Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2009

Педагогика в лицах

Галина Макаревич ,
гл. специалист Научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, зам. руководителя Международного научного семинара “Культура детства: нормы, ценности, практики”

Учимся слушать

Цикл статей на тему «Книга и современный ребенок»

Продолжение. Начало см. № 10, 12/2009.

УРОК 5

Фото В. Алексеева

Фото В. Алексеева

Тема. «Фольклор. Малые жанры фольклора. Народная песня “Березонька”. О чем поется в русской народной песне “Березонька”»?

Цель. Освоить способы работы с текстом народной песни.

Задачи. Передать в речевом упражнении просьбу; усвоить особенности интонирования русской народной песни; раскрыть смысл постоянных эпитетов; определить тему песни; открыть способы «прочтения» культурно-исторического опыта на примере текста устной традиции.

Учебные материалы. Учебник «Литературное чтение. 1 класс» (авт. Ефросинина Л.А.).

ХОД УРОКА

Речевые упражнения

Это одно из самых любимых детьми речевых упражнений. Текст без труда заучивается благодаря тому, что в нем воспроизводится привычная жизненная ситуация, используются хорошо знакомые каждому ребенку слова. Чувство жалости, которое у нас возникает при виде старого человека, в этой маленькой просьбе передано просто и не требует комментариев:

Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди –
Дай дойти до дому
Дедушке седому.

Знакомство с новым материалом

Дети слушают русскую народную песню «Березонька».

Особенности интонирования русской народной песни: лирическая задушевная интонация, замедленный темп, растягивание гласных; вглядывание в каждую деталь того, о чем поется; соотнесение картин природы с жизнью людей (психологический параллелизм).
Для настоящего знакомства с народной песней необходимы хорошая аудиозапись или живое исполнение. В деревнях песни никогда не читались как стихотворения – они рождались как звуковые спектакли, в которых звуку (протяжному, монотонному) отводилась главенствующая мироустроительная роль. Песня исполняется, то есть ею полнится, наполняется пространство.
И в песне исполняется нечто неотвратимое, предопределенное. Народная песнь – это вопрошение о человеческой судьбе и исполнение этой судьбы. То, что в литературоведении называется изящным словом «психологический параллелизм», есть ключ к осмыслению содержания песни. Одиночество березки – это такой поворот в жизни, которого девушки стараются избегнуть, потому и плетут венки, то есть гадают на суженого.
Когда мы произносим слово «стихотворение», мы либо указываем жанр произведения художественной литературы, либо акцентируем внимание на форме записи текста. Взрослый человек, ориентируясь на контекст высказывания, всегда понимает, о чем речь. Дети еще не знают всех значений этого слова. Если мы придерживаемся жанрового принципа в преподавании литературного чтения, то стоит с самого начала определиться в терминах. По возможности избегайте слова «стихотворение», когда речь идет о жанрах фольклора. Стихотворение – это литературное произведение, а значит, авторское и художественное. Все фольклорные тексты создавались для конкретных практических нужд. Их «художественность» имеет другую природу: в заговорах и причитаниях, закличках и загадках – то, что нельзя называть открыто, переназывается, переиначивается, зашифровывается. Отгадывание загадок мы сегодня воспринимаем как интеллектуальную игру. Для наших далеких предков это были тексты, входившие в обряд посвящения, в шаманские обряды (обращение к тотемному животному или к духу содержало длинный перечень его качеств и заслуг, но его имя строго табуировалось).

Словарная работа

Учитель. О чем поется в этой песне?

Дети. О березе.

У. Что мы о ней узнаем?

Д. Она белая, кудрявая. Листья у нее зеленые.

У. Зеленые листья – это понятно. А что значит белая, кудрявая?

Д. Ствол у нее белого цвета. Тонкие ветки рассыпаны одна над другой, как кудри.

У. Ветки березы напоминают кудри волос. Раз у нее вьются ветки-кудри, значит, она похожа на человека?

Д. Да.

У. А в песне есть люди, на которых похожа береза?

Д. Есть девушки, но они на березу не похожи.

У. Немного похожи. Девушки такие же молодые (про молодых часто говорят – зеленые) и неопытные (белая – значит чистая), как березка. Девушки вьют венки. Потом они эти венки бросят в реку, и те молодые люди (их также называют парнями), которые выловят венки, наденут их на свои кудрявые головы. Когда парень и девушка встретятся, они узнают друг друга по венку и поженятся.

