Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2009

Проектная работа

Людмила Орлова ,
учитель ГОУ ЦО № 556, г. Москва

Висячие сады

Уроки и исследования

Окончание. Начало см. № 14 / 2009.

Тема. «Висячие сады от древности до наших дней».

Проект. «Я садовником родился».

Цели. Продолжить формирование экологической культуры младших школьников; ознакомить детей с одним из семи чудес света: висячими садами Семирамиды – передовой инженерной мыслью строителей Древнего Востока, их аналогами в других государствах; учить находить и устанавливать причинно-следственные связи в природе, в отношениях человек – природа, человек – город; ориентироваться в лабиринтах истории и временных отрезках; развивать фантазию, воображение младших школьников; воспитывать чувство прекрасного.

Учебные материалы. Костюмы персонажей; машина времени; эмблемы Клуба знатоков; таблички на столы: «Знатоки висячих садов Вавилона» (Древней Греции, Кремля, Эрмитажа), «Мудрецы Клуба знатоков».

Оформление доски: в верхней части располагается «лента времени», под ней – стрелки-указатели с названиями маршрутов и рисунки изучаемых садов. На доске во время рассказов детей появляются карты маршрутов, вырезанные из ватмана изображения дуба, лавра, оливы, греческого дома, сада Эпикура, садов Кремля, садов Семирамиды.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы уроков

В начале урока дети собираются у доски, после постановки цели уроков занимают свои места за столами.

Учитель. Дети! Сегодня у нас необычный урок. Почему необычный? Во-первых, это урок-отчет о проделанной работе по проекту за год. Во-вторых, нам понадобится огромная сила воображения, чтобы в полной мере представить то, о чем мы будем говорить, что обсуждать. В-третьих, я сама пока не знаю всего, что будет происходить на уроке. Для меня, так же как и для вас, будет много открытий. На доске закодирована тема урока. Прочитайте ее.

На доске:

«Вbrиdclяzчwиge сlаyдjы rowт qдlprevвнhroucsтvи wдgо rнlarшlиvx nдrhнeqйz»

Дети. «Висячие сады от древности до наших дней».

У. Я думаю, что за год работы по проекту вы приобрели много знаний о висячих садах и могли бы стать членами Клуба знатоков. Вам необходимо будет разделиться на четыре клуба по темам. Я приглашаю занять свои места главных знатоков (дети, хорошо знающие тему), а остальные ребята занимают свои места по выбору.
Для вступления в клуб надо пройти ряд испытаний. За правильные ответы вы получаете жетоны. Ответы можно купить у мудрецов клуба, воспользоваться помощью других знатоков.
Желаю вам приятной работы на уроке, хорошего настроения, желаю быть доброжелательными, вовремя помогать друг другу, поддерживать своих товарищей. Улыбнитесь, посмотрите на одноклассников. С доброй улыбкой – в добрый путь и в добрый час!

III. Работа по теме урока

У. Итак, начнем. Я хотела вас спросить: когда вы идете по улице, на что вы обращаете внимание?

Д. На дома, дорогу, машины, деревья.

У. Часто ли вы поднимаете голову вверх и смотрите хотя бы на козырек подъезда?

Д. Иногда.

У. Можете ли вы увидеть крышу дома?

Д. Нет.

У. Кто из вас видел на крыше дома или подъезда живые растения? А маленькое деревце?

Д. Чаще это полынь, чахлая березка или клен.

У. О чем вы думали тогда, когда видели деревце?

Д. Красиво.

У. Как оно попало наверх. А люди, которые живут в доме, рады этому или нет?

Д. Нет, разрушается крыша, появится течь.

У. Можно ли назвать это висячим садом? Почему?

Дети отвечают.

– Кто из вас видел настоящий висячий сад? А что это?

Выслушиваются разные ответы, но определение учитель сообщает в конце:

Сад, расположенный на крыше, галерее, специальных каменных опорах. Имеет насыпной почвенный слой для произрастания растений.

– Можно ли сады, парки, цветники, букеты назвать искусством?

Д. Да, если работал мастер. Сам цветок – произведение искусства, создан матерью-природой.

