Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2009

Я иду на урок

Галина Захарова ,
учитель школы № 2006, г. Москва

Что такое шедевр?

Окружающий мир. 2 класс

Тема. «Об искусстве».

Цели. Познакомить с произведениями А.С. Пушкина, И.И. Левитана, П.И. Чайковского, К. Паустовского об осени; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи, литературы как составных частей искусства; познакомить с терминами «шедевр», «музей»; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.

Учебные материалы. Учебник «Окружающий мир. 2 класс» (авт. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов); аудиозапись отрывка из произведения П.И. Чайковского «Времена года»; портреты художника, поэта, писателя и композитора; репродукции картин И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «Осень. Долина реки»; интерактивная доска; краски, кисти, мелки, альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей; индивидуальные карточки и заготовки для работы на уроке.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент





Учитель. Дорогие ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами! Я хочу вас пригласить в необычный музей. В его залах мы встретимся с поэтами, писателями, художниками и композиторами. А дорога в этот музей начинается в вашем сердце, в вашей душе!
Мы будем учиться раскрывать свою душу для красоты, учиться смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное!
Чтобы посетить этот музей, необходимо заполнить входной билет, который лежит у каждого на парте. А еще вы, наверное, заметили разноцветные «листики настроений», которые вам подарила осень. Отметьте в них ваше настроение в начале урока.

II. Актуализация знаний

У. Вы были в музеях? Что вы там видели?

Дети. Мы видели картины, старинную технику, исторические экспонаты, скульптуры.

У. Чем являются перечисленные вещи?

Д. Произведениями искусства.

У. Что такое музей?

Д. Это учреждение, которое собирает и хранит различные экспонаты.

У. Давайте обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. Что такое музей?

Ученик зачитывает толкование слова:

«Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения чего-нибудь (памятников искусства, предметов, представляющих исторический интерес)».
– А вот какое толкование дает Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий».

Демонстрируется фрагмент на доске.

Слово музей происходит от слова музы.
Музы – богини, покровительствующие искусству.

– Как можно назвать одним словом все произведения искусства?

Д. Шедевры.

У. Обратимся к Толковому словарю. Что такое шедевр?

Ученик зачитывает:

«Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера».

III. Постановка учебной задачи

У. Итак, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Назовите тему урока.

Д. На уроке речь пойдет об искусстве.

На доске.

Об искусстве.

У. Каковы цели урока?

Д. Учиться понимать произведения искусства, познакомиться с некоторыми из них.

У. Молодцы! Тогда во входном билете на первой строчке под номером 1 запишите по памяти, что такое музей и шедевр. Откройте учебники на с. 32 и в тексте найдите ответ на вопрос: когда появилось искусство и что тому способствовало?

Дети читают статью и отвечают:

Д. Искусство появилось много тысяч лет тому назад, когда люди не могли еще выращивать растения, шить одежду, но они уже рисовали, пели и танцевали.

У. На уроках рисования и окружающего мира мы знакомились с видами искусства. Перечислите их.

Д. Живопись, музыка, скульптура, архитектура, литература.

У. На нашем уроке мы подробно остановимся на некоторых из них.

IV. Открытие детьми нового знания

Работа со стихотворением А.С. Пушкина «Унылая пора...»

У. Какое сейчас время года?

Д. Осень.

У. Какой месяц?

Д. Октябрь.

У. Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников и композиторов. А как любил осень Александр Сергеевич Пушкин!

Учитель демонстрирует портрет поэта.

– «Осень мне подходит, – писал он своему другу. – Это мое любимое время года, здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает».
Пушкин очень любил осенью бывать в селе Болдино. Здесь день за днем перед глазами поэта развертывалась картина долгой осени со всеми ее оттенками и переменами – от солнечной и ясной поры сентября до ноябрьской непогоды с непролазной грязью, дождями и снегопадами. Прочитайте стихотворение, написанное поэтом в один из таких дней.

Подготовленный ученик читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье».

– О какой поре говорит поэт? Что значит – «унылая»?

Д. «Унылая» – значит грустная.

У. Что такое «очарованье»?

Д. «Очаровать» – произвести неотразимое впечатление на кого-либо или что-либо, подчинить своему обаянию.

У. В каких словах прослеживается любовь поэта к этому времени года? Какие краски отметил поэт? Найдите строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осенние изменения. Что вы чувствуете при чтении этого стихотворения?

Дети отвечают.

– Подчеркните во входном билете под номером 2: радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревога, умиротворение. Как вы прочтете это произведение: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо? Почему?

Д. Мы прочтем неторопливо и с грустью, потому что природа увядает, дыхнул последний хлад, дорога промерзает.

У. К какому жанру искусства вы отнесете это произведение?

Д. К литературе.

Работа с произведением П.И. Чайковского «Осень»

У. Хотите отправиться на прогулку в осенний лес? Закройте глаза.

Звучит фрагмент из цикла П.И. Чайковского «Времена года» – «Осень».

– Какое впечатление произвело на вас это произведение?

