Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2009

Система Занкова

Наталия Нечаева ,
научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова, профессор АПКиППРО

Развитие личности – цель современного образования

Модернизация образования

Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной, или постиндустриальной, культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования читаем: «Развитие личности – смысл и цель современного образования... Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, государство – сейчас, а Л.В. Занков еще в 1957 году предложили не просто очередное совершенствование системы обучения, а принципиально новую образовательную цель в соответствии с изменяющимися историческими условиями. Изменение целеполагания влечет за собой изменение всех компонентов образования, так же как это произошло в XVII веке при переходе от аграрной эпохи к индустриальной, а в образовании – от индивидуального обучения к массовому, что и породило «Великую дидактику» Коменского с репродуктивным методом обучения и уроком как основной организационной формой. Поэтому и сейчас, в эпоху перехода от индустриальной к информационной культуре, требуется не совершенствование «Великой дидактики», а решительный переход на другие дидактические принципы обучения, которые ведут авторов учебно-методических комплектов, учителя и ученика к новой образовательной цели. Это может быть дидактика Л.В. Занкова: недаром А.Г. Асмолов назвал ее «психодидактикой», а самого Л.В. Занкова – лидером психодидактики.

Фото В. Алексеева

Фото В. Алексеева

Последнее, уже четвертое поколение учебников, разработанных в системе Л.В. Занкова, выстроено с учетом трех факторов:

1) требований Федерального государственного образовательного стандарта II поколения;
2) целей системы;
3) возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых.

Ведущим понятием для этого комплекса является понятие «целостность»:

1) целостность системы (интеграция горизонтальная):

– общность цели;
– общие задачи обучения;
– единые дидактические принципы;
– типические свойства методической системы;­
– система изучения результативности;
– требования к организационным формам и условиям протекания учебного процесса;

2) целостность курса каждого учебного предмета (интеграция вертикальная).

Новизна всего комплекса определяется:

1) вызовами новой исторической эпохи, которая на первый план ожидаемых результатов обучения выдвинула такие качества личности, которые могут быть сформированы только на метапредметном или межпредметном уровне;
2) продвижением авторов в разрешении основного для них психолого-педагогического противоречия: согласования ведущей роли обучения с предоставлением простора его индивидуальности.

Комплекс учебников по системе Л.В. Занкова включает: учебники по всем предметным областям начальной школы; рабочие тетради; методические рекомендации с вариантами поурочного планирования, примерами уроков, дополнительными материалами для учителя; хорошо иллюстрированные дополнительные издания для классной и внеклассной работы по учебным предметам. Линия начальной школы имеет продолжение и в среднем звене – в 5–6-х классах (адаптационный период). Все учебники для начальных классов включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Раскроем возможности этого комплекса в решении новых приоритетов российского образования.

Структурирование содержания курсов на интегрированной основе

Одним из главных факторов, влияющих сегодня на развитие образования, в Концепции нового стандарта названа глобализация. В наше время человек должен уметь воспринимать мир, видеть и изучать сложные взаимоотношения множества фактов и явлений.

Такой взгляд можно развить, опираясь на интегрированные учебные курсы, в которых реализуются связи разного уровня: метапредметные, межпредметные и внутрипредметные – как по горизонтали, так и по вертикали. Напомним, что задачей занковской системы является представление целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. При этом связи между знаниями усложняются постепенно по мере введения нового материала. Создаются условия для формулирования продуктивных заданий, которые нацеливают ребенка на исследование, а значит, не только включают его в активную деятельность, но и способствуют взаимодействию детей друг с другом.

Например, в курсе «Окружающий мир» (авт. Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков) заложено постепенное усложнение исследуемых школьниками связей между знаниями о развитии Земли, ее природы и общественно-культурной жизни человека, которая проходит в определенные исторические периоды. Вначале ученики исследуют связи только между объектами неживой природы, затем – внутри живой и между живой и неживой природой, далее изучают особенности жизни человека в разных природных условиях, формирование его взглядов, идей в разное историческое время – что он открывал, изобретал, чтобы выжить.
Интегрированный курс предполагает одновременное обращение к знаниям уже приобретенным, изучаемым в настоящий момент и тем, которые предстоит усвоить в будущем. Разные аспекты действительности воплощены в форме реального, наглядного, словесного образа, в виде теории, что создает условия для индивидуализации обучения и прочности знаний.

Но самое главное – в том, что представление содержания образования на интегрированной основе в наибольшей мере соответствует синкретическому (целостному) восприятию мира младшим школьником.

