Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2009

Контрольные работы

Тамара Александровна Круглова ,
заведующая лаборатории педагогики и методики начального образования МИОО

Чтение

Контрольные и проверочные работы за I четверть

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения на конец I четверти не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

Проверка навыка чтения вслух

2 класс

СТАРЫЙ ПЁС

Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
– Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
– Прости меня, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:
– Живи здесь.
Старый Пёс спросил у человека:
– Зачем тебе ещё один пёс?
– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.

(94 слова)
(В. Сухомлинский)

Вопросы и задания

1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
2. Как к этому отнёсся человек?
3. Что тебе понравилось в этом произведении?

3 класс

КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

(122 слова)
(В. Бианки)

Вопросы и задания

1. Почему охотник влез на дерево?
2. Какую картинку из жизни животных удалось увидеть охотнику в лесу?
3. Почему медвежата остались очень довольны купанием?

4 класс

КРАПИВНОЕ СЧАСТЬЕ

Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная: ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха!
И вдруг слышит Крапива:
– Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт... – Это белые ромашки прошептали.
– Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник.
– Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть норовит.
– Вот так-так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.
– Мы завидуем твоей спокойной жизни! – хором пропели цветы и ягоды.
– Как я рада, как я счастлива! – крикнула обрадованная Крапива. – Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят...
И вдруг Крапива всхлипнула:
– Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!
Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.

(158 слов)
(Н. Сладков)

Вопросы и задания

1. Отчего смутилась Крапива?
2. Почему цветы и ягоды сначала завидовали её спокойной жизни?
3. Объясни причину грусти Крапивы.

Проверка навыка чтения вслух (2, 3, 4 классы)

Проверка уровня начитанности

4 класс

1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества.

А) Сказки;
Б) былины;
В) басни;
Г) летописи.

2. Назови героя и жанр произведения:

Из того ли-то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он
В стольный Киев-град.

3. Укажи шуточный жанр народного творчества – фразу, построенную на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

А) Скороговорка;
Б) считалка;
В) загадка;
Г) дразнилка.

4. Приведи 1–2 примера произведения этого жанра.

5. Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений?

6. Кто из писателей дал следующее определение сказки: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок»?

А) А.С. Пушкин;
Б) Г.Х. Андерсен;
В) П.П. Бажов;
Г) П.П. Ершов.

7. Вспомни 1–2 имени мудрых девиц-красавиц из русских народных сказок.

8. Запиши названия 1–2 сказок о крошечных человечках, малюсеньких мальчиках и девочках.

9. Напиши название басни, к которой можно отнести слова: «Делу – время, а потехе – час».

10. Произведения каких поэтов (2–3) ты бы включил в раздел «Поэтическая тетрадь»?

11. С какими жанрами произведений Л.Н. Толстого ты знаком?

А) Повести;
Б) басни;
В) стихи;
Г) сказки.

12. Запиши название твоей самой любимой книги. Чем она тебе понравилась?

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

2 класс

ВЕНИК

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».

Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит:
– Переломите веник.
Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
Сыновья все прутья переломали.
Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.

(103 слова)
(Л.Н. Толстой)

Вопросы и задания

Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей басни.

А) Старик, трое сыновей;
Б) старик, один сын;
В) старик, двое сыновей.

2. Как жили братья между собой?

А) Часто ссорились;
Б) жили дружно;
В) во всём поддерживали друг друга.

3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей.

А) Всем будет худо;
Б) все разделятся;
В) все разойдутся.

4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?

А) Скучно;
Б) плохо;
В) весело.

5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?

А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
Б) переломить веник;
В) подмести пол в избе.

6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?

А) С кем поведёшься, от того и наберёшься;
Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
Г) Добрый пример лучше ста слов.

7. Какой наказ дал старик сыновьям?

8. Как называют обобщённую главную мысль в этом жанре?

9. Какое важное человеческое качество обсуждается в произведении?

10. Понравилось ли тебе произведение и чем?

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

1.

+

     

2.

+

     

3.

3

1

2

 

4.

 

+

   

5.

+

     

6.

 

+

+

 

7.

 

8.

Мораль

9.

Умение дружно жить

3 класс

КАК БАРСУК И КУНИЦА СУДИЛИСЬ

Однажды барсук и куница бежали по лесной тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к своей находке.
– Я нашёл кусок мяса! – кричит барсук.
– Нет, это я нашла кусок мяса! – кричит на весь лес куница.
Барсук своё:
– Это я нашёл! Нечего зря спорить!
Куница своё:
– Я первая увидела!
Так они спорили-спорили, чуть не разодрались.
Тогда барсук сказал:
– Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит.
А судьёй в этом лесу была лиса.
Выслушала лиса барсука и куницу и говорит:
– Дайте-ка мне сюда вашу находку.
Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала:
– Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую – куница.
С этими словами лиса разорвала кусок на две части.
– Это несправедливо, – заскулил барсук. – У куницы кусок больше.
– Мы сейчас эту беду исправим, – сказала хитрая лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса.
– Теперь у барсука кусок больше, – закричала куница. – Это несправедливо!
– Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы всё было по справедливости.
Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса, только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но лиса не растерялась и откусила от куска куницы.
И так она выравнивала кусок до тех пор, пока от находки ничего не осталось.
Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.

(226 слов)

Вопросы и задания

Прочитай текст «Как барсук и куница судились». Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Где, в каком месте происходит события, описанные в тексте?

А) На лугу;
Б) в лесу;
В) в поле;
Г) в деревне.

2. Определи персонажей произведения.

А) Барсук, куница, лиса;
Б) барсук, соболь, лиса;
В) норка, куница, лиса.