Дети отвечают.

– Это произведение сочинил Петр Ильич Чайковский.

Учитель демонстрирует портрет композитора.

– Что вы «увидели» в лесу?

Д. Мы представили, как медленно опадают листочки с деревьев, и стало грустно, потому что скоро наступит холодная зима и уснут деревья до весны.

У. К какому виду искусства относится это произведение?

Д. К музыке.

У. Какие строки из произведения Пушкина вы бы отнесли к этому произведению?

Д. «Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей...»
– «Дорога промерзает, журча еще бежит за мельницу ручей...»

Работа с отрывком из произведения К.Г. Паустовского «Осень снимала...»

У. Вы познакомились с произведениями великих людей, выражающими настроение осенней поры. А русская душа созвучна осени. И в той и в другой много светлой грусти. К теме осени обращались не только поэты и музыканты, но и писатели. Они ждали ее, как самое дорогое и мимолетное время года. Свои впечатления передал нам Константин Георгиевич Паустовский.

Учитель демонстрирует портрет писателя.

– Прочитайте отрывок из его произведения на карточках:

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, омывала дождями зелень, рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и воздух. Он делался чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом...

У. Подчеркните, какие краски использовал писатель в своем произведении. Что делалось с воздухом? Почему «дали были гораздо глубже, чем летом»?

Д. Потому что листики облетели с деревьев и сквозь них стало далеко видно.

У. К какому жанру искусства относится это произведение?

Д. К литературе.

Работа с репродукциями картин И.И. Левитана

У. Многие русские художники создавали осенние пейзажи. Большим мастером в этой области был художник И.И. Левитан. Сообщение о жизни и творчестве этого человека подготовил нам Саша.

Подготовленный ученик рассказывает.

Ученик. Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве. Семья была большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем отец. В тринадцать лет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно учился.
С ученической выставки 1880 года П.М. Третьяков приобретает картину 19-летнего художника «Осенний день. Сокольники». Это было первым признанием его таланта.
Левитан – пейзажист. Его пейзажи называют лирическими, поэтическими, музыкальными. В картине «Осенний день. Сокольники» мягкие светотеневые переходы, влажный воздух, обволакивающий предметы, перспектива дороги, уходящая в дымку, одинокая женская фигура – все создавало щемящее настроение грусти. Так картина природы помогала художнику раскрыть свое внутреннее состояние.
На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу в осеннем медно-золотом убранстве. В глубине луга теряется река, на берегу которой стоят стройные березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. Осенний день полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса и полей.
В картине «Осень. Долина реки» Левитан стремился раскрыть национальный характер русского пейзажа. Широта, спокойно стелющаяся земля, мерное течение полноводной реки, мягкие очертания берегов – все рождает неизъяснимое очарование природы, камерной и могучей одновременно.
Понятие «левитановская природа», войдя в нашу жизнь, стало синонимом русского пейзажа.

У. Спасибо! К какому жанру относятся эти произведения?

Д. К живописи.

У. Во входном билете запишите имя русского художника-живописца под номером 3.

V. Творческая работа в группах

Группа «Мастерская художников»

У. Изобразите в разных техниках осенний лес:
– гуашью;
– пастелью;
– восковыми мелками;
– акварелью.

Группа «Творцы»

У. Соберите в пазлах одну из репродукций картин И.И. Левитана (сравнить по образцу).

Группа «Умельцы»

У. Выполните аппликацию осеннего коврика из листьев (часть детей выполняют задание по шаблону, часть – самостоятельно).

Группа «Мастера слова»

У. Обогатите текст красивыми словами; соберите примету и пословицу об осени.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Обогатите текст красивыми словами.

«Особенно красив и печален ... лес в ... дни. На ... фоне пожелтевшей листвы выделяются ... пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез ... листья. От дерева к дереву протянуты ... нити ... паутины. Тихо в ... лесу».

Словарь-подсказка

русский, ранние осенние, золотом, яркие, пожелетевшие мягкие, тонкие серебристые, осеннем

Соберите примету об осени

торопит, осень, не, ждет, зима

Соберите приметы осеннего сезона

короткая, перелетные птицы, осень, низко, летят

VI. Итог урока

У. Что нового вы узнали на уроке?

Д. Мы узнали, что такое музей и шедевр.

У. С какими произведениями познакомились?

Д. С шедеврами русского искусства: произведениями литературы, музыки и живописи.

У. Дайте оценку своей работе по группам. Результаты запишите во входном билете.
Итак, вы заполнили билеты и теперь по праву можете посещать любые музеи и исторические памятники нашей страны. На осенних листиках настроений отметьте свое настроение в конце урока. А теперь «оденьте» наше «дерево настроений»– повесьте свои листочки. И пусть ваше прекрасное настроение сопутствует удаче на всех наших уроках. Спасибо за работу!

VII. Домашнее задание

У. В тетради на печатной основе выполните задание № 26 на с. 27, ответьте на вопрос № 5 на с. 33 учебника.