|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Марьяна Михайловна
Безруких
,
|
Номер газеты |
Название и примерное содержание лекции |
17 |
Лекция 1. Причины трудностей обучения письму и чтению в начальной школе. Понятие «школьные трудности». Условия эффективного формирования навыков письма и чтения. Экзогенные и эндогенные трудности обучения письму и чтению. |
18 |
Лекция 2. Формирование навыков письма и чтения и виды трудностей в процессе обучения. Этапы формирования навыков письма и чтения. Психофизиологическая структура этих видов деятельности. Виды трудностей при обучении письму и чтению и их возможные причины |
19 |
Лекция 3. Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса. Описание методики. Критерии оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1 класса. Тестовые задания. |
20 |
Лекция 4. Методика анализа и оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4-го класса. Описание методики. Критерии оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4 класса. Тестовые задания. Контрольная работа № 1 |
21 |
Лекция 5. Трудности обучения письму и чтению леворуких детей. Современные представления о возникновении леворукости. Психологические особенности леворуких детей. Методика оценки мануальной ассиметрии (леворукость, праворукость). Примеры и анализ школьных трудностей у леворуких детей. |
22 |
Лекция 6. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Особенности учебной деятельности медлительных детей. Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Тактика работы с медлительными детьми. Контрольная работа № 2 |
23 |
Лекция 7. Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей. Психологические особенности гиперактивных детей. Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Тактика работы педагога с гиперактивными учениками. |
24 |
Лекция 8. Общие принципы организации работы с учащимися, имеющими трудности обучения письму и чтению. Формы организации коррекционной работы. Последовательность действий педагога и специалистов при организации помощи детям с трудностями обучения письму и чтению. Итоговая работа |
Предлагаемая методика оценки сформированности навыков письма у школьников 1-х классов может быть альтернативной при оценке соответствующих навыков. На практике часто требуется не только количественно (с помощью отметки) оценить навыки письма, но и выявить причины возникающих трудностей как на начальном этапе их формирования (у учащихся 1-х классов), так и на завершающем (у учащихся 4-х классов). Выявление причин трудностей навыков письма позволяет правильно построить не только коррекционную работу, но и организовать дальнейшее обучение ребенка с учетом его особенностей. Качественная и количественная оценка возникающих проблем письма и чтения, предложенная в методике, совместила логопедический и традиционный педагогический подходы.
Качественные критерии учителю необходимы для индивидуальной оценки уровня сформированности навыков, выявления ведущих причин трудностей, построения коррекционной работы, выбора правильной методики обучения в дальнейшем. Каждый компонент сформированности навыка оценивается отдельно (по отдельным заданиям).
Количественные критерии позволяют учитывать особенности формирования этих навыков у учащихся одного класса, параллели, школы, проводить сравнительные исследования в начале и конце учебного года, на начальном и заключительном этапах обучения и т.д. Количественную оценку рекомендуется использовать при решении исследовательских задач.
При проведении обследования следует учитывать следующие рекомендации:
проводить оценку сформированности навыков письма и чтения целесообразно индивидуально у каждого, внимательно наблюдая за тем, как ребенок выполняет задание, отмечая возникающие затруднения, необходимость дополнительных вопросов, подсказок и т.п.;
не следует торопить ученика, выражая свое нетерпение или недовольство;
не рекомендуется обсуждать с ребенком цель работы, тем более запугивать его («сейчас проверим... оценим...» и т.п.);
не рекомендуется проводить оценку после болезни ребенка, в состоянии утомления или эмоционального напряжения.
Оценка сформированности навыка письма учащихся в 1-м классе
В 1-м классе формирование навыка письма только начинается. Поэтому методика включает задания, позволяющие судить о трудностях формирования и их возможных причинах. Количество предложенных заданий и их последовательность составлены с учетом особенностей работоспособности детей данного возраста. В индивидуальных случаях для более четкого представления характера трудностей количество заданий может быть увеличено (дополнительно можно предложить диктант букв, слогов, слов, списывание букв и слов и т.д.). Во время обследования учитель должен диктовать в том темпе, который удобен ученику, повторять столько раз, сколько необходимо, четко формулировать задания. Предложения для списывания и сюжетные картинки следует предлагать ученику после инструктажа (что и как делать).
ЗАДАНИЕ 1. Диктант текста (4 предложения). Каждое предложение диктуется отдельно.
У Юли жил хомяк. Звали его Пушок. Щеки у хомяка были толстые. Юля часто кормила Пушка.
