Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2009

Учимся играя

Т. И. Басюк ,
учитель РМОУ «Усть-Юганская СОШ»

Мой край Югра

Познавательно-развлекательная игра. 3 класс

Тема. «Мой край – Югра».

Цели. Формирование национального самосознания; ознакомление учащихся с укладом жизни народов коренных национальностей; воспитание чувства любви к природе, к национальной культуре, традициям ханты-мансийского народа.

Учебные материалы: иллюстрации с изображениями представителей народов ханты, манси; рисунки растений и животных, занесенных в Красную книгу; картины тайги; выставка книг.

ХОД ИГРЫ

Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в Югру, где познакомимся с укладом жизни народов ханты и манси, сделаем несколько остановок в этом богатом и удивительно прекрасном крае.

Послушайте легенду, рассказанную когда-то древними греками.

...Будто в стране северного ветра
Живут счастливые люди.
Им нипочем ни полгода темной ночи,
Ни снег, ни вьюга, ни мороз.
И одежды у них из звериных шкур,
И едят звериное мясо,
Но дух их не звериный, а человеческий.
Особенно летом, когда круглые сутки
Стоит солнце,
Тогда нипочем людям в оленьих шкурах
Ни комариный рай,
Ни гнус, ни болота, ни великая вода,
Ни дремучий бор...

Открываются иллюстрации с изображениями представителей народов ханты и манси.

Ученик 1. Кто мы?

Ученик 2. Дикари?

Ученик 1. Наивные дети снегов в грубых оленьих шкурах?

Ученик 2. И будто вовсе не поем, а мычим, рычим?

Ученик 1. Откуда?

Ученик 2. Туземцы?

Ученик 1. И будто песни наши из двух звуков-слов?

Ученик 2. То сравнивают нас со снежным человеком, низводя до пещерных чудищ...

Ученик 1. То возвеличивают до пришельцев из космоса.

Публикация произведена при поддержке "Московского центра по повышению квалификации и дистанционной переподготовки специалистов". Дистанционные программы обучения для взрослых и детей, курсы иностранных языков, бизнес тренинги, корпоративное обучение во всех регионах Российской Федерации. Учитель математики дистанционно, журналистика, международные отношения, директор по персоналу, директор по продажам, управление персоналом, специалист по социальной работе, креативный директор, менеджмент, маркетинг. Узнать подробнее о центре, стоимости обучения и подать онлайн-заявку на обучение Вы сможете на сайте: http://professional-education.ru/.

Ученик 2. Жизнь хантов определялась их занятиями. Основным занятием было кочевое оленеводство в сочетании с охотой. В южных районах Прииртышья и на Оби разводили овец, коз, свиней, домашнюю птицу, нынче выращивают овощи, картофель. Во всех районах важное значение имело рыболовство. Рыбу ловили сетями, неводами, мешкообразными ловушками (сырпами). Ловили осетра, нельму, муксуна, стерлядь, сига, чира, сырка, щуку и др. Летом и осенью заготавливали на зиму ягоды и кедровые орешки.
Хантов называли «рыбоядцами» – в их пище преобладала рыба. Ее вялили, сушили, коптили, варили, жарили, ели сырой. Белую замороженную рыбу мелко строгали (строганина). Лакомствами считались варка – икра, вываренная в рыбьем жире, – и желудок белки, наполненный кедровыми орешками. Мясо только что убитого оленя ели сырым и отварным, а мясо лося всегда варили.

Вывод: ханты занимаются рыболовством, охотой, оленеводством, сбором ягод, орехов.

Ученик 1. Манси – народ, родственный хантам. Эти народы очень близки между собой по культуре, порой их трудно различить. Манси больше охотники, чем рыбаки, наверное, потому, что в их крае протекают в основном мелкие речки, в которых водится мало ценной рыбы. Манси охотятся на лося, медведя, на водоплавающую и боровую птицу. Но главное направление их промысла – пушное.
Мансийские селения живописны благодаря хозяйственным постройкам. Кроме того, их характерная особенность – дымокуры около жилья весной и летом. Это костры, в которых тлеют гнилые деревья, зеленые ветви, мох. Часто дымокур разводят в ведре или тазу и ставят на пороге. И хотя в помещении от этого дымно, зато комаров меньше.

У. Ну, а теперь переходим к игре. А начнем мы ее с улыбок. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Молодцы!

Остановка 1. «Приметы народные, в дело пригодные»

Ученик 3.

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.

(Роман Ругин)

У. Закончите приметы:

  • Собаки воют – волки... (близко).