Процитируем проект Базисного образовательного плана (БОП): «Введение интегрированных курсов обеспечивает деятельностный подход и индивидуализацию обучения». Практика работы наших классов полностью подтверждает это.

Материал интегрированных курсов структурируется на основе выдвинутого Л.В. Занковым дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний, который нацеливает на реализацию связей и зависимостей между теоретическим материалом, а также ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому. При таком построении курсов школьник осознает не только содержание учебного предмета, но и сам процесс добывания знания.

Как-то учителям было предложено составить список знаний и умений, непосредственно связанных с темой «Правописание безударной гласной в окончании имен существительных». Они назвали 11 позиций: дифференциация гласные – согласные; ударные – безударные; состав слова (окончание); однокоренные слова – формы слова; различение частей речи и т.д. Все эти языковые связи представлены в учебниках русского языка Н.В. Нечаевой и С.Г. Яковлевой.

Этот пример показывает объективный характер реализуемых в учебниках связей всего программного материала, многократность возвратов к изученному, что создает в каждой новой теме новые взаимосвязи, новую систему знаний, способствуя прочному усвоению и ранее изученного, и нового знания без скучных повторительных уроков. Это еще одно очень существенное условие для индивидуализации обучения.

Вот, например, задание из учебника «Окружающий мир», 3 класс:

Какими качествами должны обладать люди, отправляющиеся в неизведанные края? Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду?

Эти вопросы выводят ребенка на осмысление конкретных жизненных ситуаций, и при поиске ответа он должен переосмыслить не только прежде изученный материал, но и обратиться к собственному жизненному опыту. Так знание по конкретному учебному предмету выходит за его рамки, приобретая обобщенный надпредметный вид и практическое значение.

Следующий пример показывает, как при решении математической задачи «Математика», 4 класс, авт. И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина, ученики самостоятельно получают историческую информацию:

Первая газета вышла в России 2 января 1703 года, а первая книга напечатана в Москве на 139 лет 8 месяцев 5 дней раньше. Когда вышла в свет первая книга?

При интегрированном подходе к структурированию учебного материала при работе с новой учебной темой актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что прямо выводит нас на многоаспектные задания к одному содержанию. В таких заданиях, сочетающих разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета, знания представлены также на разных уровнях: репродуктивном, логическом, проблемном, креативном (творческом). На таком широком поле возможностей каждый ребенок может проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сформированные навыки.

Проанализируем пример из учебника «Русский язык», 2 класс, авт. Н.В. Нечаева, тема «Имя существительное»:

Прочитай. Что это: скороговорка или считалка? Каким по цели высказывания является восклицательное предложение?

Сеем рожь, овес, пшеницу,
Лук, горох и чечевицу,
Коноплю, гречиху, лен.
Пусть росток выходит вон!

Чтобы написать эти строки, потребовалось десять имен существительных. Выпиши их в начальной форме. Определи общее лексическое значение этих слов. Отметь число и, если можно, род. Почему рифмуются слова лен, вон?

Главное – в работе над этим многоаспектным заданием свою «нишу» найдет каждый ребенок. Явления языка предстали перед второклассником целостно: в тесном переплетении цели речи, смысла слова и грамматических законов. Ученики на доступном для них уровне анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой. Это чрезвычайно ценно и для становления ученика, воспитания волевых качеств (ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании), и для осознания своей успешности (не ответил на один вопрос – ответил на другие в рамках одного задания, работая со всем классом). Это еще одна возможность постоянно возвращаться к изученному, включая его в новые связи.

При выполнении задания от ученика требовались такие общеучебные умения, как ориентация в учебном задании; нацеленное восприятие текста; планирование последующих действий, связанных с нахождением способов и средств выполнения задания, то есть с размышлением, мышлением; обобщение слов в тематическую группу; группировка слов по их принадлежности к имени существительному, по числу и роду; определение групп обобщенными понятиями; анализ интонации конца предложения и фонетического состава слов.

Подобная разносторонность анализа и обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях, создавая условия для активной коммуникации учеников и формируя прочность усвоения программного материала.

Таким образом, освоение основного, базового содержания осуществляется системно, в три этапа:

– пропедевтическое изучение будущего программного материала, сущностно связанного с актуальным содержанием для данного года обучения;
– его изучение при актуализации объективно существующих связей с прежде изученным материалом;
– включение этого материала в новые связи при изучении новой темы.

