«Говорят, что несчастие – хорошая
школа: может быть.
Но счастие есть лучший университет.
Оно довершает воспитание души,
способной к доброму и прекрасному».
А.С. Пушкин
Чувствовать себя счастливым
естественно для ребенка. Наши лучшие
воспоминания связаны с родительским домом, с
природой родного края, с играми на свежем
воздухе.
Дети радостно ощущают свою слитность с
природой. Замечали ли вы, как безбоязненно берет
ребенок в руки лягушек, разных жуков, червей,
играет с ними? Он не отделяет себя от всего
живого, тянется ко всему, что ползает по земле,
плавает в воде, летает в воздухе.
Сама жизнь ребенка – как цветок,
раскрывающий лепестки, как луч восходящего
солнца. День его проходит в разнообразных
занятиях, которые нам уже давно неизвестны.
Ребенок весь обращен навстречу радости, всюду
ищет и старается найти ее. Он весь в восторженном
ожидании счастья. И среди людей он ищет
жизнерадостных, тянется к ним. Людей хмурых,
сумрачных, жалующихся на судьбу он обходит
стороной. Магия жизнерадостности велика
настолько, что с человеком, излучающим радость
бытия, у ребенка немедленно устанавливается
психологический контакт. Такой человек
оставляет отпечаток своей личности в
формирующемся сознании.
Как бы ни была сложна жизнь семьи, рядом
с ребенком должен быть хоть один человек,
наделенный даром жизнелюбия. Любовь такого
человека возмещает ребенку недостаток внимания
со стороны других взрослых, помогает ему вовремя
выпрямиться после нанесенных обид, не
растрачивать на них душевные силы, необходимые
для личностного развития.
Счастливы дети, для которых таким
человеком стала мама. Есть такие мамы, есть! Уж
как иногда у них все не ладится, но не позволяют
себе впадать в уныние. Придет в дом – расцветет в
улыбке: встречайте, мама пришла! Дети знают о том,
что взрослым, в общем-то, нелегко, но их наполняет
жизненной силой то, что они видят мать не
покоряющейся невзгодам, а борющейся с ними,
преодолевающей их. Пусть дети научатся особенно
ценить в нас то, что даже в моменты невзгод и
огорчений мы стараемся не омрачать настроения
других своими неприятностями, не скисаем, не
делаемся инертными, за то, что больше всего мы не
хотим, чтобы нас жалели, – что угодно, только не
это. Пусть поймут они смысл русской пословицы:
«Чье горе плачет, а чье и скачет». Пусть научатся
отличать настоящую веселость от веселости, за
которой мы тщательно скрываем печаль, обиду,
а порой и отчаяние. Пусть ценят нас за силу
духа, мощь жизнелюбия, непокорность
превратностям судьбы, за мужество.
Беда в том, что так бывает не
всегда. Социологи задали школьникам вопрос:
«Когда вы видели свою маму улыбающейся?»
Большинство девочек и мальчиков ответили, что
даже не помнят когда. А нет маминой улыбки – нет и
радости в доме. Больше того: в этом случае ребенок
и вне дома не замечает тех событий, явлений,
которые способны вызвать радость. Растет такой
ребенок маленьким, унылым старичком без чувства
юмора, без звонкого смеха и веселой шутки.
Ребенок, лишенный радости, становится вялым,
гаснет его взор, силы его дремлют в бездействии.
Радость необходима ему, как кислород. Атмосферу
радостного детства надо тщательно оберегать,
потому что в ней источник развития. Радость –
мудрая, добрая воспитательница. В способности к
радости, переживанию счастья – жизненный
импульс, заряд активности. Для духовного роста
радость необходима так же, как солнечный свет и
воздух – для физического развития.
Радость – понятие
разностороннее. В жизни ребенка это радость
освоенного умения, нового знания, радость
открытия, достижения, эстетического впечатления,
радость взаимопонимания, эмоционального
контакта. Ребенок, не раз подчеркивал еще Я.
Корчак, находится в состоянии постоянной,
титанической борьбы и преодоления: он ежедневно,
ежеминутно борется со своими ошибками, слабыми
знаниями о жизни, со своим непониманием,
неумением. Некоторым родителям кажется: ребенок
больше всего радуется, когда ему что-то покупают.
Но этой маленькой радостью не заполнишь той
пустоты, которая образуется в душе, если нет
радости победы над своими слабыми силами,
радости преодоленной трудности, достигнутой
цели, раскрытой тайны, самостоятельного
поступка.
Ребенок то и дело празднует свои
маленькие и большие победы, терпит поражения.
Если он хмурится, когда все смеются, и смеется,
когда все переживают, если он зол и
недисциплинирован – значит, он страдает,
страдает от неуспеха, непризнания. Дайте ему
пережить успех, чтобы он не остановился,
удрученный, а, преодолев трудную ступень, шел и
шел дальше. Радость проявленной честности,
смелости – все это необходимо ребенку для
нормального развития. Его жизнь – нескончаемая
череда побед и поражений, таких незаметных на наш
взгляд и таких важных для него.
