Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2009

Я иду на урок

Полина Спасенникова ,
учитель МОУ СОШ с. Кышик, ХМАО

В тридевятом царстве

Математика. 3 класс

Тема: «Решение задач на кратное сравнение».

Цели. Отрабатывать умение решать задачи на кратное сравнение; развивать логическое мышление, память, навыки устного счета.
Учебные материалы. На плакатах – задачи, правило, карточки для самостоятельной работы; на доске – цепочка примеров для устного счета, рисунки – придорожный камень, три дороги, замок Кощея; мягкие игрушки или изображения героев сказки.

Статья опубликована при поддержке компании "Дверная мануфактура", предлагающей огромный выбор межкомнатных дверей от таких производителей как Альверо, Арсенал, Европан, Краснодеревщик и Дока. Представленные на интернет-странице http://www.doorust.ru/mezhkomnatnye-dveri/dveri-massiv/ модели дверей из массива древесины хвойных и лиственных пород отличает долговечность, повышенные шумо- и теплоизоляционные свойства, высокая износостойкость и экологичность. Кроме того, они имеют весьма привлекательный внешний вид и способны вписаться в любой, даже самый изысканный, интерьер. Уверены, в интернет магазине на сайте doorust.ru Вы обязательно подберете двери, которые не только надежно защитят внутреннее пространство Вашего дома, но и станут его украшением.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Ребята, сегодня у нас будет немного необычный урок математики. Вспомните русскую народную сказку «Иван-царевич и Серый волк». Чем закончилась эта сказка?

Дети. Иван-царевич женился на Елене Прекрасной.

У. Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были Иван-царевич и Елена Прекрасная. И вот однажды Елена Прекрасная исчезла. Иван-царевич потужил-погоревал, да делать нечего – отправился на поиски. Поможем Ивану-царевичу? Но дорога трудная – ждут нас впереди трудные примеры и задачи. Справитесь?

Д. Да!

II. Устный счет

У. Был у Ивана-царевича волшебный клубочек, за ним он и отправился, и мы следом.

Дети решают цепочки примеров.

– Привел клубочек Ивана-царевича на распутье, а там камень придорожный с надписью: «Верная дорога та, где ответ не самый большой, но и не самый маленький». Слушайте задачи:

1. На одном дереве было 6 золотых яблок, а на другом в 4 раза больше. Сколько золотых яблок на другом дереве?

– Каким действием решается задача? Почему надо умножать? Кто запишет выражение на первую дорогу?

2. В сундуке Кощея 30 золотых монет, а серебряных в 5 раз меньше. Сколько серебряных монет у Кощея?

– Как узнать? Почему? Запишите выражение.

3. У Бабы Яги на дверях 4 замка, а у Кощея 11. На сколько больше замков у Кощея, чем у Бабы Яги?

– Каким действием можно решить эту задачу? Расскажите правило. Запишите выражение. По какой же дороге идти Ивану-царевичу? Где ответ не самый большой и не самый маленький?

Дети решают задачи.

III. Работа над новой темой

У. Долго ли, коротко ли шел Иван-царевич и вышел на поляну, а там – избушка на курьих ножках. И живет в ней...

Д. Баба Яга.

У. Рассказала Баба Яга Ивану-царевичу, что Елену Прекрасную похитил Кощей. Справиться с ним очень трудно, так как есть у него помощники. Задала Баба Яга Ивану трудную задачу. Читаем задачу все вместе:

У младшего брата Змея Горыныча 3 головы, а у самого Змея Горыныча 12 голов. Во сколько раз больше голов у Змея Горыныча, чем у его брата? Во сколько раз меньше голов у брата, чем у Змея?

– Откройте тетради. Выполним рисунок. О ком говорится в задаче?

Д. О Змее Горыныче и его брате.

У. Сколько голов у младшего брата Змея?

Д. Три.

У. Как изобразим?

Д. Нарисуем три кружка.

У. Сколько голов у Змея Горыныча?

Д. Двенадцать. Нарисуем 12 кружков.

У. Что значит – узнать, во сколько раз больше?

Д. Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 12.

У. Как мы это сделаем?

Д. 12 разделим по 3.

У. Каким действием решаем?

Д. 12 : 3 = 4 (р.).

