Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2009

Система Занкова

Оксана Веденина ,
МОУ "Школа-сад", г. Волгоград ;
Людмила Ласкина ,
МОУ "Школа-сад", г. Волгоград

Мы теперь занковцы!

Праздник посвящения в первоклассники

Под песню «Чему учат в школе» ученики проходят в зал.

Ученик 1.

Гордые, нарядные
Мы идем по улице.
С добрыми улыбками
Все на нас любуются.

Ученик 2.

«Провожать не надо нас!» –
Мы сказали маме.
А в какой идем мы класс,
Догадайтесь сами.

Ученик 3.

Школа! Самый лучший друг,
Второй наш дом родной!
Здесь постигаем курс наук
Мы дружною семьей.

Ученик 4.

Повзрослел я, войдя в этот дом.
Здесь учусь я читать и писать,
Но украдкой под партой своей
Продолжаю... в игрушки играть.

Достает игрушку.

Ведущий. Вы проучились в этом классе уже три месяца и стали настоящими учениками. А сегодня мы посвятим вас в ученики-занковцы.

Звучит музыка. Дети исполняют песню «Первый класс».

Ученик 5. Пусть зовут нас «семилетки».

Ученик 6. Пусть не ставят нам отметки.

Ученик 7. Не ведем мы дневники.

Ученик 8. Но все же мы... ученики!

Ученик 9.

Я тороплюсь, я в школу мчусь.
И вот мой класс, мой первый «А» –
Здесь четверть я учился.
Узнал я столько, что, друзья,
Даю вам слово, – из меня
Ученый получился!

Ученик 10.

Хоть читать давно умеем,
В школе некогда скучать:
Ведь нас стали в первом классе
По-занковски обучать!

Ученик 11.

Сколько в школе мы узнаем,
Сколько книжек прочитаем!
Нам по этому пути
Много лет еще идти!

Ученик 12.

В классе дружно, весело живем:
Мы читаем, лепим и поем.
Сочинять стихи и рифмовать –
Очень трудно, должен вам сказать!

Ведущий. Да, вы уже не малыши, а настоящие школьники. И сегодня вы это докажете – все задания выполните.

Ученик 13.

Нам на праздник наш учитель
Передал портфель, смотрите!
А в портфеле том – секрет!
Ну чего в нем только нет!
В нем картинки и тетрадки,
Где записаны загадки
И задачки интересные,
Игры, песенки чудесные...
В эти игры поиграйте
И загадки отгадайте,
Наши школьные задачки
Вы, ребята, порешайте.

Ведущий. А сейчас давайте проверим, как вы научились собирать свой портфель.

Проводится конкурс «Собери портфель».

Ведущий. Если вы добьетесь в этом успеха, то получите медаль «За успехи». Желаем вам удачи!

Ведущий. Ребята! Скажите, а для чего нужно ходить в школу?

Ученики. Чтобы научиться читать.
– Чтобы научиться считать.
– Чтобы научиться писать.

Девочка встает и хочет уйти.

Даша. А мне не нужно ходить в школу! Я умею и читать, и писать, и считать!

Собирается уходить.

Ведущий. Даша, подожди! Это очень хорошо, что ты много умеешь. Но мне кажется, что ты многого еще не знаешь. Ты знаешь, например, сколько будет 96 : 6? А как будет по-английски: «У меня хорошее настроение»?

Даша. Нет! А что, всё это учат в школе?

Ведущий. Конечно! И не только это, но и многое другое.

Даша. Ну, тогда я остаюсь!

Ведущий. Вот и хорошо! А сейчас веселый звонок позовет наших первоклассников на уроки.

Ученик 14.

День погожий, день веселый,
Небо – золото и синь.
Белокаменная школа
Среди елок и осин.
Рядом – роща, рядом – поле.
Знают заяц и сурок:
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет...

Дети. Урок.

Ведущий.

Первым уроком у нас письмо.
Ох, и трудное заданье –
Буквы правильно писать,
И у Пети есть желанье
Вам про это рассказать.

Ученик 15.

