Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2009

Педагогика в лицах

Лидия Ливенцова ,
учитель начальных классов, г. Бежецк, Тверская обл.

Что пришло на смену октябрятским звездочкам?

С первых дней пребывания учащихся в школе для нас важно увлечь и вовлечь ребенка в ее жизнь. Ведь именно в стенах начальной школы начинается процесс искусства самоуправления, когда каждый участник образовательного процесса (педагог, ученик, родитель) сопричастен к событиям, происходящим вокруг него, и ответствен за них.

Каждый школьник живет в своем необычном мире, для него важны игра, необычность повседневной жизни, радостное восприятие окружающего мира. Но при этом необходимо предоставлять ребенку возможность быть самостоятельным, иметь право на свое мнение, научить организовывать свою деятельность.

Мы создали в начальной школе модель самоуправления «Маленькая страна». Каждый класс – это город страны: Дружный, Умелый, Любознательный, Добрый. Все учащиеся классов – жители своего города. Каждый город живет и функционирует по законам Маленькой страны. У страны свои песня, законы.

Ребята выбирают совет своего города и совет страны.

Внутри каждого города школьники имеют свои поручения, которые меняются раз в четверть. Жители городов сами распределяют по желанию свои роли. Это:

  • друзья чистоты и порядка (заботятся о чистоте и порядке в классе, учатся оказывать первую медицинскую помощь, следят за графиком дежурств);

  • друзья природы (ухаживают за цветами, ведут календарь природы, участвуют в операциях «Помоги птицам», «Посади дерево»);

  • друзья творческих дел (оформляют выставки рисунков, поделок, организуют перемены, помогают в организации экскурсий, концертов);

  • друзья книги (следят за сохранностью книг, делают выставки книг по внеклассному чтению, готовят отзывы о прочитанных книгах, помогают учителю в оказании помощи слабым учащимся).

Творческие поручения могут быть и другие – в зависимости от интересов класса.

На совете страны ребята составляют вместе с учителями и родителями план работы на четверть – обсуждают поездки, экскурсии, мероприятия, праздники.

Впереди есть возможность для бесконечного изобретательства при выборе форм реализации творческих планов.

Главным итогом и практическим результатом обращения к игровой модели стали деятельная активность всех участников воспитательного процесса, личностная привлекательность и удов­летворенность взрослых и детей процессом и результатом творческого содружества, усиление его творческого, воспитательного и развивающего потенциала.

Посвящение в жители Маленькой страны

Ведущая.

Здравствуйте, взрослые!
Здравствуйте, дети!
День необычный сегодня на свете –
Школа открыла для праздника дверь.
И не грустите, девчонки, мальчишки,
По играм, затеям и сказочным книжкам!
В школьной жизни волшебство не кончается –
Сказка и здесь продолжается.

Исполняется фрагмент песни «Волшебник-недоучка» (А. Пугачева).

Маленький волшебник. Эй, Мудрая Сова, добрый вечер!

Мудрая Сова. Добрый вечер, Маленький волшебник!

Маленький волшебник. Надо немного поразмяться. Чего это ты насупилась?

Мудрая Сова. Опять танцы, а колдовать когда будешь учиться?

Маленький волшебник (танцует). Ну, ты и зануда, Мудрая Сова! Ладно, можно и поколдовать. Мудрая Сова, хватит сердиться!

Мудрая Сова. Что ж, принимайся за занятия. Волшебство – не такая уж простая штука, лениться в этом деле никак нельзя.

Маленький волшебник. Поупражняюсь-ка я в вызывании листопада.

Мудрая Сова. Поупражняйся, поупражняйся. А то в первый раз вместо листьев у тебя посыпались жуки, во второй – пауки. Интересно, что посыплется сейчас?

Маленький волшебник (грозно). Шамбала-мамбала, трындара-рындара! Повелеваю всем листьям закружиться в листопаде!

Мудрая Сова. Эй, поосторожнее, так и зашибить недолго! Вместо листьев сосновые шишки наколдовал. Что ты еще наколдуешь!

Маленький волшебник (достает волшебную книгу). Опять заклинания перепутал! Где оно тут нарисовано?