  • Солнце к вечеру краснеет – день настанет... (ветреный, холодный).

  • Около луны звезда народилась – ... (потеплеет).

  • Звезды сильно заблестят – ... (к теплу).

  • Собаки катаются по снегу – ... (к пурге).

  • Если северное сияние полыхает, движется – ... (к пурге).

  • Шумит еловый лес – ожидай... (оттепель).

  • Появились опенки – лето... (кончилось).

  • В лесу – грибы, в траве – ... (ягоды). 

Остановка 2. Загадки о природе

Мы темным вечером сверкаем,
А днем мы исчезаем. (Звезды.)

Не море, не земля,
Корабли не плавают
И ходить нельзя. (Болото.)

Она, как снег, от солнца прячется,
А мышка – от нее. (Сова.)

С неба летит – пляшет,
Все, что есть в тайге, прячет,
А в чум попадет – плачет. (Снег.)

Длинноухий модник:
Летом в сером кафтане бегает,
А зимой белую шубку надевает. (Заяц.)

Лежат на кочках кусочки янтаря,
В рот положишь – тут же растают. (Морошка.)

Из пуховой одежды мамы
Для детишек мягкая постелька постелена. (Гнездо.)

Белая ткань расстилается,
Черная ткань сворачивается. (День и ночь.)

Он не лось, он не птица,
Только быстрее всех их. (Ветер.)

В огонь кладут – в огне не горит,
В воду спустят – в воде не тонет. (Лед.)

Женщина в черной шубе воду несет, вода все проливается. (Туча.)

Остановка 3. Знатоки народных праздников

Вороний день. Изначально он праздновался в день прилета ворон. Позднее стал отмечаться 7 апреля. Прилет ворон связывался с приходом весны и тепла. Именно эти птицы прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая природу.
Старые люди говорят, что ворона – хорошая птица, она радуется рождению детей.
В этот день устраивалась праздничная трапеза. Готовили саламат – мучную уху, разные рыбные блюда, пекли из теста золотистых птиц, угощали детей и друг друга.
В вороний праздник обычно соревновались в силе и ловкости, устраивали музыкальные состязания: кто знает больше мелодий. А молодые в этот день выбирали себе женихов и невест.

Медвежий праздник. Этот праздник сохранился и до наших дней.
Медвежьи игрища проводились один раз в семь лет, а также по случаю добычи медведя. В последнее время у народов ханты и манси медвежий праздник проводится только по случаю добычи медведя.
В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся пять дней (если это медведь) или четыре (если медведица).
Добытого медведя везут в стойбище через все священные места, делая остановки на озерах, реках, лесах и болотах, встречающихся на пути.
Подходя к селению, охотники кричат четыре или пять раз, оповещая о приходе лесного гостя. Селяне, в свою очередь, встречают его чашей с дымящейся чагой, окуривают охотников и зверя, очищаются сами, обрызгивая друг друга водой или снегом.
На этом празднике исполняют танцы, поют песни, надевают маски, изображающие различных птиц и животных. На празднике запрещено присутствовать детям и женщинам. Единственное место, где женщина не только может, но и обязана показать себя, – это женский танец, который исполняется каждый день по окончании цикла медвежьих песен.

Остановка 4. Природная аптека

Ученик 4.

Тайга – как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства:
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Все целебные растенья
Нужно знать без исключенья.

У. А сейчас мы проверим ваши знания о лекарственных растениях. Мы проведем игру «Устами младенца». По описанию вы должны узнать растение и назвать его лечебные свойства.

1. В тайге он бывает разного цвета. Все люди и животные ходят по нему. Его очень любят есть олени. (Лишайник.)

  •  А еще лишайник высушивают, растирают в порошок и посыпают раны; используют для лечения туберкулеза.

2. Он мягкий, но не пух, зеленый, но не трава. (Мох.)

  • Мох применяют при болях в груди, при расстройствах желудка.

3. Она считается символом России. Ее можно сравнить с молодой девушкой. (Береза.)

  • Листья березы являются мочегонным средством.

4. Это дерево называют плакучим. Его длинные тонкие ветви часто опускаются чуть ли не до самой земли, придают дереву грустный вид. (Ива.)

  • Кора ивы применяется при простудных заболеваниях.