В школе детям показали,
Как писать большую А.
В школе детям рассказали,
Что такое цифра 2.

Сценки из школьной жизни

* * *

Мама учит маленького Диму грамоте, показывая ему буквы.
– Все понял? – спрашивает она.
– Все.
– А это какая буква? – показывает она в книжку.
– Круглая! – радостно отвечает сын.

* * *

– Галя, ты азбуку знаешь?
– Знаю.
– Тогда скажи мне, пожалуйста, какая буква идет после«А?
– Все другие буквы.

* * *

Маленькая Таня читает по слогам:
– Щу-ка...
– И что получается? – спрашивает мама.
– Рыбина! – радостно восклицает Таня.

Ведущий.

Очень хочется ребятам
Поскорее подрасти.
Мы уже умеем в слове
Ударение найти.

Ученик 16.

В нашем классе, не в лесу,
Громко звали мы лису.
Закричали мы: «Лиса!» –
Зазвенели голоса.
Это мы искали все
Ударение в «лисе».
Мне подумалось: а вдруг
Прибежит лиса на звук?
Мы ее на парту сзади
Рядом с Костиком посадим:
«Посиди у нас, лиса!
Подождут тебя леса!»

Слышится стук в дверь.

Ведущий. Ребята, а вдруг это и вправду Лиса из стихотворения? Входите!

Входят Лисенок, Бельчонок и Медвежонок.

Ведущий. Здравствуйте, зверята!

Звери. Здравствуйте, ребята!

Лисенок.

А нельзя ли будет нас
Взять с собою в первый класс?

Ведущий. Если вы хотите с нами...

Звери (хором). Хотим! Хотим!

Ведущий. Мы проверим ваши знанья.

Звери. Согласны! Согласны!

Ведущий.

Не спешите соглашаться,
Так легко и просчитаться.
Ну-ка, Мишка, нам скажи:
Сколько будет два плюс три?

Медвежонок.

Это будет... это будет...
Что-то около шести.

Ведущий. Дети, правильный ответ?

Дети. Нет!

Ведущий. Нет, Мишутка, будет...

Дети. Пять.

Ведущий.

Не умеешь ты считать!
Задание второе:
Я возьму вот эти буквы,
И из них сложу я слово...
Вот уже и все готово.

Складывается слово школа.

Ведущий.

Эй, Бельчонок, посмотри,
Что написано? Прочти!

Бельчонок.

Хоть я маленький бельчонок,
Даже утром и спросонок
Прочитаю лучше всех
Слово сладкое орех.

Лисенок.

Каждый братец мой – лисенок
Прочитает без ошибки
Слово вкусное такое...
Ну конечно, это рыбка!

Медвежонок.

Ха-ха-ха! Ах, смех берет!
Где тут рыбка? Это мед!

Ведущий.

Успокойтесь! Успокойтесь!
И, пожалуйста, не ссорьтесь.
Ребятишки, помогите –
Слово правильно прочтите!

Дети. Школа!

Ведущий. Задание третье.

Дорогие наши гости!
Можете ответить нам:
Чтобы быть всегда здоровым,
Что нам делать по утрам?

Медвежонок.

Это каждый должен знать:
Надо всем... подольше спать.

Ведущий. Дети, правильный ответ?

Дети. Нет!

Ученик 17.

Чтоб расти нам сильными,
Ловкими, умелыми,
Чтоб расти здоровыми,
Мы зарядку делаем.

– Посмотрите, как это у нас получается!

Дети выполняют физкультминутки под музыку. Звери смотрят.

Лисенок. Нам понравилась ваша физкультминутка, мы тоже ее будем делать!

Звенит звонок.

Ведущий. Звенит звонок, начинается урок математики.

Ученик 18.

В классе заняты все делом
От звонка и до звонка,
Только жаль, что перемена
В школе очень коротка.

Ученик 19.

Привыкаем мы к порядку:
Правильно кладем тетрадку,
И встаем мы всякий раз,
Когда учитель входит в класс.

Ученик 20.

Все, что вижу во дворе я,
Все, что вижу на пути,
Я сумею, я сумею
Сосчитать до десяти.

Ведущий. Сейчас мы проверим ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы запоминайте, кто был в зоопарке.

Едем с мамой в зоопарк
И считаем всех подряд.
Пробегает дикобраз – это раз,
Чистит перышки сова – это два,
Третьей стала росомаха,
А четвертой – черепаха.
Серый волк улегся спать – это пять.
Попугай в листве густой – он шестой.
Вот лисенок рядом с лосем –
Это будет семь и восемь.
Девять – это бегемот:
Рот, как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый –
Он последний, он десятый.
Дальше нам не сосчитать,
Надо снова начинать.

Ведущий. А сейчас мы проверим насколько вы были внимательны.

  • Кто из зверей был четвертым? (Черепаха.)

  • А девятым? (Бегемот.)

  • Теперь вопрос зрителям: кто был пятым? (Волк.)

  • А седьмым? (Лисенок.).

Наши ребята любят играть в школу. Понаблюдаем за ними.

Разыгрываются сценки:

Девочка. Влад, вот четыре красивые груши лежат на тарелке.

Мальчик тянется к грушам.

– Не кушай, а слушай:

Если одна из них брату достанется,
Сколько тебе на тарелке останется?

Мальчик. Две.

Девочки. Но почему? Ведь ты брату отдашь своему...

Мальчик.

Да я-то рад, мне пример этот ясен,
Но только мой брат на одно не согласен.

* * *

Учительница. Лиза, реши задачу. Тебе семь лет, а Оле – на два года меньше. Сколько лет Оле?

Лиза. Пять лет.

Учительница. Правильно. А как ты решила?

Лиза. А я была у нее на дне рожденья!

* * *

Мама. Сколько будет три и четыре?

Сын. Семь.

Мама. А семь и четыре?

Сын. Не знаю. Мы до одиннадцати еще не учили.

Звенит звонок.

Ведущий. А теперь – перемена! Наши ребята исполнят веселые частушки.

Дети исполняют частушки о школе.

Звенит звонок.

Ведущий.

Опять звенит звонок,
Он зовет нас на урок.
Третьим уроком будет чтение.

Ученик 21.

Вместе будем мы стараться –
Сил и времени не жаль.
Мы успешно одолеем
Наш нечаевский букварь.

Ведущий. Сегодня мы узнаем, что читали в своих азбуках наши прадедушки и прабабушки. Первая азбука начиналась так: «Не будь ленив, со всяким прилежанием читай, внимай, слушай, твори». И ребята прилежно читали столбики слов, небольшие рассказы, пословицы, нравоучения. Давайте и мы прочитаем слова, которые читали наши предки:

амбар
батюшка
ворота
грабли
домовой

еда
елка
жница
земля
игра

двойка
тройка
швейка
змейка
лентяй

Ведущий объясняет смысл слов, которые детям не известны.

– В старое время говорили: «Корень учения горек, да плод его сладок». А как вы понимаете это пословицу?

Дети отвечают.

– Грамотный человек в мудрых книгах добывал знания да и сам мог записывать события, которые происходили на его глазах. Вот отчего «плод сладок». Ну, а «корень горек» оттого, что грамоту в школьников часто вколачивали розгами.
Многое изменилось с тех пор. Проще стал алфавит. Исчезли некоторые предметы, а с ними и слова, их обозначающие. Человек постоянно открывает новое, и тут же появляются новые слова. Но до сих пор мы с вами читаем сказки, которые сочинял народ в глубокой древности.
Вспомним некоторые из них. Я буду читать отрывок, а вы – отгадывать название сказки.
Начнем с разминки, со сказок, хорошо вам известных:

1. По коробу метен,
По сусекам скребен,
В сметане мешен,
На окошке стужен. («Колобок».)

2. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. («Курочка Ряба».)

3. Позвал дед бабку. Дедка за репку, бабка за дедку, тянут-потянут – вытянуть не могут. («Репка».)

4. Ловись, рыбка, большая и маленькая! («Волк и Лиса».)

5. Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет? («Теремок».)

