Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2009

Система Занкова

Задания и ответы VII Всероссийского интеллектуального марафона учеников−занковцев

По итогам прошедшего в Самаре Марафона публикуем задания второго и третьего туров и ответы на них. Потренируйтесь в решении этих интересных заданий со своими учениками.

Задания второго тура

Литературное чтение

Прочитай произведение, созданное писателем Феликсом Кривиным.

Чернильница случайно попала на кухню. Известно, что у Чернильницы в голове вместо ума – чернила, поэтому она и начала хвастаться.
– Я писательница, – заявила она обитателям кухни. – Я приехала сюда изучать вашу жизнь.
Медный Таз почтительно кашлянул, а Чайник вскипел:
– Нечего нас изучать! Заботились бы о том, чтобы нам лучше жилось. Меня вон больше месяца уже не чистили!
– Не горячись, – успокоил его Холодильник. – Горячность – это порок. Пусть лучше гражданка Чернильница толком объяснит, что она от нас хочет.
– Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал мне что-нибудь о себе или о своих знакомых. Я это все обдумаю, а потом напишу книжку.
Так сказала Чернильница. Мы-то прекрасно знаем, что в голове у нее вместо ума чернила, а в кухне этого никто не знал. Все поверили Чернильнице, что она обдумает.
Водопроводный Кран, заранее захлебываясь от смеха, пробурлил: «Я вспомнил интереснейшую историю!» – а Медный Таз зашептал Чайнику: «Может быть, нас хотя бы после этой книжки почистят».
Таким образом, было решено рассказать Чернильнице несколько интересных историй.

1. Определи жанр этого произведения: рассказ басня сказка небылица
2. Озаглавь текст.
3. Сколько голосов звучит в сказке? Назови их.
4. Подчеркни в тексте слова, которые помогают лучше понять характер Чернильницы.
5. Напиши, как относится к ней автор. Ответ обоснуй. Какой ты ее себе представляешь? (4–6 предложений.)

Статья опубликована при поддержке портала SuperInstructor.ru. Любой начинающий авто-владелец сталкивался с проблемой невозможности найти подходящие по месту проведения и времени занятий курсы вождения. Но зайдя на сайт www.superinstructor.ru вы с легкостью найдете удобную автошколу в вашем районе. А профессионализм и опыт инструкторов помогут быстро освоить все необходимые навыки возждения авто.

Русский язык

1. Напиши, сколько мягких согласных звуков в словах предложений. Запиши транскрипцию этих звуков (количество скобок дано с избытком).

а) Любишь кататься – люби и саночки возить.

____________ [  ], [  ], [  ], [  ], [  ], [  ], [  ], [  ], [  ], [  ]1

1 Такие же строки оставляются и после предложений б) и в).

б) Хлеб-соль ешь, а правду режь.
в) Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть.

2. Определи, к какому жанру устного народного творчества относятся записанные в № 1 предложения.

3. Готовясь к уроку во втором классе, учитель подобрал слова с новой орфограммой: врачи, писатель, часы, грибной, живот. Подчеркни те слова, которые тоже должны быть в этом ряду: резкий, машина, зелень, частый, гибкий, широкий. Сформулируй правило, которое будут учиться применять второклассники.

4. Отметь знаком «+», какое из слов может быть разобрано по составу двумя способами в зависимости от его смысла: слепой, слепить, слипаться. Выпиши это слово два раза. Выдели в нем корень. Подбери по одному однокоренному слову в зависимости от выделенного корня к каждому слову.

Математика

1. В квартирах одного дома жили белые и черные кошки. После того как одну черную кошку увезли на дачу, белых кошек стало в 3 раза больше, чем черных. Сколько всего кошек жило в этом доме вначале? Выбери правильный ответ: 32, 34, 37, 43. Обоснуй свой выбор.

2. Восстанови пропущенные цифры.

а) + + x ++ = 1 + 1.
б)
в)

3. Имеются две палочки длиной 4 см, три палочки длиной 3 см, четыре палочки длиной 2 см и пять палочек длиной 1 см.

1) Можно ли из этих палочек сложить квадрат? (Все палочки должны быть приложены концами одна к другой.) Если можно – покажи как, если нельзя – объясни почему.
2) Предположим, что одну палочку длиной 2 см убрали. Можно ли сложить квадрат из оставшихся палочек? Если можно, покажи как.

Окружающий мир

1. В каких природных зонах на территории России могут обитать следующие животные?

волк журавль кузнечик сайгак

2. Ребята ясным днем заблудились в лесу. Компаса нет, но они знают, что с северной стороны леса проходит железная дорога, а с южной стороны находится большая река. Что бы вы сделали на их месте? Как выбирались бы домой?

3. В каких местах в Древнерусском государстве возникали города? Почему?

Ответы на задания второго тура

Литературное чтение

За каждую допущенную ошибку, кроме оговоренных отдельно, вычитается 0,25 балла.

1. Правильный ответ – сказка. Всего 1 балл.

2. Заглавие сказки, содержащее попытку выразить идею произведения, обобщить содержание, – 2 балла; заглавие, называющее главного героя или место действия, – 1 балл; заглавие, называющее одного из персонажей, – 0 баллов.

3. Чернильница, Чайник, Водопроводный Кран, Холодильник, Медный Таз, автор (рассказчик). По 0,5 балла за каждый верно названный персонаж. Всего 3 балла.

4. Подчеркнуть надо фразы: в голове вместо ума – чернила, начала хвастаться, заявила она, мы-то прекрасно знаем, что в голове у нее вместо ума чернила, все поверили Чернильнице, что она обдумает (достаточно привести 4 любых фрагмента текста – по 1 баллу за каждый). Всего 4 балла.

5. Идея высказывания такова: автор с иронией (с насмешкой, несерьезно) относится к словам Чернильницы о том, что она может что-то написать, потому что у нее «в голове вместо ума – чернила». Всего 4 балла.

Дети могут написать о том, что Чернильница хвастлива, самоуверенна, не умеет оценить свои способности правильно, что она глупа. С другой стороны, может быть выражено мнение, что Чернильница активна, напориста, она способствует тому, что герои смогли рассказать о себе или о своих знакомых что-то интересное. Они не понимают, что Чернильница не очень умна и не сможет написать книгу. Всего 4 балла.

Оцениваются целостность, логичность, аргументированность высказывания, его стилистическое единство, оригинальность суждений, эстетическое впечатление. За каждую речевую ошибку вычитается 0,25 балла. Итого 18 баллов.

Русский язык

За каждую допущенную ошибку, кроме оговоренных отдельно, вычитается 0,25 балла.

1. Должны быть выписаны следующие звуки:

а) 8 мягких согласных: [Л’] [Б’] [Л’] [Б’] [Ч’] [К’] [З’] [Т’]
б) 4 мягких согласных: [Л’] [Л’] [Й’] [Р’]
в) 3 мягких согласных: [К’] [С’] [Т’]

За каждый верно названный звук начисляется 0,5 балла. Всего 7,5 баллов.

2. Дети должны указать следующие жанры:

а) пословица;
б) пословица;
в) скороговорка (вариант: чистоговорка).

За верно указанный жанр каждого предложения – 0,5 балла. Ответ «поговорка» правильным не считается. Всего 1,5 балла.

3. Подчеркнуты должны быть слова зелень и широкий. Варианты формулировок правила могут быть различными. Главное, чтобы ученик отразил в формулировке то, что безударный гласный в корне слова проверяется ударением – для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.

За правильно подчеркнутое слово – 0,5 балла. За верно сформулированное правило 2 балла.

За каждую допущенную при формулировании правила орфографическую или речевую ошибку вычитается 0,5 балла. За допущенные пунктуационные ошибки количество баллов не снижается. Всего 3 балла.

4. Слово, которое должно быть выписано, – слепить. Слепить (корень -слеп-), однокоренное слово   слепой (слепенький, слепец, ослепленный, ослеплять и др.). Слепить (корень -леп-), однокоренное слово – лепка (налепленный, лепнина, вылепленный, вылепить, налепить и др.).

За верно найденное слово – 2 балла, за каждое правильно подобранное однокоренное слово – по 2 балла. Всего 6 баллов. Итого 18 баллов.

Математика

За каждую допущенную ошибку, кроме оговоренных отдельно, вычитается 0,25 балла.

1. Правильное решение с полным объяснением – 7 баллов. Правильное решение с неполным объяснением или с пробелами в рассуждениях – 6 баллов.
Правильный ход мыслей, но в решении допущена не очень существенная ошибка – 5 баллов.
Правильный ход мыслей, но в решении допущена серьезная ошибка – 4 балла.
Правильное решение начато, но не завершено – 3 балла. Есть лишь намеки на путь решения – 2 балла или 1 балл. Нет подходов к решению – 0 баллов.

2. а) Прежде всего замечаем, что оба множителя должны быть меньше 20, ибо в противном случае значение произведения было бы больше 200 (а в его разряде сотен стоит 1). Это позволяет заключить, что у обоих множителей в разряде десятков стоят цифры 1. Далее определяем цифры в разряде единиц. Поскольку значение произведения оканчивается цифрой 1, то имеются три возможности: 11 х 11, 13 х 17, 19 х 19. Последние два случая не годятся, так как в результате получается число большее 100. Остается единственное решение: 11 – 11 = 121.

