Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2009

Я иду на урок

Лариса Киндеева ,
учитель начальных классов, г. Старый Оскол

Окончания прилагательных

Русский язык. 4 класс

Тема. «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода» (закрепление).

Цели. Закрепить правила правописания безударных окончаний имен прилагательных; развивать внимание, память, орфографическую зоркость; воспитывать у детей чувство любви к Родине.

Учебные материалы. Учебник «Русский язык. 4 класс» (авт. Т.Г. Рамзаева); схемы-опоры, карточки с индивидуальными заданиями, портрет Петра Первого; иллюстрированный ряд, сопровождающий рассказ учителя о достопримечательностях городов России.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня на уроке мы закрепим наши умения правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, вспомним все виды разборов, пополним наш багаж знаний новыми интересными сведениями о городах России.

III. Чистописание

На доске:

У. Какое слово можно составить, используя эти буквы?

Дети. Город.

У. Запишите слово город на новой строке, выделите орфограммы. Вспомните звуко-буквенный анализ слова город.

Один ученик выполняет самостоятельно задание у доски.

– Подберите однокоренные слова к слову город, запишите их через запятую на этой же строке, разберите по составу.

Д. Город, пригород, городской, городок.

IV. Повторение изученного материала

У. Какое из записанных слов лишнее? Почему?

Д. Городской – имя прилагательное.

У. Что такое имя прилагательное? Как оно изменяется? Каким членом предложения является?

Д. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные изменяются по падежам, по числам, а в единственном числе – по родам. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением.

У. А сейчас я вам предлагаю совершить заочное путешествие по красивейшим городам нашей необъятной страны, которая называется...

Д. Россия.

У. Мы познакомимся с историческими памятниками, узнаем о достопримечательностях некоторых городов. Итак, в путь!

V. Работа по теме урока

У. На доске записаны словосочетания. Ваша задача – вставить пропущенные окончания имен прилагательных, объяснить их правописание, определить род и падеж.

Памятник Юрию Долгорукому. Москва

Памятник Юрию Долгорукому. Москва

Дети повторяют алгоритм «Правописание падежных окончаний имен прилагательных».

На доске:

красив... здание, в высотн... доме, до прав... берега, к пешеходн... переходу, в городск... парке имени Горького, на башнях древн... Кремля, к железнодорожн... вокзалу

– Кто догадался, о каком городе можно рассказать, используя эти словосочетания?

Д. О Москве.

У. Что вы знаете об этом городе?

Д. Москва – столица России. Москва – город-герой. Это многомиллионный город.

– Основатель города – Юрий Долгорукий.

Учитель показывает презентацию «Основные достопримечательности Москвы».

У. А сейчас мы попадем в один из самых молодых провинциальных городов России – в наш родной город...

Д. Старый Оскол.

Храм Рождества Христова. Старый Оскол

Храм Рождества Христова. Старый Оскол

У. Я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете историю своего города. Для этого проведем графический диктант. Если вы согласны с моим утверждением, ставьте «+», если нет, то ставьте «–».

  • Город Старый Оскол основан в 1593(6) году. (+)

  • Численность населения составляет около 100 000 человек. (–)

  • В нашем крае добывают мел и железную руду. (+)

  • Здесь функционируют два самых крупных предприятия-гиганта – СГОК и ЛГОК. (+)

  • На площади около кинотеатра «Быль» поставлен памятник Ватутину. (–)

Учитель показывает презентацию «Достопримечательности Старого Оскола».

– Прочитайте деформированное предложение.

На доске:

наш, город, вблизи, стоит, реки Осколец, холме, на, высоком меловом

– Восстановите его. Что у вас получилось?

Д. Наш город стоит на высоком меловом холме вблизи реки Осколец.

Класс записывает предложение, выполняет его синтаксический разбор и морфологический разбор прилагательного (на) высоком.

На доске:

1. На высоком – прилаг. (на каком?)
2. Н.ф. – высокий
3. В м.р., ед. ч., П.п.
4. Вт. чл.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по теме урока (продолжение)

У. Итак, мы приближаемся к одному из красивейших городов нашей страны, который вправе назвать городом-музеем под открытым небом.

Петропавловская крепость. Санкт-Петербург Памятник Петру Первому. Санкт-Петербург
Петропавловская крепость. Памятник Петру Первому. Санкт-Петербург

Подготовленный ученик читает.

Ученик 1.

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,
Приют убого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам
И запируем на просторе.

– О каком городе шла речь в этом стихотворении?

Д. О Санкт-Петербурге.

У. Кто является основателем города Санкт-Петербурга?

Д. Петр Первый.

У. На какой реке он построил северную столицу?

Д. На реке Неве.

У. Как по-другому называли этот город?

Д. Петроград, Петербург, Ленинград.

Ученик 2. После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Знаете, почему он назвал город на европейский манер? Потому что в отличие от древней Москвы Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что город европейский.

У. А сейчас определите, в каком году был основан Санкт-Петербург, если в мае 2003 года ему исполнилось 300 лет?

Д. В 1703 году.

У. В Санкт-Петербурге теряется ощущение времени. Рядом, но как бы в другом измерении здесь продолжает жить душа нашей русской истории. Откройте учебники на с. 137. Прочитайте текст упражнения 309. В каком году был поставлен памятник Петру Первому?

Д. В 1782 году.

У. Как он называется?

Д. Медный всадник.

У. Назовите скульптора.

Д. Этьен Фальконе.

У. А теперь спишите текст, укажите падеж прилагательных.

Дети выполняют задание.

– Сегодня Санкт-Петербург – второй по значению и величине город страны, сокровищница искусства, город-музей, сохранивший прекрасные творения гениальных зодчих. Величие полноводной Невы, торжественность ее гранитных набережных, простор площадей и перспективы проспектов, гладь каналов и узорочье оград, изящество дворцов и размах грандиозных по замыслу архитектурных ансамблей создают незабываемый облик одного из красивейших городов мира.

Ученик читает наизусть отрывок из поэмы «Медный всадник» – «Люблю тебя, Петра творенье».

VIII. Итог урока

У. Выполним упражнение «График». У вас на партах лежат карточки со словосочетаниями. Вы должны определить падеж имени прилагательного и построить соответствующий график на координатной плоскости.

Задание выполняется коллективно по цепочке.

Красивый канал, по Ладожскому озеру, над Невским проспектом, около Зимнего дворца, перед Петропавловской крепостью, к Летнему саду, Российский флот

– Начертание какой буквы получилось на нашем графике?

Д. Буквы м.

У. На эту букву начинаются самые дорогие нашему сердцу слова – мама, мир, Москва. А также слово молодец. Вы все сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке! О каких городах мы говорили?

Д. О Москве, Старом Осколе, Санкт-Петербурге.

У. Правописание какой орфограммы повторили?

Д. Безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

У. Какие окончания пишутся у прилагательных мужского и среднего рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах?

Д. В родительном падеже – окончания -ого, -его; в дательном падеже – -ому, -ему; в предложном падеже – -ом, -ем; в творительном падеже – -им, -ым.

IХ. Домашнее задание

Упр. 307, с. 136.