Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2009

В союзе с психологией

Наталия Шкуричева ,
педагог-психолог школы № 971, г. Москва

Дружба – это...

Каждый учитель сталкивался с трудностями в общении детей друг с другом, поэтому так важно знать своих учеников: их социально-психологические потребности и установки. В статье показано, каким образом учитель может изучить вопрос о дружеских взаимоотношениях младших школьников, понять их ценностные ориентации, представления о том, что такое дружба, кто такие друзья. Начинается разговор с писем наших читателей...

Фото В. Алексеева

Фото В. Алексеева

Здравствуйте, уважаемый психолог! Заканчивают мои ученики первый класс, он был очень трудный, потому что нам с ребятами необходимо было многому научиться. Класс хороший, но есть дети, которые почему-то малообщительны: то ли речь еще не развита, то ли не могут выразить то, что у них на душе, то ли дружить не умеют. Какие-то они вялые, пассивные. Прошлый выпуск был более эмоциональным, с ними было труднее, но они были открытыми. Почему так происходит? Может, я что-то упускаю?

Елена Николаевна, г. Москва.

И еще одно письмо.

Уважаемый психолог!
Расскажите, пожалуйста, как можно узнать, чем живут наши ученики? Меня волнует вопрос их отношений друг с другом, о том, какие у них духовные ориентиры. Мы много обсуждаем на уроках литературного чтения поступки героев, проводим вместе праздники. А еще хотелось бы, чтобы они учились говорить друг о друге.

Ирина Игоревна, г. Орел

Уважаемые коллеги! Большое спасибо вам за вопросы. Сразу хочу отметить схожесть их проблематики.
Во-первых, поднимается вопрос о характере общения детей друг с другом, о формировании умения себя выражать (презентовать).
Во-вторых, вы пишете о необходимости изучения ценностных ориентаций, социальных потребностей ребят.
В-третьих, обозначаете проблему того, как организовать процесс общения школьников, чтобы классный руководитель мог наладить диалог с классом, с небольшой группой ребят или с отдельным ее членом.
Если рассматривать общение как процесс обмена духовными, эмоциональными ценностями и взять за основу то, что личность школьника проявляется через систему отношений (с одноклассниками, друзьями, значимыми взрослыми, учителями), то получается, что учителю необходимо знать особенности общения и отношений каждого ребенка.
Целенаправленно организованный диалог учителя с детьми, учащихся друг с другом позволяет сплачивать коллектив, формировать в нем позитивные ценностные установки, осуществлять психолого-педагогическую помощь детям.
В ваших письмах, уважаемые читательницы, затрагиваются проблемы дружеских отношений. Они успешно формируются в совместной деятельности ребят. Парные, групповые, коллективные формы организации обучения, общения в сочетании со значимым для младшего школьника содержанием создают условия для позитивного формирования межличностных отношений в классном коллективе. В свою очередь, создаются условия для самовыражения каждого.
Анализ проведенных нами исследований выявил, что вопросы общения, взаимодействия младших школьников друг с другом волнуют их в большей степени, чем отметки и успешность в обучении. Так, на просьбу продолжить предложение: Я хотел бы, чтобы в школе (в классе)… – более 70% ребят указывают на вопросы межличностных отношений и только около 30% – на проблемы, связанные с обучением.
Ниже приводится разработанное нами занятие «Друг – это…», которое с успехом включают в свою работу с детьми учителя начальных классов.

Цели. Выявление представлений у младших школьников о дружбе, изучение качественных характеристик межличностных отношений, развитие умений общаться в парах, группе, коллективе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вы объявляете учащимся, что тема сегодняшнего занятия – «Друг – это…» (записываете ее на доске), и предлагаете ребятам закончить эту фразу. В ходе совместного обсуждения дети фиксируют ответы каждого участника – таким образом, получается общий рассказ. Затем представители каждого объединения выходят к доске и зачитывают полученный результат. Учитель на доске делает краткие записи о выступлении каждого. В итоге получается коллективный классный рассказ, который каждый может дополнить примерами, уточнениями и т.д. В конце работы ребята проводят анализ своей работы, заполняя Бланки для анализа совместной деятельности (для учащихся 2–4-х классов они даны в Приложении).

Методический комментарий

1. Первоклассники выполняют задание в парах в устной форме и выступают перед классом вместе, выходят к доске по желанию. Коллективный рассказ составляете вы по результатам ответов ребят.

2. Выбор парной или групповой формы зависит от уровня развития умения ребят работать совместно, от желания детей. Так, для первоклассников в адаптационный период преимущественной формой организации процесса общения является парная. Вчерашнему дошкольнику еще довольно трудно работать в группе (он недостаточно хорошо знает своих одноклассников, их стиль общения; дети пока еще не могут выслушивать поочередно высказанные мнения нескольких человек, и т.д.). Однако при постоянной целенаправленной работе по развитию навыков сотрудничества
к концу первого учебного полугодия большинство ребят успешно работают в группе.

3. Формирование пар и групп (по 3–4 человека) осуществляется по желанию детей. Организация групповой работы потребует от ребят умения распределять роли и действовать в соответствии с ними. Для этого каждая группа выбирает капитана, которому вы предлагаете Памятку для капитана группы (см. Приложение). Ее целесообразно вывесить и на доске.

4. Во время выполнения задания учащимися вы наблюдаете за работой пар, групп, участвуете в их работе (поддерживаете беседу ребят, подбадриваете робких, задаете наводящие вопросы, если возникают затруднения), учите детей слушать друг друга, помогаете им решать спорные ситуации, делаете для себя пометки об индивидуальных особенностях общения детей, особенно если речь идет о «трудных» учениках.

