Актуальность умения учиться для
современного человека подчеркивается
практически во всех документах, касающихся
реформирования системы образования. Для
начальной школы приоритетными остаются
формирование учебной деятельности как желания и
умения учиться, развитие познавательных
интересов и готовности к обучению в основном
школьном звене. Эти показатели учебной
деятельности постепенно приобретают характер
важнейшей универсальной способности
человека – потребности в самообразовании.
Предпосылки успешной учебной
деятельности детей в основном звене
общеобразовательной школы формируются в период
начального обучения. Не случайно принцип
преемственности рассматривается педагогической
наукой как обязательный компонент
педагогической практики. В случаях неудачной
реализации этого принципа в 5–6 классах можно
наблюдать явления дезадаптации: снижение
учебной мотивации, успеваемости, рост
тревожности, неуверенности в своих силах,
разочарование из-за неоправданных надежд,
конфликты со сверстниками и взрослыми и т.д.
Будучи учителем начальных классов, я
часто слышала мнение коллег из основной школы,
что выпускники начального звена недостаточно
хорошо владеют умением пользоваться
информацией. Причина в том, на мой взгляд, что в
течение всего начального этапа обучения
единственным носителем информации выступал
учебник, преобладала устная работа с текстом
описательного характера. В основной же школе
заложены другие формы предъявления информации и
задачи работы с ней.
Одной из точек соприкосновения между
этапами начального и основного общего
образования может стать умение учиться как
результат овладения способами
учебно-познавательной деятельности. Этот
результат проявляется в готовности (способности)
школьника совершать действия, то есть
осознанные, целенаправленные акты, решать
познавательные задачи.
Итак, проблема успешной адаптации
ребенка к новым социальным условиям обучения в
5-м классе требует поиска путей ее решения.
Одним из вариантов в решении проблемы
успешной адаптации выпускника начальной школы
может стать обращение к методу учебных проектов
как технологии развития умений учиться. Ценным в
учебном проекте является не столько результат
познавательной деятельности ученика, сколько
обучение его умениям проектирования:
проблематизации, целеполаганию, организации и
планированию деятельности, самоанализу и
рефлексии, презентации, коммуникативности,
умению принимать решения. Эти умения формируют
положительную мотивацию учения.
Одним из первых учебно-методических
комплектов для начальной школы, который взял на
вооружение метод проектов, стал новый УМК
«Планета знаний» (под общ. ред. И.А. Петровой).
Проекты представлены на специальных
разворотах, которые есть в каждом учебнике – с
1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине.
Разворот содержит не только темы проектов, но и
своеобразные подсказки, облегчающие подготовку
проекта. Например, во 2-м классе в проекте,
завершающем большую тему
«Музыканты-исполнители» («Музыка. 2 класс», авт.
Т.И. Бакланова), в качестве подсказки даны
источники информации, которыми могут
воспользоваться учащиеся при подготовке этого
проекта: уроки игры на музыкальных инструментах,
видеозаписи музыкантов, музыкальные спектакли,
любимые мультфильмы. Начиная с 3-го класса такие
развороты содержат уже более обширную
информацию. Хорошей иллюстрацией этого может
служить разворот в конце темы «Народные сказки»
в первой части учебника «Литературное чтение. 3
класс» (авт. Э.Э. Кац). Здесь предложены не
только темы проектов, но также план их подготовки
и формы защиты (презентации) – малая конференция,
выставка книг, репродукций, рисунков и поделок
ребят, сборник творческих работ. Это значительно
облегчает подготовку проекта как ребятам, так и
учителю, координирующему работу учащихся.
В учебниках представлены творческие,
информационные и практико-ориентированные
проекты.
Получив свою первую учебную книгу, дети
уже в 1-м классе на страницах «Букваря» (авт. Т.М.