Мудрая Сова. При чем тут – нарисовано? Там должно быть написано, какие правильные слова говорить надо. А ну-ка, покажи мне книгу!

Маленький волшебник (передает книгу). Смотри.

Мудрая Сова (листает, находит). Конечно! Не шамбала-мамбала! Ой! А мумбала-шумбала. Да что я за тебя читать буду? Читай сам!

Маленький волшебник. Я не могу.

Мудрая Сова. Что?

Маленький волшебник. Я читать не могу.

Мудрая Сова. Какой же ты волшебник, если волшебную книгу читать не умеешь?

Маленький волшебник плачет.
Появляются мальчик и девочка.

Мальчик. Кто это плачет?

Девочка. Похоже, мальчик, только не совсем обычный. Мальчик, ты почему плачешь?

Маленький волшебник. Потому что я не умею ни читать, ни писать, ни считать. Как же я стану настоящим волшебником? Я даже не могу вызвать листопад. А вы кто такие?

Девочка. Мы ученики, идем в гости к первоклассникам – посмотрим, чему они научились за два месяца.

Мальчик. Сегодня у них особенный день – День посвящения в жители Маленькой страны.

Маленький волшебник. Я тоже хочу на праздник – поучиться у первоклассников. А мне можно с вами пойти? Мудрая Сова, я хочу пойти с ребятами. Можно?

Мудрая Сова. Иди, конечно! Девочка. Посмотри, сколько ребят в зале! Послушай, что они поют.

Исполняется песня «Если б не было школ».

Ведущая. Мы только на минутку представили, чтобы было бы, если бы не было школ. А чем заняты дети в школе?

(Исполняется песня «Чему учат в школе».

Но ребята не только учатся считать, писать, решать задачи, но и умеют петь и играть, веселиться на своих праздниках.

Дети читают стихи, разыгрывают сценки:

– Праздник непростой у нас – Он бывает только раз. Мы сегодня посвящаем первоклассников в жители города.

Появляется Магистр.

Магистр. Всем добрый вечер! Я Магистр, приглашен на праздник, дабы посвятить вас в жители города. Для этого нужно пройти три испытания.

Испытание 1. «Мудрая мысль» (загадки).

Испытание 2. «Гибкий ум» (ребусы).

Испытание 3. «Веселая нотка» (игра «Это я, это я, это все мои друзья!»).

Магистр. Испытание вы прошли – молодцы! Наступает самый волнительный, торжественный момент!

Звучат фанфары.

– Эй, ребята, подтянитесь, Все смотрите на меня, Повторять готовы будьте Клятвы верные слова. «Мы клянемся: Честью школы дорожить; Вежливым и аккуратным быть; Содержать всегда в порядке Книжки, прописи, тетрадки; Учить уроки не слегка, А как положено – наверняка, Достойно нести высокое звание «житель Маленькой страны». – Все вы зачислены в нашу дружную семью, которая называется «Маленькая страна». А теперь давайте исполним гимн.

Гимн Маленькой страны

Есть в каждом городе, поселке
Маленькая страна,
Где все мальчишки и девчонки
В школу спешат с утра.
Здесь им всегда про все расскажут,
Знаний открыта дверь,
Много чудес земных покажут,
Много чудес, поверь.

Припев:

Маленькая страна, (2 раза)
Всем мы покажем,
Всем покажем,
Где она, где она!
Маленькая страна, (2 раза)
Там, где в душе светло и ясно,
Там, где всегда весна!

Ведущая. Для вас большая наша страна Открыла к знаньям дверь. Вы здесь учиться будете, Играть и веселиться, Вы – жители теперь.

Детей поздравляют директор, родители.

– А какой же праздник без подарков, сюрпризов! Их приготовили вам разные города: Солнечный (карандашницы), Зеленый (ластики), город Любо­знательных (точилки). Наш праздник подошел к концу. Мы хотим еще раз поздравить вас.

Отличных успехов в учебе желаем!
Желаем найти в школе новых друзей
И здесь провести много радостных дней!
Дружите со школой и с учителями,
И скоро вы станете выпускниками.

Исполняется песня «Дружба».