Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2009

Я иду на урок

Светлана Бакума ,
учитель МОУ «Поярковская СОШ № 2», с. Поярково, Амурская обл.

Невидимая сила

Окружающий мир. 4 класс

Тема. «Невидимая сила».

Цель. Сформировать представление об электрической силе, электризации и электрическом токе.

Учебный материал. Учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Вахрушев А.А.); мини-лаборатории (каждому ученику): лоток, в котором нaxoдятcя пpовoдники, электрическая лампочка, батарейка, бумажная полоска, две полиэтиленовые полоски, мелко нарезанные кусочки бумаги, линейка из оргстекла, синтетическая ткань (капрон), металлические скрепки, скобы; карта исследователя; лист оргстекла (50 x 30 см); 4 кубика; бумажные фигурки человечков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка цели и учебной задачи

Учитель. Много лет назад в Древней Греции жил богатый купец. Звали его Фалес Милетский. И была у него дочь. Купец хотел воспитать дочь терпеливой и трудолюбивой, поэтому она часто пряла на янтарном веретене. Однажды девушка заметила, что к веретену прилипают шерстинки и мешают ей прясть. Она стала убирать шерстинки с веретена, но чем больше она терла веретено, тем сильнее прилипали шерстинки. Девушка рассказала об этом отцу. Задумался купец: что же это за невидимая сила мешает его дочери выполнять работу? Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Дети. Невидимая сила.

У. Наша с вами задача сегодня – выяснить, что это за невидимая сила, как она называется, когда появляется и нужна ли она человеку. Наш класс превращается в лабораторию по выявлению и изучению невидимых сил, а мы с вами – в исследователей. Для этого у каждого на парте есть мини-лаборатория со всем необходимым научным оборудованием. Как настоящие ученые, мы будем вести карту исследователя. Подпишите ее.

Дети подписывают карту исследователя.

– Но прежде чем исследовать невидимую силу, мы должны ее получить.

III. Актуализация знаний

У. Вспомните, в результате какого действия возникла невидимая сила у дочери купца?

Д. В результате трения. Она терла веретено.

У. Давайте проверим: а в нашей лаборатории может возникнуть эта сила? Сначала попробую я.

Учитель проводит опыт «Электрический театр». На столе перед учениками на четырех кубиках лежит лист оргстекла, под которым на парте разложены бумажные человечки. К каждой фигурке прикреплена иголочка, чтобы во время опыта фигурка не прилипала к стеклу, а просто поднялась. Учитель трет стекло капроновой тканью, и фигурки поднимаются.

– Что вы видите?

Д. Фигурки человечков поднялись и шевелятся.

У. Верно, артисты в нашем театре двигаются под влиянием невидимой силы. А теперь попробуйте вы. Для этого возьмите волшебную палочку, которая есть в вашей лаборатории (линейку). Что вы должны сделать?

Д. Потереть палочку о кусочек ткани.

У. Поднесите линейку к мелко нарезанным кусочкам бумаги. Что вы наблюдаете?

Д. Кусочки бумаги притянулись к линейке.

У. Что же это за сила такая, которая притягивает одно тело к другому? Вы видите эту силу?

Д. Нет, она невидимая.

У. Давайте попробуем определить, почему тела притягиваются. Для этого нужно вспомнить, из чего состоят все тела. Вот два тела: линейка и кусок ткани. Из чего состоят тела?

Д. Из веществ.

У. Какие вы знаете вещества?

Д. Ткань (шерсть, капрон, лен), металлы, пластик, стекло, вода.

У. Из чего состоят вещества?

Д. Из молекул.

У. А молекулы?

Д. Из атомов.

У. Какие частицы входят в состав атома?

Д. Протоны, нейтроны, электроны.

У. Так вот, оказывается, что виновником возникновения невидимой силы является электрон, потому что при трении электроны могут переходить от одного тела к другому. Мы научились получать невидимую силу, выяснили ее происхождение. Теперь я предлагаю вам изучить ее свойства.

На доске вывешивается карточка – Электрон.

IV. Изучение нового материала

У. Проведем опыт.

Опыт 1

Возьмите в своей лаборатории бумажную полоску, положите на стол, сверху положите полиэтиленовую полоску. Что нужно сделать, чтобы вызвать невидимую силу?

