности жизни человека в разных
природных условиях, формирование его взглядов,
идей в разное историческое время – что он
открывал, изобретал, чтобы выжить.
Интегрированный курс предполагает
одновременное обращение к знаниям уже
приобретенным, изучаемым в настоящий момент и
тем, которые предстоит усвоить в будущем. Разные
аспекты действительности воплощены в форме
реального, наглядного, словесного образа, в виде
теории, что создает условия для индивидуализации
обучения и прочности знаний.
Но самое главное – в том, что
представление содержания образования на
интегрированной основе в наибольшей мере
соответствует синкретическому (целостному)
восприятию мира младшим школьником.
Процитируем проект Базисного
образовательного плана (БОП): «Введение
интегрированных курсов обеспечивает
деятельностный подход и индивидуализацию
обучения». Практика работы наших классов
полностью подтверждает это.
Материал интегрированных курсов
структурируется на основе выдвинутого
Л.В. Занковым дидактического принципа ведущей
роли теоретических знаний, который нацеливает на
реализацию связей и зависимостей между
теоретическим материалом, а также ведущей роли
теоретического знания по отношению к
практическому. При таком построении курсов
школьник осознает не только содержание учебного
предмета, но и сам процесс добывания знания.
Как-то учителям было предложено
составить список знаний и умений,
непосредственно связанных с темой «Правописание
безударной гласной в окончании имен
существительных». Они назвали 11 позиций:
дифференциация гласные – согласные; ударные –
безударные; состав слова (окончание);
однокоренные слова – формы слова; различение
частей речи и т.д. Все эти языковые связи
представлены в учебниках русского языка Н.В.
Нечаевой и С.Г. Яковлевой.
Этот пример показывает объективный
характер реализуемых в учебниках связей всего
программного материала, многократность
возвратов к изученному, что создает в каждой
новой теме новые взаимосвязи, новую систему
знаний, способствуя прочному усвоению и ранее
изученного, и нового знания без скучных
повторительных уроков. Это еще одно очень
существенное условие для индивидуализации
обучения.
Вот, например, задание из учебника «Окружающий
мир», 3 класс:
Какими качествами должны обладать
люди, отправляющиеся в неизведанные края? Если бы
вы входили в команду Семена Дежнева, какое время
года вы предложили бы для начала похода? Почему? А
если бы вы отправились в Антарктиду?
Эти вопросы выводят ребенка на
осмысление конкретных жизненных ситуаций, и при
поиске ответа он должен переосмыслить не только
прежде изученный материал, но и обратиться к
собственному жизненному опыту. Так знание по
конкретному учебному предмету выходит за его
рамки, приобретая обобщенный надпредметный вид и
практическое значение.
Следующий пример показывает, как при
решении математической задачи «Математика», 4
класс, авт. И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н.
Кормишина, ученики самостоятельно получают
историческую информацию:
Первая газета вышла в России 2 января
1703 года, а первая книга напечатана в Москве на 139
лет 8 месяцев 5 дней раньше. Когда вышла в свет
первая книга?
При интегрированном подходе к
структурированию учебного материала при работе
с новой учебной темой актуализируются все
связанные с ней уже изученные темы, что прямо
выводит нас на многоаспектные задания к одному
содержанию. В таких заданиях, сочетающих разный
уровень обобщения, теоретический и практический
материал из разных разделов учебного предмета,
знания представлены также на разных уровнях:
репродуктивном, логическом, проблемном,
креативном (творческом). На таком широком поле
возможностей каждый ребенок может проявить свои
сильные стороны и развить недостаточно
сформированные навыки.
Проанализируем пример из учебника «Русский
язык», 2 класс, авт. Н.В. Нечаева, тема «Имя
существительное»:
Прочитай. Что это: скороговорка или
считалка? Каким по цели высказывания является
восклицательное предложение?
Сеем рожь, овес, пшеницу,
Лук, горох и чечевицу,
Коноплю, гречиху, лен.
Пусть росток выходит вон!
Чтобы написать эти строки,
потребовалось десять имен существительных.
Выпиши их в начальной форме. Определи общее
лексическое значение этих слов. Отметь число и,
если можно, род. Почему рифмуются слова лен, вон?
Главное – в работе над этим
многоаспектным заданием свою «нишу» найдет
каждый ребенок. Явления языка предстали перед
второклассником целостно: в тесном переплетении
цели речи, смысла слова и грамматических законов.