Организация поисковой самостоятельной деятельности

В Концепции новых стандартов говорится, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей XXI века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать ее. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление.
Человек правополушарного типа – исследователь. Поэтому акцент, сделанный в стандартах на целостном восприятии учениками мира, на их поисковой, самостоятельной деятельности, вполне соответствует психофизиологическим особенностям младших школьников. Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии (противоречия). Они возникают, когда ученик или сталкивается с недостатком (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы, или оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п., или ищет пути в новых условиях использования уже имеющихся знаний.

В таких учебных ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а скорее от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через самостоятельный или коллективный поиск к ее разрешению (с оказанием в случае необходимости помощи – стимулирующей, направляющей или обучающей).

Так, с 1-го класса дети наращивали знания о живой и неживой природе и с новых позиций должны осмыслить эти знания в 4-м классе:

На примере образования полезных ископаемых докажите связь живой и неживой природы.

«Окружающий мир», 4 класс.

Анализ заданных условий выводит на самостоятельное открытие нового знания в математике:

1. Запиши числа арабскими цифрами: XX   II    XXIX

2. Запиши числа римскими цифрами: 35   18   24   33   26

3. Рассмотри равенства:

СLХ = 160
ХL = 40

Какие новые цифры в них использованы? Определи их значение.

«Математика», 4 класс.

Ученики являются активными созидателями учебного процесса:
Представь, что ты учитель. Какие задания ты дашь своим ученикам к специально придуманным предложениям?

Мой зн_комый позн_комил меня с незн_ком-кой. Вот и перезн_комились!

«Русский язык», 2 класс

С периода обучения грамоте ученики привыкают к «ловушкам». Как, например, в следующем задании «Азбуки», авт. Н.В. Нечаева, К.С. Бело-русец: дети читают три пары слов, в которых уменьшительно-ласкательная форма имени образована одинаково – с помощью суффикса -еньк- (термины не вводятся).

Оля – Оленька
Поля – Поленька
Коля – Коленька
Тоня – ?

Подобрать пару к последнему слову первоклассник должен самостоятельно, и он по аналогии говорит: «Тоненька». Не получилось! Надо «Тонечка». Налицо коллизия, столкновение с уже открытым способом образования нового слова.

Такие столкновения и в целом поисковая, самостоятельная деятельность вызывают у детей эмоцию удивления и, как следствие, положительную мотивацию. Л.В. Занков подчеркивал роль эмоций в обучении, особенно в детском возрасте. Он писал: «Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но и обладают созидающей силой». Американский психолог Д. Гоулман выдвинул и доказал предположение о том, что примерно 80% успеха в жизни обусловлено неинтеллектуальными факторами, ведущим из которых является фактор эмоциональный.

В нашей системе развитие чувств, эмоций является полноправной целью обучения (напомним, что общее развитие понимается как развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений), а это значит, что проблема понимается не только на уровне модных сейчас слов, а приобретает свое материальное воплощение в содержании, в постановке процесса обучения и во всей атмосфере, в которой протекает жизнь ребенка в школе.

Развивающее обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив – яркую, насыщенную, интенсивную. Ведь без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека! Два вопроса тем, кто сомневается: можно ли облегченно развивать? Каков может быть результат облегченной жизни в школе?!

Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга, отсутствие ненужных «карательных» мер – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения.

Воспитание толерантности и диалогичности

Эта образовательная задача отражает следующий фактор информационной эпохи – поликультурность современного общества. Воспитание толерантности осуществляется в ходе развития коммуникативных способностей и реализуется посредством единой системы развития устной и письменной речи и организации жизнедеятельности детей.

Об определяющем значении этой стороны развития детей разработчики системы говорили уже в 50-е годы XX века.

Развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе служит прежде всего организованное учителем содержательное сотрудничество детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при коллективном поиске информации, непосредственном ознакомлении с окружающим миром. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие взаимодействий, отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие.

Поэтому на самом начальном этапе школьной жизни необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, умелое пользование которыми и служит взаимопониманию людей.

Цель эта метапредметная и достигается средствами всех учебных предметов. Ниже представляем соответствующие примеры.

Обсудите содержание пословиц:

От слова – спасенье и от слова – погибель. Недоброе слово больней огня жжет.
Умеете ли вы слушать друг друга? Как вы выражаете несогласие? Радуетесь ли успехам одноклассников?
Запишите пословицы. Отметьте опасные места. Какие роли выполняет?