У. Отношение к садам на протяжении многих тысячелетий было чисто потребительским, утилитарным: плоды, тень, наслаждение отдыхом. Только в эпоху Возрождения разбивку садов и парков начали соотносить не с архитектурой, а с искусством, и занимались этим настоящие художники. Нам предстоит доказать, что не только в это время, но и в другое сад – это искусство, а висячий сад – искусство вдвойне.
Кто помнит, откуда черпали свои знания передовые умы эпохи Возрождения, вдохновлялись и создавали шедевры во всех областях науки и искусства, в том числе садово-парковом?

Д. Со времен античности.

У. Что означает античность?

Д. Античность – древний греко-римский мир и его культура.

– Античная – относящаяся к истории и культуре древних греков и римлян.

У. Изучая сад-праздник эпохи Возрождения, мы узнали, что французы были вдохновлены итальянскими (римскими) мастерами, поэтому на нашем уроке мы будем изучать садово-парковое искусство Древней Греции, а о Риме поговорим совсем мало, еще и потому, что Древний Рим очень много позаимствовал из культуры Древней Греции, ставшей в 146 г. до н.э. римской провинцией. Долгое время Рим находился под влиянием греческой культуры, ставшей фундаментом для развития культуры Рима.

Нам предстоит путешествие по висячим садам Кремля, Эрмитажа, Древней Греции и Вавилона. Это будет перемещение во времени, и сделать его можно только на машине времени. Вот она (показывает машину). Я представляю вам главного конструктора – Алешу. Алеша, ты делал ее один?

Алеша. Нет.

У. Кто тебе помогал?

Алеша. Весь класс.

У. А машина действительно может совершить такой длительный перелет?

Алеша. С помощью фантазии – да.

У. Расскажи об устройстве и пользовании машиной.

Алеша рассказывает о машине времени.

Устройство машины времени

1. Титановый корпус.
2. Аппарат для сканирования сетчатки глаза.
3. Переговорное устройство.
4. Компьютерное обеспечение.
5. Запас воды, сухой паек.

Инструкция по пользованию

1. Полет в машине времени осуществляется строго по списку участников эксперимента.
2. Желающие совершить путешествие делают письменную заявку.
3. Во время полета раскачивать машину, прыгать в ней, кричать (от испуга), есть (пить), выходить строго запрещено.

У. Нам надо отправиться в экспедицию. Что обозначает слово экспедиция?

Д. Поездка группы лиц со специальным заданием: исследовательским, просветительским, научным.

У. Цель экспедиции – собрать как можно больше сведений о висячих садах, – о том, как они устроены, понять, что такое висячий сад.

От четырех клубов знатоков собирается по одной экспедиции из двух человек:

1) знатоки садов Семирамиды;
2) знатоки садов Древней Греции;
3) знатоки верховых садов Кремля;
4) знатоки висячего сада Эрмитажа.

– Что находится в верхней части доски?

Д. «Лента времени» – на ней мы будем отмечать время и место действия экспедиций.

У. Вспомним, что означает до нашей эры и наша эра.

Д. Счет времени до и от Рождения Христа.

У. Нужны смелые, сообразительные ребята. Им предстоит не только смотреть, но и задавать вопросы, чтобы, вернувшись, они могли рассказать о том, что видели, сделать выводы или передать эмоции, а может, и вообще отрицать то, что увидели.

Алеша, проводи инструктаж.

Инструкция по запуску машины времени

1) К запуску приготовиться (прислонить глаз к устройству сканирования)!
2) Ключ на старт!
3) 5, 4, 3, 2, 1, старт!

Раздается звук запускаемой машины.

У. Можем отправляться в путешествие, в VI век до нашей эры.

Детям выдается карта полета, надеваются шапочки, браслеты.

Вавилон

У. Вавилон, «город великий, город крепкий» (Древнее Двуречье – реки Тигр и Евфрат), в библейскую страну Санаар. Помните, что вы гости.

Машина совершает перелет. На ее «экране» появляется изображение садов Семирамиды.

– Экспедиция, на выход!

К «ленте времени» прикрепляется карта. На золотом троне – царица Семирамида, фон – ее висячие сады. Ученица рассказывает от лица царицы о своих садах (Приложение 1).

Игра

По заданию царицы Вавилона необходимо выполнить задание – сосчитать, сколько блоков получится из кирпичей, изображенных на рисунке (по группам – 4 карточки). Иначе экспедиция останется в Вавилонском царстве.

– Благодарим, тебя, о великая из всех великих! Экспедиция «возвращается» на машине времени.
Слушаем вернувшуюся экспедицию. (Передать эмоции жестами, словами.)
Какой вы сделали вывод – что такое висячие сады?

