Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2009

Педагогика в лицах

Галина Макаревич ,
гл. специалист Научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, зам. руководителя Международного научного семинара “Культура детства: нормы, ценности, практики”

Учимся слушать

Цикл статей на тему «Книга и современный ребенок»

Продолжение. Начало см. № 10.

УРОК 3

Тема. «Стихотворение-диалог. Д. Павлычко – “Где всего прекрасней на земле?” Как можно прочитать стихотворение Д. Павлычко?»

Цель. Освоить способы работы со стихотворением, построенным на диалоге двух героев.

Задачи. Разыграть в речевом упражнении диалог сына с отцом; усвоить особенности интонирования стихотворения, построенного на диалоге «разновозрастных» героев; познакомиться с понятиями «диалог», «тема произведения»; овладеть способом понимания метафорического языка произведения с помощью рисунка-схемы.

Учебные материалы. «Литературное чтение. 1 класс» (авт. Л.А. Ефросинина); фотографии или иллюстрации с изображениями представителей разных народов в национальных костюмах на тему «Мое любимое местечко», семейные фотопортреты разных эпох.

«Копилка» терминов

Диалог художественный – разговор двух героев в художественном произведении. Чтобы охватить всю систему смыслов этого понятия, надо обратиться к этимологии слова. Греческое dia означает два, logos – одно из основных понятий древнегреческой философии (одновременно слово, предложение, высказывание, речь и смысл, понятие, суждение, основание, мера); введено Гераклитом (логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия). В широком смысле диалог художественный – это «встреча» двух мировоззрений, двух систем ценностей, двух микрокосмов.
Термин «диалог» можно заменить более понятным для детей словом разговор. Но если среди ваших учеников найдется «знайка», который сумеет объяснить, что такое диалог – тоже очень хорошо. Мы с вами учим детей анализировать художественные произведения, часто построенные именно на диалоге героев. Разговор как обмен мнениями – это бытовая ситуация передачи реальной информации. Диалог художественный воспроизводит ее только по форме. Мы понимаем всю условность этой ситуации в художественном произведении. И действительно, если в реальной жизни мы увидим, как кто-то с солнцем разговаривает, мы по меньшей мере сильно удивимся. А стихотворение Д. Павлычко у нас не вызывает подобной реакции – ведь диалог героя с солнцем строится по законам словесного искусства, где раскрытие художественной идеи осуществляется с помощью разнообразных средств (и одно из них – диалог).

Тема произведения – предмет или событие, о которых пишет автор. Греческое thema буквально переводится так: «то, что положено в основу». То есть автору важны не сами предметы и события, которые он изобразил, а то, что «прочитывается» за ними. Например, в стихотворении А.С. Пушкина «Эхо» речь идет не о физическом явлении, а о процессе творчества. Слово эхо поэт использует метафорически: его голос – это отражение звуков Вселенной.

ХОД УРОКА

Речевые упражнения

На этом уроке дети учатся понимать тексты, построенные на диалоге героев. Для того чтобы слушатели адекватно восприняли речевую сценку-диалог, чтецу необходимо освоить способ «петь на два голоса». Если один из ваших учеников (желательно, чтобы он был достаточно артистичным) заранее подготовит это речевое упражнение, то можно остальных озадачить вопросом: «Чем интересен этот текст?» Вопрос этот – своего рода чемоданчик с двойным дном. На поверхности лежит ответ: папа говорит не совсем понятные вещи, и стоит спросить его, как разобраться с его загадками (дети, отвечающие подобным образом, удерживают содержательную строну текста, для них принципиально видеть его завершенным). Но есть и другая точка зрения. Текст построен на диалоге сына с отцом. У них, по-видимому, какой-то особый, только им понятный язык. Раз сын больше не задает вопросов, значит, текст не нуждается в продолжении. Читателю остается самому додумать то, что «скрыто за кадром».

– Здравствуй, папа!
– Здравствуй, сын!
– Дождик капал…
– Есть просил?
– Что ты, что ты…
Он ведь дождь!
– Тот, кто мокрый,
Чай пьет тож.

Это речевое упражнение копирует стиль детского «секретного» (понятного только для тех, кто посвящен в правила игры) языка. Оно помогает сформулировать проблему позиционности (автор, герой, читатель) в художественном произведении. На первых уроках ученикам предлагались такие тексты, в которых легко было поставить себя на место героя. Позиция читателя и позиция героя накладывались друг на друга, так как содержание произведений было полностью проявлено. А вот что делать в том случае, когда нельзя до конца понять смысл реплик героев? Здесь и возникает у читателя потребность отделить себя от героя и попытаться предложить свой ключ понимания данного текста.

Знакомство с новым материалом

Выразительное чтение стихотворения

Особенности интонирования стихотворения, построенного на диалоге «разновозрастных» героев: поясняющая речь героя-ребенка, его вопрос старшему, ответ старшего.

Стихотворение Дмитрия Васильевича Павлычко «Где всего прекрасней на земле?» разбито на три смысловые части. В первой преобладает описательная интонация, во второй звучит значимый для героя-ребенка вопрос. Третья представляет собой развернутое объяснение этого вопроса, содержащее оттенок нежности по отношению к ребенку. Если хотите, полностью прочтите (желательно наизусть) весь текст детям самостоятельно или разыграйте его с кем-то из ваших учеников. Стихотворения трех первых уроков малы по объему, их легко заучить наизусть. Детей особенно впечатляет, когда первое знакомство с текстом происходит глаза в глаза. В непосредственном контакте с вами они одновременно и «входят» в текст (в его содержание, ритмику, интонацию), и усваивают культуру отношения к тексту (то, что нравится, хочется выучить и рассказать другим).

Словарная работа и работа с иллюстрацией

Учитель. Кто и с кем ведет разговор в этом тексте?

Дети. Мальчик с солнцем.

У. Как вы узнали, что здесь два героя?

Д. Мальчик сам рассказал о том, что он встретил солнце и завел с ним разговор.

У. Где повстречались герои?

Д. На улице.

У. Не просто на улице. Мальчик говорит точнее:

«Где зеленой тучей тополя
Застят неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я».

Д. Там, где зеленые тучи. Там, где из-за туч не видно неба.

У. Не совсем так. Давайте попробуем понять, что имеет в виду мальчик, с помощью рисунка. «Где зеленой тучей тополя»: нарисуем несколько тополей с большими кронами. На что похожи кроны?

Все, что обсуждаем для понимания «места» действия, рисуем на доске. Хорошо, если мел или фломастеры цветные.

Д. На огромные шары. На облака, но они зеленые.

У. Мальчик так и говорит: зеленой тучей тополя. Кроны тополей похожи на зеленые тучи. Тучи такие большие, что они застят неба голубой простор. Что значит голубой простор?

Д. Небо.

У. Посмотрите, что получилось. Большие кроны тополей закрыли небо. Кто же смотрит на небо сквозь ветви тополей?

Д. Мальчик.

У. Почему ему не видно неба?

Д. Деревья большие.

У. А может, он маленький?

Д. И он маленький.

У. Откройте учебник. Что изображено на иллюстрации к тексту?

Д. Мальчик разговаривает с солнцем.

У. А где же тополя?

Д. Внизу под горой. Мальчик не видел неба, когда стоял под деревьями. Чтобы поговорить с солнцем, он поднялся на гору.

У. Про солнце мальчик говорит, что оно в блеске и тепле проплывает у любых ворот. А на иллюстрации никаких ворот нет. Как же так?

Д. Художник забыл их нарисовать.

У. Нет, он ничего не забыл. Давно-давно, когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, вокруг городов строили стены, и попасть в город можно было только через ворота. Посмотрите на иллюстрацию: есть на ней город?

Д. Есть.

У. Все города, деревни и села художнику не уместить на одной иллюстрации. Но одни «ворота» – то есть город – здесь нарисованы. Что еще здесь изображено?

Д. Море, горы, лес, деревенский дом, бабочка, собака.

У. А как отыскать здесь ширь полей?

Д. Слева за лесом – большие поля.

У. И о них сказано не так, как мы с вами говорим – широкие поля. Автор сказал о них красиво: ширь полей. Солнышко говорит, что всего милей родина. Она нарисована здесь?

Д. Нет, ее художник не нарисовал.

– Да все, что здесь нарисовано, и есть родина.

У. Конечно, все, что здесь нарисовано, и есть родина. Здесь родился мальчик, здесь живет его родня (его семья, семьи его двоюродных братьев и сестер), здесь его родной край и его родимая деревня (или родимый город).

Однокоренные слова можно выписать на доске.

– Мальчик ищет самый лучший на свете народ. Что это такое?

Д. Все люди из одного города. Все люди из одной страны.

У. Да, это могут быть люди из одной страны. Мы с вами живем в России, поэтому нас называют россиянами. Но по крови, по своей родне человек может быть назван более конкретно. (Приведите свои примеры, начав с тех национальностей, которые проживают в вашем крае.)
Эти народы изображены на иллюстрации?

Д. Нет, их здесь нет.

У. Некоторые представители народов Земли нарисованы в рабочей тетради. Перечислите их.

Сложность ответа на вопрос, что такое народ, двоякого рода. Во-первых, существуют некоторые смысловые различия: народ – это население одного государства, и народ – это нации, национальности, народности. Во-вторых, для конкретизации столь абстрактного понятия стоит обратиться к истории культуры вашего региона, и здесь требуется предельная политкорректность (ориентируйтесь на ситуацию сегодняшнего дня и на качество взаимоотношений между представителями различных национальностей).
Можно заранее приготовить фотографии или иллюстрации с изображениями разных народов в национальных костюмах и попросить учеников раскрасить иллюстрации в рабочей тетради.

Процесс осмысления текста

Разговор мальчика с солнцем напоминает хорошо знакомую каждому ученику ситуацию обращения ко взрослому человеку, когда нет возможности самому ответить на какой-то жизненно важный вопрос. Но само описание разговора построено на перечислении таких деталей, на которые в жизни дети не обращают внимания. В стихотворении эти детали необходимы для описания «места» действия, «внешности» старшего героя, для акцентирования момента встречи как повода для разговора. Когда дети разговаривают с кем-то по очень значимому для них вопросу, они ориентированы на усвоение информации. При чтении стихотворения им нужно удерживать сразу две позиции: ребенка, который для выяснения важного вопроса уважительно обращается к старшему, и солнца, которое любовно относится ко всем народам, как к своим детям, к младшим, и к каждой точке на планете (родина для человека – это место, где он родился; Земля для солнца – как родная дочь, поэтому в «глазах солнца» каждая точка Земли значима).

Для работы над интонацией этого произведения прочтите стихотворение еще раз. Заранее напечатайте текст на доске и фигурными скобками покажите, как можно прочитать те или иные строчки. По окончании урока можно поместить эти слова в «Словарь читателя».

1–2-я строки – таинственно;
3–4-я строки – радостно;
5–6-я строки – уважительно;
7–8-я строки – вопросительно;
9–10-я строки – любовно;
11–12-я строки – значительно;
13–14-я строки – любовно.

Закрепление изученного материала

Чтение произведения по ролям

Одна из самых любимых детьми форм представления текста перед зрителями – это чтение текста по ролям. Можно дать это задание для работы в парах.

Рисование

«Нарисуй такую иллюстрацию, чтобы было понятно, о чем говорится в стихотворении».

Задача в том, чтобы у детей возник вопрос, как, не копируя образец из учебника, перевести словесный образ родного края в визуальный. (Если урочного времени для этого задания не останется, оставьте его для домашней работы.)

Рефлексия прочитанного

Когда после анализа художественного произведения и чтения по ролям мы возвращаемся к заголовку «Где всего прекрасней на земле?», дети быстро выявляют смысл названия (ответ солнца дан в последних двух строках стихотворения). Если при этом ученики еще и получат возможность высказать свою точку зрения на тот же вопрос, то возникнет настоящий диалог читателя с автором.

Он начинается с такого прочтения произведения, когда оно осмыслено читателем. Новый виток этого диалога возможен в том случае, если читатель способен ответить автору. Как круговорот воды в природе поддерживает в равновесии все живое, так и взаимодействие автор – читатель, читатель – автор осуществляет включение произведения в общий контекст культуры. Поэтому так важно услышать от каждого читателя отклик на произведение, его тематику, проблематику.

Обсуждение сочинений, фотографий или иллюстраций

На первом уроке дети получили задание нарисовать или описать (устно или письменно) свое любимое местечко. На данном этапе осмысления вопроса «Где всего прекрасней на земле?» уместно посмотреть, что получилось. Обращение к жизненному опыту ребенка позволит соединить реальное «живое» слово о любимом уголке с понятиями «родной край», «родимая деревня», «родимый город», «родина». Постарайтесь при этом не возвеличивать ни одно из них и больше уделять внимания тому, насколько искренне, убедительно и порой даже поэтично дети говорят о своем любимом местечке. Детей часто занимает вопрос, как на заданную им тему размышляют взрослые. Я для таких случаев всегда стараюсь подготовить и «взрослые» тексты.

Генрих Сапгир

Уголок

Осторожней, не порвите
Эти шелковые нити.
Дело в том, что я знаком
С этим быстрым пауком.

Свой сачок оставьте дома;
Мотылек – он мой знакомый.
А сердитый этот жук –
Мой надежный старый друг.

В речке тоже не удите.
Вон плывет она, глядите,
С острым красным плавником…
Я прекрасно с ней знаком.

Барабанит гулко дятел.
Этот дятел –
Мой приятель.
И щебечет часто-часто
Мне синица:
«Здравствуй, здравствуй!»

И береза мне знакома,
И трава,
И облака.
И другого
Никакого
Мне не надо уголка.

Чтение для любознательных

Этот урок построен так, что дети с первого же упражнения сталкиваются с проблемой самостоятельного прочтения, то есть своего собственного понимания, маленьких по объему, но загадочных текстов. Стихотворение Ольги Жиляковой – еще одна подобная загадка.

* * *

А у солнца есть отец,
Мама есть и брат-близнец,
Только он другого цвета.
Жаль, не верят люди в это.

Вопросы к тексту

1. Прочти стихотворение Ольги Жиляковой. Какие родственники есть у солнца? Кто они?

2. Как люди относятся к семье солнца? А как ты к ним относишься?

3. Есть ли у солнца еще какие-нибудь родственники, друзья или знакомые?

4. Чем замечательна твоя семья? Если хочешь, расскажи о ней или нарисуй ваш семейный портрет.

Комментарий к тексту

Предлагаю вам, дорогие учителя, в качестве комментария к тексту работу семиклассницы Вали Кузекмаевой. Вопросы, поставленные в стихотворной загадке О. Жиляковой, и вправду непростые. Они вводят нас в круг вечных человеческих размышлений о смысле всего существующего.

Неразгаданная загадка

У солнца, по мнению автора стихотворения, есть несколько близких родственников: папа, мама, брат-близнец. Что касается мамы, то здесь легко догадаться – это Вселенная. Ведь для того, чтобы солнце появилось, надо было какое-то пустое, свободное от других обитателей место. Самый главный вопрос в том, кто же помог маме-Вселенной завести столь жаркого сыночка (или, может быть, солнце – дочка, это не совсем понятно). Это непростой вопрос. Есть люди, которые говорят, что солнце и звезды появились сами собой после сильного взрыва. Другие им возражают, что все на свете создал Бог. Я думаю, Он и стал отцом солнца. Но как разгадать, кто брат солнца? Да еще близнец, да еще другого цвета. Это совсем неясно.

Продолжение следует