Ученики на доступном для них уровне анализируют
материал с разных сторон, переключаясь с одного
аспекта на другой. Это чрезвычайно ценно и для
становления ученика, воспитания волевых качеств
(ребенок длительное время фиксирует свое
внимание на одном содержании), и для осознания
своей успешности (не ответил на один вопрос –
ответил на другие в рамках одного задания,
работая со всем классом). Это еще одна
возможность постоянно возвращаться к
изученному, включая его в новые связи.
При выполнении задания от ученика
требовались такие общеучебные умения, как
ориентация в учебном задании; нацеленное
восприятие текста; планирование последующих
действий, связанных с нахождением способов и
средств выполнения задания, то есть с
размышлением, мышлением; обобщение слов в
тематическую группу; группировка слов по их
принадлежности к имени существительному, по
числу и роду; определение групп обобщенными
понятиями; анализ интонации конца предложения и
фонетического состава слов.
Подобная разносторонность анализа и
обеспечивает многократность возвратов к уже
изученному в постоянно меняющихся речевых
ситуациях, создавая условия для активной
коммуникации учеников и формируя прочность
усвоения программного материала.
Таким образом, освоение основного,
базового содержания осуществляется системно, в
три этапа:
– пропедевтическое изучение
будущего программного материала, сущностно
связанного с актуальным содержанием для данного
года обучения;
– его изучение при актуализации объективно
существующих связей с прежде изученным
материалом;
– включение этого материала в новые связи при
изучении новой темы.
Организация поисковой
самостоятельной деятельности
В Концепции новых стандартов говорится,
что современная школа должна воспитать
готовность человека к «инновационному
поведению». На смену послушанию, повторению,
подражанию приходят новые требования: умение
видеть проблемы, спокойно принимать их и
самостоятельно решать. Это касается всех сфер
жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Высокотехнологичный мир стремительно
меняется день ото дня. У детей XXI века мы обязаны
воспитать привычку к переменам, научить их
быстро реагировать на смену условий, добывать
нужную информацию, разносторонне анализировать
ее. Характерно, что тяга к новизне,
исследовательской деятельности, по утверждению
нейропсихологов, свойственна именно младшему
школьнику. У детей этого возраста ведущим
является правое полушарие, отвечающее за
целостное эмоционально-образное восприятие и
мышление.
Человек правополушарного типа – исследователь.
Поэтому акцент, сделанный в стандартах на
целостном восприятии учениками мира, на их
поисковой, самостоятельной деятельности, вполне
соответствует психофизиологическим
особенностям младших школьников. Импульсом к
поисковой деятельности могут быть коллизии
(противоречия). Они возникают, когда ученик или
сталкивается с недостатком (избытком) информации
или способов деятельности для решения
поставленной проблемы, или оказывается в
ситуации выбора мнения, подхода, варианта
решения и т.п., или ищет пути в новых условиях
использования уже имеющихся знаний.
В таких учебных ситуациях обучение идет
не от простого к сложному, а скорее от сложного
к простому: от какой-то незнакомой,
неожиданной ситуации через самостоятельный или
коллективный поиск к ее разрешению (с оказанием в
случае необходимости помощи – стимулирующей,
направляющей или обучающей).
Так, с 1-го класса дети наращивали знания
о живой и неживой природе и с новых позиций
должны осмыслить эти знания в 4-м классе:
На примере образования полезных
ископаемых докажите связь живой и неживой
природы.
«Окружающий мир», 4 класс.
Анализ заданных условий выводит на
самостоятельное открытие нового знания в
математике:
1. Запиши числа арабскими цифрами:
XX II XXIX
2. Запиши числа римскими цифрами:
35 18 24 33 26
3. Рассмотри равенства:
СLХ = 160
ХL = 40
Какие новые цифры в них использованы?
Определи их значение.
«Математика», 4 класс.
Ученики являются активными
созидателями учебного процесса:
Представь, что ты учитель. Какие задания ты дашь
своим ученикам к специально придуманным
предложениям?
Мой зн_комый позн_комил меня с
незн_ком-кой. Вот и перезн_комились!
«Русский язык», 2 класс
С периода обучения грамоте ученики
привыкают к «ловушкам». Как, например, в
следующем задании «Азбуки», авт. Н.В. Нечаева,
К.С. Бело-русец: дети читают три пары слов, в
которых уменьшительно-ласкательная форма имени
образована одинаково – с помощью суффикса -еньк-
(термины не вводятся).