Д. Потереть полоски.

У. Ладонью потрите полоски. Поднимите их, разведите в стороны и, не разворачивая, медленно сближайте. Что вы наблюдаете?

Д. Полоски притянулись друг к другу.

У. Как вы думаете, всегда ли тела притягиваются?

Мнения детей разделяются: одни считают, что всегда, другие – что нет.

– Давайте проверим вашу гипотезу.

Опыт 2

Возьмите две полиэтиленовые полоски, положите на стол, потрите их. Поднимите полоски, разведите в стороны и, не разворачивая, медленно сближайте. Что вы наблюдаете?

Д. Полоски не притягиваются. Они отталкивают друг друга.

У. Так всегда ли тела притягиваются?

Д. Нет, они то притягиваются, то отталкиваются.

– А я заметил, что одинаковые тела отталкиваются, а разные – притягиваются.

У. Молодцы! Давайте разберемся, в чем причина. При трении электроны двигаются, переходят с одного тела на другое, при этом тела получают заряд. Заряды различны и противоположны друг другу, поэтому их назвали положительный заряд и отрицательный заряд. Когда мы брали два разных тела, что происходило?

Д. Они притягивались.

У. Эти тела получали разные заряды: одно – положительный, другое – отрицательный. Так когда тела притягиваются?

Д. Когда имеют разные заряды.

У. А если взять два одинаковых тела, что произойдет?

Д. Они оттолкнутся.

У. Что вы можете предположить об их зарядах?

Д. Они одинаковые: положительный – положительный, отрицательный – отрицательный.

У. Итак, мы видим, что между заряженными телами возникает невидимая сила, которую ученые назвали электрической, потому что слово янтарь по-гречески звучит так: «электрон». А возникает невидимая электрическая сила вследствие явления электризации тел. Попробуйте сами сформулировать, что такое электризация.

Д. Электризация – это невидимая сила, которая вызывает притягивание или отталкивание заряженных тел.

У. Давайте, как настоящие ученые, запишем результаты опытов и выводы в карту исследователя (вопросы 1, 2, 3, 4).

V. Физкультминутка

У. Представьте, что вы – электрончики. Под музыку электрончики побежали.

Дети повторяют движения за учителем.

VI. Изучение нового материала (продолжение)

У. О какой невидимой силе мы говорим?

Д. Об электрической.

У. Когда наэлектризованные тела с разными зарядами приближаются друг к другу на определенное расстояние, между ними возникает интересное явление. Вспомните, что происходит, когда вы снимаете свитер.

Д. Слышен треск, а в темноте видны искры.

У. В каких случаях можно наблюдать похожие явления?

Д. Когда гладим кота, расчесываем волосы, укрываемся одеялом.

У. Искра, появляющаяся между заряженными телами, называется электрический разряд. А какой пример природного мощного электрического разряда вы можете привести?

Д. Молния.

У. Это опасное явление?

Д. Да. От него может погибнуть человек, может случиться пожар.

У. Какие необходимо соблюдать правила безопасного поведения во время грозы?

Д. Нельзя стоять под деревом, нельзя купаться во время грозы.

У. Электрический разряд – это стихийное движение электронов. Ученые смогли обратить его силу на пользу человечества. Они взяли два разноименно заряженных тела, проложили между ними мостик – проводник. Как вы думаете, что произошло?

Д. Наверное, электроны стали двигаться в одном направлении по проводнику.

У. Верно. Направленное движение электронов по проводнику называется электрический ток. Где используется электрический ток?

Д. Дома: утюг, телевизор, компьютер, микроволновая печь, стиральная машина работают на электричестве.

– На предприятиях, в магазинах.

У. Какие вы знаете правила безопасного поведения при пользовании электрическим током?

Д. Нельзя в розетку засовывать различные вещи, нельзя браться за провод или вилку электроприборов мокрыми руками, нельзя оставлять включенными электроприборы, когда уходишь.

У. Разговор о технике безопасности я завела не зря. Мы сейчас будем работать с электрическим током. А где же нам его взять?

Д. В батарейке.

У. Проверим: действительно ли она вырабатывает ток? Что нам еще необходимо для проверки?

Д. Лампочка и проводник (проволока).

У. Соедините концы проволоки-проводника с батарейкой и лампочкой. Что вы наблюдаете?

