Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2009

Я иду на урок

Наталия Аврахова ,
учитель-логопед, МОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан

Магадану – 70

Обучение грамоте. 1 класс

Сегодняшний первоклассник часто плохо говорит, неактивно созерцает мир, мало сочиняет, фантазирует, конструирует.
Предлагаем конспект фронтального логопедического занятия для учеников 1-го класса с фонетико-фонематическим нарушением речи, которое проводилось в форме познавательной сюжетно-тематической игры.
При проведении коррекционного занятия важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определялся генеральной логопедической задачей – закрепление четкого произношения и дифференциация звуков [р] и [р'], второй – региональной тематикой, посвященной 70-летию города Магадана.
Использование в работе материала региональной направленности воспитывает у детей любовь к ближним, к школе, к родным местам, родной стране.
Оптимальным средством достижения целей занятия можно считать использование информационно-коммуникативных технологий, так как они позволяют «оживить» занятие, сделать его более наглядным и, как следствие, более убедительным.

Тема. «Буква р, звуки [р], [р’]».

Цели. Формировать ценностное отношение и любовь к своей малой родине – городу Магадану; способствовать стимуляции речевых возможностей детей и формированию языковых средств.

Учебные материалы. Книга Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»; интерактивная доска, презентация для работы на занятии; карточки с заданиями для детей; листы с иллюстрациями для альбома.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Введение в тему занятия

Звучит музыка из мультфильма «Трое из Простоквашино».

Учитель. Узнайте героев популярного мультфильма по описанию:

  • У родителей мальчик был. Он был очень серьезный и самостоятельный. Он в четыре года читать уже научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие – папа и мама. (Дядя Федор.)

  • Это большой-пребольшой полосатый кот. И Барсиком он был, и Оболтусом, и Пушком. Но хотел какую-нибудь серьезную фамилию. Морскую. Бабушка и дедушка его на кораблях плавали с матросами. (Матроскин.)

  • Он из простых собак, не из породистых. Лохматый, взъерошенный, весь в репейниках. (Шарик.)

  • Назовите фамилию почтальона Игоря Ивановича из деревни Простоквашино. (Печкин.)

  • Из какого литературного произведения взяты строки? («Дядя Федор, пес и кот».)

  • Кто автор этой литературной сказки? (Эдуард Успенский.)

Учитель показывает книгу.

– Дядя Федор, Матроскин, Шарик и Печкин из газеты «Современный почтальон», которую выписывают в деревне Простоквашино, узнали о том, что далеко на северо-востоке России находится красивый город Магадан. И в 2009 году у него день рождения – ему исполняется 70 лет.

Учитель демонстрирует Слайд 1. Вид и герб города. Персонажи мультфильма.

– Захотели наши сказочные друзья побывать в славном городе Магадане. Пригласим их в гости, ребята? Дорога неблизкая, и пока жители Простоквашино добираются, мы должны узнать, какие звуки помогут нам встретить гостей и рассказать им о нашем городе. Назовите четвертый звук в кличке кота.

Дети. Звук [р].

У. Назовите третий звук в кличке собаки.

Д. Звук [р’].

У. Какие звуки на занятии будут главными?

Д. [Р] и [р’].

У. Сегодня мы будем учиться четко и правильно произносить эти звуки и различать твердый звук и мягкий звук.

III. Уточнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звука с буквой

У. Звуки [р] и [р’] – любимые звуки наших гостей, потому что встречаются в имени каждого из них. Послушайте и повторите, «нажимая» на звук: Дядя Федор, Шарик, Матроскин, Игорь Иванович Печкин. Произнесем звук [р] изолированно. Какое положение при произнесении звука [р] принимают органы артикуляции?

Работа по алгоритму

Губы – растянуты в улыбку.
Зубы – сближены, но не сомкнуты.
Язык – кончик языка расположен за верхними передними зубами, упирается в альвеолы, вибрирует под воздействием воздушной струи.
Голосовые складки – ощутим, работают или нет? Работают, сомкнуты.
Воздушная струя – прерывистая, теплая.