б) Цифра в разряде единиц уменьшаемого равна 5, так как 11 – 6 = 5. Рассматриваем разряд десятков. Так как 5 + 4 = 9, то цифра в разряде десятков уменьшаемого сейчас равна 9, а поскольку у нее занимали единицу, то в исходном числе эта цифра равна 0. Аналогичным образом восстанавливаются остальные цифры.

в) Второй множитель равен 7, так как иначе никак нельзя получить в значении произведения последнюю цифру 9. Далее обращаем внимание на цифру 3 в разряде десятков в значении произведения. Поскольку при умножении 7 на 7 в разряд десятков было перенесено 4 единицы, то получить в значении произведения цифру 3 можно, только если в разряде десятков первого множителя стояла цифра 7. Аналогично восстанавливаются остальные цифры.

Задание каждого пункта (а, б, в) оценивается:

– в 2 балла, если все цифры угаданы правильно;
– в 1 балл, если неправильно угадана лишь одна цифра;
– в 0 баллов, если неправильно угаданы две и более цифры. Всего 6 баллов.

3. 1) Правильно объяснена причина отсутствия решения, и на основании этого не строится квадрат – 3 балла.
Есть правильный вывод (отсутствие решения), однако, тем не менее, сделаны попытки построить квадрат – 2 балла. Правильный вывод сделан не на основе рассуждений, а на основании нескольких неудачных попыток – 1 балл.
Нет подходов к решению или несуществующий квадрат «построен» – 0 баллов.

2) Правильно объяснена причина наличия решения в этом случае, и квадрат правильно построен – 2 балла.

3) Правильно объяснена причина наличия решения, но квадрат построен неправильно или неправильно объяснена причина наличия решения, но квадрат построен правильно – 1 балл. Нет ни анализа ситуации, ни правильно построенного квадрата – 0 баллов.

Всего 5 баллов.

Итого 18 баллов.

Окружающий мир

За каждую допущенную ошибку, кроме оговоренных отдельно, вычитается 0,25 балла.

1. Волк – зоны лесов, степей, тундры (1 балл). Журавль – зоны лесов, степей, тундры (1 балл). Кузнечик – зоны степей и лесов (1 балл). Сайгак – зона степей (2 балла).Всего 5 баллов.

Надо определить стороны горизонта по природным объектам: по солнцу, по муравейнику, по густоте ветвей на дереве, по лишайникам на стволах деревьев, пней, камней (оценка зависит от полноты перечня природных примет) (4 балла).Надо решить, какое направление движения выбрать, и обосновать свой выбор: идти к железной дороге, где быстрее можно встретить людей. Возможен вариант, когда ребенок докажет необходимость двигаться к большой реке. Оценка зависит от полноты и доказательности рассказа (3 балла). Всего 7 баллов.

Города строились в основном вдоль рек (1 балл): реки были основными торговыми путями и путями сообщения (1,5 балла), они также обеспечивали людей водой для питья и хозяйственных нужд (1,5 балла), питанием (1 балл), а также являлись естественной защитой города (1 балл).

Всего 6 баллов.

Итого 18 баллов.

Задания третьего тура

Литературное чтение

1. Прочитай тексты. Определи жанр каждого.

1) Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца – не сказать ли опять с конца?

2) В стольном городе во Киеве
У славного князя Владимира
Было пированье – нечестный пир,
Было столованье – почестный стол
На многи князи, бояра,
И на русские могучие богатыри,
И на гости богатые.

3) Идут четыре брата
Навстречу старшему.
– Здравствуй, большак! – говорят.
– Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.

4) Не хвались началом – хвались концом.

5) Я на горку шла, тяжело несла.
Уморилась, уморилась, уморилася,
Знамо дело, уморилась, уморилася.
В решете овса полтора зерна.
Уморилась, уморилась, уморилася,
Знамо дело, уморилась, уморилася.

6) Рама рано розовеет,
рама рада – солнце греет.

7) Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы,
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода из народа,
Выходи из хоровода!
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!

2. Прочитай стихотворение.

– Чего не натаскано в старый овраг!
Хранится в овраге ночной полумрак,
Тугие серёжки – подарок берёзы,
Цветы иван-чая, кукушкины слёзы,
Зелёные, жёлтые бусы дождя,
Перо куропатки на шляпе груздя.
Сюда, как на дно сундука, спозаранок
Накиданы ветром холстины тумана,
В ручье, на голубеньком ситце волны,
Мерцает старинная брошка луны...

(Тимофей Белозёров)

а) Какое время года описано в стихотворении?
б) Какие слова помогают это понять? Подчеркни их в тексте.
в) Почему, говоря об отражении луны, автор употребляет эпитет старинная?
г) Дай название стихотворению.