Д. Ступенчатые сады, утопающие в зелени и высоко поднимающиеся вертикально вверх.

У. Сравните рисунки садов Семирамиды. Почему изображения разные?

Д. Это предположения, как могли выглядеть сады, ведь они не сохранились.

У. Имена цариц тоже разные: Саммурамат, Шамурмат, Амитис, Семирамида.
Есть еще одна версия о создании садов в Вавилоне. Послушайте ее.

В то время вавилоняне не представляли себе, что человек может воздействовать на природу, но считали, что соперничать с ней он может. Чтобы чувствовать себя людьми, им было необходимо гордиться тем, что боги избирают местом своего пребывания вершины гор, возведенных их руками. С высоты платформы дворца горизонт казался кругом, земля – диском, небо – куполом. Вершина дворца была небесной сферой вечного благополучия, и пребывание во дворце делало Навуходоносора в глазах смертных царем.
Насадить рощу, огромный сад не составляло труда: на плодородной почве Двуречья побеги давала даже палка, воткнутая в землю. Но спуститься с платформы дворца было нельзя – это означало бы унизить «величие своего достоинства», и роща сама должна была подняться к нему.
Навуходоносор выходил в сад с первой звездой, обращался с молитвой к матери богов. А рядом на черном бархате южного неба до самых звезд то поднимались освещаемые факелами кипарисы, пальмы, гранатовые деревья, то исчезали в глубине ночи.
Для выращивания деревьев на террасах требовалось не меньше труда и таланта, чем для ваяния статуй. Эта связь естественного и искусственного казалась невыразимо прекрасной, неожиданной, великой. Всем впервые увидевшим висячие сады Вавилона, вознесенные над равниной, они казались чудом победы над природой. Поэтому именно сады, а не вавилонская башня, не золотой истукан в одном из вавилонских храмов были причислены к чудесам света.

Александр Македонский во время своих завоеваний объявил Вавилон столицей новой завоеванной им державы. Александр знал «Историю персов», написанную придворным врачом греком Ктесием, единственным из античных писателей, жившим в вавилонском дворце и описавшим его довольно точно. Во времена Ктесия история Навуходоносора была забыта (прошло почти 200 лет), а постройку висячих садов греческий автор приписал ассирийской царице Семирамиде. Вавилонскую башню Александр приказал сровнять с землей, а сады оставил. Возможно, что последние дни и часы его жизни протекли в тени висячих садов.

Какая из этих историй вам по нраву, ту и считайте правильной... Чем дальше уносит от нас время историю, тем меньше шансов узнать правду. Независимо от того, кому приписывалось строительство садов, это удивительное сооружение – памятник инженерной мысли вавилонских строителей. Нужно было обладать огромными знаниями, чтобы сделать расчеты для садов и колонн, которые должны были выдержать чудовищную тяжесть земли и деревьев, находившихся на платформах. Этот смелый замысел был великолепно осуществлен, поражал современников и на века остался в памяти людей как одно из непревзойденных чудес древности. Создано оно руками рабов Древнего Вавилона. День и ночь они подвозили издалека дрова (Вавилон не имел своего леса), жгли костры, месили ногами глину, формовали, сушили кирпичи.
Их руки обжигали кирпичи из глины, складывали стены, сажали и поливали деревья и цветы. Творец один – упорный человеческий труд. И главный парадокс: говорили много, спорили о садах Семирамиды, а в манускриптах времени Навуходоносора нет ни одной ссылки на висячие сады, хотя в них обнаружены описания дворца Вавилона. Даже историки, которые дают такое подробное описание садов, никогда их не видели.
Продолжаем наше путешествие.

Древняя Греция

У. Первое, что мы вспоминаем, – это мифы Эллады. Более 3000 лет отделяет нас от того времени. Какие мифы, посвященные садам, мы знаем?

Д. Сад Гесперид.

У. Кто главный герой мифа?

Д. Геракл.

У. В чем заключался смысл его двенадцатого подвига?

Д. Геракл должен отправиться к великому титану Атланту, который держит на плечах небесный свод, и принести три золотых яблока с золотого дерева – дерева молодости. За садом неусыпно смотрели.

У. Как Гераклу удалось получить яблоки?

