Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2009

Учимся играя

Татьяна Шестакова ,
учитель начальной школы, г. Краснокамск, п. Майский

Готовим рыбу

Тема. «Что и как можно приготовить из рыбы».

Статья опубликована при поддержке интернет – портала MultiRecepty.com. Все мы любим вкусную и здоровую пищу. И нет лучшего способа приготовить её, чем воспользоваться мультиваркой! Рецепты для мультиварки и советы опытных кулинаров вы найдете на портале MultiRecepty.com. Посетите сайт портала http://multirecepty.com и найдите интересное блюдо для вашего стола.

Цели. Расширять представления детей о речных и морских рыбах, используемых человеком в пищу, значении блюд из рыбы; развивать внимание, умения группировать, обобщать, обосновывать свой ответ; прививать навыки коллективной работы, интерес к окружающему миру; воспитывать любовь к малой родине.

Учебные материалы. Жетоны в виде рыбок для награждения детей; 2 ведра, 2 удочки с магнитами на конце, 6 картонных рыбок с магнитами; наборы пословиц в конвертах; 2 комплекта карточек с рисунками и названиями рыб, 2 комплекта карточек с названиями продуктов.

ХОД ИГРЫ

Деление на команды происходит заранее. Команды придумывают название и выбирают капитана.

Ведущий. Здравствуйте, мальчики и девочки! Наверное, вам очень интересно узнать, чему будет посвящена наша игровая программа? Тогда разгадайте загадку:

Дом шумит –
Хозяева молчат;
Пришли люди,
Хозяев забрали –
/Дом в окошки ушел.

Дети. Вода, рыба, рыбаки, невод.

В. Поднимите руку, кому из вас уже приходилось побывать на рыбалке. Хорошо! А кто из вас знает, чего желают друг другу рыбаки, когда идут на рыбалку?

Д. Хорошего лова. – Ни пуха, ни пера!

В. Давайте нашим командам пожелаем: «Ни пуха, ни пера!»

Разминка

В. Каждой команде даем по 3 загадки. За каждый правильный ответ команда получает жетон-рыбку.

Хвостиком виляет,
Зубаста, но не лает.

(Щука.)

На дне, где тихо и тепло
Лежит усатое бревно.

(Сом.)

Драчун и забияка,
Живет в воде,
Кости на спине.

(Ерш.)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

(Рыба.)

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.

(Река.)

В новой стене –
круглое окно.
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.

(Прорубь.)

Подводятся итоги конкурса.

Конкурс капитанов «Поймай рыбку»

В. Каждому капитану выдаем удочку и ведерко. А рыба плавает в «водоеме». Кто больше наловит рыбы?

Картонных рыбок с магнитами ведущий располагает на полу. Участники, подцепив их магнитом удочки, складывают в ведро.

Разбери рыбу

В. Командам выдаем карточки с картинками и названиями рыб. Разделите их на две группы: речные и морские рыбы.

Судак, вьюн, лещ, треска, сазан, угорь, красноперка, скумбрия, язь, линь, ставрида, карась, щука, сельдь, пескарь.

(Речные рыбы: вьюн, лещ, сазан, красноперка, язь, линь, карась, щука, пескарь. Морские рыбы: судак, треска, угорь, скумбрия, ставрида, сельдь.)

Рассказ рыбака

В. В ожидании начала клева рыбаки обычно коротают время, рассказывая разные истории. Я приглашаю по одному участнику от каждой команды. Сейчас я расскажу одну историю, а вы должны проиллюстрировать ее пантомимой. Тот, кто лучше справится с заданием, принесет своей команде дополнительное очко.

Д. Однажды на рассвете я взял удочки, сложил припасы и снасти в рюкзак, сел на велосипед и поехал к реке.
На берегу реки выбрал подходящее место, расположился. Наживил крючок, закинул удочку и стал ждать.
Буквально через минуту начался клев.
Выждав, когда поплавок скроется под водой, я резко подсек и почувствовал, что попалась большая рыба.
Она с такой силой рванулась в глубину, что я не удержался и сам очутился в воде. Все попытки вытащить рыбу оказались напрасными. Пришлось бросить удочку и несолоно хлебавши возвратиться домой.

Собери пословицу

В. Каждой команде выдаем конверт с пословицей. Слова пословиц написаны на отдельных карточках. Та команда, которая быстрее и правильно соберет пословицу, получает дополнительное очко.

  • Без труда не вынешь рыбку из пруда.

  • Любишь рыбку есть – люби и в воду лезть.

Аукцион рыбных блюд

В. Много мы с вами рыбы наловили! А давайте вспомним, какие блюда можно приготовить из рыбы. Объявляем аукцион рыбных блюд. Каждой команда по очереди называют блюдо. Побеждает та команда, которая назовет блюдо последней.

(Отварная рыба, маринованная рыба, тушеная рыба, рыбные пироги, заливное из рыбы, рыбный салат, рыбные котлеты, солянка рыбная, рыба фри, рыбный паштет, рыбные тефтели, рыба на пару, соленая рыба, вяленая рыба и т.д.)

В. Молодцы! Вы назвали много блюд из рыбы. И это не случайно, ведь рыба – очень полезный продукт. Кто из вас знает, почему полезно есть рыбу?

Д. Рыбные блюда содержат много белка, необходимого нашему организму. Рыбные блюда хорошо усваиваются. В рыбе много минеральных веществ, которые делают наши кости и зубы крепкими.

Приготовь уху

В. Отдых с удочкой на берегу реки или водоема – увлекательное занятие. Особенно если рыбаку повезет с уловом, и он сможет приготовить свое фирменное блюдо – уху.

Команды, возьмите из предложенных карточек те, где указаны продукты, необходимые для приготовления ухи.

Вода, репчатый лук, морковь, соль, свекла, вермишель, картофель, рыба, перец, лавровый лист, яйцо, рис, капуста, сахар.

Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.

– Уха – одно из самых старинных блюд. Раньше ухой на Руси называли и рыбные, и мясные, и куриные бульоны. А сегодня ухой мы называем супы и бульоны, приготовленные только из рыбы. Я вам предлагаю рецепт супа из рыбы. Попробуйте приготовить его дома.

Суп домашний

Картофель – 600 г,
треска или окунь – 250 г,
морковь – 50 г, петрушка – 15 г, репчатый лук – 50 г,
лавровый лист, перец, соль.

Морковь нарезать соломкой. Варить в подсоленной воде до полуготовности. Положить шинкованный лук, картофель, довести до кипения, заложить рыбу, специи и варить до готовности.

– Вот и закончилась наша рыбалка. Пока капитаны подсчитывают улов, послушаем песню.

Дети исполняют песню «Веселая рыбалка» (сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского).