Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2009

Педагогика в лицах

Галина Макаревич ,
гл. специалист Научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, зам. руководителя Международного научного семинара “Культура детства: нормы, ценности, практики”

Учимся слушать

Цикл статей на тему «Книга и современный ребенок»

Современная школа учится жить по новым образовательным стандартам, ориентированным на формирование учебной деятельности школьников. В связи с этим у учителей возникла потребность в переосмыслении базовых методических приемов и методов организации учебной работы. Представляем небольшую серию уроков, разработанную с учетом современных требований. Уроки написаны к текстам учебника Л.А.Ефросининой «Литературное чтение: уроки слушанья. 1 класс». Выбор сделан исходя из того факта, что бoльшая часть представленных в нем текстов являются базовыми и входят в другие учебные пособия по чтению.

Каждый урок содержит некую законченную обучающую идею, связанную с тематикой изучаемого произведения, и может быть использован не только к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой), но и к другим учебникам по литературному чтению ныне действующего федерального перечня. Универсальность предлагаемых урочных конспектов есть результат того, что в современной образовательной практике существуют единые требования к формированию учебной деятельности школьников. А именно – в ходе урока должна быть сформулирована учебная задача, которую дети воспринимают как конкретную практическую задачу. Разница лишь в том, что в рамках традиционной школы формулировку этой задачи чаще всего предлагает учитель, а ученики, обучающиеся по системе развивающего обучения, осуществляют ее самостоятельно.

Главная цель данной серии уроков – познакомить учителей общеобразовательной школы с основами организации читательской деятельности учеников 1-го класса.

В одном уроке представлен полный разворот того, что могло бы быть предметом анализа конкретного произведения, а также какие вопросы и творческие задания возникают после осмысления этого текста. Выполнение тех или иных речевых упражнений, заданий для любознательных, творческих работ зависит от темпов работы конкретного класса, от возможностей учеников и их родителей. К примеру, хорошо бы провести
6–8 творческих работ в год, качественно отработать 7–9 речевых упражнений в четверть. Тексты рубрики «Задания для любознательных» целесообразно предлагать только тем ученикам, кто в них заинтересован. Если же анализировать их в классе, то необходимо отвести и урочное время для их обсуждения.

Поскольку спектр заданий широк, все вопросы и проблемы, связанные с анализом произведений, детально разработаны, с каждым новым классом можно выбирать необходимую траекторию движения в учебном материале, гибко учитывая текущую ситуацию.

Урок 1

Тема. «Стихотворение-признание. С. Дрожжин – “Привет”. Как герой стихотворения относится к родному краю?»

Цель и задачи. Освоить способы работы со стихотворением-признанием; передать в речевом упражнении радостное утреннее настроение; усвоить особенности интонирования стихотворения-признания; познакомиться с понятиями «герой», «постоянный эпитет»; раскрыть смысл постоянных эпитетов, опираясь на содержание стихотворения и на иллюстрацию к нему; выявить отношение героя стихотворения к родному краю.

«Копилка» терминов

Постоянный эпитет – выразительное средство, использующееся преимущественно в произведениях устной традиции, для того чтобы выделить некое качество человека, предмета, явления («красна девица», «сине море», «добрый молодец», «дальняя дорога», «сахарные уста»). Существительное и определение в нем настолько срослись, что герой и о себе может говорить, используя ту же образно-поэтическую формулу, которую употребляют остальные персонажи. Для современного читатaля забавно услышать в былине, что Калин-царь называет себя так же, как и Илья-Муромец: «Собака Калин-царь». Но ведь это действительно его раз и навсегда данное качество, его роль и место в сюжете.
Сам термин «постоянный эпитет» пока не вводится. Для того чтобы ученики понимали, о чем говорится в тексте, надо грамотно выстраивать работу над осознанием всех деталей этого текста. Даже хорошо знакомое, привычное слово или словосочетание (например, темный лес) стоит обсудить, чтобы настроить учеников на адекватное восприятие значимой части текста и, следовательно, расширить границы понимания каждого произведения.

Герой – одно из действующих лиц в художественном произведении. Понятие «герой» является основным для осознания художественного произведения как системы в целом. В любом произведении нам представлена точка зрения одного или нескольких героев. Ее раскрытие ведет к пониманию идеи произведения. Поскольку с разного рода героями (киногерой, телегерой, компьютерный герой) ученики уже знакомы, само терминологическое слово «герой» мы вводим сразу. Конкретизация и уточнение смысла этого понятия (лирический герой, эпический герой, драматический герой) происходят на протяжении всех уроков литературного чтения в начальной школе.

