Первоклашки вошли в
физкультурный зал. Его пространство для многих
кажется огромным, и это видно по их поведению. Они
явно напряжены, что выражается скованностью их
поведения и речи. Но среди пришедших первоклашек
находятся и такие, которые в первые же две минуты
успели обежать весь зал, залезть куда можно и
потрогать все, что можно.
Скованность и нерешительность многих детей
вполне можно объяснить тем, что они еще мало
знают друг друга, и между ними еще нет той детской
дружбы, в которой крепнет уверенность в себе –
сначала через «Это мы...» или «Мы сами», а затем в
форме «Я сам... я могу». Поэтому, конечно же, в
первую очередь следует всем ученикам
познакомиться друг с другом и с залом, побегать
вместе по нему, поиграть в простые знакомые игры.
Что можно предложить на первом занятии детям,
которые по существу еще воспитанники детского
сада? С чего начинать это занятие? Очевидно,
необходимо вспомнить уже известные
педагогические техники, применяемые на
физкультурных занятиях в детском саду,
обеспечивающие становление общегруппового
ритма движений, действий. И потому логичным будет
предложить детям сначала побегать всем вместе по
лабиринтам зала, преодолевая разнообразные
препятствия.
Предложение учителя было принято учениками с
радостью, что выражалось репликами: «Давайте,
давайте бегать...» – и довольными лицами детей.
Перед тем как начать занятие, учитель выбрал
«направляющего» из числа показавших себя
активными и попросил учеников, когда они будут
бежать друг за другом, не пытаться обгонять друг
друга, не мешать друг другу и стараться делать то,
что делает партнер, стоящий впереди.
Итак, занятие
началось. Ученики по команде учителя повернулись
и пошли по залу друг за другом по лабиринту
препятствий из вертикальных стоек,
гимнастических скамеек, натянутых невысоко
веревок, поворачивая около стоек, где направо,
где налево, перепрыгивая и перешагивая натянутую
веревку, а затем и скамейку, подпрыгивая, касаясь
рукой руки учителя. Во время движения лица детей
были серьезными, взгляды – сосредоточенными,
таким образом указывающими, на что они больше
всего обращают внимание.
Заметно, что дети стараются выполнять
общепринятые условия идти друг за другом. Вот
последнее препятствие пройдено. Вроде бы у
детей уже начинает появляться ощущение
некоторой выверенности собственных движений,
встроенных в общий поток повторяемых движений. Дети
ждут следующего сигнала от учителя, и они его
получают: «А сейчас – бегом марш!»
Побежали, побежали,
побежали... «Живой поток» – это на себе ощущают
дети, и потому появляются восклицания
удовольствия и радости, в первую очередь тогда,
когда впереди бегущие делают поворот и уже бегут
в противоположном направлении. В этом месте дети
видят весь движущийся поток, извивающийся, как
змея, – это впечатляет.
Дальше – прыжок через натянутую веревку, и если
первому видно, где она натянута и – самое
важное – как высоко она натянута, то остальным
это не видно, поэтому приходится доверять
партнеру, который бежит впереди. Вот Витя
приготовился к прыжку, и это заметно по тому, как
он расставил руки, начал семенить ногами и
прыгает. Лена, бегущая следом, в какое-то
мгновение все это отмечает для себя, и не только
то, как Витя готовился, но и как высоко он прыгнул
и перелетел через веревку. Вот он – образ
движения, который не может быть описан
формальной инструкцией, он предельно натурален,
он схватывается на уровне ощущения. Прыжок – и
Лена перелетела через веревочку, а следом Вика,
и...
Бежим дальше. Несколько в стороне от бегущих по
направлению движения стоит учитель, вытянув
вверх и вперед руку, как дядя Степа, указывающий
дорогу. Направляющий Юра немного ускоряет свой
бег, около учителя выпрыгивает вверх, задевает
своей ладонью ладонь учителя. Хлопок! Здорово!!!
