|
|
Галина
Макаревич
,
|
|
В детской литературе конфликт героя-ребенка и героя-взрослого чаще всего основан на непонимании (оно бывает как ситуативным, так и межпоколенческим). Каждый персонаж видит ситуацию по-своему. Художественный конфликт как некая (во многом условная с позиции взрослого и вполне реальная с точки зрения ребенка) модель действительности задает маленькому читателю ориентиры в осознании собственных столкновений со взрослыми. Палитра чувств, которые при этом испытывает ребенок, достаточно широка, а словарь ребенка – беден. Расширение словарного запаса помогает ученикам не только проанализировать рассказ Л. Пантелеева, но и включить этот текст в активный читательский (и жизненный) багаж. Необходимо истолковать детям все незнакомые слова, речевые обороты и предложения.
Большая умница – так уважительно сказано о девочке, которой исполнилось всего четыре года и пять месяцев.
Одолеть всю русскую азбуку – выучить все буквы русского алфавита.
Свободно читать – читать без помех и затруднений.
Споткнуться (на чем-либо) – столкнуться с трудностями.
Говорить про себя – устойчивое выражение, которое можно понять как в прямом (говорить о себе), так и в переносном (проговаривать в уме) смысле.
Гневаться – очень сильно сердиться.
Бестолковая (девочка ) – глупая, непонятливая. Эта характеристика не увязывается с тем, что в начале рассказа Иринушка названа большой умницей: за десять дней она выучила все буквы и научилась читать. Бестолковым, скорее всего, является взрослый.
(Ей, мне) стыдно – так говорят о чувстве сильного смущения, неловкости за свои или чужие поступки.
Жалость – чувство сострадания к кому-либо, к чему-либо.
Барахлишко – здесь: маленькие вещи. «Как же мы перешагнем через эту проклятую букву я?» – то есть: как же мы договоримся о том, что означает буква я?
Сударыня – обращение к женщине. В контексте данного рассказа звучит ободряюще.
Черным по белому – то есть: совершенно ясно.
Попадаться на удочку – давать себя обмануть, перехитрить.
Процесс осмысления текста
Учитель. Как вы думаете, чтение – это трудное дело? Объясните свой ответ.
Д. Трудно запоминать буквы – они постоянно перепутываются. Когда читаешь, надо очень-очень стараться, чтобы все было понятно.
У. Вам по шесть, по семь лет, и вы не все понимаете. А Иринушке, про которую мы узнали из текста, четыре года и пять месяцев. Она маленькая девочка и взялась за такое трудное дело. Что она никак не могла понять?
Д. Чем буква я отличается от человека, который говорит о себе: «я». У. А что никак не мог понять ее учитель-взрослый?
Д. Как ей объяснить, что он сам и буква я – не одно и то же.
У. Да, и Иринушка, и учитель-взрослый испытывали трудности понимания. К чему привели эти трудности?
Д. К тому, что герои очень расстроились.
У. Кто больше расстроился?
Д. Иринушка. Она даже заплакала.
У. Да, она заплакала жалобно. Что это значит?
Д. Очень горько. Ей обидно, что взрослый ее не понимает. Она говорит так, как думает, и уверена, что это правильно. Ей стыдно, что она не такая хорошая, как о ней думали.
У. Да. Взрослый тоже очень расстроен. Почему?
Д. Ему сначала было стыдно , что он взрослый, а объяснить все про букву я не умеет. Потом он разгневался и даже отругал Иринушку, но тут же пожалел ее, когда она заплакала.
У. Да, взрослый был очень сильно
рассержен. Он даже сам это заметил: «Внутри у меня
все кипело, как вода в чайнике».
Откройте учебник. Какой момент изображен на
первой иллюстрации?
Д. Учитель-взрослый показывает Иринушке букву я, а она удивляется: «Ты?»
У. Правильно. Теперь рассмотрите следующую иллюстрацию. Какой момент на ней изображен? Обсудите ответ в парах.
Работа в парах
Варианты ответов:
– Учитель-взрослый очень сильно рассержен и
расстроен. Иринушка плачет – значит, она сейчас
соберет вещи и расстроенная пойдет домой. –
Иринушка читает: «Тыкову дали тыблоко». Взрослый
вскакивает из-за стола, чтобы придумать, как
поступить дальше.
– Не совсем понятно, какой момент нарисовал
художник. Когда Иринушка плакала, она еще не
читала: «Тыкову дали тыблоко». Эту фразу она
прочитала не в момент ссоры, а на следующий день.
– Художник нарисовал на одной картинке сразу два
момента. Первый – когда герои довели друг друга
до полного расстройства. И второй – когда
веселая Иринушка прочла неверно предложение про
Якова, которому дали яблоко.