Где стоит (растет) березонька?

Д. Посередь долинушки.

У. Как это понять?

Д. Надо посмотреть в толковом словаре.

У. Посередь – значит «в центре». Долина – это ровное место вдоль реки.

Д. Около реки, в центре долины.

У. Растет ли какое-нибудь дерево возле березки?

Д. В песне об этом не сказано. Может, и растет.

У. Раз не сказано, значит, она одна. А у девушек, что плетут венки, мужья есть?

Д. Нет, они тоже одинокие, незамужние.

У. Да, этим они похожи на березку. А чем они на нее не похожи?

Д. Береза белая, девушки красные.

У. Что же у них красного?

Д. Наверно, одежда.

У. Красный – это значит «красивый».

Д. Девушки красивые!

У. А березка?

Д. Тоже.

У. Значит, и в этом они похожи: белая березка красива по-своему, девушки – по-своему. Что же у них разного?

Д. Ничего.

У. В жизни березки и жизни девушек не все похоже. О чем просят девушки?

Д. Мы не знаем. В песне нет слов девушек.

У. Знаете. Венки в руках девушек – это их просьбы.

Д. Они мечтают выйти замуж.

У. Правильно: наши прапрабабушки сказали бы – «найти суженого», то есть жениха. А у березки есть «жених»?

Д. Нет, она одна.

У. Зачем же девушки эту песню поют?

Д. Чтобы не быть одинокими, как березка.

Наверняка отыщутся в вашем классе дотошные ученики, которые спросят: «Кого девушки просят о замужестве?» Исчерпывающего ответа нет, но есть некоторые исторические реконструкции, позволяющие сделать некоторые предположения. Это может быть какое-то божество, капище которого располагается около березки. Это может быть и сама березка (и сегодня мы встречаем деревья, являющиеся объектом поклонения и усеянные множеством ленточек-просьб, ленточек-молитв).

Процесс осмысления текста. Работа в парах

Фото В. АлексееваУ. Откройте учебник. Рассмотрите, что изображено на иллюстрации к тексту. Всё ли здесь так, как поется в песне? Посовещайтесь в парах.

Варианты ответов:

– В песне поется, что береза стоит «посередь долинушки» – значит, у реки. А на иллюстрации не река, а озеро или пруд.

– В песне не сказано, что недалеко от того места, где поют девушки, стоят дома. Ясно, что девушки живут в них, но, наверное, художник их сам придумал1

– Шелковая трава по виду и на ощупь напоминает шелк значит она густая, молоденькая, невысокая. На иллюстрации трава редкая, на шелк не похожа.

У. Кто-то когда-то, так давно, что имя его забыли, сложил эту песню. Она передавалась много-много лет подряд от матери к дочери. Что-то в песне забывалось, что-то добавлялось, она стала народной. Как вы думаете, почему наши прапрабабушки так долго помнили эту песню?

Д. Чтобы научить своих дочерей и внучек, как искать женихов.

У. А сегодня девушки также ищут женихов?

Д. Нет.

У. Может, и песня нам тогда не нужна?

Д. Нужна. Она красивая и немного волшебная, ведь с ее помощью наши прабабушки находили своих женихов.

У. А если не находили?

Д. Оставались одинокими, как березка.

У. Получается, что эта песня грустная?

Д. Грустная для тех, кто остался без мужа.

У. А для тех, кто хочет выйти замуж?

Д. Ожидательная и просительная: девушки еще не знают, найдут жениха или нет.

У. Вы правы – это песня-пожелание, песня-просьба. Кто хочет ее исполнить так, чтобы передать надежду, ожидание девушек?

Закрепление изученного

Исполнение песни

После того как дети узнали содержание песни, они могут попробовать исполнить ее так, чтобы передать просьбу девушек о замужестве. Если «певцов» в вашем классе не найдется или те, кто попробует выступить в их роли, будут неубедительны, послушайте еще раз профессиональное исполнение. Теперь дети будут вслушиваться в оттенки интонации с пониманием: в бесхитростных словах о березке как бы хранятся и передаются судьбы их прабабушек, бабушек, мам и сестер. Генетический опыт им подскажет, что их собственные чаяния тоже уже живут в этом тексте. И, быть может, через это им станет понятно высказывание Степана Писахова: «Песней мы свое нутро проветриваем, песней мы себя, как лампой, освещаем».