Оля – Оленька
Поля – Поленька
Коля – Коленька
Тоня – ?
Подобрать пару к последнему слову
первоклассник должен самостоятельно, и он по
аналогии говорит: «Тоненька». Не получилось! Надо
«Тонечка». Налицо коллизия, столкновение с уже
открытым способом образования нового слова.
Такие столкновения и в целом поисковая,
самостоятельная деятельность вызывают у детей
эмоцию удивления и, как следствие, положительную
мотивацию. Л.В. Занков подчеркивал роль эмоций
в обучении, особенно в детском возрасте. Он писал:
«Эмоции не просто придают ту или иную окраску
умственной работе, но и обладают созидающей
силой». Американский психолог Д. Гоулман
выдвинул и доказал предположение о том, что
примерно 80% успеха в жизни обусловлено
неинтеллектуальными факторами, ведущим из
которых является фактор эмоциональный.
В нашей системе развитие чувств, эмоций
является полноправной целью обучения (напомним,
что общее развитие понимается как развитие ума,
воли, чувств, нравственных представлений), а это
значит, что проблема понимается не только на
уровне модных сейчас слов, а приобретает свое
материальное воплощение в содержании, в
постановке процесса обучения и во всей
атмосфере, в которой протекает жизнь ребенка в
школе.
Развивающее обучение не обещает
ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив –
яркую, насыщенную, интенсивную. Ведь без
преодоления трудностей нельзя воспитать
думающего, самостоятельного человека! Два
вопроса тем, кто сомневается: можно ли облегченно
развивать? Каков может быть результат
облегченной жизни в школе?!
Наши наблюдения за учащимися
показывают, что правильно построенные уроки не
вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот,
положительный настрой, интерес к познанию, к
мыслям друг друга, отсутствие ненужных
«карательных» мер – все это сводит до минимума
неизбежную усталость от работы и не вызывает
негативного отношения к учебе. Спокойное и
уверенное самочувствие ребенка в классе
является основным показателем
здоровьесберегающего характера обучения.
Воспитание толерантности и
диалогичности
Эта образовательная задача отражает
следующий фактор информационной эпохи –
поликультурность современного общества.
Воспитание толерантности осуществляется в ходе развития
коммуникативных способностей и реализуется
посредством единой системы развития устной и
письменной речи и организации жизнедеятельности
детей.
Об определяющем значении этой стороны
развития детей разработчики системы говорили
уже в 50-е годы XX века.
Развитию коммуникативных умений,
способности работать в коллективе служит прежде
всего организованное учителем содержательное
сотрудничество детей в процессе поиска решения
проблем на разных учебных предметах, а также при
коллективном поиске информации,
непосредственном ознакомлении с окружающим
миром. Обсуждения, дискуссии, в целом
разнообразие взаимодействий, отношений и
ситуаций на уроках и вне уроков способствуют
возникновению у школьников опыта монологической
и диалогической речи, речи разговорной и научной,
воспитывают ответственность за сказанное слово,
умение доказать свою точку зрения, выразить
согласие и несогласие.
Поэтому на самом начальном этапе
школьной жизни необходимо помочь детям овладеть
средствами устного общения: голосом, жестами,
мимикой, умелое пользование которыми и служит
взаимопониманию людей.
Цель эта метапредметная и достигается
средствами всех учебных предметов. Ниже
представляем соответствующие примеры.
Обсудите содержание пословиц:
От слова – спасенье и от слова –
погибель. Недоброе слово больней огня жжет.
Умеете ли вы слушать друг друга? Как вы выражаете
несогласие? Радуетесь ли успехам одноклассников?
Запишите пословицы. Отметьте опасные места.
Какие роли выполняет?
«Русский язык», 2 класс
Когда мир становится поликультурным и
возникают проблемы межнациональных отношений,
важно как можно раньше развивать у детей интерес
к культуре других народов.
Дети каких национальностей живут или
учатся рядом с тобой? К какому народу относишься
ты? Какой у тебя родной язык?
«Окружающий мир», 1 класс
Для лоскутной мозаики придумано
много рисунков, орнаментов. Многие из них имеют
названия. Иногда одни и те же рисунки в разных
странах называются по-разному, хотя передают они
один и тот же образ. Например, в России это
«Колодец» и «Изба», а в Америке – «Американский
квадрат» и «Бревенчатая хижина».