Д. Он дошел до края земли, где Атлант держал на плечах свод неба, и заменил его, чтобы Атлант сходил за яблоками. Обрадованный Атлант решил, что сам может отнести яблоки царю. Понял Геракл, что совершил ошибку, и хитростью спас себя.

У. Какой?

Д. Предложил Атланту на время снова подержать свод, пока Геракл не подложит под свод на плечи тигровую шкуру.

У. Что было дальше?

Д. Геракл поклонился титану, поблагодарил за яблоки и пошел в Микены к царю Еврисфею.

У. Это миф. Если растут золотые деревья, золотые яблоки, то какой же богатой должна быть почва! А что было в реальности?

Дети смотрят фрагмент фильма «На золотых перепутьях Древней Греции».

Д. Климат жаркий, сухой, местность гористая. Издавна море кормило греков, греки были мореходами и рыбаками. Земледелие в Греции – трудное дело.

У. Пришло время отправляться дальше.

Древняя Греция, IV век до н.э.

У.  Алеша, производи запуск.

На «ленте времени» отмечается место прибытия. На доске появляются изображения греческого жилища, деревьев (дуб, лавр, олива).
Экспедицию в Древней Греции встречает коренной житель (ученик – «грек» Иктин) в древнегреческом костюме. Прибывшие выходят, оглядываются.

Иктин. Хайре – здравствуйте! Кто вы, прибывшие на землю Эллады незнакомцы? Гражданами какого города вы являетесь? Я не могу припомнить ни одного города в нашей стране, где могли бы создать столь необычную машину. С какими намерениями вы прибыли к нам?

Прибывшие сообщают о цели своей экспедиции.

– Присядьте на эту скамью. Я с удовольствием расскажу вам то, что знаю. Сограждане, вы все, присутствующие здесь, хорошо знаете меня и моих предков. Я Иктин, сын Ариона из Олимпии. Все мои предки, как со стороны отца, так и со стороны матери, всегда были честными гражданами. Они исполняли законы и шли на войну, когда приказывало наше государство. Мой отец занимался морским делом. Море для греков – не только источник рыбы, но и торговый путь, по которому мы доставляем в Грецию хлеб.
Мы, греки, очень дорожим землей, особенно плодородной. Земли у нас вообще мало – почти треть территории Греции покрыта невысокими горами, поэтому художественным садам у нас места нет.
Эллада – так мы называем нашу прекрасную страну – населена не только трудолюбивым и благородным народом: рядом с нами находятся разные сверхъестественные существа. В каждой реке живет своя нимфа. У каждого леса, горы, родника есть свой покровитель. В честь наших богов мы возвели множество великолепных храмов, размеры и формы которых архитекторы приноровили к окружающему пейзажу и ближайшей растительности. И думаю, вы согласитесь, что они выбрали самые эффектные виды. Поэтому вокруг наших величественных храмов появились не менее великолепные священные рощи. Священные рощи жители Греции называют героонами, потому что они посвящены героям. Это лесные массивы с источниками и скульптурами наших героев и богов. В героонах устраиваются памятные спортивные состязания, поэтому их можно назвать спортивными парками.
Все греческие сады имеют одну общую черту: деревья самых разных сортов располагаются в систематическом порядке. Здесь растут пальмы, дубы, платаны, оливковые и другие деревья. Аллеи и дорожки прямолинейные и во многих местах украшены статуями, фонтанами, вазами, мраморными храминами (жилищами богов, которым подчиняется природа).
Многие деревья и цветы считаются у греков священными, им посвящены легенды и произведения искусства.
Посмотрите, какие красивые слова! Попробуйте их прочесть.

Передает прибывшим свитки с текстами стихов:

Только весною цветут
Цветы яблонь кидонских
Речной струей, щедро питаемых,
Там, где сад Дев необорванный.

(Ивик)

Сладостным шелестом веток
Сосна свою песнь напевает
Там, над ручьем наклоняясь.

(Феокрит)

Музы тебя увидали однажды
Пасущим в полдень отару овец
На каменистой горе
И, обступивши кругом, всей толпою,
Тебе протянули лавра священную ветвь
С пышной, свежей листвой.

(Солон)

Есть тут дерево несравненное...
Само сеялось, само выросло.
И цветет у нас в изобилии
Серебристая маслина.
И никто – ни юный возрастом,
Ни обремененный годами –
Ствол ее рукой хозяйской
Не осмелится срубить.

(Софокл)

Дети соревнуются в выразительном прочтении.

