Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2009

Учителю на заметку

Юлия Максимова ,
учитель школы № 1314, г. Москва

Презентация и здоровье

Медиапрезентации и здоровьесберегающие технологии

Время стремительно летит вперед. Школьный учитель не может остаться в стороне от достижений в области информационных технологий, доступных школе. Компьютер не заменит человеческого общения, зато ему по силам сделать урок ярче. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране – медиапрезентация. А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса учащихся.

С медиаподдержкой сегодня работают многие школы, учителя создают свои проекты – в этом уже сильны многие учащиеся даже начальных классов. Однажды использовав презентацию на уроке, вам захочется сделать это вновь. Пусть это будет началом ваших творческих свершений.
Презентация – последовательная проекция слайдов на экран. Порядок слайдов предусмотрен логикой построения урока, необходимостью его иллюстрирования. По содержанию презентации условно можно разделить на три группы: 1) иллюстрирование; 2) организация; 3) самостоятельная творческая работа.
Первая группа презентаций используется чаще всего. Это презентации, иллюстрирующие рассказ учителя. Именно они призваны снять магниты и кнопки с доски и заменить их картинками, фотографиями или схемами. Нет такого школьного предмета, где можно было бы обойтись без наглядного материала, а возможности иллюстрирования с помощью компьютера и медиапроектора весьма высоки. Правда, необходимо помнить, что всякое пассивное созерцание прекрасного не будет эффективным именно потому, что сам ученик пассивен. Чтобы повысить результативность иллюстрирующей презентации, необходимо дать предварительную установку на восприятие с организующим деятельность заданием: заполнить таблицу, составить схему, систематизировать материал.
Особой группой стоят презентации, являющиеся результатом самостоятельной творческой деятельности учащихся. Это мини-проекты учащихся, сопровождающие устный ответ, созданные к конкретному уроку по данной ранее теме. Они могут представлять собой тот же иллюстративный вариант, но инициатива и логика – в руках ученика. Это прекрасное средство, обучающее ребенка планировать выступление, развивающее умение публично говорить.
Самой ценной, на мой взгляд, является презентация-организация. В такую презентацию выстраивается сама система конкретного урока или система изучения целой темы – от целеполагания до рефлексии. Здесь возможны четкая фиксация поставленных промежуточных учебных задач, результаты их решения, подача материала для анализа и закрепления, иллюстрирование и проведение контроля. Рекомендую использовать в такой презентации определенные знаки-символы, фиксирующие внимание учащихся на способе деятельности.
Презентация, кроме неоспоримых «плюсов», имеет и ряд «минусов», о которых нельзя не сказать:

  • нагрузка на зрение;

  • поток дополнительной информации;

  • «клиповость»;

  • порой неудачное оформление;

  • нечитаемость кадра.

В презентации все является частью потока информации: цвет фона, смена слайдов, само содержание. Цветовая гамма фона влияет на эффективность восприятия информации: чем темнее цвет, тем хуже восприятие. Значение имеет использование теплых или холодных оттенков цвета: теплые, но неяркие цвета предпочтительнее.
Для школьного материала наиболее эффективным считаются теплые неброские оттенки зеленого цвета, бежевой гаммы и нейтрального белого цвета. Надо помнить, что некоторые модели медиапроекторов искажают цветовую гамму, и то, что было сделано на нежном салатовом фоне, может на экране оказаться невыносимо ярким, раздражающим и утомляющим глаз ребенка. Как бы ни были красивы предлагаемые в программе готовые разнообразные по стилю и оформлению шаблоны презентаций, лучше выбирать самые «спокойные». Нельзя включать в одну презентацию разные по стилю слайды, так как школьник (особенно младший) будет отвлекаться от содержания на оформление каждого.
Особое слово – об использовании функции анимирования презентаций. Анимация позволяет выделять объекты, по-разному представлять их появление на слайде, что иногда бывает необходимо. Психология восприятия такова, что глаз человека в первую очередь выхватывает движущиеся объекты в поле зрения. Значит, заголовок или иллюстрация, вылетающие и переворачивающиеся на экране, обязательно будут выделены из потока информации. Но неуместное использование анимации, при которой на экране что-то прыгает или мелькает, многократно увеличивает нагрузку на зрение ребенка.
Необходимо уделить особое внимание такому моменту, как читаемость кадра. Очень многие слайды просмотренных мною презентаций содержали иллюстрации и текст. Есть большой соблазн дать информационный блок прямо в кадре, но с первой парты печатный текст на экране читается с трудом, а с предпоследней – не читается совсем. Нет смысла в презентации выкладывать в письменной форме все то, что докладчик собирается рассказать устно, так как презентация-иллюстрация призвана предоставить наглядность. Если есть необходимость передачи текста на экране, то надо знать, что объем текста не должен превышать 1/3 площади слайда, при условии что текст печатается крупным жирным шрифтом и на светлом, лучше белом, фоне.

 

Значение для восприятия имеет все, в том числе и количество предлагаемой ребенку информации (как на одном слайде, так и в уроке в целом). Психологи определили, что взрослый человек воспринимает одновременно не более 7 ± 2 объектов. Для ребенка начальной школы количество объектов на одном слайде не должно превышать 4–5. Остальное – просто за пределами возможностей анализа и сохранения в памяти. Превышение объема воспринимаемой информации вызывает утомление. Так же действует на ребенка и презентация с большим количеством слайдов. Как бы нам, учителям, ни хотелось показать своим ученикам побольше, надо помнить о здоровьесбережении. Среднее количество слайдов в рабочей презентации-организации – от 10 до 15 (при необходимости может быть и меньше). Главное – целесообразность, содержание и мера во всем.
Руководствуясь собственным опытом, могу предложить следующие краткие рекомендации для вашего творчества. (См. таблицу.)

ТАБЛИЦА

Основы

презентации

Рекомендации

делать

не делать

Организация
(зависит
от типа)

  • Дети должны получить задание заранее и осмысливать материал

  •  Фиксировать цели и результат

  • Желательно использовать символы (вопрос, книга)

  • Простое просматривание картинок

Фон

  • Использовать светлый фон, лучше в желтой или зеленой гамме, полупрозрачный

  • В одном стиле оформлять всю работу

  • Пестрые кадры

  • Кадры, оформленные в разном стиле

  • Яркие цвета

  • Фиолетовые и коричневые тона

Текст

  • Набирать на белом фоне жирными буквами крупным шрифтом

  • Сплошной текст на слайде, мелкие буквы на фоне с рисунком

  • Избыточная информация

Выделение

  • Должно соответствовать уровню текста

  • Выделять цветом только заголовки

  • Избыток выделений

Количество объектов

  • Включать в слайд не более 4 – 5 объектов

  • Менять расположение объектов от слайда к слайду

  • Много мелких картиночек

  • Длинные презентации по 30 слайдов на один урок

Анимация

  • Вставлять по необходимости (чем меньше летает и вползает, тем меньше нагрузки на глаза)

  • Прыгающие буквы, вращающиеся фигуры, мерцающие по 5 с и более объекты