|
||||
Людмила
Терещенко
,
|
«Какие плюсы дает обучение по системе Л.В. Занкова?» УЧЕНИКУ УЧИТЕЛЮ РОДИТЕЛЯМ |
А какие плюсы видите вы, побывав на предшкольной подготовке?
(Ответы родителей: дети стали свободно общаться друг с другом; не боятся отвечать на занятиях, не боятся ошибиться; возникло много познавательных вопросов, на которые можно ответить, только поработав с энциклопедией.)
Система общего развития Л.В. Занкова существует более 40 лет и завоевала всеобщее признание. В 1996 году она получила статус государственной системы начального образования, ее выбирает каждый четвертый учитель, по ней обучаются более 700 тысяч учащихся начальной школы страны. С 2002 года система получила продолжение в основной школе.
Слова учителя на уроке постоянно таковы: «Умей думать хорошо», «Умей быть добрым в мыслях и чувствах».
Цель работы с детьми: ни одного серенького, ни одного безликого, ни одного ничем не выделяющегося. Добраться до каждого, до той жилки, с которой начинается его неповторимый талант. Упущен момент, когда эта жилка в человеке была, – ее никогда не будет, человек на всю жизнь обречен быть сереньким, посредственным, заурядным. Хорошо будет тогда, когда мы вместе с вами сможем сотворить чудо, воспитать прекрасную личность, способную творить, беречь, щедро любить людей и помогать им.
Ребенок, ученик должен видеть просторную дорогу, а не идти с наклоненной головой, присматриваясь к ухабам и болотцам. Пусть голова его будет всегда поднята. Вы пришли в занковский класс – это раз! Школа рада вам всегда – это два! Ну а три вы все найдете на занковском же уроке.
Занковский урок – это удивительное чудо рождения детских мыслей, чувств, таких индивидуальных и творческих, что просто дух захватывает, атмосфера творчества и доверительных отношений. Учитель спокойно реагирует на ошибочные ответы учеников, спор, доказательство своих рассуждений, интерес к познанию, положительный настрой, интересные задания – вот копилка мастерства учителя, работающего по системе Л.В. Занкова.
Физиологические условия адаптации
Приглашенные на собрание детский врач и
специалисты лечебных учреждений знакомят
родителей с проблемами, которые могут быть
вызваны изменением режима дня по сравнению с
детским садом, увеличением физической нагрузки,
и рекомендуют следующее:
– организовать перерывы в процессе
выполнения уроков, наполняя их двигательной
активностью;
– во время выполнения домашних заданий
обращать внимание на правильную посадку во
избежание искривления позвоночника, на
освещение рабочего места для предупреждения
близорукости;
– тренировать мелкие мышцы кистей рук;
– обязательно вводить в рацион витаминные
препараты, овощи, фрукты;
– создавать условия для занятий спортом;
– воспитывать самостоятельность и
ответственность ребенка как главные качества
сохранения собственного здоровья.
Психологические условия адаптации
Школьный психолог дает практические советы родителям.
Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (сверстников, бабушек, дедушек).
Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков.
Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребенка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.
Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребенка для его родителей.
Учитывать роль самооценки ребенка в процессе адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Создавать благоприятный климат в семье.
Предоставлять ребенку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность.
Не забывать слова В.А. Караковского: «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому».
Система взаимоотношений в семье
Учитель. Папы! Мамы! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания в семье. Расшифруйте их.
ЗАКОНЫ СЕМЬИ = |
Родители выполняют задание под музыку.
– Послушаем за чашечкой чая, что же у вас получилось. Какие законы семьи вам удалось открыть?
Идет анализ зашифрованной формулы.
Оказывается, все законы довольно просты и
понятны каждому: единство требований отца и
матери, значимость похвалы для ребенка, трудовое
участие каждого члена семьи в жизни всей семьи,
разделение в равной мере материальных и
моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы выполняются в семье, если отец и
мать являются друзьями своего ребенка, значит,
вырастет в семье человек и личность.
Вы – люди, у которых разное образование, разные
характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы,
но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети,
мальчики и девочки, которые могут стать горем или
радостью. Сегодня, сидя за партой на том месте, на
котором сидит ваш сын или ваша дочь, мы учимся
постигать формулы родительской педагогики.
Возьмите листочек, который лежит перед вами,
рассмотрите его: одна сторона чистая, а на второй
написано, что увидел педагог в вашем сыне или
дочери, на что хочет обратить внимание. Например:
Лида К. – обратите внимание на то, что девочка
часто плачет, если не получается написать
аккуратно и правильно задание, нервозна,
суетлива, нуждается в поддержке учителя и
родителей.
Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы,
неудачи, горести детей. Они остаются для
индивидуального общения с учителем. Это станет
нашим с вами законом общения, традицией наших
родительских собраний. (Родители читают и
размышляют, необходима ли индивидуальная
встреча с классным руководителем.)
Итог встречи
У. Дорогие родители! Основной особенностью системы Л.В. Занкова является согласование ведущей роли обучения с чутким отношением учителя и родителей к внутреннему миру ребенка. Отдавая его в школу, знайте – его ждет развивающая программа, умело построенная и продуманная до мельчайших подробностей. Учитель будет работать над развитием способности делать умозаключения, анализировать, сравнивать, устанавливать связи, над умением общаться с ребятами, не бояться проблемных ситуаций, получать опыт их разрешения. Послушайте сказку Г. Цыферова «Что такое звезды?»:
– А что такое звезды? – спросил однажды
кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
– Большие слоны говорят: «Звезды – это
золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.
Большие медведи думают: «Звезды – это снежинки,
что забыли упасть». Но ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, что виноват
большой дождь. После большого дождя растут
большие цветы. А еще мне кажется, когда они
достают головой небо, то и засыпают там, поджав
длинные ножки.
– Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже
на правду. Звезды – это большие цветы. Они спят в
небе, поджав длинные ножки.
– А как думаете вы, на что похожи звезды?
Конечно же, на ваших прекрасных, самых
замечательных детей и моих любимых учеников. Их
светлые глаза и открытые лица позволяют работать
с полной отдачей и огромной энергией.
Я думаю, что наша встреча не прошла зря. Вы
получили много рекомендаций, ответы на волнующие
вас вопросы, встретились со специалистами, а
теперь пришла пора подвести итоги нашей
сегодняшней встречи.
Учитель раздает анкеты в виде незаконченных предложений для заполнения отзыва о встрече.
– А сейчас заполним отзыв о встрече. Он выглядит так.
В конце встречи родители получают памятки. Очень хорошо, если они поместят эти правила в комнате ребенка на видном месте и в конце недели обратят его внимание на то, что получилось и не получилось и почему.
Литература
Занков Л.В. Беседы с учителями. – 1999.
Занков Л.В. Избранные труды. – 1997.
Волинова Т.В. Учитель и семья. – 2004.
Воспитательная работа в школе: Методическое пособие. – Псков, 1999.
Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. – Донецк, 2001.
Бланк № 1. Отзыв о встрече
Я узнал, что ________________________________________ ___________________________________________________ Новым для меня стало _______________________________ ___________________________________________________ Я убедился, что _____________________________________ ___________________________________________________ Меня не смогли убедить в том, что _____________________ ___________________________________________________ Я категорически против того, чтобы ___________________ ___________________________________________________ Я возмущен тем, что _________________________________ ___________________________________________________ |
Бланк № 2. Памятка друзей
ПАМЯТКА ДРУЗЕЙ Не отнимай чужого, поделись своим. |