Тема: «Решение задач на кратное
сравнение».
Цели. Отрабатывать умение решать
задачи на кратное сравнение; развивать
логическое мышление, память, навыки устного
счета.
Учебные материалы. На плакатах – задачи, правило,
карточки для самостоятельной работы; на доске –
цепочка примеров для устного счета, рисунки –
придорожный камень, три дороги, замок Кощея;
мягкие игрушки или изображения героев сказки.
Статья опубликована при поддержке компании "Дверная мануфактура", предлагающей огромный выбор межкомнатных дверей от таких производителей как Альверо, Арсенал, Европан, Краснодеревщик и Дока. Представленные на интернет-странице http://www.doorust.ru/mezhkomnatnye-dveri/dveri-massiv/ модели дверей из массива древесины хвойных и лиственных пород отличает долговечность, повышенные шумо- и теплоизоляционные свойства, высокая износостойкость и экологичность. Кроме того, они имеют весьма привлекательный внешний вид и способны вписаться в любой, даже самый изысканный, интерьер. Уверены, в интернет магазине на сайте doorust.ru Вы обязательно подберете двери, которые не только надежно защитят внутреннее пространство Вашего дома, но и станут его украшением.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Ребята, сегодня у нас будет
немного необычный урок математики. Вспомните
русскую народную сказку «Иван-царевич и Серый
волк». Чем закончилась эта сказка?
Дети. Иван-царевич женился на Елене
Прекрасной.
У. Итак, в некотором царстве, в
некотором государстве жили-были Иван-царевич и
Елена Прекрасная. И вот однажды Елена Прекрасная
исчезла. Иван-царевич потужил-погоревал, да
делать нечего – отправился на поиски. Поможем
Ивану-царевичу? Но дорога трудная – ждут нас
впереди трудные примеры и задачи. Справитесь?
Д. Да!
II. Устный счет
У. Был у Ивана-царевича волшебный
клубочек, за ним он и отправился, и мы следом.
Дети решают цепочки примеров.
– Привел клубочек Ивана-царевича на
распутье, а там камень придорожный с надписью: «Верная
дорога та, где ответ не самый большой, но и не
самый маленький». Слушайте задачи:
1. На одном дереве было 6 золотых яблок,
а на другом в 4 раза больше. Сколько золотых яблок
на другом дереве?
– Каким действием решается задача? Почему надо
умножать? Кто запишет выражение на первую дорогу?
2. В сундуке Кощея 30 золотых монет, а
серебряных в 5 раз меньше. Сколько серебряных
монет у Кощея?
– Как узнать? Почему? Запишите выражение.
3. У Бабы Яги на дверях 4 замка, а у Кощея
11. На сколько больше замков у Кощея, чем у Бабы Яги?
– Каким действием можно решить эту задачу?
Расскажите правило. Запишите выражение. По какой
же дороге идти Ивану-царевичу? Где ответ не самый
большой и не самый маленький?
Дети решают задачи.
III. Работа над новой темой
У.
Долго ли, коротко ли шел Иван-царевич и вышел на
поляну, а там – избушка на курьих ножках. И живет
в ней...
Д. Баба Яга.
У. Рассказала Баба Яга Ивану-царевичу,
что Елену Прекрасную похитил Кощей. Справиться с
ним очень трудно, так как есть у него помощники.
Задала Баба Яга Ивану трудную задачу. Читаем
задачу все вместе:
У младшего брата Змея Горыныча 3 головы, а у
самого Змея Горыныча 12 голов. Во сколько раз
больше голов у Змея Горыныча, чем у его брата? Во
сколько раз меньше голов у брата, чем у Змея?
– Откройте тетради. Выполним рисунок. О ком
говорится в задаче?
Д. О Змее Горыныче и его брате.
У. Сколько голов у младшего брата Змея?
Д. Три.
У. Как изобразим?
Д. Нарисуем три кружка.
У. Сколько голов у Змея Горыныча?
Д. Двенадцать. Нарисуем 12 кружков.
У. Что значит – узнать, во сколько раз
больше?
Д. Надо узнать, сколько раз по 3
содержится в 12.
У. Как мы это сделаем?
Д. 12 разделим по 3.
У. Каким действием решаем?
Д. 12 : 3 = 4 (р.).
У. Ответьте на вопросы задачи. Что мы
сделали, чтобы узнать, во сколько раз одно число
больше или меньше другого?
Д. Большее число разделили на меньшее.
