Елена
Кострюкова
, учитель начальных классов ГОУ СОШ № 566 г. Москвы
Кроссворды по русскому языку
Русский язык – один из сложнейших
учебных предметов. Известно, что важным условием
на пути усвоения знаний является наличие
познавательного интереса к изучаемому предмету.
Поэтому учителя начальных классов стараются
включать занимательный материал в содержание
уроков.
Отгадывание кроссвордов на уроках русского
языка в начальной школе и дома с родителями
создает положительный эмоциональный настрой,
вызывает у детей познавательную активность,
развивает не только интерес к предмету, но и
внимание, мышление, память, способствует
обогащению словарного запаса и формированию
орфографической зоркости школьников.
Кроссворды составлены по темам: на определенный
вид орфограмм или с использованием лексического
значения слова (многозначные слова, синонимы,
антонимы). Прежде чем вписать слово в кроссворд,
детям необходимо не только отгадать это слово, но
и предварительно подобрать к нему проверочное,
на что указывает соответствующее задание.
Выполняя подобные задания, ученики применяют
правила проверки и правописания слов с данной
орфограммой, закрепляя уже приобретенные навыки
не обычным способом, а в процессе игры.
Непроизносимая согласная
I. Подберите близкие по значению к
данным имена прилагательные с непроизносимой
согласной – и прочтете в столбике ключевое
слово:
1. Печальный.
2. Удачливый.
3. Огромный
4. Веселый. |
5. Отважный.
6. Знаменитый.
7. Здешний.
8. Правдивый. |
Ответы: 1. Грустный. 2. Счастливый.
3. Гигантский. 4. Радостный. 5.
Доблестный. 6. Известный. 7. Местный.
8. Честный.
Ключевое слово: синонимы.
II. Подберите слова с непроизносимой
согласной, противоположные по значению данным –
и прочтете в столбике ключевое слово:
1. Будни.
2. Милосердный.
3. Отвратительный.
4. Жадный. |
5. Любимый.
6. Безучастие.
7. Раздельный.
8. Погожий. |
Ответы: 1. Праздники. 2.
Безжалостный. 3. Прелестный. 4.
Бескорыстный. 5. Ненавистный. 6.
Сочувствие. 7. Совместный. 8. Ненастный.
Ключевое слово: антонимы.
Проверьте непроизносимую согласную
подбором родственного слова. В каком слове
непроизносимая согласная не проверяется?
Слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши
I. Если
впишете отгадки в строчки,
то прочтете ключевое слово.
1. Стоит колюка,
Одета в багрянец,
Кто подойдет,
Того кольнет.
2. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.
3. Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный,
Только этот кран живой,
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав,
Кто ответит нам: ...
4. Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.
5. Из горячего колодца
Через нос водица льется.
6. Нахмурится, насупится,
В слезы ударится –
Ничего не останется.
7. Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен.
8. Бежит, гудит,
В два глаза глядит,
А станет –
Ярко-красный глазок глянет.
Ответы:
1. Шиповник.
2. Снежинки.
3. Жираф.
4. Часы. 5. Чайник.
6. Туча. 7. Чулок.
8. Машина.
Ключевое слово: перчатка. |
II. Впишите
в строчки отгадки –
и прочтете в столбике ключевое слово,
отгадку загадки:
Словно розочки, цветы –
просто чудо красоты!
Яркие, пахучие...
Ай-ай-ай! Колючие.
1. Сами крошки,
Боятся кошки,
Под полом живут,
Туда все несут.
2. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
3. Пять мальчиков,
пять чуланчиков.
Разошлись мальчики
в темные чуланчики:
Каждый мальчик –
в свой чуланчик.
4. Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки – из палки,
В руках – мочалки.
5. Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
6. Белые горошки
На зеленых ножках.
7. Под гору – коняшки,
В гору – деревяшки.
8. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
Ответы:
1. Мыши.
2. Ежик.
3. Перчатка.
4. Чучело.
5. Свеча.
6. Ландыши.
7. Лыжи.