6. Не садись на пенек, не ешь пирожок! Высоко сижу, далеко гляжу! («Маша и Медведь».)

7. Андрей все и рассказал: как женился и как царь послал его туда – не знаю куда, добыть то – не знаю что. («Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».)

8. Спрашивает отец младшую дочку: «А что тебе купить?» Отвечает дочь: «Купи мне, батюшка, перышко Финиста – ясна сокола». («Финист – ясный сокол».)

Ведущий. Молодцы! Со всеми заданиями справились. Теперь пришло время посвятить вас в занковцев. И начнем мы с заповедей учеников-занковцев.

Заповеди ученика-занковца

1. Идя в школу, имей при себе хорошее настроение – пусть школа будет тебе в радость.
2. Будь активным, внимательным и старательным на уроках, и у тебя все получится.
3. Дружи с книгой – она твой первый помощник.
4. Учись слушать и слышать ответы одноклассников.
5. Педагог – это не только твой учитель и воспитатель, но и старший друг и помощник.
6. Помни: тебе всегда рады и в школе, и дома.

Ученик 22.

Мы – занковцы, друзья,
Что само по себе и не ново.
С этих пор наизусть
Повторяйте заветное слово!

Ученик 23.

В звоне каждого дня
Как я счастлив,
Что нет мне покоя!
Грызть науки с нуля –
Жизнь, ты знаешь,
Что это такое!

Ведущий. Внимание! Право зачитать клятву занковцев предоставляется учащимся 1-го класса.

Клятва учеников занковцев

Клянусь перед всеми
старательным быть
И в класс наш занковский
исправно ходить.
Клянусь!

Клянусь и писать, и читать я
прилично,
А в ранце носить «хорошо»
и «отлично».
Клянусь!

Клянусь в том, что буду я
очень стараться
С друзьями моими впредь
больше не драться!
Клянусь!

Клянусь я ребенком
воспитанным быть,
Не бегать по школе,
а шагом ходить.
Клянусь!

Клянусь не бояться
дороги тернистой
И званьем занковца
клянусь дорожить.
Клянусь!

А если нарушу я клятву свою,
Тогда я молочный свой зуб отдаю,
Клянусь!

Ребенком всегда идеальным я буду
И клятвы моей никогда не забуду.
Клянусь!

Ведущий. Теперь вы не просто школьники – вы ученики-занковцы. Гордитесь этим званием. В память об этом торжественном дне вам вручаются значки учеников-занковцев.

Под торжественную музыку детям вручаются значки.

– Мы надеемся, что сдержать слова клятвы вам помогут ваши родители.

На сцену выходят родители.

Клятва родителей-занковцев

Клянусь
(будь я мать или будь я отец)
Ребенку всегда говорить:
«Молодец!»
Клянусь! (Все родители хором.)

Клянусь выходить
в надлежащие сроки,
Клянусь не опаздывать
я на уроки.
Клянусь!

Клянусь я в учебе ребенка
не «строить»,
Клянусь вместе с ним
иностранный освоить.
Клянусь!

За двойки клянусь я его не ругать
И делать уроки ему помогать.
Клянусь!
А если нарушу я клятву мою
Тогда я последний свой зуб отдаю.
Клянусь!
Тогда идеальным родителем буду
И клятвы моей никогда не забуду!
Клянусь!

Ведущий. Вот и завершается наш праздник. Прошу всех встать.

Гимн учеников-занковцев

В школу мы пришли познать
Хитрую науку.
Цифры, азбука, письмо
Вмиг прогонят скуку!
А занковская система –
Чистое искусство –
В нас поможет воспитать
Волю, ум и чувство.

Припев:

Мы, занковцы, непоседы,
Не привыкли унывать!
Все нам в жизни интересно, (2 р.)

Все нам хочется узнать!
В жизни трудно отстоять
Свою точку зрения,
И ошибок избежать,
И убрать сомнения.
Мы научимся общаться
С множеством детей
И найдем за школьной партой
Преданных друзей.

Припев.

– Вот и завершился наш праздник. Вы теперь – ученики-занковцы! С гордостью носите это звание и будьте его достойны!