У. Ответьте на вопросы задачи. Что мы сделали, чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?

Д. Большее число разделили на меньшее.

У. Прочитайте и запомните это волшебное правило, оно вам еще пригодится.

На доске:

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

– Отправился Иван-царевич дальше, а тут и сам Змей Горыныч летит и говорит: «Не стану я с тобой, Иван-царевич, биться, если ты мою задачу решишь». Читаем задачу вместе:

На завтрак Змей Горыныч съел 8 добрых молодцев, а на обед – 24. Во сколько раз меньше добрых молодцев съел Змей Горыныч на завтрак, чем на обед? Во сколько раз больше съел он на обед, чем на завтрак?

– Запишем условие этой задачи. Какие слова выберем?

Один ученик пишет на доске, остальные – в тетрадях:

на обед – 24 д.м. во ? раз меньше
на завтрак – 8 д.м. во ? раз больше

– Повторил Иван-царевич волшебное правило и мы вместе с ним. Как решим эту задачу?

Д. 24 : 8 = 3 (р.).

У. Ответьте на вопросы задачи.

Выслушиваются ответы детей.

– Удивился Змей Горыныч, что Иван-царевич так быстро задачу решил, и пообещал, что не будет больше есть ни добрых молодцев, ни красных девиц.

IV. Закрепление пройденного материала

У. А Иван-царевич дальше пошел и вышел наконец к замку Кощея. А замок тот на скале высокой. Помогите Ивану-царевичу забраться на скалу – решите задачу:

У Кощея в подземелье спрятано 18 литров живой воды и 6 литров мертвой воды. Во сколько раз живой воды больше, чем мертвой? Во сколько раз мертвой воды меньше, чем живой?

– Что поможет решить задачу?

Д. Волшебное правило.

У. Прочитайте правило шепотом и запишите решение задачи. Кто ответит на вопросы задачи?

Выслушиваются ответы детей.

V. Самостоятельная работа

У. Добрался Иван-царевич до Кощея. Встретил Кощей Ивана такими словами: «Ну, Иван, сумел ты до меня добраться – сумей и задания мои выполнить. Решишь все – отдам Елену Прекрасную, а нет – голова с плеч!». Заданий много, я разделила их на каждого.

Вариант 1

1. Реши задачу. Запиши в тетрадь только решение и ответ.

Мама собрала 15 кг моркови, а свеклы – 3 кг. Во сколько раз больше собрала мама моркови, чем свеклы? Во сколько раз меньше собрала мама свеклы, чем моркови?

2. Запиши ответы.

5 × 1 =
5 × 5 =
5 × 9 =

5 × 3 =
20 : 4 =
30 : 5 =

10 : 5 =
5 × 7 =
40 : 8 =

Вариант 2

1. Реши задачу. Запиши в тетрадь только решение и ответ.

Папа наловил 16 окуней, а сын 8 окуней. Во сколько раз меньше окуней наловил сын, чем папа? Во сколько раз больше наловил окуней папа, чем сын?

2. Запиши ответы.

5 × 2 =
5 × 6 =
5 × 8 =
5 × 4 =
15 : 3 =
35 : 7 =
5 : 5 =
25 : 5 =
45 : 5 =

VI. Решение примеров на табличное умножение и деление

У. Кощей хитрый, сразу не сдается. Забирай, говорит, Елену Прекрасную, только отгадай, в какой она башне.

У меня 4 башни. Елена Прекрасная не в самой маленькой башне, но и не в самой высокой. Где же Елена Прекрасная?
– Вошел Иван-царевич в башню и уже дверь нашел, за которой Елена Прекрасная спрятана, а дверь-то вся замками увешана – надо к каждому ключ подобрать и замок снять. Помогите Ивану-царевичу!

На доске нарисована дверь, к ней прикреплены замки с примерами на табличное умножение и деление. Ключи с ответами лежат отдельно. Ученик выбирает замок, решает пример, выбирает ключ – если ответ верный, то снимает замок.

– Открыл Иван-царевич дверь, а там ждет его Елена Прекрасная. Тут и сказке конец, и урок наш завершается.

VII. Итог урока

У. Вспомните, чем мы занимались на уроке? Какое волшебное правило выучили? Вам понравился наш урок? Какие оценки вы бы себе поставили?

Дети отвечают.