Характеристика звука

У. Звук [р] – согласный (есть преграда), звонкий (голосовые связки работают), бывает твердый (произнесли), бывает мягкий (произнесли).
Вспомним, какой буквой на письме обозначаются данные звуки. На что похожа буква? С какими буквами при написании можно спутать букву р? Пропишите букву в воздухе, на парте, в тетради.

IV. Развитие фонематического восприятия

У. Ребята, необходимо приготовить подарок нашим друзьям. Как вы думаете, праздничный альбом путешественника по городу Магадану будет хорошим подарком? Если вы будете внимательны и выполните все задания, альбом получится интересным и запоминающимся. Первая страничка в нем – фотоэкскурсия, которая будет необычной. Я называю достопримечательность нашего города, а вы должны найти ее на страничке, выделить звуки [р] и [р’] и обозначить их символами. Работаем у доски и на карточках. (См. слайд 2.) Хороший альбом получается! Гости будут рады. А вот как раз и они.

Слайд 2

V. Дифференциация звуков на уровне слога

Сокол – воздушные ворота, (Слайд 3)
Всем здесь побывать охота.
Много встреч здесь и гостей
С самых разных волостей!
Вот из Простоквашино идут,
В сумках буквы нам несут.
Дядя Федор – а и я,
Прочитали – ра и ря.
Шарик – о и букву е,
Прочитали – ро и ре.
Матроскин – буквы у и ю,
Прочитали – ру и рю.
Печкин – буквы и да ы,
Прочитали – ры и ри.
Привезли и букву е,
Прочитали дети – ре.

Рада Колымы столица,
Что мы встретили гостей,
Прочитаем из слогов таблицу –
И в город Магадан быстрей!

Слайд 3

На экране – слоговая таблица.

– Читаем слоговую таблицу хором: первый столбик; второй столбик; первую строчку; вторую строчку; второй слог четвертой строчки. Прочитайте слоги, в которых согласный звук твердый. Какие гласные сделали его твердым?

Д. Гласные а, о, у, ы.

У. Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий. Какие гласные сделали его мягким?

Д. Гласные я, ё, ю, и, е.

У. Откройте тетради и запишите два слога с твердым согласным звуком [р] и два слога с мягким согласным звуком [р’].

Дети выполняют задание.

– Проверим. Какие слоги вы записали?
И вот мы въезжаем в город Магадан. Нас встречают олени – мама с маленьким олененком.
Ребята, чтобы получить вторую страничку альбома, вы должны ответить: почему именно олени?

Д. Олень – символ нашего города. Он изображен на гербе города Магадана.

Демонстрация Слайда 4.

Слайд 4

VI. Дифференциация звуков на уровне слова

У. Вручаю вам вторую страничку альбома путешественника. Поворачиваем на улицу Полевую и по объездному шоссе направляемся в город. Впереди гости видят дачные участки.

Очень удивлен Матроскин:
В Магадане – огород?
Неужели в самом деле
Что-то здесь растет?

Звучит музыкальная заставка передачи «Колымский огородник».

– В этом дачном домике живут Роза и Рита. Они помогают родителям по хозяйству. У каждой есть свои грядки.

Демонстрация Слайда 5.

Слайд 5

– Девочки приготовили для вас загадки:

1. Растет на грядке, жгучий и сладкий,
Бочок свой он греет разноцветный и гладкий. (Перец.)

2. Сидит в темнице красна девица, а коса на улице. (Морковь.)

3. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель.)

4. Лопаты не нужно, сидит она близко –
Красная с белой подкладкой... (Редиска.)

5. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладоши
Бусинки-дробинки. (Горох.)

6. Зелен, пупырчат молодец – хрустящий, сочный... (Огурец.)

7. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа.)

8. Он круглый и красный, как глаз светофора, —
Среди овощей нет сочней... (Помидора.)

– Молодцы, справились! Как одним словом назвать эти растения?

Д. Овощи.

У. Как вы думаете, что растет на грядке у Розы, а что – на грядке у Риты?

Демонстрация Слайда 6.

Слайд 6

Д. У Розы на синей грядке растут овощи, в названии которых есть твердый звук [р], а у Риты на зеленой грядке растут овощи, в названии которых – мягкий звук [р’].