ХОД УРОКА

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Радостное утреннее настроение создают птицы, когда приветствуют солнце. Тема приветствия, радостного упоения от встречи с чем-то красивым – ключевая на первом уроке литературного чтения.

Вхождение в мир русской словесности начинается с простого, светлого, искрящегося текста:

По утрам, по утрам
Птицы «здравствуйте» поют.
По утрам, по утрам
Солнце теплое зовут.

ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Выразительное чтение стихотворения

Особенности интонирования стихотворения-признания: любовная интонация, любование и восхищение предметом любви, радость от его успехов и достижений.
Стихотворение Спиридона Дмитриевича Дрожжина – первый текст, с которого ученики начинают знакомство не только со школьным предметом под названием «Литературное чтение», но и со всей русской словесностью. Он имеет сложно окрашенную интонационную картину. Это текст-признание, написанный крестьянским поэтом. Задушевное отношение героя к родному краю лучше передать просто и спокойно.
Главное – избежать патетики при чтении. Любование, восхищение, уважение, радость героя – это глубоко личные переживания. Для их воссоздания требу.тся особый внутренний настрой, проникновенность и лиричность исполнения.

Словарная работа и работа с иллюстрацией

Учитель. К кому обращается герой стихотворения?

Дети. К родному краю.

У. А что такое родной край?

Д. Родной край – это место, где живут родные люди. Может быть, родной край – это любимое местечко.

У. Конечно. У каждого из вас есть такое свое, родное, любимое местечко, где живете вы и ваша семья, ваши друзья и родственники. У героя стихотворения родной край – любимое место с темными лесами, с великою рекой и неоглядными полями. Посмотрите на иллюстрацию на странице 3. Что на ней изображено?

Д. Девочки идут по дороге, впереди бежит собака, солнце светит.

У. Есть на этой иллюстрации родимый край с темными лесами, с великою рекой, с неоглядными полями?

Д. Есть. Поля нарисованы слева, речка – посередине, лес справа.

У. Что значит неоглядные поля?

Д. Очень большие.

У. Если бы мы с вами могли пойти по дорожке вместе с девочками, мы бы увидели, что конца нет этим полям. Они неоглядные: сколько ни смотри, конца не видно. Слева на иллюстрации нарисованы не поля, а деревенские огороды. А вот за лесом, откуда пришли девочки – действительно поля. Как вы понимаете слова великая река?

Д. Тоже большая.

У. Великая река – длинная, широкая, многоводная.
На иллюстрации лес нарисован светло-зеленым, а герой его называет темным. Как же так получилось?

Д. Может, художник ошибся?

У. Нет, не ошибся. В сказках тоже лес называют темным, а художник может нарисовать его светлой краской. Что же такое темный лес?

Д. Наверное, дремучий.

У. Да, темный лес – это лес густой: в нем много растет деревьев и мало света.
Герой стихотворения говорит так: «Привет тебе, народ родимый, / Герой труда неутомимый // Среди зимы и в летний зной». К кому он обращается?

Д. К народу.

У. Герой обращается к родимому народу, то есть к тем людям, которые живут и трудятся рядом с ним. Трудятся и зимой, и летом. Трудятся без усталости, то есть неутомимо.
Посмотрите на иллюстрацию: девочки идут с граблями. Они трудились в поле за лесом и рады, что всё успели сделать.
А где же сам герой стихотворения? Он изображен на иллюстрации?

Д. Нет, его нигде нет.

У. Как вы думаете, почему его нет на иллюстрации?

Д. Может, потому что это он смотрит на поля, на лес и речку, на народ? Мы видим на иллюстрации то же, что видит он.

Процесс осмысления текста

По мере осмысления текста на доске можно выписывать слова, характеризующие отношение героя к родному краю: радость, любование, восхищение, уважение.
Они быстрее войдут в активный словарный запас учеников, если их записать в «Словарь читателя». Форму такого словаря выбирайте исходя из ресурсов конкретного класса: общий – настенный или в виде книжки, индивидуальный – на последней странице рабочей тетради.

У. Откройте тетрадь на странице 3. Что здесь изображено на иллюстрации?