Поскольку визуальный образ не соответствует
сюжету рассказа, стоит рассказать детям о том,
что когда мы слушаем (или читаем) текст, у нас
выстраивает цепочка событий. На с. 29 нам
предлагают такую иллюстрацию, которая нарушает
смысл этой цепочки. Чтобы заполнить смысловые
пустоты, надо найти свои варианты «раскадровки»
текста. Предложите детям словесно
спроектировать или изобразить на бумаге, какие
еще иллюстрации мог бы нарисовать художник.
Главное условие: уместить все содержание
рассказа в три-четыре кадра.
Чтобы справиться с этой задачей, детям
необходимо выделить значимые эпизоды
повествования. Так мы постепенно подведем их к
тому, что в повествовательных текстах действие
развивается по схеме: завязка – кульминация –
развязка.
Закрепление изученного
Выразительное чтение рассказа.
Чтобы прочесть рассказ (или понравившийся отрывок из рассказа) Л. Пантелеева, передавая чувства каждого героя, надо обратить внимание на слова-«подсказки». Подчеркните их заранее в своем учебнике и дайте по нему прочесть выразительно рассказ двум-трем ученикам. Остальные ребята могут потренироваться слушать слова, указывающие на эмоциональное состояние Иринушки и ее учителя:
Иринушка с удивлением на меня посмотрела...
Она еще больше удивилась и говорит...
Неужели ты в самом деле не понимаешь ...
Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате. Внутри у меня все кипело, как вода в чайнике.
А бедная Иринушка сидела ... и жалобно сопела. Ей, наверное, было стыдно, что она такая бестолковая.
Но и мне тоже было стыдно, что я – большой человек – не могу научить...
Наконец я придумал все-таки...
А у самой уж, вижу, и губы дрожат, и носик сморщился – вот-вот заплачет ...
Я опять вскочил и опять забегал по комнате.
– Нет такой буквы! – закричал я...
– Ты, ты, ты, – пролепетала она, едва разжимая губы.
Потом уронила голову на стол и заплакала . Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее.
... ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая , вышла из комнаты...
А я, оставшись один, задумался: что же делать?..
Ладно, – решил я. – Забудем о ней...
И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок...
Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем, и носиком в страницу...
От удивления я даже на стуле подскочил...
Она удивилась и говорит...
Да, правильно. Это буква «ты».
А Иринушка, слава Богу, выросла уже большая...
Рефлексия прочитанного
Вопрос: «Всегда ли надо говорить правду?» –
лучше дать для обсуждения в группах. В поисках
ответа на него дети сталкиваются с рядом
трудностей. Во-первых, с житейской точки зрения
всем известно, что врать нельзя (эту этическую
норму рассказчик сообщает в конце: «Конечно, не
очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень
нехорошо говорить неправду»). Во-вторых, логика
развития действия подводит читателей к тому, что
правда только усугубляет конфликт, а неправда
его разрешает. В-третьих, дети сталкиваются с
проблемой границ человеческого понимания и
взаимопонимания, в частности с невозможностью
усвоить какие-то хорошо знакомые взрослым факты
и вещи.
Рассказ Л. Пантелеева выстроен так, что каждый
читатель вовлекается в развитие действия. Он и
есть тот самый собеседник, у которого герой ищет
поддержки, одобрения или порицания:
Как же, скажите на милость, ей объяснить , что я – это не я... и вообще я – это только буква?
Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю...
Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы все это кончилось...
Задача читателей состоит в том, чтобы, отказавшись от своих житейских представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», постараться понять именно этого героя, именно эту ситуацию. Причем ситуацию во многом педагогическую. Если на Иринушку первоклассники смотрят как на маленькую, то со взрослым они оказываются на равных. Им надо или признать неправду в качестве тактической хитрости, или предложить свой выход из положения.
Чтение для любознательных
Полина Расщупкина, 9 лет
Учимся читать
Давайте попробуем складывать слоги,
А слоги помогут сложиться в слова.
Сперва попытайтесь сложить слово ноги,
Потом постарайтесь сложить голова.
Давайте, ребята, мы пальчики сложим.
Никак не получится слово спина.
Смотрите, смотрите – веснушка на щечке,
А значит, уже наступила весна.
Ну как, вам понравилась эта затея?
Мы сложим и море, и горы, и век.
А если придется сложить руки, ноги,
Получится знаете кто? – Человек.
Вопросы к тексту
1. Прочти стихотворение Полины Расщупкиной. Все
ли вам в нем понятно?
2. Кто может говорить такие слова? К кому он или
она обращается?
3. Что в этом тексте тебя заинтересовало больше
всего?
4. Если хочешь, расскажи о своих собственных
переживаниях, связанных с умением читать.
Если вы с детьми будете читать стихотворение Полины в классе, то на последний вопрос к тексту ученики могут ответить устно. Если же вы используете текст для индивидуальной работы, то можно предложить это задание для небольших (2–3 предложения) «семейных» зарисовок, которые мама, папа и сам(а) ученик (ученица) начнут словами: «Когда я учился (училась) читать, мне...»