Инструкция. Внимательно послушай, запомни и напиши предложение. Пиши в том темпе, в котором тебе удобно.
ЗАДАНИЕ 2. Списывание предложений.
а) с печатного текста («Небо затянули
тяжёлые осенние тучи»);
б) с письменного текста («На деревьях скоро
появятся листочки»).
Инструкция. Перепиши два предложения в тетрадь (на листок) и проверь правильность написания.
ЗАДАНИЕ 3. Самостоятельное подписывание двух сюжетных картинок (по 1 предложению).
Инструкция. К каждой картинке
придумай одно предложение и запиши его в тетрадь
(на листок), проверь правильность написания.
Для проведения обследования учащихся можно
использовать специальный бланк (см. Приложение,
Бланк № 1).
Характер нарушений почерка позволяет выявить
как специфические, так и неспецифические причины
трудностей формирования навыка письма.
Отдельно оцениваются нарушения почерка по
следующим критериям:
Тремор (дрожание руки): 1 балл – нет тремора; 2 балла – тремор появляется к концу работы; 3 балла – выраженный тремор по всей работе.
Границы письма: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – «нестабильное» нарушение границ 1–2 раза; 3 балла – несоблюдение поля рабочего листа (либо пересекает границы, либо сильно не дописывает).
Нестабильность конфигурации букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – непостоянные нарушения написания элементов букв; 3 балла – устойчивая нестабильность конфигурации букв, нет четкости и правильности написания элементов.
Нестабильность высоты и ширины букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – наблюдается нестабильность к концу работы; 3 балла – выраженная нестабильность высоты и ширины букв.
В итоге подсчитывается суммарный балл нарушений почерка: 4 балла – минимум (почерк формируется без нарушений); 12 баллов – максимум (выраженные нарушения почерка). При оценке почерка важно понять, насколько стабильны те или иные нарушения, как часто проявляются. Оценка 8 баллов и более свидетельствует о трудностях формирования графического навыка письма.
Для выявления нарушений почерка учащихся 1-х классов можно использовать дополнительные задания (См. Приложение, Бланк № 2).
Навык письма предполагает качественную оценку, для чего все ошибки классифицируются по типу нарушений. Выделяют следующие типы ошибок:
1. Ошибки звуко-буквенного анализа
(перестановки, пропуски, вставки, недописывания,
контаминации).
2. Ошибки смешения букв по
акустико-артикуляционному сходству (глухие –
звонкие, свистящие – шипящие, соноры,
аффрикаты и др.).
3. Ошибки конфигурации букв (написание лишних
или недописывание нужных элементов,
неправильное пространственное расположение
элементов, зеркальное письмо).
4. Ошибки обозначения мягкости (гласными
второго ряда, буквой ь).
5. Персеверации (многократное повторение
отдельных элементов) или антиципации
(преждевременное совершение действия).
6. Пропуск слова или предлога.
7. Ошибки отграничения речевых единиц (слитное
написание слов, раздельное написание одного
слова, неправильный перенос слова, пропуск
запятой или точки, ненаписание заглавной буквы,
написание каждого предложения с новой строки).
8. Аграмматизмы (нарушения словообразования,
согласования, управления, употребления
предлогов).
9. Орфографические ошибки.
В итоге подсчитываются сумма ошибок по
каждому типу нарушений и итоговая сумма ошибок.
Таким образом, выделяются доминирующие типы
ошибок учащегося.
Знание типичных ошибок письма позволит учителю
сделать предположение о возможных причинах их
возникновения (см. Табл. 1), что необходимо для
грамотного построения дальнейшей коррекционной
работы.