У. Дядя Федор придумал для вас задание. Запишите в тетрадь названия овощей, опираясь на схемы-подсказки:

Д. Репа, горох, перец, помидор.

У. Назовите слова c твердым звуком, с мягким звуком.

VII. Дифференциация звуков на уровне словосочетания

У. Гостям из Простоквашино очень понравился колымский огород. Роза и Рита вручили им сладкие подарки. Какие ягоды использовали девочки?

Д. Рябину и бруснику.

У. Какие блюда им приготовили?

Д. Варенье и морс.

Демонстрация Слайда 7.

Слайд 7

У. Как вы думаете, что подарили Игорю Ивановичу Печкину и Шарику?

Д. Рябиновое варенье.

У. Что – Дяде Федору и Матроскину?

Д. Брусничный морс.

У. На огороде вы справились со всеми заданиями, и в альбом путешественника добавляется еще одна интересная страничка – рецепты брусничного морса и рябинового варенья от колымских огородников. Думаю, эти рецепты пригодятся в деревне Простоквашино.

Демонстрация Слайда 8.

Слайд 8

VIII. Динамическая пауза

У. В Простоквашино у нас улица одна,
Через всю деревню тянется она.
В вашем городе их много,
Расположены все строго.
Проведем экскурсию,
Чтобы все послушали.

Поиграем в игру «Закоулочная прогулка». Я бросаю вам мячик и называю фамилию известного человека, а вы, возвращая мне мяч, называете улицу, которая носит имя этого человека:

  • Юрий Алексеевич Гагарин (улица Гагарина);

  • Юрий Александрович Билибин (улица Билибина);

  • Алексей Максимович Горький (улица Горького);

  • Карл Янович Лукс (улица Лукса).

Демонстрация Слайда 9.

Слайд 9

– Наш лицей расположен на улице Карла Яновича Лукса (заместитель Председателя Комитета по народностям Севера). Это третье здание нашей школы. Первое располагалось в Нагаево на берегу моря. Это был бревенчатый дом. Позже было построено новое красивое здание первой школы. Располагалось оно напротив здания Театра имени Горького. Страничку с фотографиями нашей школы тоже помещаем в наш подарочный альбом.

IХ. Дифференциация звуков на уровне предложения

Учитель. 

В Магадане день рожденья –
Отмечают юбилей.
Он сегодня поздравленья
Принимает от друзей.
Если хочешь ты узнать,
Что за поздравленье здесь,
И гостям все рассказать,
Нужно ребусы прочесть.

У вас на карточках анаграммы. Необходимо прочесть их, расставляя буквы в нужном порядке. Из полученных слов мы составим предложение. Получится последняя страница альбома – поздравительная открытка.

озПдлравмяем
ыйимлюб
дорог
даагаМн

– Запишите предложение в тетрадь с новой строки. Как напишем первое слово? Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слово Магадан? Что поставим в конце предложения?

Демонстрация Слайда 10.

Слайд 10

Х. Итог занятия

У. Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Магадану вместе с гостями из деревни Простоквашино. Вы правильно произносили и учились различать звуки, которые сопровождали нас в этом путешествии и помогали нам.
Наш город открыл свои воздушные ворота, мы подготовили увлекательную фотоэкскурсию, побывали в гостях у колымских огородников, прошли по улицам города, рассказали о страницах истории нашей школы, составили поздравительную открытку. У вас получились замечательные альбомы путешественников. Осталось лишь скрепить все страницы.

Учитель помогает скрепить страницы с помощью брошюратора и вручает альбомы детям.

– Пусть эти альбомы напоминают вам и нашим друзьям о прекрасном северном городе Магадане.

Литература

  1. Историческая хроника Магаданской области. События и факты. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 1975.

  2. Консервируем дома. Маринады. Соленья. Копченья. Варенья. Компоты. – М.: ЭКСМО, 2006.

  3. Успенский Э. Дядя Федор, пес и кот. – М.: Ангстрем, 1993.

  4. Ушакова О.Д. Загадки и скороговорки: Словарик школьника. – СПб.: Литера, 2004.