«Русский язык», 2 класс

Когда мир становится поликультурным и возникают проблемы межнациональных отношений, важно как можно раньше развивать у детей интерес к культуре других народов.

Дети каких национальностей живут или учатся рядом с тобой? К какому народу относишься ты? Какой у тебя родной язык?

«Окружающий мир», 1 класс

Для лоскутной мозаики придумано много рисунков, орнаментов. Многие из них имеют названия. Иногда одни и те же рисунки в разных странах называются по-разному, хотя передают они один и тот же образ. Например, в России это «Колодец» и «Изба», а в Америке – «Американский квадрат» и «Бревенчатая хижина».

«Технология», 4 класс, (авт. Н.А. Цирулик, СИ. Хлебникова, О.И. Нагель, Г.Э. Цирулик)

В этот же, начальный, период обучения начинается систематическая работа над своей и чужой письменной речью, понимание, осмысление которой лежит в основе успешности обучения всем учебным предметам. Поэтому и освоение признаков текста, умения его анализировать и создавать осуществляется во всех УМК. Разнообразные формы работы, которые помогут учителю перейти от отношений «учитель – ученик» к партнерским отношениям всех участников образовательного процесса, можно продемонстрировать условными значками, принятыми в учебниках: «Инсценируй», «Исследовательская работа», «Учим друг друга», задания для мальчиков и для девочек, работа в парах или группах.

Приводим пример того, как через работу с чужим текстом, через анализ картины четвероклассников подводят к написанию собственной работы.

1) Прочитай текст. Какова его тема? Как можно его озаглавить? Определи его части и напиши план.

Далее в учебнике дан текст о картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет» и об изображенном на картине С.А. Рачинском, учителе художника.

2) Запиши только ту часть текста, в которой автор дает общее описание картины и учителя. Если надо, измени начало текста.

Следующее задание таково:

1) Рассмотри репродукцию картины «Устный счет» Н.П. Богданова-Бельского. Как ты думаешь, является ли учитель «любимым наставником» этих крестьянских детей? Рассмотри учеников: о чем говорят их взгляды, позы? Какое настроение создает эта картина?

2) Предлагаем тему для сочинения «Учитель и ученик». Раскрой ее или от лица учителя Рачинского, или от лица его ученика.

«Русский язык», 4 класс

Или, например, на уроках окружающего мира, когда ученики познакомились вначале с природой лесной зоны, а затем с природой арктической пустыни, им предлагается написать сказку о встрече белого медведя с бурым.

Именно в нашей системе стали правилом поиск учениками дополнительной информации, работа в библиотеке, систематическое обращение к дополнительной, справочной литературе, к словарям, написание сочинений, докладов по всем учебным предметам. В занковских классах дети уже в начальной школе приобретают первые навыки того, как письменно излагать свое мнение, воспринимать точку зрения своих одноклассников, вступать в спор с автором суждения. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы с текстами разных типов, стилей, жанров.

Познакомьтесь с заданиями из разных учебников.

«Окружающий мир», 4 класс

  • Опираясь на материал раздела «Сельское хозяйство», составьте таблицу «Продукты питания на вашем столе»: продукты растительного происхождения и продукты животного происхождения.

  • Разделитесь на группы. Каждая выберет одну из природных зон России и подготовит сообщение о том, какие отрасли сельского хозяйства в ней развиты.

«Технология», 2 класс (авт. Н.А. Цирулик, Т.Н. Преснякова).

Урок по лепке доисторических животных:

  • Расскажи, что ты знаешь о животных, которые жили на Земле много-много лет назад.

«Литературное чтение», 2 класс (авт. В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова).

После ознакомления со сказками и стихами, в которых рассказывались легенды о происхождении цветов, предлагается творческая работа:

Попробуй придумать легенду о происхождении незабудки, ромашки, анютиных глазок, любых других цветов.

Формирование универсальных учебных (общеучебных) умений

В нашей системе обучения номенклатура общеучебных умений определена в соответствии с их необходимостью для осуществления учебной деятельности:

1) информационно-ориентировочные – наблюдение (реальные и наглядно-образные объекты), слушание, чтение;
2) операционально-исполнительские – классификация и обобщение (которые по психическим механизмам прямо соотносятся с умственными действиями: анализом, синтезом, абстракцией и обобщением);
3) контрольно-коррекционные – самопроверка и самоконтроль.

Также общеучебными являются умения, о которых шла речь выше: проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, сотрудничать при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность и т.д.