Иктин. Думаю, что вам нужно забрать эти стихи с собой в будущее, чтобы наши потомки могли насладиться этими произведениями.
Священным деревом считается и дуб. По шелесту его листьев греки определяют волю богов.
Сады Эллады украшены множеством цветов. Например, львиный зев напоминает о победе Геракла над Немейским львом. Дельфиниум рассказывает о необыкновенно одаренном юноше, который изваял по памяти свою умершую возлюбленную и вдохнул в статую жизнь, а боги за такую дерзость превратили его в дельфина. Прекрасны также розы и лилии.
Греков всегда интересовал вопрос: как устроен мир? В Греции немало людей, посвятивших жизнь поискам ответа на него. Их называют философами, то есть «любителями мудрости». Они занимаются изучением природы и сделали множество важных открытий. Мы знаем, что мир состоит из невидимых глазу частиц – атомов; звезды – это огромные раскаленные массы вещества; Луна не светит сама, а отражает лучи Солнца; мир не всегда был таким как сейчас – первоначально на Земле существовали растения, и только потом появились животные, а затем – люди.
Для своих ученых бесед философы выбирают тенистые рощи и сады. Греческий философ Эпикур основал свою философскую школу – сад Эпикура – и читает там публичные лекции. Вам, наверно, будет интересно послушать. Я провожу вас.

«Эпикур» – ученик в одеянии философа – встречает гостей у своего сада (изображение на доске).

Эпикур. Здравствуйте, мои юные друзья! Меня зовут Эпикур. Я ученый, философ. Слово философ в переводе с греческого языка означает: «любящий мудрость». Родился я до нашей эры в Греции. Это было 2350 лет тому назад.
Друзья мои, как вы уже знаете, в Греции существовали философские сады. В городе Афины в одном из таких садов я и основал свою школу. На входе в мой сад прямо над воротами я написал: «Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие – высшее благо». Впоследствии моя школа, стала называться моим именем – сад Эпикура, а мои ученики – эпикурейцами.
Должен вам сказать, что сад у меня не очень большой, но расположен он на берегу живописной реки, и в нем много чудесных тенистых аллей, на которых растут кипарисовые, оливковые и другие диковинные деревья. Среди них много фруктовых. Даже в самую сильную жару в саду можно укрыться в прохладных беседках, увитых виноградными лозами. Эти беседки называются кабинетами. В саду для красоты стоят каменные скульптуры различных богов, подаренные моими учениками. В самых неожиданных местах сада цветет много сказочных роз и других удивительно красивых цветов. Вот в таком саду я и живу со своими учениками.
Вы спросите: как живут настоящие эпикурейцы?
Мы живем благоразумно, незаметно, сторонимся всяких скандалов, войн и государственных дел. Однако при этом уважаем друзей, не обижаем и жалеем своих и чужих рабов. Среди моих учеников есть даже женщины и рабы, а в других философских школах этого нет.
У нас очень хорошая, дружная, добрая школа. Из сада Эпикура не убежал ни один ученик, а из других школ ученики частенько убегают.
О чем же мы думаем и размышляем? Мы размышляем о человеке и о вечности, а также о естественном, присущем человеку от природы стремлении к удовольствию и наслаждению от нашей прекрасной жизни, наслаждению от неба, ветра, дождя. Что может быть лучше, чем быть в этом удивительном саду и заботиться о нем, вдыхать аромат его цветов, которые впитали в себя райские лучи теплого солнца? Нет удовольствия более сильного, чем удовольствие слушать чудесное пение птиц, купаться в чистой реке, вкушать спелые, сочные плоды фруктовых деревьев. Мы учимся избегать страдания, хотим быть счастливыми. Мы читаем и изучаем книги древних ученых. Мы гоним от себя ложь, злость, зависть и жадность. Мы любим людей. Мы верим в силу человека. Каждый человек – личность, и он может и должен быть счастлив.
Хотя мы с учениками живем очень скромно – ведь у нас ничего нет, и мы бедны и не верим в силу богов, – но наша жизнь великолепна и превосходна. Однажды, когда царь услышал о нас, он очень удивился, что мы счастливы, почти ничего не имея и не веря в богов. Царь пришел к нам и, увидев нашу жизнь, действительно очень удивился. Мало того, увиденное его потрясло, и он потом рассказывал: «У них не было ничего, но они жили, как императоры. Они жили, как боги. Вся их жизнь была праздником. Когда эпикурейцы купались в реке, это было не просто купание – это был танец с рекой. Их еда была праздником, пиром, а у них ничего не было – лишь хлеб и соль, даже масла не было. Но они и при этом чувствовали большую благодарность к тому, что имели».
На царя все это произвело очень большое впечатление, и он спросил меня: «В следующий раз, когда я приду, я хотел бы принести тебе что-нибудь в подарок. Чего бы ты хотел?» Я ответил: «Дай нам время подумать, мы никогда не думали, что кто-то может делать нам подарки. Ведь у нас так много подарков от природы. Но если ты настаиваешь, тогда принеси немного масла, и ничего больше. Сделай только это». И тогда царь окончательно понял, что раз мы, имевшие возможность попросить все что угодно, не воспользовались этим – значит, мы не имеющие ничего, действительно счастливы и высшее благо для нас – это только те удовольствия, которые дает нам наша беззаботная, незаметная и спокойная жизнь в тенистом саду Эпикура.
Друзья мои, будьте и вы счастливы, веселы и дружны!
Жизнь удивительна и прекрасна!