Таблица 1
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПИСЬМА И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
Виды ошибок при письме |
Возможные причины ошибок при письме |
Ошибки правильного написания букв |
Недостаточная сформированность зрительной памяти и/или зрительно-пространственного восприятия, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения |
Неправильная траектория движений при выполнении графического элемента |
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительно-моторных координаций, зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения |
Ошибки в пространственном расположении элементов (в – д) или количественном соотношении элементов (и – ш), зеркальное письмо |
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, несформированность организации деятельности, утомление |
«Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы |
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, форсирование темпа обучения, сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания |
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые разнонаклонные буквы, тремор) |
Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение зрительно-моторных координаций, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, выраженное функциональное напряжение и утомление |
Сильный нажим, тремор |
Недостаточная сформированность
моторных функций, нарушение координации
движений (неправильная поза, неправильное
положение ручки), нарушение координации движений
в связи с сильным утомлением |
Пропуски, вставки, перестановки букв, недописывания слов |
Несформированность звуко-буквенного анализа, нарушения внимания, оперативной памяти, контроля деятельности, неадекватный темп работы |
Персеверации |
Несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности |
Редуцированное написание (как слышит) |
Несформированность планирования и контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма, неадекватный темп деятельности |
Слитное написание слов или раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова |
Нарушение звуко-слоговой структуры слова, неумение выделять речевые единицы, незнание правил орфографии, несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности, неадекватный темп деятельности |
Пропуск запятых, точек, ненаписание заглавной буквы |
Незнание правил орфографии и синтаксиса, нарушение внимания, контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма |
Ошибки согласования и управления слов |
Проявление общего недоразвития речи, нарушение внимания, трудности слухо-речевой памяти |
Орфографические ошибки |
Незнание правил орфографии, нарушение распределения внимания между графической и смысловой сторонами письма, неумение выделять «ошибкоопасные» места, неадекватный темп работы |
Несоблюдение границ строки при письме |
Неумение работать в строке, незнание слоговой структуры слов, несформированность пространственных (метрических) представлений, повышенная утомляемость |
Нарушения словообразования |
Проявление общего недоразвития речи (незнание морфологических правил, низкий лексический запас) |
Неправильное употребление слов, предлогов |
Проявление общего недоразвития речи (низкий лексический запас, трудности обозначения пространственных отношений) |
Искажение смысла сюжета |
Трудности установления причинно-следственных связей, трудности перцептивного внимания, несформированность планирования и контроля деятельности |
Несвязное изложение сюжета |
Проявление общего недоразвития речи, трудности планирования, регуляции и контроля речевой деятельности |
Результаты обследования учащихся заносятся в специальный итоговый протокол оценки навыка письма (см. Приложение, Бланк № 3).
Оценка навыка чтения в 1-м классеВ начале формирования навыка чтения могут встречаться различные трудности, которые проявляются в ошибках прочтения букв, слогов, слов, текстов, непонимании смысла читаемого и др. Подобные ошибки выражаются в заменах, пропусках, вставках, перестановках, аграмматизмах, «застреваниях», невыразительности, нарушениях общего звучания речи и т.п. Для выявления возникающих ошибок и проведения качественной и количественной оценки целесообразно дать следующие задания (также см. Приложение, Бланк № 4):
ЗАДАНИЕ 1. Распознавание букв.
а) печатных (строчных и заглавных)
|
б) письменных (строчных и заглавных)
|
Инструкция. Назови буквы, не торопись.
Оценка задания: оценивается прочтение каждой буквы. 1 балл – буква прочитана правильно; 2 балла – замена другой буквой (в протоколе пишется эта буква); 3 балла – буква не узнана (не может прочитать). Минимальный балл – 46, максимальный балл – 138.
ЗАДАНИЕ 2. Чтение слогов.
а) печатных (прямых, обратных, со стечением согласных)
се, бы, ми, ню, явн, пла, фро, вздро, быстр, скла |
б) письменных (прямых, обратных, со стечением согласных)
се, ду, ос, пи, уз, вод, пне, гни, дро, тря, шли |
Инструкция. Прочитай слоги, не торопись.
Оценка задания: оценивается прочтение каждого слога. 1 балл – слог прочитан правильно с первого раза; 2 балла – слог прочитан с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слога по буквам, примеры записывать в протокол); 3 балла – слог не узнается (не прочитывается). Минимальный балл – 21, максимальный балл – 63.
ЗАДАНИЕ 3. Чтение слов.
3.1) Простого слогового состава: а) печатных; б) письменных
а) Сон, мак, пол; б) мал, зуб, пот |
3.2) Сложного слогового состава: а) печатных; б) письменных
а) Полюс, карнавал, забор; б) дрова, тряпка, водопад |
Инструкция. Прочитай слова, не торопись.
Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза (целиком или по слогам); 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слова по буквам и др. – примеры записывают в протокол); 3 балла – слово не читается (либо читается бессмыслица). Минимальный балл – 12, максимальный – 36.
Задание 4. Чтение печатного текста (3 предложения), ответы на вопросы.
Розы На клумбе росли красные розы. Цветы были очень красивые. Лена поливала их каждый день. |
Инструкция. Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно, потом ответь на вопросы по тексту.