Андрианова) знакомятся с проектной
деятельностью. По завершении темы «Алфавит» им
предлагают несложные, но очень интересные
творческие задания: «Придумай свою азбуку на
пальцах», «Составь “фруктовую” азбуку», «Театр
живых букв», «Составь буквы из природных
материалов». Это посильно для ученика-семилетки
и очень почетно – работы начинающих были
представлены на общешкольной выставке
творческих работ учащихся. В 1-м же классе на
уроке музыки в учебнике автора Т.И. Баклановой
по теме со сказочным названием «Полет над
музыкальным миром» предлагается несколько
творческих проектов – «Школьный музыкальный
салон», «Школьный концерт народной музыки»,
музыкальное соревнование «Полет на воздушном
шаре к вершине творчества». Выбрав первый проект,
ученики 1-го класса «Б» (классный руководитель
О.В. Лисова) своими силами подготовили и провели
концерт для параллели 1-х классов. Как видите, в 1-м
классе все проекты носят творческий характер и
дают каждому ребенку возможность самовыражения,
что само по себе очень ценно для повышения
самооценки младшего школьника.
Особенно значимым этапом в этом
отношении можно считать завершающий этап –
презентацию, или защиту проекта. Каждый проект
должен быть доведен до успешного завершения,
оставив у ребенка ощущение гордости за
полученный результат. Для этого в процессе
работы учитель помогает детям соизмерять свои
желания и возможности. По завершении работы
детям надо предоставить возможность показать,
что у них получилось, и услышать похвалу. Хорошо,
если на представлении результатов проекта будут
присутствовать не только другие дети, но и
родители. Можно использовать самые различные
формы презентаций: концерт, спектакль, выставки
поделок и рисунков, презентации мини-проектов на
общую тему, викторина, малая конференция и т.д.
Во 2-м классе, кроме творческих,
появляются проекты информационные.
Так, в учебнике «Окружающий мир» (авт.
Г.Г. Ивченкова и И.В. Потапов) при завершении
темы «Знание – сила» предлагаются проекты,
подготовка к которым предполагает работу с
серьезными справочными источниками –
энциклопедиями, посещение Политехнического
музея и даже встречи с людьми науки. Готовясь к
защите проектов по теме «Мы живем в космосе»
(«Окружающий мир. 2 класс»), дети должны не только
подытожить знания, полученные по этой теме на
уроках, но также обратиться к справочной
литературе, посетить Музей авиации и
космонавтики и Планетарий, даже если формой
проекта они избрали сочинение «Голубая планета»,
– одних только творческих способностей явно
недостаточно, подключается еще и поисковая
деятельность.
И, наконец, в 4-м классе мы встречаемся с
практико-ориентированными проектами. К таким
проектам можно отнести проекты по темам «Изучай
и знай природу своего края» и «Сохраним чистоту
рек и озер своего края», куда, кроме традиционных
заданий, включены исследования, результаты
которых вполне могут быть применены на практике.
Так, в работе по теме «Изучай и знай природу
своего края» была поставлена проблема: как
погода зависит от ветра? Учащимся было
предложено в течение месяца провести наблюдения
и сделать вывод о том, какие ветры являются
преобладающими в нашем крае и как они влияют на
погоду. По результатам наблюдения были
сформулированы выводы и выдвинуты предложения,
как можно использовать эти выводы в жизни. Таким
же образом построена подготовка к проекту по
проблеме загрязнения водоемов. И, может быть,
решения этой экологической проблемы носили в
большинстве своем достаточно фантастический
характер, как знать – возможно, это основа для
будущего величайшего открытия.
Проектная деятельность в контексте УМК
«Планета знаний» обеспечивает развитие
познавательных навыков учащихся, умения
самостоятельно конструировать свои знания,
умения ориентироваться в информационном
пространстве. Проектная деятельность
ориентирует учащихся на коллективную, групповую,
парную и индивидуальную деятельность. В ходе
работы над проектами у учащихся приобретаются
коммуникативные умения, то есть умение работать
в разных группах, играя разные социальные роли.
Проектная деятельность предлагает выход за
границы учебника во внеурочную деятельность.
Работа над проектами способствует умению
планировать и организовывать свою деятельность,
расширению кругозора учеников по темам, близким
к учебным, развивает творческие способности. Эта
форма работы носит исключительно добровольный
характер.
Содержание проектной деятельности в УМК
«Планета знаний» создает условия для проявления
самостоятельности и инициативности, развития
творческих способностей ребенка в различных
видах и формах деятельности.