У. Были ли в Древней Греции висячие сады?

Д. Нет, цветы устанавливали на крышах домов в горшках, контейнерах.

У. Культура развивалась под влиянием восточных садов, так как греки, побывавшие в Вавилоне, Александрии, много рассказывали о садах. Оформление растениями в цветочных горшках используется и сейчас.

Учитель показывает иллюстрации.

Московский Кремль

У. А в России были висячие сады?

Д. Конечно, были и назывались «верховые сады».

У. Начиналось все достаточно просто. Самым первым жилищем человека, созданным его руками, был шалаш, крыша. В странах с холодным климатом крыши утепляли дерном – слоем земли с проросшей на ней травой. В ХVIII веке даже был написан указ о назначении таких крыш – они защищали от огня строения, жилища. А вот сады на крышах были визитной карточкой богатых людей. В Кремле были такие сады, а вот где они находились, сейчас узнаем. Готовы к «перелету»? Век?

Д. Семнадцатый век.

У. Запускаем машину.

На «ленте времени» появляется карта. Ученица в костюме боярыни встречает гостей.

Ксения. Здравствуйте, гости дорогие! Я боярская дочь Ксения Романовна. Я расскажу вам о чудесных садах, что в Кремле. Зовутся они «верховые».
Во второй половине ХVII века правили цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы. Тогда в Москве и стали закладывать много новых садов – например, в усадьбах Измайлово и Коломенское.
Но самыми необычными были верховые сады Кремля. Их еще называли увеселительными или комнатными. Это потому, что они были расположены на уровне комнат второго и третьего этажей.
Еще было несколько малых висячих садов, расположенных на крышах дворца, хозяйственных помещений и на специальных каменных сводах. Так, на каменных сводах был установлен комнатный сад у Потешного дворца. В этом дворце жили и учились царские дети, а также был театр. В саду было много цветников и грядок – в ящиках. Маленький Петр I часто потешался воинскими играми в этом саду. Все эти комнатные сады были небольшими.
Но были еще и два набережных сада, довольно больших, – Верхний и Нижний.
Верхний располагался на сводах Запасного двора, спускался к подножию Кремлевского холма и примыкал к внутренним покоям дворца. Он простоял 150 лет. А потом на его месте построили Кремлевский дворец, который стоит по сей день.
В Верхнем саду были пруд, фонтаны («водяные взводы»). Воду брали из Москвы-реки. Сад был обнесен каменной оградой с частыми окнами, украшенными резными решетками. Из окон открывался красивый вид на Замоскворечье.
Украшали Верхний сад узорчатые терема, украшенные резьбой, росписью, – беседки. В беседках были развешаны шелковые клетки для птиц. В них содержались перепелки, соловьи, канарейки, попугаи.
В пруду этого Верхнего сада маленький Петр I плавал на потешных маленьких корабликах, тоже расписных. Здесь был его первый Потешный флот.
Нижний сад был меньше. Он располагался на склонах Кремлевского холма у Тайницких ворот. В этом саду тоже был пруд со «взводом». В пруду ловили рыбу. А еще там были крытые слюдой теплицы для овощей, теплолюбивых растений. Окружен сад был стенами, украшенными живописью с растительным орнаментом.
Сады в Кремле разводили не только для красоты и прохлады. С них получали плоды и ягоды. Плоды считались такими же красивыми, как и цветы. Особенно любили виноград. Виноградное дерево считалось райским, и его старательно пересаживали в московские сады.
Еще в верховых садах высаживали яблони, груши, ягодные кустарники, даже грецкий орех. Именно плодовые деревья считались главными признаками сада. И, конечно, в садах разводили цветы и душистые травы: касатики, лилеи желтые и белые, гвоздику душистую, гвоздику раннюю, розы травные, пижмы, мяту немецкую, пионы кудрявые, кусты иссопу, тюльпаны, «девичью красу», пионы суховатые, гвоздику репчатую, фиалки лазоревые, фиалки желтые...
На зиму растения укрывали рогожами, а потом, к концу ХVII века, даже стали строить «ранжерейные палаты».
Особенно садовое зодчество стало развиваться в царствование Петра I.