Оценка задания: оценивается
прочтение каждого слова: 1 балл – слово
прочитано правильно с первого раза (целиком или
по слогам); 2 балла – слово прочитано с
ошибками (искажения различного характера,
«застревания», набор слова по буквам и др.); 3
балла – слово не прочитано (либо читается
бессмыслица). Минимальный балл – 14, максимальный
балл – 42.
Понимание текста оценивается по ответам на
вопросы: 1 балл – ответы на все вопросы
правильные; 2 балла – есть хотя бы одна
ошибка или неточность или ответа нет.
Минимальный балл – 3, максимальный балл – 6.
Полученный балл суммируется с итоговым баллом за
технику чтения текста, и получается общий балл за
выполнение четвертого задания. Минимальный балл
– 17, максимальный балл – 48.
Далее производится количественная оценка навыка
чтения: подсчитывается общий суммарный балл за
выполнение всех заданий методики.
Минимальный балл – 96, максимальный балл – 285.
Результаты исследования уровня сформированности навыка чтения учащихся 1-х классов заносятся в протокол, представленный в Приложении, Бланк № 5.
Навык чтения формируется хорошо и выбранная методика подходит для данного ученика, если ребенок выполнил все задания без штрафных баллов. Минимальное количество штрафных баллов (общий суммарный балл – 96–105) может свидетельствовать о трудностях формирования навыка чтения, которые преодолимы в дальнейшей работе при корректировании условий прохождения материала. Общий суммарный балл больше 105 может быть связан с комплексными трудностями формирования навыка чтения, а также специфическими трудностями, которые могут быть преодолены только в результате целенаправленной специфической коррекционной работы.
В таблице 2 представлены типичные ошибки при формировании навыка чтения учащихся младшего школьного возраста и их возможные причины.
Таблица 2
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ЧТЕНИЯ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
Виды ошибок чтения |
Возможные причины |
Замены близких по конфигурации букв |
Несформированность зрительного восприятия и/или зрительного образа буквы, недостатки методики обучения |
Трудности различения буквенных знаков |
Нарушения зрительного восприятия, зрительной памяти, трудности формирования зрительного образа букв, недостатки методики обучения |
Побуквенное чтение |
Недостаточная сформированность зрительного образа букв, трудности дифференцирования букв, несформированность навыка слогослияния и/или фонематического слуха, недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия |
Искажения (перестановки, вставки, пропуски) |
Нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, форсирование скорости чтения, трудности концентрации внимания, выраженное утомление, функциональная слабость центральной нервной системы |
«Застревания» |
Несформированность зрительной дифференциации букв, неадекватный темп работы (форсирование скорости обучения), трудности автоматизации навыка |
Ошибки при чтении по догадке |
Проявления общего недоразвития речи (незнание языковых норм), неадекватный темп работы, трудности восприятия незнакомого текста, трудности концентрации внимания |
Трудности понимания прочитанного |
Трудности автоматизации навыка чтения, неадекватный темп (форсирование скорости), трудности концентрации внимания, низкий уровень оперативной памяти, несформированность контроля деятельности |
Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвижения в течение года) |
Недостаточная сформированность зрительного восприятия и/или звуко-буквенного анализа, трудности артикуляции, трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление) |
Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) |
Индивидуальные особенности темпа деятельности |
Трудности воспроизведения текста (пересказ) |
Несформированность вербально-логического мышления, трудности кратковременной слухо-речевой памяти, непонимание прочитанного, трудности концентрации внимания, выраженное утомление |
Качественная оценка предполагает оценку как сформированности навыка чтения (на уровне слога, слова, предложения), так и общего звучания речи (скорость, голос, разборчивость, темп). У детей, испытывающих трудности обучения чтению, как правило, наблюдаются различные нарушения общего звучания речи (в основном это «скачкообразный» темп – то быстрее, то медленнее в пределах одного предложения, иссякающий голос, торопливость). Нарушения общего звучания речи являются специфическим показателем трудностей формирования навыка чтения. Возникновение подобных ошибок свидетельствует о несформированности навыка чтения, трудностях автоматизации, и дальнейшее усложнение материала может привести к возникновению более грубых ошибок. Следовательно, педагогу следует быть более внимательным к ребенку с подобными нарушениями и не форсировать темп обучения. Подобная дифференцированная оценка позволяет качественно составить коррекционную работу с учетом характера трудностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бланк № 1
Задания для оценки навыка письма учащегося 1-го класса*
Фамилия, имя ______________________________________________ Класс ____________
Задание 1. Диктант.