«Технология», 4 класс, (авт. Н.А. Цирулик,
СИ. Хлебникова, О.И. Нагель, Г.Э. Цирулик)
В этот же, начальный, период обучения
начинается систематическая работа над своей и
чужой письменной речью, понимание, осмысление
которой лежит в основе успешности обучения всем
учебным предметам. Поэтому и освоение признаков
текста, умения его анализировать и создавать
осуществляется во всех УМК. Разнообразные формы
работы, которые помогут учителю перейти от
отношений «учитель – ученик» к партнерским
отношениям всех участников образовательного
процесса, можно продемонстрировать условными
значками, принятыми в учебниках: «Инсценируй»,
«Исследовательская работа», «Учим друг друга»,
задания для мальчиков и для девочек, работа в
парах или группах.
Приводим пример того, как через работу с
чужим текстом, через анализ картины
четвероклассников подводят к написанию
собственной работы.
1) Прочитай текст. Какова его тема?
Как можно его озаглавить? Определи его части и
напиши план.
Далее в учебнике дан текст о картине
Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет» и об
изображенном на картине С.А. Рачинском, учителе
художника.
2) Запиши только ту часть текста, в
которой автор дает общее описание картины и
учителя. Если надо, измени начало текста.
Следующее задание таково:
1) Рассмотри репродукцию картины
«Устный счет» Н.П. Богданова-Бельского. Как ты
думаешь, является ли учитель «любимым
наставником» этих крестьянских детей? Рассмотри
учеников: о чем говорят их взгляды, позы? Какое
настроение создает эта картина?
2) Предлагаем тему для сочинения
«Учитель и ученик». Раскрой ее или от лица
учителя Рачинского, или от лица его ученика.
«Русский язык», 4 класс
Или, например, на уроках окружающего
мира, когда ученики познакомились вначале с
природой лесной зоны, а затем с природой
арктической пустыни, им предлагается написать
сказку о встрече белого медведя с бурым.
Именно в нашей системе стали правилом
поиск учениками дополнительной информации,
работа в библиотеке, систематическое обращение к
дополнительной, справочной литературе, к
словарям, написание сочинений, докладов по всем
учебным предметам. В занковских классах дети уже
в начальной школе приобретают первые навыки
того, как письменно излагать свое мнение,
воспринимать точку зрения своих одноклассников,
вступать в спор с автором суждения. Эти
коммуникативные умения могут послужить основой
для серьезной работы с текстами разных типов,
стилей, жанров.
Познакомьтесь с заданиями из разных
учебников.
«Окружающий мир», 4 класс
Опираясь на материал раздела
«Сельское хозяйство», составьте таблицу
«Продукты питания на вашем столе»: продукты
растительного происхождения и продукты
животного происхождения.
Разделитесь на группы. Каждая
выберет одну из природных зон России и
подготовит сообщение о том, какие отрасли
сельского хозяйства в ней развиты.
«Технология», 2 класс (авт.
Н.А. Цирулик, Т.Н. Преснякова).
Урок по лепке доисторических животных:
«Литературное чтение», 2 класс (авт.
В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова).
После ознакомления со сказками и
стихами, в которых рассказывались легенды о
происхождении цветов, предлагается творческая
работа:
Попробуй придумать легенду о
происхождении незабудки, ромашки, анютиных
глазок, любых других цветов.
Формирование универсальных учебных
(общеучебных) умений
В нашей системе обучения номенклатура
общеучебных умений определена в соответствии с
их необходимостью для осуществления учебной
деятельности:
1) информационно-ориентировочные –
наблюдение (реальные и наглядно-образные
объекты), слушание, чтение;
2) операционально-исполнительские –
классификация и обобщение (которые по
психическим механизмам прямо соотносятся с
умственными действиями: анализом, синтезом,
абстракцией и обобщением);
3) контрольно-коррекционные – самопроверка и
самоконтроль.
Также общеучебными являются умения, о
которых шла речь выше: проявлять инициативу и
самостоятельность в обучении, сотрудничать при
решении учебных проблем, принимать на себя
ответственность и т.д.
В Концепции государственного стандарта
особо выделена задача развития навыков
самообразования, тесно связанная с
формированием умения учиться, умением работать с
информацией, осуществлять
проектно-исследовательскую работу.
Проектно-исследовательская деятельность
младших школьников получила достаточное
распространение в школах России. Но только в
нашей образовательной системе названы и
реализованы с 1-го по 4-й класс предпосылки для
проведения исследовательской поисковой работы и
начиная с 3-го класса предложены задания для
осуществления самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности.