Висячий сад Малого Эрмитажа (ХVIII век)

У. Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в ХVIII век в Санкт-Петербург, а точнее – в Эрмитаж, средоточие творений духа и рук человеческих.
«Эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения», наслаждения искусством в одиночестве или узком кругу близких друзей. Создать сад в Зимнем дворце было непростым делом. К Зимнему дворцу (ныне Южному павильону Малого Эрмитажа) по проекту Валлена Деламота архитектором Фельтеном был сделан северный павильон и соединен на уровне второго этажа над помещением царских конюшен и каретных сараев великолепным висячим садом.

Дети берут карту, совмещают ее с датой на ленте времени. К ним выходит «придворный» Нил.

Нил. Здравствуйте, дорогие гости! Да вы, кажется, чужеземцы! Одежда у вас какая-то странная: у нас так не одеваются. И прически! Зачем пожаловали?

Дети отвечают.

– Ну, раз вы такие любознательные, поведаю я вам про наше время при Екатерине II. В нашем ХVIII веке очень модно увлекаться ботаникой и выращиванием растений. Наша царица тоже увлекается ботаникой. Она приказала разбить новый сад. Конечно же, ее приказ был выполнен. Вот так появился этот удивительный сад. Его полное название: «Садик Ея Величества при Зимнем Каменном дворце». В саду императрица могла гулять со своими приближенными, любуясь на свои растения. Садовники, стараясь сделать сад еще красивей, подстригали деревья и кустарники в виде геометрических фигур. Но нашей императрице это не понравилось. Она велела садовникам, чтобы они оставили деревья в покое.

Зимой почву в саду украшали ракушками, камнями, а иногда даже горным хрусталем, а летом натягивали сетку и выпускали порхать попугаев, соловьев и канареек. А между деревьями бегали кролики и морские свинки.
Извините, гости дорогие, но я тороплюсь во дворец к царице и вынужден вас покинуть. Надеюсь, что теперь вы знаете гораздо больше о садике Ее Величества. А чтобы проверить, как вы меня слушали, вот вам мое задание: прочитайте зашифрованное здесь название.

На доске:

CRADДYИWK QEJE YВVЕFЛNИVЧRЕSCQTJBLA ПGPNИ ЗSИDMWHGEUM КVANMWEUHDHDOVM ДSВDOVPRЦSЕ

Д. Садик Ее Величества при Зимнем каменном дворце.

Дети смотрят фрагмент: висячий сад Эрмитажа из фильма «Сокровища Эрмитажа».

У. Некогда при Екатерине II сад был местом увеселения самых знатных петербуржцев. Сейчас висячий сад – лишь бледная тень прошлого. Работы реставраторов должны возвратить ему былую красоту и великолепие.
А теперь поблагодарим создателей машины времени. Возвращаемся в ХХI век.
Вы совершили несколько путешествий, и уже можно сделать выводы. Посоветуйтесь в экспедициях и ответьте на вопросы:

– Что относится к висячим садам?
– Как устраивались сады?
– Что было необходимо для их обустройства?

Дети отвечают.

– Теперь считаем жетоны и вручаем эмблему клуба.

Детям вручаются эмблемы Клуба знатоков висячих садов.

Сады на крышах, пришедшие к нам из глубины веков, становятся в наши дни одной из потребностей общества в его стремлении к экологически чистой окружающей среде. Площадь крыш, равная площади целого города, не используется, и «только шиферу остается любоваться звездами» (М. Корбюзье).