Задание 2. Списывание двух предложений. 1-й класс.
Небо затянули тяжёлые осенние тучи. На деревьях скоро появятся листочки. |
Задание 3. Самостоятельно подписать 2 картинки (составить по 1 предложению).
Бланк № 2
Задания для оценки почерка учащегося 1-го класса*
Фамилия и имя _____________________________________________ Класс ____________
Задание 1. Списывание слов с рукописного текста.
сова, вода, будка, топор, круги, Ника, Лиля, щит |
Задание 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.
Зимы ждала, ждала природа. Нам надо было идти домой через дубраву. |
Задание 3. Списывание слов с печатного текста.
сосна, книга, птица, туча, чаща, жизнь, сушить |
Задание 4. Списывание двух предложений с печатного текста.
На улице и во дворе много снега. Рита варила кашу. |
Бланк № 3
Протокол оценки навыка письма учащегося 1-го класса
Фамилия, имя _______________________________________________________________
Дата исследования ______________________ Класс _________________
Дата рождения _________________________ Возраст _______________
Виды ошибок |
Задания |
ИТОГ |
|||
1 |
2 |
3 |
|||
Ошибки звуко-буквенного анализа |
Перестановки |
||||
Пропуски |
|||||
Вставки |
|||||
Недописывания |
|||||
Контаминации |
|||||
Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству |
Глухие – звонкие |
||||
Свистящие – шипящие |
|||||
Лабиализованные |
|||||
Соноры |
|||||
Аффрикаты |
|||||
Ошибки конфигурации букв |
Разное количество элементов |
||||
Пространственное расположение элементов |
|||||
Зеркальное письмо |
|||||
Обозначение мягкости |
Гласными 2 ряда |
||||
Буквой ь |
|||||
Персеверации/антиципации |
|||||
Пропуск слова/предлога |
|||||
Отграничение речевых единиц |
Слитное написание слов |
||||
Раздельное написание слова |
|||||
Неправильный перенос слова |
|||||
Пропуск точки |
|||||
Нет заглавной буквы |
|||||
Каждое предложение с новой строки |
|||||
Аграмматизмы. Нарушения |
Словообразования |
||||
Согласования |
|||||
Управления |
|||||
Употребления предлогов |
|||||
Орфографические ошибки |
Нарушения почерка |
Тремор |
|||
Нарушения конфигурации букв |
|||||
Нестабильная высота и ширина букв |
|||||
Границы письма |
|||||
Общий итог |
Заключение:
________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Бланк № 4
Задания для оценки навыка чтения учащегося 1-го класса*
Задание 1. Распознавание букв.
а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, П, Л, Б, В, Р, Г, М, И, Н, о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, П, Л, М, Г, Р, Н, К |
Задание 2. Чтение слогов.
се, бы, ми, ню, явн, пла, фро, вздро, быстр, скла, се, ду, ос, пи, уз, вод, пне, гни, дро, тря, шли |
Задание 3. Чтение печатных и письменных слов простого и сложного слогового состава.
сон, мак, пол, мал, зуб, пот, полюс, карнавал, забор, дрова, тряпка, водопад |
Задание 4. Чтение простого текста.
Розы На клумбе росли красные розы. Цветы были очень красивые. Лена поливала их каждый день. |
Бланк № 5
Протокол обследования навыка чтения учащегося 1-го класса
Фамилия, имя _________________________________________________
Дата исследования ______________________ Класс _________________
Дата рождения _________________________ Возраст _______________
Задание 1. Распознавание букв.
ПЕЧАТНЫЕ |
балл |
а |
о |
с |
з |
е |
д |
л |
м |
у |
и |
ш |
ж |
х |
в |
р |
ф |
П |
Л |
Б |
В |
Р |
Г |
М |
И |
Н |
Итог |
Узнает сразу |
1 |
||||||||||||||||||||||||||
Заменяет |
2 |
||||||||||||||||||||||||||
Не узнает |
3 |
ПИСЬМЕННЫЕ |
балл |
о |
с |
е |
м |
л |
и |
ш |
ц |
щ |
ж |
х |
д |
у |
з |
П |
Л |
М | Г |
Р |
Н |
К |
Итог |
Узнает сразу |
1 |
||||||||||||||||||||||
Заменяет |
2 |
||||||||||||||||||||||
Не узнает |
3 |
Общий балл ____________
Задание 2. Чтениеn слогов.