Рефлексия прочитанного

Поиск ответа на вопрос: «Где и когда мы в жизни встречаемся с русской народной песней?» – поможет ученикам не только вспомнить жизненные ситуации, но и осознать на новой ступени, какую роль играет народная песня в современности. Это поможет в процессе формирования личной оценки по отношению ко всему устному народному творчеству. Те из ребят, которые пока не смогут изложить свое понимание данного вопроса, пусть передают свои эмоции через иллюстрацию (задание в рабочей тетради: «Раскрась иллюстрацию так, чтобы было понятно, какие чувства у тебя вызывает народная песня»). В качестве примера предлагаю зарисовку из жизни одной ученицы:

Евдокия Матвеева

Грустные песни

Фото В. АлексееваМоя прапрабабушка не умела ни читать, ни писать. Она любила целыми днями сидеть за прялкой. Нить скручивалась быстро. Веретено шуршало в иссохших пальцах. Шуршало постоянно. И так же постоянно бабушка пела песни. Грустные песни, бесконечные песни. Их было так много, что герои этих песен путались в моей голове. Мне казалось, что тот, кому в одной песне очень не везло, в другой встречал молодую жену. А молодка после сиротства и голодной жизни встречала того самого, кому сначала было плохо. Но, несмотря на все свои фантазии, я всегда помнила, что песни грустные. Пока бабушка пряла, она не разговаривала ни с кем. Песню прерывать нельзя, а то худо будет. Почему нельзя прерывать и кому будет худо? На эти вопросы ответа не было. Зато когда нить рвалась и бабушка начинала слюнявить пальцы, песнь замолкала. Тут я пыталась пожалиться:
– От твоих песен плакать хочется.
– А ты и поплачь, – советовала бабушка, – плакать – оно и хорошо: все горести выплачешь, и их больше не будет.
– Так новые придут, – возражала я.
– Как придут, так и уйдут, а ты останешься, – отвечала бабушка.
И вновь принималась сучить бесконечную нить и петь песни…

Комментарий к сочинению

Встреча с серьезными детскими работами – это повод для дальнейших, уже не детских размышлений. Если перевести воспоминания Евдокии на язык взрослых, то можно сделать интересные выводы. В народных песнях судьбы всех ушедших, всех живущих, всех еще не рожденных людей собраны в единое бесконечное повествование. Отсюда их протяжность (она же протяженность: пространство и время настолько слиты, что еще нет системы координат – есть почти первобытная нерасчлененность всего со всем) и заунывность. В современных словарях слово «заунывный» трактуется как «наводящий тоску, уныние». Подавленное состояние духа, то есть уныние, считается у православных одним из самых тяжких грехов, так как отделяет человека от Бога. В культуре языческой это понятие не столь однозначно негативно.

«УГАДАЙКА»

определение жанра произведения устного народного творчества

Весна-красна! Что принесла?
Теплое солнышко,
Красное летечко.

(Закличка.)

Съел Валерик вареник,
а Валюшка – ватрушку.

(Скороговорка.)

Вся дорожка
усыпана горошком.

(Загадка. Отгадка: небо и звезды.)

Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок,
Скину шубу на снежок:
Все пожалуйте в кружок!
И кому из нас водить,
Должен шубу шить.

(Считалка.)

После того как дети правильно определят по жанру загадку, считалку, скороговорку, закличку, предложите им задание на смекалку: прочтите такие тексты, жанр которых не назывался на уроке. Поименовать эти произведения легко, если представить ту ситуацию, в которой можно использовать каждый из текстов.

 

Жавороночек
На проталинке,
На завалинке
Зиму провожает,
Лето дожидает.

(Веснянка.)

Бабочка-коробочка,
Ветер или дождь?
Полетишь – так ветер,
Упадешь – так дождь!

(Приговорка.)

Миронушко-Мирон
Полна пазуха ворон!
Выглянул в окошко –
Голова с лукошко,
Нос крючком,
Волоса торчком!

(Дразнилка.)

Мы с подружкою сидели
На скамейке у пруда.
Нас лягушки напугали –
Не пойдем больше туда!

(Частушка.)

Сон шел по нитке,
Дрема – по паутинке.
Нитка урвалась,
Паутинка прорвалась.
Сон да дрема
Пали Ване на глаза.
Спи, Ваня, покрепче
Покрепче спи,
Других не буди.

(Колыбельная.)