«Окружающий мир», 4 класс
Проведите конкурс работ «Петербург –
один из прекраснейших городов мира».
Определите в классе круг обсуждаемых вопросов.
Победит та команда, которая найдет наиболее
интересные факты, иллюстративный материал, шире
представит историю города. Или вы составите на
основе всех работ один общий рассказ.
«Русский язык», 4 класс
Прочитай о том, как, видимо, рассуждал
древнегреческий ученый Аристотель, решая
проблему формы Земли. Какие этапы
исследовательской деятельности в нем
присутствуют:
1) постановка проблемы; 2) выдвижение гипотезы; 3)
описание хода исследования; 4) вывод? Напиши их и
подтверди выдержками из текста. (Далее следует
текст.)
Докажи, что это текст-рассуждение.
Как ты понимаешь выражение опытным путем!
Объясни постановку запятых в первом предложении.
Запиши второй абзац, укажи те грамматические
признаки, которые помогли тебе вставить
пропущенные буквы.
«Окружающий мир», 4 класс
Россия – страна многонациональная.
Подберите материал и сделайте сообщение о
какой-либо национальной кухне.
Умение учиться невозможно без
контрольно-оценочной самостоятельности ребенка.
Поэтому нами широко используется технология
безотметочного оценивания, позволяющая
сформировать у учащихся следующие умения:
– видеть границу между известным и
неизвестным; находить ошибки в своей и чужой
учебной работе и устранять их; вырабатывать
критерии для оценки учебной работы; оценивать
свои и чужие действия по заданным критериям;
– оценивать собственное продвижение в
учебном материале с фиксацией своих трудностей и
возможных способов их преодоления;
– планировать операциональный состав
действий при решении поставленных задач;
– определять личные достижения в учебной и
внеучебной деятельности;
– делать прогностическую оценку уровня
сложности задания;
– самостоятельно выбирать учебный материал
(задание) для выполнения.
Данные черты проявляются в следующих
заданиях:
«Окружающий мир», 4 класс
Прочитай текст об Австралии. Отметь
знаками: известную тебе информацию (V), новую
информацию (+), информацию, противоречащую
известной тебе (–), информацию, требующую
дополнительных пояснений (?).
«Математика», 2 класс
Составь по рисунку текст задачи и реши
ее.
Составь к данной задаче обратные.
Сколько вариантов получилось у тебя? Сколько у
всего класса? Обменяйся работой с
одноклассником, проверь ее.
Обсудите результаты вашей проверки.
Или задание, которое может появиться в
любом из занковских учебников:
Прочитай задания. Какое (какие) из них ты
выполнишь? Объясни свой выбор.
В рабочие тетради по разным учебным
предметам включены задания, предполагающие
самоконтроль, самоанализ обучающимся своих
достижений.
Приведем некоторые аспекты самооценки
из тетради по технологии.
Ребенку в специальной рубрике «Мои
достижения» предлагается оценить с помощью
несложных условных обозначений свою
аккуратность, сложность работы, уровень
самостоятельности выполнения задания (по
картинке, по выкройкам, по своему замыслу) и проч.
Авторами комплектов разработаны формы
учета текущей и итоговой успешности продвижения
ребенка в развитии и усвоении программного
материала. В них фиксируются в качественных (а не
количественных) показателях достижения каждого
ученика.
Обучение по системе Л.В. Занкова
позволяет получить иные образовательные
результаты, соответствующие заказу новой,
информационной эпохи; обеспечить высокую
социализацию детей; помочь ученику в выборе
жизненного пути в соответствии со своими
стремлениями. К тому же отмечается высокий
процент участников и победителей олимпиад,
медалистов и поступающих на следующие ступени
образования.
Одним из основных показателей системы
обучения служит психологическая и
информационная безопасность личности. Наши дети
спокойны и уверены в себе, они не испытывают на
уроках чувства страха. Без сомнения можно
сказать, что они будут востребованы обществом и
реализуют свои возможности. Это самое
существенное достижение обучения.
Этой статьей мы пытались показать, что в
нашей системе есть технология включения ребенка
в активную деятельность, найдены принципы
структурирования учебных курсов, которые
создают для этого реальные условия.
Таким образом, мы можем говорить о
передаваемом опыте реализации требований
стандартов нового поколения – опыт наших
учителей, тьюторская деятельность авторского,
методического коллектива Центра и четырех
выпусков лекторов по нашей системе, а также
учебно-методический комплекс, литература по
теории и практике развивающего обучения.