ПЕЧАТНЫЕ |
балл |
се |
бы |
ми |
ню |
явн |
Пла |
фро |
вздро |
быстр |
скла |
Итог |
Читает правильно |
1 |
|||||||||||
Искажения |
2 |
|||||||||||
Застревания |
||||||||||||
Не читает |
3 |
Общий балл ____________
Задание 2. Чтениеn слогов.
ПЕЧАТНЫЕ |
балл |
се |
бы |
ми |
ню |
явн |
Пла |
фро |
вздро |
быстр |
скла |
Итог |
Читает правильно |
1 |
|||||||||||
Искажения |
2 |
|||||||||||
Застревания |
||||||||||||
Не читает |
3 |
ПИСЬМЕННЫЕ |
балл |
се |
ду |
ос |
пи |
уз |
вод |
пне |
гни |
дро |
тря |
шли |
Итог |
Читает правильно |
1 |
||||||||||||
Искажения |
2 |
||||||||||||
«Застревания» |
|||||||||||||
Не читает |
3 |
Общий балл _________
Задание 3. Чтение слов.
3.1. Простого слогового состава
ПЕЧАТНЫЕ |
балл |
сон |
мак |
пол |
Итог |
Читает правильно |
1 |
||||
Искажения |
2 |
||||
«Застревания» |
|||||
Не читает |
3 |
ПИСЬМЕННЫЕ |
балл |
мал |
зуб |
пот |
Итог |
Читает правильно |
1 |
||||
Искажения |
2 |
||||
Застревания» |
|||||
Не читает |
3 |
3.2. Сложного слогового состава
ПЕЧАТНЫЕ |
балл |
полюс |
карнавал |
забор |
Итог |
Читает правильно |
1 |
||||
Искажения |
2 |
||||
«Застревания» |
|||||
Не читает |
3 |
ПИСЬМЕННЫЕ |
балл |
дрова |
тряпка |
водопад |
Итог |
Читает правильно |
1 |
||||
Искажения |
2 |
||||
«Застревания» |
|||||
Не читает |
3 |
Общий балл ___________
Задание 4.
Чтение текста «Розы», ответы на вопросы.
Ошибки |
Количество |
Полученный балл |
Итог |
Искажения |
|||
Пропуски, «непонятные» слова |
Понимание текста
Вопросы |
Ответы |
Итог |
Где росли цветы? |
||
Как они назывались? |
||
Кто за ними ухаживал? |
Общий балл ______________
Количественная оценка сформированности навыка чтения
Общий балл за выполнение всех заданий |
Задания |
Итог |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Качественная оценка навыка чтения
Характер чтения: чтение побуквенное, слоговое, слоговое и целыми словами, целыми словами, фразовое, чтение по догадке (нужное подчеркнуть).
Выразительность: читает выразительно/монотонно, интонационно выделяет/не выделяет фразы, ударение правильное/неправильное (нужное подчеркнуть).
Характер ошибок чтения
ВИДЫ ОШИБОК |
ЗАДАНИЯ (кол-во ошибок) |
Итог |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Искажения |
|||||
«Застревания» |
|||||
Невозможность прочтения |
Общее звучание речи
Скорость |
Средняя |
Очень быстрая |
Очень медленная |
Голос |
Средний |
Очень громкий |
Иссякающий |
Разборчивость |
Хорошая |
Нарушено 1 – 2 зв. |
Общая смазанность |
Темп |
Постоянный |
Общая неровность |
Сбивчивый |
Заключение: ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Проанализируйте предлагаемые задания методики и обоснуйте причины возникновения следующих трудностей письма учащихся 1-х классов:
неустойчивости почерка;
пропусков букв;
пропусков, недописывания слогов, слов.
2. Проанализируйте задания методики и обоснуйте причины возникновения следующих трудностей чтения учащихся 1-х классов:
побуквенное или слоговое чтение;
перестановка букв, ошибки при чтении букв, слов;
трудности понимания.
Рекомендуемая литература
Барт К. Трудности в обучении. Ранее предупреждение.: М.: Академия, 2006.
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009.
Безруких М.М. Обучение письму. Екатеринбург: Рама-паблишинг, 2009.
Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников. М.: МГПИ, 2007.
__________________________________________________________________________
* Авторы представленной методики: М.М.Безруких и О.Ю.Крещенко.