Д. Лампочка загорелась! Значит, в батарейках действительно есть ток.

У. Действительно, батарейка – это маленькая электростанция, которая вырабатывает электрический ток. Что делает электрический ток в наших домах?

Д. Гладит, стирает, готовит.

У. Много ли нам необходимо электрического тока? Батарейки хватит?

Д. Тока надо много. Батарейки не хватит.

У. Где вырабатывается большое количество электрического тока?

Д. На электростанциях.

У. Какие электростанции есть в Амурской области?

Д. Зейская, Бурейская и Райчихинская ТЭС.

У. Электрический ток обладает еще одним интересным свойством. Хотите узнать, каким?

Опыт 3

У. Возьмите гвоздь, обмотанный проводником, и квадратную батарейку. Наденьте петли на концах проводника на клеммы батарейки. Теперь поднесите гвоздь к баночке со скрепками. Что вы наблюдаете?

Д. У нас скрепки прилипли к гвоздю!

У. В результате этого опыта мы получили не просто магнит, а электромагнит. А теперь запишем полученные результаты в карту исследователя (вопросы 5, 6). Посмотрите, на доске образовался ряд слов, с которыми вы познакомились сегодня:

Электрон
Электрическая сила
Электризация
Электрический ток
Электромагнит

– Что это за слова?

Д. Это все однокоренные слова. У них общая часть электр-.

VII. Первичное закрепление изученного материала

У. Давайте сделаем научные выводы. Итак, невидимая сила – это...

Д. Электризация.

У. Когда она возникает?

Д. При трении двух тел.

У. Нужна ли она человеку?

Д. Да, нужна. Благодаря электризации появляется электрический ток, который помогает человеку в доме и на предприятиях.

У. Вы были замечательными исследователями, а теперь настало время экзамена. Переверните карту исследователя. С обратной стороны карты есть таблица, в которую вы будете заносить ответы на вопросы теста. Если верный ответ под буквой а, то знак «+» вы будете ставить в первую колонку, а если под буквой б, то во вторую – и т.д.

1. Частица, благодаря которой возникает явление электризации:

а) электрон;
б) песчинка;
в) капелька.

2. Притяжение и отталкивание наэлектризованных тел – это:

а) цивилизация;
б) электризация;
в) классификация.

3. Действие, с помощью которого возникает явление электризации:

а) охлаждение;
б) нагревание;
в) трение.

4. Что такое электрический ток?

а) Скопление электронов;
б) движение электронов;
в) торможение электронов.

5. Из какого камня было сделано веретено дочери древнегреческого купца?

а) Из янтаря;
б) из рубина;
в) из алмаза.

6. Самый сильный природный электрический разряд – это:

а) взрыв;
б) гром;
в) молния.

Проверка. Соедините линией звездочку первого ответа со звездочкой второго, второго – с третьим и т.д. Что у вас получилось? На какое грозное явление природы это похоже?

Д. Получилась стрелка, как молния.

 

а

б

в

1

+

   

2

 

+

 

3

   

+

4

 

+

 

5

+

   

6

   

+

У. Встаньте, у кого получилась молния. Молодцы!

VIII. Итог урока

У. Ребята, вам понравился урок? После него вы сможете удивить своих друзей и близких такими опытами? Выскажите свое мнение, опираясь на фразы:

  • «Мне понравилось ...»

  • «Я даже не думал(а), что ...»

  • «Я узнал(а)...»

  • «Мне бы хотелось сейчас ...»

Карта исследователя по теме «Невидимая сила»

1. В результате какого действия появляется невидимая сила?

     

н

   

2. Как называется частица, «перебегающая» от одного тела к другому?

             

н

3. Наэлектризованные тела:

а) притягиваются при условии ... ;
б) отталкиваются при условии ... ;
в) отталкиваются при условии ... .

4. Невидимая сила, вызывающая притягивание или отталкивание наэлектризованных тел, называется...

           

и

   

ц

и

я

5. Направленное движение электронов по проводнику - это электрический...

     

6. Если пропустить электрический ток через проводник, то получится...

э

л

е

к

т

р

о

         

т

 

 

а

б

в

1

     

2

     

3

     

4

     

5

     

6

     

Оценка работы исследователя «невидимой силы».