И горестей у детей много, но говорить о
них они не любят. Никто не обижает детей так
часто, как его собственные родители – своим
невниманием, несправедливыми упреками,
наказаниями, несоразмерными проступку,
раздражительностью и неулыбчивостью. Ребенок
долго носит в себе обиду, акцентирует на ней свое
внимание, она становится эпицентром всех его
мыслей и переживаний. Все это отбирает силы и
энергию. Более того, если вовремя не устранять
обиды, со временем у ребенка может развиться
состояние, которое психологи называют
комплексом «несчастного сознания»: ребенок
потеряет способность к полноценному переживанию
радости, разучится получать удовольствие от
жизни.
Когда ребенок впервые переступает порог
школы, слышит музыку, приветственные речи, он
весь в напряженном ожидании чуда, новизны, почти
взрослой самостоятельности. Родители, нарядные,
торжественные, провожают его в школу. Школьная
парта, новые тетради, новая жизнь, обещание
учительницы повести детей в увлекательную
Страну знаний... А проходит месяц-другой – и может
оказаться, что и в школе дела не ладятся, и дома
родители стали постоянно бранить его. Вот тут-то
и начинается утрата радостного, поэтического
видения мира, необходимого для воспитания «души,
способной к доброму и прекрасному».
Сохранить присущую детям жизнерадостность –
одно из важнейших условий развития у них
стремления к творчеству. Жизнерадостные дети
проявляют больше любознательности, более скоры
на догадку, вымысел. А жизнерадостными их делает
уверенность в том, что их любят, что они
оправдывают надежды взрослых.
Расти и развиваться трудно. Ребенок находится на
круто взмывающем вверх пути. На этом пути –
тысяча препятствий, внешних и внутренних. Вторые
преодолеть сложнее. Периоды подъема, крутого
восхождения сменяются периодом спада. Вдруг
ребенок делает все не то, не так, дерзит, не
выполняет обещанного. Взрослые видят в этом злой
умысел, а его нет и в помине. Причина в другом:
ребенок, говоря словами Я. Корчака, переживает
банкротство воли. Нам всем знакомо оно, а ребенка
с его неокрепшей выдержкой оно подстерегает
постоянно.
В моменты тяжкого состояния
банкротства воли, неудачи, ошибки ребенок
особенно нуждается в нашей поддержке, в
ободрении. Но вот парадокс: именно в эти периоды
мы бываем к нему нетерпимы, ожесточены, не
скупимся на обидные, унижающие его достоинство
слова. Ребенок доверчив, он способен легко
поверить нам, что он никудышный, никчемный,
плохой, а в те периоды, когда у него что-то не
ладится, способен поверить скорее. Один из таких
тяжких периодов в жизни ребенка может стать
барьером на пути дальнейшего развития его
духовных сил: оно останавливается, если ребенок
перестает верить в себя. Вера в себя, в то, что ты
можешь сделать больше, пойти дальше, стать лучше,
– могучий стимул самосовершенствования. Это
одновременно и одна из важнейших предпосылок для
радостного восприятия жизни.
Если ребенок вдруг стал непослушен, у
него плохо получается то, с чем раньше он
справлялся легко, не надо отказывать ему в
радости и превращать его жизнь в ад. В такие
моменты нелишним будет вспомнить, что ученые
пришли к выводу о волнообразной цикличности в
настроении и поведении детей:
2 года – ребенок спокойный, дружелюбный;
2,5 года – беспокойный;
3 года – ровный, уравновешенный;
3,5 года – беспокойный, раздражительный;
4 года – энергичный, «завоевательный»;
4,5 года – замкнутый, невротичный;
5 лет – спокойный, ровный, контактный;
5,5 и 6 лет – беспокойный;
6,5 лет – уравновешенный;
7 лет – беспокойный, раздражительный;
8 лет – энергичный, «завоевательный»;
9 лет – замкнутый, невротичный;
10 лет – опять спокойный, контактный.
И дальше – та же периодичность: в 11 лет –
беспокойный, в 12 лет – уравновешенный, в 13 лет –
беспокойный, в 14 – энергичный, в 15 – замкнутый, в
16 – спокойный, контактный.
Не все дети в одинаковой степени
соответствуют этим возрастным характеристикам.
Психологи дают эту схему для того, чтобы мы с вами
с пониманием относились к перепадам в настроении
и поведении детей и терпеливо ждали, когда
трудная полоса пройдет и сменится легкой и
приятной.
Взрослым это надо знать и для того, чтобы
не разувериться в себе как в воспитателях.
Ребенок стал хуже вести себя? Не будем
воспринимать это как катастрофу. Это, скорее
всего, кризис, за которым последует
выздоровление.
Родителям приходится переживать не один
кризис роста своих детей. Не будем
отгораживаться от них, вставать в позу обиженных
– будем говорить с детьми, а не детям. Ведь это не
одно и то же: говорить детям – значит
отстраниться от них, внутренне отойти, мыслить
себя как бы на пьедестале своего возраста, опыта.