5. Ответы учащихся 1–4-х классов дадут вам представление о характере межличностных отношений ребят. Так, для одних школьников друг, прежде всего, – это защитник («не оставит в беде», «защитит, если тебя бьют», «всегда заступится, вытащит из беды»); для других друг – это помощник («помогает, когда трудно», «всегда поддержит», «поможет справиться с учебой»). Немало детей выделяют друга в качестве партнера по игре, конструктивному общению («С другом всегда играем вместе», «С ним мы никогда не ссоримся», «С друзьями всегда можно найти общий язык, даже если у нас разные мнения»). Друг выступает как партнер по доверительному общению («Лучшей подруге можно рассказать секрет сокровенный», «Другу можно верить», «Ему можно рассказать про свою любовь»). Друг для некоторых ребят – это понимающий родной человек («Этот человек тебя понимает», «Друг всегда понимает тебя и верит», «Друг – это тот, с кем неразлучен», «Это лучший человек, не считая родителей»). Партнер по свободному времяпровождению – это тоже друг («С другом можно хорошо проводить время», «С ним всегда не скучно гулять», «С другом я люблю ходить по магазинам, в кино, в любые разные места»). Таким образом, ответы дают представления о ценностных ориентациях ребят в межличностных отношениях, раскрывают социально-психологические потребности (в безопасном диалоге, в психологической поддержке, в установлении доверительных отношений, в конструктивном общении и т.д.). У каждого ученика степень выраженности потребностей и ценностные ориентации свои. Это раскрывает для учителя возможности глубокого изучения личности каждого воспитанника.
В 3–4-м классе можно предложить ученикам «исследовать вопрос», как «видят» друга девочки, а как – мальчики. Для этого формируются группы из девочек и группы из мальчиков. Классная доска делится на две части: в одной учитель записывает высказывания мальчиков, в другой – высказывания девочек. В результате могут получиться следующие данные.
Общее в ответах девочек и мальчиков: друг – это человек: которому можно доверять («рассказать секреты», «тайну раскрыть»); с которым можно организовать совместную деятельность («вместе гулять», «сходить в гости»); который поможет в трудную минуту («подскажет, как быть», «поддержит»).
Различия во взглядах проявляются преимущественно в разных формах отношений. Девочки выделяют такие качества друга, как умение сочувствовать, доверительно общаться; друг для девочек – это очень близкий человек, как брат или сестра.
То есть для девочек более значим и ценен эмоциональный компонент межличностных отношений. Мальчики же больше выделяют деятельностные характеристики взаимоотношений: «Друг заступится, если кто-то обидит», «С другом можно поиграть в подвижные игры», «Ему можно дарить подарки».

6. В конце занятия свое эмоциональное состояние первоклассники могут выразить с помощью пиктограмм: вы рисуете на доске пиктограммы с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, удивление, страх, недовольство) и предлагаете ребятам нарисовать на листочках их настроение. Для того чтобы выявить предпочтения первоклассников к индивидуальной или совместной работе с одноклассниками, можно на доске нарисовать пиктограммы одного и двух человечков. Далее вы поясняете детям, что если им понравилось выполнять задание вместе с соседом, то они должны нарисовать двух человечков, а если им в следующий раз хотелось бы выполнять задание одним – одного человечка.
Учащиеся 2–4-х классов оценивают работу с помощью Бланка для анализа совместной деятельности в паре или Бланка для анализа совместной деятельности в группе. Свою работу вы оцениваете с помощью Бланка для анализа деятельности учителя. (См. Приложение.)

7. В конце занятия поблагодарите всех ребят за участие, поделитесь своими чувствами, размышлениями.

Фото Н.Шкуричевой

Фото Н.Шкуричевой

ПРИЛОЖЕНИЕ

Бланк № 1. Анализ совместной деятельности в паре

Бланк № 1

1. Мне понравилось на занятии _________________, потому что

_______________________________________________________________________________ .

2. Мне не понравилось на занятии _________________, потому что

_______________________________________________________________________________ .

3. Мое настроение на занятии _________________, потому что

_______________________________________________________________________________ .

4. Я хотел бы работать в паре с _________________, потому что

_______________________________________________________________________________ .

Бланк № 2. Анализ совместной деятельности в группе

Бланк № 2

Фамилия, имя ____________________________________

Сегодня я работал в группе с ________________________________________________

Мы спланировали нашу совместную работу. да нет

Мы уступали друг другу. да нет

Мы получили общий результат (совместный рассказ). да нет

В следующий раз мне больше бы понравилось работать:

в группе, потому что _______________________________________________________

в паре, потому что _________________________________________________________

одному, потому что ________________________________________________________

Мои чувства на занятии ____________________________________________________

потому что ________________________________________________________________.

 

Памятка капитана

1. Капитан распределяет роли.
2. Писатель записывает ответы каждого члена группы, в результате должен получиться общий рассказ.
3. Докладчик зачитывает перед классом предложенную ситуацию и составленный группой рассказ.
4. Организатор отвечает за очередность высказываний каждого.

Важно проанализировать и зафиксировать для себя, уважаемый учитель, ваши эмоции, мысли, размышления от проведенного занятия.
Можно использовать следующую схему анализа:

1. Что понравилось мне на занятии? Почему?
2. Что мне не понравилось на занятии? Почему?
3. Что необходимо учесть в моей работе на последующих занятиях?
4. Какие чувства я испытывала (испытываю сейчас) от проведенного занятия?