8. Щука. |
Проверяемая безударная гласная
I. Если вы впишете все
отгадки в строчки,
то прочтете в столбике ключевое слово –
отгадку последней загадки:
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
баран – барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова –
И Федя неряху увидел
... лохматого.
1. Сердита мать,
да прикрыла деток
До красного дня
пуховым одеяльцем.
2. Одно бросил –
целую горсть взял.
3. Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока
затянуты в облака.
4. В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется.
5. Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
В сарай попала,
кур пересчитала,
И горлана-петуха
унесла она в леса.
6. Гуляет на воле,
В лесу, в чистом поле.
Крутит, воет, бурчит,
На весь мир ворчит.
7. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
В каких словах безударная гласная в
корне
проверяется изменением формы слова,
а в каких – подбором родственного слова?
Найдите слова, в которых безударная гласная
проверяется двумя способами.
Ответы:
1. Зима.
2. Зерно.
3. Гора.
4. Река.
5. Лиса.
6. Метель.
7. Дерево.
Ключевое слово: зеркало. |
II. Подберите слова с
проверяемой
безударной гласной в корне,
противоположные по смыслу данным,
и прочтете в столбике ключевое слово.
1. Говорить.
3. Длинный.
5. Ломать.
7. Забывать. |
2. Горячий.
4. Кривой.
6. Терять.
8. Легкий. |
Ответы:
1. Молчать. 2. Холодный.
3. Короткий.
4. Прямой. 5. Чинить. 6.
Находить.
7. Вспоминать. 8. Тяжелый.
Проверьте безударную гласную в корне
путем подбора родственного слова.
Ключевое слово: антонимы.
III. Отгадав загадки в строчках,
вы прочтете в столбике ключевое слово –
отгадку последней загадки:
Вырос в поле дом,
полон дом зерном,
Стены позолочены,
ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
на столбе золотом.
1. Без рук, без ног на брюхе ползет.
2. Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге,
Где сошлись пути –
Помогает улицу
Людям перейти.
3. Кто в году четыре раза
переодевается?
4. Жар-птица летает,
Золотые перья роняет.
5. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
В каких словах безударная гласная в
корне
проверяется путем изменения формы слова,
а в каких – путем подбора родственного слова?
Ответы:
1. Червяк.
2. Светофор.
3. Земля.
4. Огонь.
5. Осень.
Ключевое слово: колос. |
Ь – показатель мягкости согласных
I. Впиши
отгадки.
1. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
2. Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили
В ушанке заячьей зимой,
А летом – с бритой головой.
3. Шел долговяз,
В сыру землю увяз.
4. В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
5. Шуба нова,
На подоле дыра.
6. Новый дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные.
7. Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдет –
Весь куст опадет.
8. Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес:
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины,
И, поднявши вихрем пыль,
Побежит...
Ответы:
1. Ель.
2. Пень.
3. Дождь.
4. Желудь.
5. Прорубь.
6. Портфель.
7. Календарь.
8. Автомобиль.
Как обозначена мягкость
согласного на конце слова?
На конце какого слова слышится
парный согласный звук?
Подберите проверочное слово.
Какой буквой обозначен парный согласный?
В каком из слов количество букв
совпадает с количеством звуков? |
II. Если
вы впишете отгадки в строчки,
то прочтете в столбике ключевое слово –
отгадку последней загадки:
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки.
1. Пять братьев,
Годами равные,
Ростом разные.
2. Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.
3. Репы сестра
На язык остра.
4. За дверкой этой
лед и иней,
Здесь даже летом
холод зимний.
5. В доме есть слуга у нас,
Знает он, который час.
По утрам, когда ты сонный,
Он звонит, как заведенный.
6. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
7. Два блестящих братца,
Точно ветер, мчатся
И всю зиму напролет
Чертят, режут звонкий лед.
8. Крыльями машет,
А улететь не может.
Ответы:
1. Пальцы.
2. Письмо.
3. Редька.
4. Холодильник.
5. Будильник.
6. Сосулька.
7. Коньки.
8. Мельница.
Ключевое слово: апельсин.
Совпадает ли количество букв
с количеством звуков в словах-отгадках? |
Продолжение следует
|