У. Прочитайте и запомните это
волшебное правило, оно вам еще пригодится.
На доске:
Чтобы узнать, во сколько раз одно
число больше или меньше другого, надо большее
число разделить на меньшее. |
– Отправился Иван-царевич дальше, а тут и сам
Змей Горыныч летит и говорит: «Не стану я с тобой,
Иван-царевич, биться, если ты мою задачу решишь».
Читаем задачу вместе:
На завтрак Змей Горыныч съел 8 добрых молодцев,
а на обед – 24. Во сколько раз меньше добрых
молодцев съел Змей Горыныч на завтрак, чем на
обед? Во сколько раз больше съел он на обед, чем на
завтрак?
– Запишем условие этой задачи. Какие слова
выберем?
Один ученик пишет на доске, остальные – в
тетрадях:
на обед – 24 д.м. во ? раз меньше
на завтрак – 8 д.м. во ? раз больше |
– Повторил Иван-царевич волшебное правило и мы
вместе с ним. Как решим эту задачу?
Д. 24 : 8 = 3 (р.).
У. Ответьте на вопросы задачи.
Выслушиваются ответы детей.
– Удивился Змей Горыныч, что Иван-царевич так
быстро задачу решил, и пообещал, что не будет
больше есть ни добрых молодцев, ни красных девиц.
IV. Закрепление пройденного материала
У. А
Иван-царевич дальше пошел и вышел наконец к замку
Кощея. А замок тот на скале высокой. Помогите
Ивану-царевичу забраться на скалу – решите
задачу:
У Кощея в подземелье спрятано 18 литров живой
воды и 6 литров мертвой воды. Во сколько раз живой
воды больше, чем мертвой? Во сколько раз мертвой
воды меньше, чем живой?
– Что поможет решить задачу?
Д. Волшебное правило.
У. Прочитайте правило шепотом и
запишите решение задачи. Кто ответит на вопросы
задачи?
Выслушиваются ответы детей.
V. Самостоятельная работа
У. Добрался Иван-царевич до Кощея.
Встретил Кощей Ивана такими словами: «Ну, Иван,
сумел ты до меня добраться – сумей и задания мои
выполнить. Решишь все – отдам Елену Прекрасную, а
нет – голова с плеч!». Заданий много, я разделила
их на каждого.
Вариант 1
1. Реши задачу. Запиши в тетрадь только решение и
ответ.
Мама собрала 15 кг моркови, а свеклы – 3 кг. Во
сколько раз больше собрала мама моркови, чем
свеклы? Во сколько раз меньше собрала мама свеклы,
чем моркови?
2. Запиши ответы.
5 × 1 =
5 × 5 =
5 × 9 = |
5 × 3 =
20 : 4 =
30 : 5 = |
10 : 5 =
5 × 7 =
40 : 8 = |
Вариант 2
1. Реши задачу. Запиши в тетрадь только решение и
ответ.
Папа наловил 16 окуней, а сын 8 окуней. Во сколько
раз меньше окуней наловил сын, чем папа? Во
сколько раз больше наловил окуней папа, чем сын?
2. Запиши ответы.
5 × 2 =
5 × 6 =
5 × 8 = |
5 × 4 =
15 : 3 =
35 : 7 = |
5 : 5 =
25 : 5 =
45 : 5 = |
VI. Решение примеров на табличное умножение
и деление
У. Кощей хитрый, сразу не сдается.
Забирай, говорит, Елену Прекрасную, только
отгадай, в какой она башне.
У меня 4 башни. Елена Прекрасная не в самой
маленькой башне, но и не в самой высокой. Где же
Елена Прекрасная?
– Вошел Иван-царевич в башню и уже дверь нашел, за
которой Елена Прекрасная спрятана, а дверь-то вся
замками увешана – надо к каждому ключ подобрать
и замок снять. Помогите Ивану-царевичу!
На доске нарисована дверь, к ней
прикреплены замки с примерами на табличное
умножение и деление. Ключи с ответами лежат
отдельно. Ученик выбирает замок, решает пример,
выбирает ключ – если ответ верный, то снимает
замок.
– Открыл Иван-царевич дверь, а там ждет его
Елена Прекрасная. Тут и сказке конец, и урок наш
завершается.
VII. Итог урока
У. Вспомните, чем мы занимались на
уроке? Какое волшебное правило выучили? Вам
понравился наш урок? Какие оценки вы бы себе
поставили?
Дети отвечают.