Продолжение. Начало в № 17/2009.
Из всего сказанного в предыдущей статье
можно сделать следующий вывод: в педагогической
практике накоплен целый арсенал поведенческих
стереотипов учителей, которые препятствуют
формированию позитивных отношений учащихся к
знаниям, как объектам познания, к самому
процессу познания и его субъектам. Эту практику
необходимо искоренять самым решительным образом,
если мы хотим получить новые результаты
образования.
Но для их получения только знаний и
позитивного отношения к ним недостаточно.
Необходимо сформировать готовность к их
успешному применению. И здесь мы встречаемся с
целым комплексом проблем, которые накопились в
отечественной системе образования.
Прежде всего, это огромный объем
содержания, который должен освоить каждый ученик
в соответствии со стандартом. Знаний,
обязательных для усвоения, так много, что они не
вписываются ни в один базисный учебный план. В
отведенные часы учитель вынужден «скакать
галопом по Европам», чтобы хотя бы упомянуть все
необходимые сведения. Об их применении нельзя
даже мечтать.
Но есть такие учебные предметы, которые
казалось бы по сути своей для того и существуют,
чтобы применять полученные знания. Их содержание
буквально нашпиговано заданиями и упражнениями.
Но и тут не все просто. Часто выполнение заданий
приводит лишь к натаскиванию на решение задач
или упражнений определенного типа. При этом у
большинства детей не формируется возможность
даже элементарного переноса полученных умений
для решения задач в смежных дисциплинах. Кто не
сталкивался с проблемой решения задач по физике
и химии, хотя в математике задачи того же типа
дети решают успешно. А как до боли знакома
ситуация с орфографией и синтаксисом в работах
по истории, а ведь диктанты эти же дети обычно
пишут на 4 и 5. Что же это за готовность к
применению знаний только в узких рамках заданных
типов и видов заданий? Зачем такая готовность?
Упражнения отрабатываются ради самих упражнений?
Мы попробовали задать этот вопрос
учителям-практикам. Учителя-предметники
получили лист бумаги, где их попросили записать
темы, изучаемые в любом классе, где они работают.
Это задание было выполнено с легкостью. Затем
напротив каждой темы было предложено написать,
зачем нужно изучать каждую тему. Ответ: «чтобы
знали» – исключался. Со вторым заданием до конца
и правильно до сих пор не справился ни один
предметник.
Чаще всего встречается ответ: эту тему
следует изучать для того, чтобы можно было
изучать следующую. Получается, одни темы ради
других. Как же применять такое знание? Оказалось,
что почти во всех предметах есть разделы,
содержание которых никто и не предполагал как-то
применять. Если знание не имеет применения, нужно
ли это знание? Если учитель не знает, как
применить полученное знание, что можно
спрашивать с ученика? Если применение полученных
знаний вызывает такие серьезные затруднения, то
что говорить об опыте их успешного применения?
Действительно, сказать почти нечего.
Сформировать опыт успешного применения
полученных знаний в условиях традиционной
общеобразовательной школы почти невозможно. Те
образовательные учреждения, которые могут
похвастаться реальным достижением такого
результата (а они действительно есть), добиваются
его неимоверным напряжением сил всего
педагогического коллектива, родителей и
учащихся. Их опыт показывает, что
организационным условием формирования опыта
применения знаний может служить модель школы
полного дня, где учащиеся во второй половине дня
вместе с педагогами успешно решают практические
и жизненные задачи, используя знания и умения,
полученные в ходе урочных занятий.
Педагогическим условием формирования
опыта применения знаний является проектная
деятельность учащихся, в ней интегрируются и
находят свое творческое применение самые
разнообразные знания и умения.
Работа таких образовательных
учреждений заслуживает всяческого внимания и
поддержки. Главная трудность в их работе состоит
в том, ни школа полного дня, ни проектная
деятельность учащихся не вписываются в
привычную нам всем классно-урочную систему.
Вероятно, и в этом направлении нам
предстоят серьезные преобразования. Готов ли к
ним рядовой учитель?
И да, и нет. Большинство учителей России
по настоящему преданы своему делу, верят в его
необходимость и делают все от них зависящее для
качественного образования своих учеников.
Стремление учительства к новым знаниям, освоение
инновационных технологий и средств обучения,
переход на новые учебники и УМК – все это говорит
о высокой степени профессионализма педагогов. Но
часто приходится сталкиваться с отчаянием
педагога, вызванного тщетностью прилагаемых им
усилий, отсутствием желаемых результатов,
непониманием коллег, администрации, учеников.
Мы постарались затронуть наиболее
ощутимые болевые точки, касающиеся
профессиональной деятельности педагога в
современных условиях. В море проблем, которое
окружает каждого из нас, мы иногда забываем о том
главном, что определяет миссию педагога. А она
состоит в том, чтобы каждому ученику помочь найти
его миссию, и тем обеспечить его самореализацию,
лучше – уже сейчас, хуже – когда-нибудь, плохо
если никогда.
Современному учителю нужно современное
педагогическое мировоззрение, где нет места
словам: УЧЕНИК ДОЛЖЕН.
Современному учителю необходимо понять,
что процесс обучения должен стать
привлекательным для учащихся, он должен
приносить удовлетворение, обеспечивать их
самореализацию. На создание таких условий в
обучении должны быть направлены все
профессиональные знания, умения и навыки
педагога, они должны стать показателем его
профессиональной компетентности.
Любой стандарт предъявляет
определенные требования к деятельности
учителя.
Очень хотелось бы, чтобы эти требования были
согласованы не формально, а по сути, с содержанием
образования, его объемом и уровнем предъявления
учащимся, с условиями организации и протекания
образовательного процесса, с требованиями,
предъявляемыми к уровню подготовки учащихся.
Чтобы вся эта система требований не легла тяжким
грузом на учительские плечи, а была равномерно
распределена между всеми субъектами образования,
заинтересованными министерствами и ведомствами,
обществом и государством.
Только в этом случае можно рассчитывать на
эффективную работу педагога в новых условиях,
только тогда зеркало стандарта не станет для
него кривым.
Продолжение следует
В следующих статьях разговор пойдет о
ключевых компетентностях младших школьников.
Предлагаем и вам, уважаемые коллеги, принять
участие в этом разговоре. Ждем ваших мнений по
адресу nsc@1september.ru.