Так не пробьешься к ребенку, не достучишься до
него. Говорить с детьми – значит быть с ними
рядом: не над ними, а вместе с ними.
У каждого ребенка бывают периоды, когда он быстро
утомляется, становится сонлив, раздражителен,
недисциплинирован, вступает в конфликты с
одноклассниками, дерзит учителю, у него малая
психическая выносливость, низкая
сопротивляемость болезням. Он вдруг начинает
плохо выглядеть, у него снижается аппетит.
Проходит этот период, и он вновь бодр,
жизнерадостен, доброжелателен, послушен. Полезно
помнить об этой цикличности, чтобы не спешить с
крутыми мерами.
Поможем ребенку
справиться с периодом ослабления воли, ободрим
его. Будем терпеливы и осторожны: нет ничего
более хрупкого, чем организм ребенка, его
психика. Важно создавать школьнику ситуацию
успеха, а значит, помогать ему выбирать цели по
силам и достигать их, вовремя приходить на
помощь, если что-то не получается, не забывать
похвалить, если вышло хорошо. Удовольствие от
хорошо сделанной работы, да еще сопровождаемой
похвалой взрослых, – высшее счастье для детей.
Похвала необходима ребенку, потому что ему
свойственно стремление к совершенству. Когда
хвалите, лучше сравните новые успехи ребенка с
прежними, а не с успехами других детей. Если среди
детей развивается соперничество, надо сделать
так, чтобы тот, кто оказался побежденным, не
разуверился в себе, не упал духом.
Заботясь о радости ребенка, не стоит убирать шипы
с роз на его пути, оберегать растущего человека
от тех трудностей, которые он уже в силах в его
возрасте самостоятельно преодолеть. Но не будем
отравлять каждый глоток детской радости пресной
приправой из назидательных слов. Отнесемся к
радостям, вкусам ребенка с таким же уважением,
как к радостям и вкусам взрослых. Надо научиться
быть добрыми волшебниками, которые умеют
превращать в удовольствие, в самую большую
радость совместный с детьми труд, каждодневное
общение. Пусть в доме, где растет ребенок, царит
солнечная атмосфера простых и добрых отношений.
Ф.М. Достоевский устами Алеши
Карамазова сказал: «Знайте же: ничего нет выше,
сильнее, здоровее и полезнее для жизни, как
хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно
вынесенное еще из детства, из родительского
дома... какое-нибудь этакое прекрасное, святое
воспоминание, сохраненное с детства, может быть,
самое лучшее воспоминание и есть».
Дом непритягателен для ребенка, если в
этом доме нет радости общения, шутки, юмора,
общего чтения, обмена мнениями, споров,
дискуссий, ободряющей улыбки близких людей.
Скучен дом, в котором пусть даже всегда сытно и
чисто, но нет ласки, тепла, где всегда только
будни и нет праздников. А ведь и сегодня многие
мамы приходят домой уже неспособными к общению,
потому что у них есть основная работа да еще одна
по совместительству. При живых родителях ребенок
растет лишенным радости общения с ними.
Хорошая семья – та, в которой нет
проповедей, крика по поводу всякой мелочи, нет
ханжества, при котором детям не разрешается то,
что дозволено взрослым. В такой семье царит
бодрое настроение, нет показного благочестия,
рассчитанного на детское восприятие. Дом открыт
для товарищей детей, им разрешается играть,
веселиться, конечно, не стесняя привычек
обитателей дома.
Источник радости для ребенка – игра. Она
вызывает прилив сил. Как блестят глаза, каким
ярким румянцем покрываются щеки ребенка, когда
он может все свободное время тратить на игру!
Если не дать ребенку развить свое воображение в
процессе игры, у него будет мало смекалки,
сообразительности, способности к фантазии.
Игра – это маленькое царство детей, где они –
хозяева. Пусть они в этом царстве сами и
распоряжаются. Но, конечно, они должны знать, где
можно играть, а где нет, когда надо прекращать
игру, чтобы не мешать работе и отдыху взрослых.
Развитие личности осуществляется
успешно лишь при условии, если обеспечена
эмоционально здоровая настроенность ребенка,
если удовлетворяется его стремление к романтике,
красоте, общению, деятельности. Они хотят жить
активно, деятельно, радостно и интересно, хотят
поскорее приобщиться к миру взрослых. Все это не
праздные прихоти – это необходимые условия
развития личности. Ребенок жаждет общения,
радости, новизны, необычного и яркого, стремится
быть принятым в среде взрослых и сверстников,
иметь друзей, достигать успеха в делах. Поможем
ему в этом. В радостном упоении жизнью ребенок
развивается наиболее активно и гармонично. Вне
радости в ребенке тускнеет и сохнет все, что
должно сверкать и цвести.
Из детства ребенку надо вынести настолько
значительный заряд оптимизма, чтобы его хватило
на всю жизнь.