Д. Река, поля, леса.

У. Можно сказать, что эта иллюстрация сделана ко всему стихотворению?

Д. Нет, на ней не нарисованы люди.

У. Раскрасьте иллюстрацию так, чтобы она подходила к стихотворению.

Пока дети работают, учитель выбирает самую удачную иллюстрацию; по окончании работы показывает ее всему классу.

– Давайте поиграем. Каждый из вас сейчас – герой стихотворения. Посмотрите на родной край. Красивый он?

Д. Да.

Закройте иллюстрацию.

У. Иллюстрации нет, а вам – героям стихотворения – надо рассказать своим друзьям, как вы относитесь к родному краю. Что делать? Посовещайтесь в парах.

Работа в парах

Варианты ответов:

– Надо выучить это стихотворение и рассказать так, чтобы друзья поняли, как красив родной край.
– Можно прочитать текст и голосом показать, чтo я люблю в своем крае.
– Если рассказать о своем родном крае что-то интересное, все поймут, как мы его любим.

Можно зафиксировать эти ответы на доске в виде схемы.

У. Голосом действительно можно передавать свое отношение к увиденному.
«Привет тебе, мой край родной…» Как герой относится к родному краю?

Д. Герой любит свой край, как друга. Он радуется тому, что может с ним поговорить:

– Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!

У. Как герой относится к родному краю?

Д. Он любуется родным краем: лесами, рекою, полями:

– Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!

У. Как герой относится к родимому народу?

Д. Герой любит родимый народ, как друга. Он восхищается тем, как много люди трудятся. Он уважает их за это.

У. Герой поздоровался с родным краем, с народом родимым. Как бы поговорил с ними и теперь должен попрощаться. Почему же стихотворение заканчивается словами: «Привет тебе, мой край родной!»?

Этот вопрос труден для детей. Можно предложить им самим поискать ответ, спросить об этом родителей или старших друзей. Ориентируйтесь на уровень подготовленности детей. Если он высок, этот вопрос – повод для серьезных раздумий над тем, как построено данное произведение и каковы возможные варианты его понимания. Если класс состоит преимущественно из шестилетних детей игрового типа, им вы можете предложить свою версию того, как раскрыть смысл кольцевой композиции данного произведения.

У. Когда мы кого-то или что-то любим, мы не можем на него насмотреться, с ним наговориться. Кто-нибудь из вас любит повторять «ма-а-а» или «па-а-а» только для того, чтобы мама или папа отозвались? У вас дела-то никакого к ним нет, просто приятно, чтобы о вас вспомнили (на этот вопрос дети обычно дружно говорят «да»).
Герой стихотворения очень на вас похож. У него так много любви, любования, восхищения родным краем, что он в конце текста еще раз радостно повторяет: «Привет тебе, мой край родной!»

Смысл кольцевой композиции в данном произведении. Стихотворение-признание начинается с того, как герой поочередно смотрит на темные леса, на бескрайние поля, на многоводную реку, а заканчивается тем, что все эти детали он уже вмещает в себя, несет в себе целостный образ родного края.

Исторический комментарий. Интересно проследить, как в русской литературе и в русском быту используется слово родимый. В русских народных сказках оно, выступая в качестве постоянного эпитета, употребляется для обозначения кровного родства (дочь родимая, родимый сын, родимый батюшка, родимая матушка). Деревенский общинный уклад превращает его в обращение: во множественном числе – родимые (те же родители, родные или общий круг своих по месту жительства), в единственном числе сохраняется фольклорная форма выражения ближайшего родства. В гражданской лирике и лирике крестьянских поэтов закрепляется постоянный эпитет народ родимый. Тот, кто произносит его, как бы смотрит на народ со стороны, отделяет себя от него. Когда так о народе пишет дворянин Н.А. Некрасов, нам легко раскрыть его внутреннюю позицию. Точка зрения С.Д. Дрожжина (сына крепостных крестьян, большую часть жизни проведшего в родимой деревне Низовке Тверской губернии) – признанного «певца крестьянской жизни» – напротив, не так однозначна, как кажется на первый взгляд.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Выразительное чтение стихотворения

Наверняка в вашем классе есть хорошо читающие дети, или так называемые слухачи, которые к концу урока и сами не заметят, как выучили текст наизусть. Им можно предложить прочесть стихотворение так, чтобы было понятно, как герой относится к родному краю. Мы начинаем работу над выразительным чтением с конкретной практической задачи. Пока что объем этой задачи мал по сравнению с тем, как реально выглядит умение выступать перед аудиторией. Необходимо с первого же исполнения текста перед слушателями обозначить проблему соответствия звучащего слова определенным критериям выразительного чтения.