 Летом в тайге растет много лекарственных растений, в которых много витаминов. А зимой все это прячется под толстым слоем снега. Но жители тайги восполняют потребность в витаминах, питаясь сырой пищей.
Для пришлых людей странно видеть, как ханты и манси едят сырую рыбу и мясо, но они объясняют это так: «Надо свежее мясо есть, а то силы нет, мышцы болят, скоро работы будет много». Такие слова прозвучали в воспоминаниях о Севере доктора исторических наук Анатолия Мухачева. Он рассказывает и о том, как он впервые ел сырое мясо, запивая его кровью: «А силы действительно стало больше: ведь свежая оленина богата витаминами и микроэлементами, а это главный их источник».

Игра «Руки!»

Играющие встают в круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись около кого-нибудь, говорит: «Руки!» Играющий, к которому обращены слова, не должен реагировать, но стоящий справа должен поднять правую, а стоящий слева – левую руку. Если кто-нибудь ошибется, он выбывает из игры. Выигрывают три последних оставшихся участника.

Остановка 5. Аукцион вопросов

1. Как называется жилище у кочующих хантов? (Чум.)
2. Как называется лодка, которую ханты используют при ловле рыбы на озере, малой речушке? (Обласк.)
3. Что является основной пищей народов ханты и манси? (Рыба и мясо.)
4. Самое распространенное хвойное дерево. (Сосна.)
5. Основное занятие коренных народов Югры. (Охота.)
6. О каком дереве так говорят: «дочь радуги, дочь неба, которая помогает людям преодолевать черные мысли и дела». Это дерево чистоты и света. (Береза.)
7. Назовите праздники народов ханты и манси.

Остановка 6. «Природа в опасности!»

У. Наша цивилизация ведет к неизбежным потерям. Если мы не будем беречь природу, то все человечество может погибнуть вместе с беззащитной планетой. Эта тревога вселяется в души многих людей. Поэтические строки звучат набатом тревоги.

Ученик 5.

Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды –
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.

Ученик 6.

Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?

(Р. Рождественский)

Ученик 7.

Будь милостив к природе, человек .
Берешь – бери не более, чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век
С тобой, разумным, скоротают в дружбе.

(Л. Лапцуй)

У. Тайга для хантов и манси – это огромный, просторный чум. Они бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для будущего поколения. Запретов в жизни тайги, которые должны беспрекословно выполнять взрослые и дети, за века выработано немало. Вот лишь некоторые из них:

  • Северный человек берет от природы столько, сколько необходимо для жизни.

  • Не принято стрелять в линных гусей. (Добычей охотников могут оказаться только слабые в беге птицы, которые не могут перенести перелет в теплые края.)

  • Не принято нарушать покой пушного зверя способом загона (облавы).

  • Нельзя разводить костер на случайных местах. Это надо делать только в случае жизненной необходимости.

В отличие от хантов и манси пришлое население не всегда соблюдает правила тайги. Мы никогда не увидим человека тайги с ярким полевым букетом цветов. Зато люди других национальностей рвут их безжалостно. Также пришлое население очень часто охотится на животных не по надобности, а из-за азарта. Некоторые виды растений и животных становятся редкими, исчезающими.
Ребята, а какие меры применяются, чтобы уберечь природу? (Охота на животных разрешается в определенные сроки. Некоторые птицы занесены в Красную книгу, а охота на них вообще запрещена. На вырубленных участках сажают новые деревья. Создают леса-заповедники, где нельзя рубить деревья. Заповедными местами в нашем округе являются «Малая Сосьва», «Юганский», памятник природы «Кедровая роща» и др.)

В Красную книгу вошли:

  • птицы: краснозобая казарка, гусь-пискулька, сокол-сапсан, стерх;

  • животные: ласка, западно-сибирский бобр;

  • растения: кандык сибирский, ятрышник;

  • гриб: ежевик коралловидный.

– Вот и подошла к концу наша игра. Мы узнали лишь очень немного о нашем богатом, удивительно прекрасном крае. Я надеюсь, что вы будете охранять свой край, умножать его богатства и сохранять красоту.

Литература

Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьника. Народы Севера Земли. Культура народов Севера. – М., 1999.
Куриков В. Ханты-Мансийский автономный округ: с верой и надеждой – в третье тысячелетие. – Екатеринбург, 2000.
Немысова Е.А. Хантыйские загадки. – СПб., 2006.
Окно в Югру: Атлас-путеводитель. 1930–2005. – Ханты-Мансийск, 2005.
Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3 т. Т. 1. – Ханты-Мансийск, 2000.
Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А. Краски северного лета: Рассказы о растениях. – СПб., 1997.
Природа края в художественной литературе: Растительный мир / Сост. О. Гаврилова. – Тюмень, 1997.
Стариков В.П. Млекопитающие Ханты-Мансийского автономного округа. – Сургут, 2003.