Рассказ или рисунок о своей семье

На третьем уроке дети получили задание рассказать о своей семье. Сейчас разговор о том, что у них получилось, будет очень уместен. Наша задача – показать, как прошлое (фольклор) отражается в настоящем (в современных семьях), как оно транслируется в будущее (наши мечты о счастье, наше желание оставить свой след) и как мы, находясь здесь и сейчас, можем менять и будущее, и прошлое.

Когда мы с детьми разбираемся в этой цепочке поколений, они живо реагируют на значимость своих предстоящих свершений и полностью уверены, что держат будущее в своих руках. И это хорошо! Дерзость свойственна юным. Но фраза о возможности изменить прошлое вызывает у них недоверие: как изменить то, что уже никогда не вернется? Урок о березке – своего рода «машина времени». Мы проникаем в прошлое и, осознавая его, начинаем читать опыт ушедших поколений. Глубокое прочтение ведет к искреннему почитанию. В качестве варианта развития этой темы представьте детям две строфы из стихотворения Овсея Дриза «Книга» (пер. Г. Сапгира) и спросите, о какой книге рассказывает герой. Ответ становится очевидным в третьей строфе: все сказки и загадки помнит дедушка.

Есть в нашем доме книга,
Добрей которой нет.
В ней собрана вся мудрость
И грусть прожитых лет.

В ней – сказки и загадки,
Все семьдесят страниц
Прикрыты переплетом
Задумчивых ресниц.

Твой дедушка, конечно,
На книгу не похож,
Но ты все это, мальчик,
В глазах его прочтешь.

Чтение для любознательных

Я. Аким

Песенка из окна

Папа после работы устал
И поэтому скрипку достал.
Мы старинную песенку любим одну,
Потому что она про весну.

«Ах, весна, не играй с нами в прятки!
Мы ведь знаем, что все в порядке,
Что зеленая травка уже подросла
И земля под травою тепла».

Вот и мама с гитарой идет.
Пусть сыграет она и споет!
До чего ж голосистая мама моя,
Целый день ее слушал бы я!

Я гармошку губную беру,
Мягкой тряпочкой пыль сотру,
Я на этой гармошке играю немножко
И даже мотив не совру.

Младший брат за мной поспешил,
Вилки звонкие разложил.
Вижу черный затылок да зубчики вилок.
Ой, тише, совсем оглушил!

Погляди-ка, толпа у окна –
Видно, музыка наша слышна,
Люди с ней остаются и не расстаются,
Им песенка тоже нужна:

«Ах, весна, не играй с нами в прятки!
Мы ведь знаем, что все в порядке,
Что зеленая травка уже подросла
И земля под травою тепла».

Вопросы к тексту

1. Прочти стихотворение Якова Акима. Если тебе что-то непонятно, загляни в толковый словарь или обратись к разделу «Ключи к пониманию».
2. Сколько героев в стихотворении? Что они любят делать в свободное время?
3. Кому мальчик рассказывает историю про весеннюю песенку?
4. Как складывается весенняя песенка? Чем она привлекает слушателей?
5. Похожа ли эта старинная песенка о весне на народную песню «Березонька»? А на какую-то из известных тебе народных песен?
6. Попробуй разыграть небольшую сценку по любимому фольклорному тексту.

Ключи к пониманию

  • Старинная песенка – песенка, которую сложили давно.

  • Весна, не играй с нами в прятки! – весна, как человек, – то покажется, то скроется.

  • Голосистая мама – у мамы сильный и красивый голос.

  • Толпа – большое количество людей.

Комментарий к тексту

Старинная песенка о весне, действительно, немного напоминает произведение устной традиции. Весна, не играй с нами в прятки! – схожая форма обращения может быть использована в закличке. Герои стихотворения зовут весну и повторяют свою песенку дважды. Те, кто слушает песенку, тоже участвуют в призыве весны. Но поскольку стихотворение Якова Акима является авторским, нельзя говорить о полном соответствии народной песне. Автор заимствует сюжет из устной традиции и при этом художественно переосмысливает его. Вместе со словами песни он включает в текст описание того, как «озвучивается» песня. Песенка из окна объединяет не только членов одной семьи, но и всех слушателей, и всех читателей. Это песенка о детском открытии: мир огромный благодаря тому, что звуки весны и звуки маленького семейного счастья проникают в сердца людей.

Продолжение следует


1 Можно сказать точнее – «невинная», «безгрешная».