В детском саду или в семейном кругу ценится прежде всего умение ребенка хорошо запоминать текст и четко, звонко воспроизводить его на разного рода торжествах. В школе задача сильно усложняется. Прочитать выразительно – это значит осознать все особенности конкретного произведения как художественного целого и уметь передать их в законченном образе.

Рефлексия прочитанного

Ответ на вопрос: «Почему стихотворение Спиридона Дрожжина называется “Привет”?» – своего рода лакмусовая бумажка того, как ученики понимают суть произведения. Даже после такого детального разбора стихотворения стоит быть готовыми к тому, что часть учеников все еще будут воспринимать текст буквально. Раз герой хочет поздороваться, он говорит: «Привет». Более внимательные слушатели (и, конечно, читатели) заметят, что в отличие от официального «Здравствуйте!» за словом «привет» стоит дружеская интонация, которая включает в себя разные оттенки отношения героя к родному краю (любование, восхищение, уважение, радость).

Чтение для любознательных

У ребенка шести лет еще нет такого мощного панорамного взгляда на родные просторы, каким обладает взрослый. Зато сильно развито чувство «своего». Чтобы сформировать образ родного края, можно начать с того, что попросить детей поделиться впечатлениями, наблюдениями, секретами о своем любимом местечке. Им порой оказывается и что-то совсем с точки зрения взрослого неприглядное (мусорный бак, к примеру). Пусть дети выскажут то, что считают нужным. С того, насколько доходчиво они расскажут о своем любимом местечке, может начаться дискуссия о разных гранях понятия «родной край».

Прочтите сочинение Димы Иванова, и вы увидите: посмотреть на родной край и удивиться тому, как много в нем сокровенного, может не только признанный поэт, но и ученик третьего класса.

У. Есть у кого-нибудь из вас любимое местечко, где вам хорошо и приятно, где вы очень любите находиться?

Д. Моя комната... Наша дача... Папин гараж...

У. Что вас привлекает там?

Д. Компьютер, телевизор, машина, львы...

У. Прочтите (или: Сейчас я вам прочту) сочинение ученика 3-го класса Димы Иванова. У него, как и у вас, есть свое любимое местечко.

Мое любимое местечко

Мое любимое местечко – дача. Она называется очень красиво – «Ельники».
Однажды после дождя я пошел к речке. Около воды стоял дуб, листья его тихо шелестели. Он поднял и опустил свои ветки так, словно сделал поклон. Я поклонился ему в ответ и сел на влажный бережок. Долго сидел и ждал, что мне расскажут лесные обитатели. Сначала я услышал несколько голосов сразу и поэтому ничего не понял. Вдруг из этого разноголосья вырвалось: «Ку-ку! Ку-ку!» Я спросил: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить?» И в ответ услышал: «Ку-ку! Ку-ку…» Кукушка разговорилась, будто хотела сказать, что я буду жить вечно. Потом ее голос слился с шумом веток и совсем пропал. Незаметно для меня запел соловей. Его негромкая песня была хороша. Я забыл о своем вопросе про года, забыл про кукушку и только слушал, слушал, слушал…

Дима Иванов СОШ № 1133,
г. Москва, учитель О.А. Новожилова

Вопросы к тексту

1. Прочти текст. Смысл каких слов в сочинении Димы Иванова тебе непонятен? Найди незнакомые слова в разделе «Ключи к пониманию» или
в «Толковом словаре».
2. Что молча сказали друг другу дуб и Дима?
3. Как в лесном разноголосье Диме удалось различить негромкую песнь соловья?
4. Почему Дима забыл про кукушку, когда услышал пение соловья?
5. Есть ли у тебя любимое местечко?

Ключи к пониманию

Ельники – дача находится в таком месте, где растут хвойные деревья (ели и сосны).
Поклон делает человек, чтобы выразить приветствие, уважение, благодарность. Дерево покачивается от ветра, и кажется, что оно тоже кланяется, как человек.
Разноголосье – звучание нескольких голосов одновременно.
Жить вечно – жить всегда.

Продолжение следует