3. Из-за чего у животных возник спор?

А) Не знали, как поделить находку;
Б) боялись обделить друг друга;
В) выясняли, кто нашёл кусок мяса.

4. Определи, какое значение автор вкладывает в выражение чуть не разодрались?

А) Чуть не разорвали на части;
Б) чуть не подрались сильно;
В) чуть не сделали дырку.

5. Кто вершил суд в этом лесу?

А) Лиса;
Б) медведь;
В) волк.

6. Какое определение даётся лисе в этом тексте?

А) Хитрая;
Б) плутовка;
В) рыжая разбойница.

7. Какой человеческий порок осуждает народ в этом произведении?

А) Жадность;
Б) хитрость;
В) трусость.

8. Подумай: что вынесено в заглавие?

А) Основная мысль;
Б) тема.

9. Есть ли в этом произведении герой, поведение которого вызывает одобрение?

10. Выпиши главную мысль этого произведения.

11. Запиши название другого произведения, в котором тоже осуждается жадность.

12. Понравилось ли тебе это произведение и чем?

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

1

 

+

   

2.

+

     

3.

   

+

 

4.

 

+

   

5.

+

     

6.

+

     

7.

+

     

8.

 

+

   

9.

Нет

10.

Последнее предложение текста

11.

«Лиса и журавль», «Два жадных медвежонка»

 

Ф.И. учащихся

Выполнили всю работу без ошибок

Допустили ошибки в заданиях

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

                         
                         

4 класс

ЛУК – ОТ СЕМИ НЕДУГ

Что твоя мама сегодня готовит на обед? Щи из свежей капусты?
В щи, как и в большинство супов, раньше всего кладут лук. Посмотрим, какой лук выбрала мама. Лук-то ведь разный бывает.
Лук-слизун похож на пучок густой травы.
У лука-батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их называют перьями) с весны до осени зелены и свежи.
Есть многоярусный лук. Он никогда не цветет. Вместо цветков на стебле висят луковки-малютки, по нескольку штук в связке, одна связка над другой. Они поспевают в воздухе, так и не коснувшись земли.
Есть лук, который три раза меняет свое имя. Его семена называют «лук-чернушка». Из черного, как уголёк, семечка, вырастает маленькая луковка. Как её теперь называют? Лук-севок. Весной её посадят на грядку, она растолстеет, станет похожа на репку. Какое у неё теперь имя? Лук-репка.
В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были сёла огуречные. Семьдесят пять сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы. От матери – дочке, от бабушки – внучке передавался секрет.
Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но что с ней? Она улыбается, а на глазах у неё слезы. Почему?
Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки, зачатки будущих ростков.
Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток. Разрезав ножом луковицу, мама нарушила их покой.
Зверь будет когтями и зубами драться за своих детёнышей. А как может сохранить своих деток лук? У него ведь ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особое, удивительное оружие.
Из разрезанной луковицы вылетают стрелы. Мама не могла их разглядеть – они невидимы. Но она их почувствовала – у нее защипало глаза.
Мама отделалась слезами, глаза у неё остались целы. А вот если на пути летящих луковых стрел окажутся разносчики болезней, вредные микробы, им не сдобровать.
Если человек две-три минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты.
Ещё в глубокой древности люди догадывались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен.
Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека.
Недаром русский народ сложил поговорку:
«Лук – от семи недуг».

(398 слов)
(Н. Надеждина)

Вопросы и задания

Прочитай текст «Лук – от семи недуг» Н. Надеждиной. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Какой лук похож на пучок густой травы?

А) Многоярусный лук;
Б) лук-слизун;
В) лук-батун.

2. У какого лука перья с весны до осени зелены и свежи?

А) Многоярусный лук;
Б) лук-батун;
В) лук-слизун.

3. Какой лук никогда не цветёт?

А) Многоярусный лук;
Б) лук-слизун;
В) лук-батун.

4. Какой лук три раза меняет своё имя?

А) Лук-слизун;
Б) лук-батун;
В) лук-репка.

5. Сколько сортов репчатого лука нам оставили в наследство русские огородницы?

А) 75;
Б) 57;
В) 77.

6. Между какими чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки?

А) Сочными, белыми;
Б) сухими, золотистыми.

7. Каким удивительным оружием вооружён репчатый лук?

А) Шпагой;
Б) стрелами;
В) мечом.

8. Какими целебными свойствами обладают луковые стрелы?

А) Вызывают слёзы;
Б) имеют приятный запах;
В) убивают вредных микробов.

9. Объясни с помощью других слов значение слова недуг:

А) Сильное недомогание, болезнь;
Б) враг;
В) человек, не умеющий дружить.

10. Какой научный термин, обозначающий разносчиков болезней, встретился тебе в тексте?

11. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана текста.

А) Удивительное оружие.
Б) Хитро спрятанная спаленка.
В) Такой разный лук.
Г) Лук с тремя именами.

12. О чём этот текст?

13. Выпиши из текста предложение, помогающее понять, какую главную мысль автор решил нам сообщить.

14. Если тебе нужно получить дополнительные научные сведения о луке, к какой книге (книгам) ты обратишься?

15. Придумай и запиши вопросы (3–4), ответы на которые есть в тексте.

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

1.

 

+

   

2.

 

+

   

3.

+

     

4.

   

+

 

5.

+

     

6.

+

     

7.

 

+

   

8.

   

+

 

9.

+

     

10.

Микроб

11.

4

3

1

2

12.

О луке

13.

Предпоследнее или последнее предложение

14.

Справочник, энциклопедия

15.