Вы исследовали экологическое преимущество озелененных крыш. К каким выводам вы пришли?

Плюсы

1. Воздух дополнительно пополняется кислородом.
2. Уменьшается запыленность воздуха.
3. Микроклимат летом становится менее душным.
4. Вольно или невольно создается ощущение благополучия.
5. Улучшается настроение, самочувствие и здоровье.
6. Почва, субстрат и их насыщенность зелеными насаждениями уменьшают шум.
7. Осуществляется защита от многих внешних агрессивных факторов (перепады температур, термоудары, град, ультрафиолетовое излучение, ветер, пожар).
8. С увеличением массы кровли улучшается также звукоизоляция.

Минусы

1. Многие люди испытывают страх высоты.
2. Человек подвергается усиленному воздействию солнечной и тепловой радиации, сильной ветровой нагрузке.

У. Озеленение кровель делится на два типа:

– первый тип – упрощенный вариант – заключается в высадке только газона и почвопокровных растений, требующих небольших усилий по содержанию, или оформлении крыши растениями в контейнерах в летний период;
– второй тип – сад с кустарниками и деревьями, рокариями и альпинариями, садами камней и фонтанчиками – значительно сложней в техническом исполнении и уходе, но представляет собой настоящую зону отдыха: парк, летнее кафе, солярий...

Идея создания садов на террасах – висячих садов – оказалась плодотворной. Этот прием садового устройства в измененных формах дошел и до наших дней (Манежная площадь, Ботанический сад МГУ, Царев сад на Софийской набережной, сад-бульвар на улице Наметкина).

Звучит аудиозапись «Волшебный цветок».

– Прозвучал гимн нашего проекта, и пришла пора рассказать о своих творческих находках. Начинаем защиту индивидуальных проектов, выполненных детьми и родителями.

Макеты работ и фотографии выставляются на площадку – заранее подготовленную схему «микрорайона» города будущего. Особо рассматривается вариант озеленения балконов и вертикального озеленения (дача). Жюри приступает к работе.

– Европейские страны широко используют идеи висячих садов, а почему в России это пока мало используется? (Климат, деньги, сложности разного рода.) Мы, жители города, можем украсить свои балконы и лоджии, что улучшит и фасад, и экологическую обстановку вообще в нашем городе. Для этого можно воспользоваться вашими проектами.

IV. Итог уроков

У. Время и пространство, небесное и земное, великое и ничтожное в разное время осмысливались по-разному. Люди жили не только в разных отрезках времени, но и в разных мирах. Каков бы ни был этот мир, каким бы он ни рисовался своим обитателям, в его фундамент всегда и непременно закладывалась культура прошлого. Истолкованная каждый год в новом духе и с новой целью, культура живет в веках. Открывая и перелистывая страницы истории, мы встречались с людьми – истинными творцами. Все чудеса, произведения искусства – это творение человеческих рук. И рассматривать историю необходимо сквозь образы художников, ученых, выдающихся деятелей этой эпохи. Сегодня вы были и исследователями, и художниками.
Надеюсь, что эта тема не оставит равнодушным никого из присутствующих, и кто-то из вас, возможно, создаст свой дом с висячим садом в недалеком будущем.
Спасибо за работу!

Литература

  1. Бродский Б. Жизнь в веках.

  2. Гузик М. В поисках золотого руна.

  3. Донецкая Л. Московский Кремль.

  4. Зелинский Ф. Сказочная древность Эллады.

  5. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции.

  6. Можейко И. 7 из 37 чудес света.

  7. Смирнова В. Герои Эллады.

  8. Титова Н. Сады на крыше.

Приложение

Вавилонский царь Навуходоносор II (605–562 г.  до н.э.) для борьбы против главного врага Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде.

Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести висячие сады. Пока наиболее точные сведения о садах исходят от греческих историков, например от Вероссуса и Диодоруса, но описание садов довольно скудное. Вот как описаны сады в свидетельствах: «Сад – четырехугольный, и каждая сторона его – четыре плетры длиной. Он состоит из дугообразных хранилищ, которые располагаются в шахматном порядке, наподобие кубическим основаниям. Восхождение к самой верхней террасе возможно по лестнице...»

В архитектурном плане висячие сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов-платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 м. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая – 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывали слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывали свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм.

В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами день и ночь подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев, вывезенных из далекой Мидии.