Следующий за Юрой – Дима – старается также
допрыгнуть и хлопнуть своей ладонью ладонь
учителя, а за Димой – Коля, и т.д. Всеобщий
восторг! Прикосновение к руке взрослого можно
рассматривать как знак его личного доверия и
признания.
Снова поворот, но уже в другую сторону. Бегущие
друг за другом дети так «вработались» в общий
ритм, что уже могут замечать то, что по ходу
движения находится в стороне от них.
На повороте они уже не просто видят движущуюся
колонну, а выделяют в ней довольные лица своих
одноклассников. Реплики приветствия друг друга
на каждом повороте говорят
о том, что дети ввели для себя новое правило. Что
же дальше? А дальше – прыжок через две скамейки,
стоящие параллельно друг другу, перпендикулярно
движущимся. Снова подготовка, полет и
приземление.
«Есть!», «Да...», «Получилось?!» – и дети
продолжают бежать друг за другом.
Первый круг пробежали – это первая проба на
выработку общего темпа и соразмерной с ним
дистанции между бегущими. «Еще побежим?» –
спрашивает взрослый. «Да! – отвечают дети. –
Только надо повыше поставить веревочку и
раздвинуть скамейки».
Посовещавшись с детьми, учитель устанавливает
необходимую высоту и длину препятствия.
«Все довольны?» – По выражению лиц похоже, что
все. – «Тогда побежали!» Второй круг по залу: бег,
повороты, прыжки через веревку, бег, прыжок вверх
с ожиданием хлопка, но... Промах?!
Первый бегущий – Юра – не попадает ладонью своей
руки по ладони учителя. Что происходит?
Оказывается, учитель во время прыжка отвел свою
руку немного дальше по направлению движения.
Следом и Дима не попадает по руке учителя. А вот
Коле это удается, и он с ликованием продолжает
бежать дальше.
Всем становится понятно, что теперь взрослый
внес свое правило, и все его с удовольствием
принимают, стараясь предугадать, где будет
находиться рука учителя в следующий момент.
Оказывается, это не так просто и очень интересно (необходимо
предвосхищать возможные действия учителя и
представления о них).
Пройден еще один круг, но вот останавливаться
никто не собирается, и учителю по ходу приходится
самому изменять высоту и длину препятствий,
количество поворотов и направлений движения.
Наблюдая за детьми, учитель замечает легкую
усталость и предлагает им перейти на шаг...
Урок продолжается другими ситуациями, но их
можно описывать отдельно.
На следующих
занятиях у детей уже не было той неуверенности в
себе, страха перед залом – у них появилось личное
отношение друг к другу и ко взрослому-учителю.
Ведь для первоклассников учитель больше, чем
учитель, – это другой «взрослый», который не
похож на папу и маму, на воспитателя в детском
саду и который готов выслушать и принять детское
мнение, а самое главное – считаться с этим
мнением, учитывать настроение и состояние детей,
умеет радоваться детским достижениям.
Статья опубликована при поддержке официального интернет-магазина Reebok – ведущего производителя обуви для спорта и фитнесса, спортивной одежды, снаряжения и аксессуаров. В магазине представлены модели как для занятий различными видами спорта, так и коллекции повседневной одежды и обуви для людей, предпочитающих здоровый и активный образ жизни. При этом надо отметить, что когда речь идет о кроссовках Reebok, грань между экипировкой для занятий спортом и каждодневной обувью довольно условна – в "рибоках" Вы будете уверенно и комфортно себя чувствовать и на асфальте мегаполиса, и на каменистой туристической тропе, и на специальном покрытии спортивного зала или стадиона. Помимо удобства кроссовки под этим брендом отличает фирменный стиль, соответствующий современным модным тенденциям. Reebok -- это непревзойденный внешний вид, качество и удобство. Ознакомиться с коллекциями, выбрать и купить фирменную продукцию Reebok с доставкой по всей России можно на сайте официального интернет-магазина компании по адресу: reebok.ru.