В Концепции государственного стандарта особо выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием умения учиться, умением работать с информацией, осуществлять проектно-исследовательскую работу. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников получила достаточное распространение в школах России. Но только в нашей образовательной системе названы и реализованы с 1-го по 4-й класс предпосылки для проведения исследовательской поисковой работы и начиная с 3-го класса предложены задания для осуществления самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

«Окружающий мир», 4 класс

Проведите конкурс работ «Петербург – один из прекраснейших городов мира».
Определите в классе круг обсуждаемых вопросов. Победит та команда, которая найдет наиболее интересные факты, иллюстративный материал, шире представит историю города. Или вы составите на основе всех работ один общий рассказ.

«Русский язык», 4 класс

Прочитай о том, как, видимо, рассуждал древнегреческий ученый Аристотель, решая проблему формы Земли. Какие этапы исследовательской деятельности в нем присутствуют:
1) постановка проблемы; 2) выдвижение гипотезы; 3) описание хода исследования; 4) вывод? Напиши их и подтверди выдержками из текста. (Далее следует текст.)
Докажи, что это текст-рассуждение.
Как ты понимаешь выражение опытным ­путем!
Объясни постановку запятых в первом предложении.
Запиши второй абзац, укажи те грамматические признаки, которые помогли тебе вставить пропущенные буквы.

«Окружающий мир», 4 класс

Россия – страна многонациональная. Подберите материал и сделайте сообщение о какой-либо национальной кухне.

Умение учиться невозможно без контрольно-оценочной самостоятельности ребенка. Поэтому нами широко используется технология безотметочного оценивания, позволяющая сформировать у учащихся следующие умения:

– видеть границу между известным и неизвестным; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
– оценивать собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления;
– планировать операциональный состав действий при решении поставленных задач;
– определять личные достижения в учебной и внеучебной деятельности;
– делать прогностическую оценку уровня сложности задания;
– самостоятельно выбирать учебный материал (задание) для выполнения.

Данные черты проявляются в следующих заданиях:

«Окружающий мир», 4 класс

Прочитай текст об Австралии. Отметь знаками: известную тебе информацию (V), новую информацию (+), информацию, противоречащую известной тебе (–), информацию, требующую дополнительных пояснений (?).

«Математика», 2 класс

Составь по рисунку текст задачи и реши ее.

Составь к данной задаче обратные. Сколько вариантов получилось у тебя? Сколько у всего класса? Обменяйся работой с одноклассником, проверь ее.

Обсудите результаты вашей проверки.

Или задание, которое может появиться в любом из занковских учебников:

Прочитай задания. Какое (какие) из них ты выполнишь? Объясни свой выбор.

В рабочие тетради по разным учебным предметам включены задания, предполагающие самоконтроль, самоанализ обучающимся своих достижений.

Приведем некоторые аспекты самооценки из тетради по технологии.

Ребенку в специальной рубрике «Мои достижения» предлагается оценить с помощью несложных условных обозначений свою аккуратность, сложность работы, уровень самостоятельности выполнения задания (по картинке, по выкройкам, по своему замыслу) и проч.

Авторами комплектов разработаны формы учета текущей и итоговой успешности продвижения ребенка в развитии и усвоении программного материала. В них фиксируются в качественных (а не количественных) показателях достижения каждого ученика.

Обучение по системе Л.В. Занкова позволяет получить иные образовательные результаты, соответствующие заказу новой, информационной эпохи; обеспечить высокую социализацию детей; помочь ученику в выборе жизненного пути в соответствии со своими стремлениями. К тому же отмечается высокий процент участников и победителей олимпиад, медалистов и поступающих на следующие ступени образования.

Одним из основных показателей системы обучения служит психологическая и информационная безопасность личности. Наши дети спокойны и уверены в себе, они не испытывают на уроках чувства страха. Без сомнения можно сказать, что они будут востребованы обществом и реализуют свои возможности. Это самое существенное достижение обучения.

Этой статьей мы пытались показать, что в нашей системе есть технология включения ребенка в активную деятельность, найдены принципы структурирования учебных курсов, которые со­здают для этого реальные условия.

Таким образом, мы можем говорить о передаваемом опыте реализации требований стандартов нового поколения – опыт наших учителей, тьюторская деятельность авторского, методического коллектива Центра и четырех выпусков лекторов по нашей системе, а также учебно-методический комплекс, литература по теории и практике развивающего обучения.