|
|||||||||
Жанна
Клименко
,
|
Язык – учебный предмет. |
интересный |
Язык – средство общения. |
великий |
Язык – орган вкуса. |
длинный |
Язык пламени. |
яркий |
– На какие разряды делятся имена
прилагательные? Назовите отличительные признаки
качественных имен прилагательных. Как вы
думаете, с прямым или переносным значением
существительного мы употребили больше
качественных имен прилагательных?
Еще раз прочитайте эпиграф к уроку.
Выполняя данное задание, мы убедились в том, что
русский язык действительно очень богатый,
меткий, выразительный.
Как вы считаете, какую цель преследуют задания на
выявление закономерностей, исключение «лишних»
объектов, классификацию, формулирование
определений понятий?
Д. Они развивают логическое мышление.
У. Выполните фонетический разбор слова мышление.
Дети работают в тетрадях, один ученик – у доски. Учитель проверяет результаты.
– Почему в слове звуков больше, чем
букв?
В каких случаях звуков может быть меньше, чем
букв?
Д. Если в слове есть ь – показатель мягкости согласного звука (пень); непроизносимая согласная (праздник); удвоенная согласная (шоссе); несколько букв обозначают один долгий звук (разжечь).
V. Физкультминутка
VI. Комплексный анализ текста
У. Ребята, сейчас нам предстоит серьезная поисково-исследовательская работа. Мы попытаемся провести анализ отрывка из рассказа К.Г. Паустовского «Какие бывают дожди» по различным направлениям: отметим жанровые особенности, используемые автором средства художественной выразительности, выполним грамматические задания.
Дети читают:
Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы
понять, как оживает слово, когда с ним связаны
непосредственные впечатления, и как это помогает
писателю безошибочно им пользоваться.
Чем, например, отличается спорый дождь от
грибного?
Слово спорый означает быстрый, скорый.
Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда
приближается с набегающим шумом.
Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его
капля выбивает в воде крутое углубление,
маленькую водяную чашу, подскакивает, снова
падает и несколько мгновений, прежде чем
исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши.
Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По
высоте этого звона догадываешься, набирает ли
дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких
туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не
звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть
заметно возится в кустах, будто трогает лапой то
один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не
торопясь, основательно. Поэтому после него буйно
лезут грибы – липкие маслята, желтые лисички,
боровики, румяные рыжики, опенки, бесчисленные
поганки.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе
говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце
капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому
же и плакать такими сияющими слезами горя или
радости, как не сказочной красавице царевне!
Все это только ничтожная часть того, что можно
сказать о дожде.
(По К. Г. Паустовскому)
– Каков жанр этого произведения?
Д. Научно-познавательный рассказ.
У. Попробуйте определить тему.
Д. Виды дождя.
У. К какому типу относится текст?
Д. В нем присутствуют все типы речи: рассуждение с элементами повествования и описания.
У. Найдите в тексте качественные имена прилагательные.
Учащиеся находят и доказывают свой выбор.
– От одного из имен прилагательных образуйте всевозможные формы сравнения. При выполнении задания пользуйтесь таблицей в учебнике на с. 97.
На доске:
Мелкий – мельче, |
– А теперь – задание по вариантам.
Первый вариант: в 6-м абзаце найдите предложение,
в котором 2 качественных и 1 относительное
прилагательное.
Второй вариант: в 4-м абзаце найдите предложение с
кратким именем прилагательным.
Какие предложения вы выбрали?
Д. А мелкий грибной дождь сонно
сыплется из низких туч.
– Особенно хорош спорый дождь на речке. Капля
блестит и похожа на жемчуг.
Ученики по вариантам выполняют синтаксический разбор предложения.
У. Ребята, как вы думаете, что помогло автору создать яркие, образные выразительные картины в тексте?
Д. Средства художественной выразительности.
У. Прежде чем вы их перечислите, мы попросим Настю и Стасика нарисовать картины, описанные в тексте К.Г. Паустовским, используя художественные материалы как средства художественной выразительности.
Два ученика выполняют иллюстрации к тексту.
– Какие средства художественной выразительности вы знаете? Сформулируйте определения этих понятий.
Д. Эпитет – образное определение.
– Метафора – образное сравнение.
– Олицетворение – перенесение свойств с
одушевленных предметов на неодушевленные.
– Сравнение.
У. Приведите примеры из текста.
Выслушиваются ответы учеников.
– Характерно, что независимо от того,
какой будет дождь, его всегда называют очень
ласково – дождиком: «Дождик собрался»,
«Дождик припустил», «Дождик траву обмывает».
Дома вы выполняли творческие работы, используя
средства художественной выразительности. Какие
же чувства вызывает дождь у вас? Поделитесь
своими впечатлениями.
Учащиеся читают стихи собственного сочинения.
– Русский язык действительно волшебный. Он рождает желание не только слушать, но и рисовать, проявить себя в других видах творчества. Под впечатлением волшебного слова у вас родились такие рисунки.
Рассматриваются выполненные учениками работы.
– Проведя анализ текста, мы в который раз убеждаемся в том, какие богатые, неисчерпаемые возможности имеет русский язык!
VII. Итог урока
У. Чтобы логически завершить нашу работу, выполните задания теста:
Первый ряд – 1-е задание;
Второй ряд – 2-е задание;
Третий ряд – 3-е задание.
Тест
1. Какие слова соответствуют схеме?
1) Богат;
2) смешной;
3) известный;
4) звездный.
Ключ к ответу 1) Изучай; 2) люби; 3) береги; 4) знай.
2. В каком словосочетании употреблено имя прилагательное мужского рода?
1) Грибной дождь;
2) водяная чаша;
3) круглое углубление;
4) крупные слезы.
Ключ к ответу 1) И; 2) а; 3) но; 4) или.
3. Какие пары имен прилагательных являются антонимами?
1) Вежливый – сладкий;
2) мягкий – твердый;
3) маленький – большой;
4) сильный – страшный.
Ключ к ответу 1) Русский; 2) родной; 3) язык; 4) чужой.
– Какие варианты ответов вы выбрали?
Таблички помещаются на доску.
– Составьте ключевую фразу.
Д. Люби и знай родной язык!
У. Это обращение, ребята, адресовано нам с вами. Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остается загадкой. И только в одном единодушны современные ученые: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.
Статья опубликована при поддержке Омского городского портала Om1.ru, на котором представлены новости Омска и Омской области, а также информация о самых важных и значительных событиях в России и мире. На сайте om1.ru легко ориентироваться – весь информационный поток разбит на рубрики, уже только по названиям которых можно понять, что ни одна сторона жизни не осталась без внимания. Экономика и политика, бизнес, банки и компании, интернет, наука и техника, медицина, спорт, культурная жизнь, развлечения и отдых – все нашло отражение на лентах портала. Кроме того, в роли репортера может выступить любой читатель сайта городских новостей. Его рассказ о событиях или происшествиях в Омске или области, свидетелем или участником которых он стал, после проверки тоже станет новостью и попадет на одну из информационных лент на портале Om1.ru.