Русский язык

1. Прочитай предложение: «Некоторые слова в русском языке как слышатся, так и пишутся». Какие это слова? Обведи их номера.

1. некоторые
2. слова
3. как
4. слышатся
5. так
6. пишутся

Запиши еще два слова, которые пишутся так же, как слышатся.

2. Учитель дал задание составить словосочетания со словами: гнём, пнём, днём, ткём. Ира составила четыре словосочетания, а Валера – пять. Кто прав? Докажи.

3. «На безрыбье и карась рыба», – прозвучало в одной радиопередаче. Исправь ошибку ведущего.
Определи, к какому жанру устного народного творчества относится этот текст.
Напиши, как ты понимаешь смысл этой фразы.

4. Зачеркни слово, которое не является однокоренным с остальными: землемер, костюмер, водомерка, примерка, измеритель.
Разбери это слово по составу, подбери к нему 2 однокоренных слова.
На какие группы можно разделить оставшиеся слова? Укажи признак деления и раздели слова на группы

(Строчки для группировки даются с избытком.)

Математика

1. Масса банки, заполненной вареньем, – 7 кг 500 г. Когда половину варенья съели, масса банки с оставшейся частью варенья стала равна 4 кг 500 г.

а) Какова масса банки?
б) Какой будет масса банки, заполненной вареньем на одну треть?

2. Встретились пятеро друзой, и все они обменялись между собой рукопожатиями.

а) Сколько всего было сделано рукопожатий?
б) Как изменится ответ, если встретились не пятеро, а шестеро друзей?

3. а) Сколько на рисунке квадратов?

б) Удали три палочки так, чтобы осталось два больших квадрата. (Оставшиеся палочки обведи.)
в) Удали две палочки так, чтобы осталось два маленьких квадрата. (Оставшиеся палочки обведи.)

Окружающий мир

1. Люди заметили, что в реках, на которых поселились бобры, рыбы становится больше. Почему?

2. Почему в Австралии много птиц, не умеющих летать?

3. Отредактируй данные предложения:

1) В XVII веке Московская Русь начала существенно расширять свои границы – достаточно назвать поход Дежнёва в Сибирь.
2) В 1380 году во время Полтавской битвы русские под предводительством Александра Невского одержали победу.
3) Вспомним битву с французами в 1942 году.
4) Подвиги совершались и в мирное время: группа папанинцев первой в мире совершила кругосветное путешествие, Сергей Королёв первым в мире в 1957 году совершил первый в мире космический полёт.

Ответы на задания третьего тура

Литературное чтение

1. Прочитай тексты. Определи жанр каждого.

1. Докучная сказка.
2. Былина.
3. Загадка или потешка.
4. Пословица.
5. Песня.
6. Скороговорка.
7. Считалка.

За каждый верно указанный жанр – 1,5 балла.

Всего 10,5 балла.

2. а) Время года, описанное в стихотворении, – лето. За верно указанное время года – 0,5 балла.
б
) Подчеркнуть надо слова: тугие серёжки – подарок березы; цветы иван-чая; кукушкины слёзы; шляпа груздя. За каждый верно подчеркнутый признак – 0,5 балла. Всего 2 балла.

в) Возможные варианты ответа на вопрос: Отражение луны в воде ночью нечеткое, неяркое – создается впечатление, что «брошка» сделана давно, потускнела, возможно, частично повреждена; Луна существует очень давно, поэтому, называя ее брошкой, автор употребляет эпитет старинная.
За полное правильное объяснение – 3 балла, за неполное – 2 или 1 балл.

г) Возможные варианты названий:

«В овраге» – 1 балл,
«Кладовая ветра» – 2,5 балла,
«Тайник» – 1 балл,
«Всякая всячина» – 1 балл,
«Волшебный овраг» – 2 балл.

Возможны другие варианты ответа, в зависимости от оригинальности и соответствия идее текста они оцениваются 2 или 1 баллами.

Всего 2,5 балла.

Итого 18 балла.

Русский язык

За любую допущенную в ответах ошибку (в том числе на изученные орфографические и пунктуационные правила) снимается 0,25 балла.

1. Слова как и так. За каждое верно найденное слово – 0,5 балла.

За каждое верно подобранное слово – 0,5 балла. Всего 2,5 балла.

2. В ответе должно быть сказано, что прав Валера, так как со словом пнём можно составить два словосочетания, употребив его как глагол и как существительное; могут быть приведены примеры типа: пнём мячик – сухим пнём. За верно названное слово – 1 балл, за аргументированное полное доказательство – 2 балла, за неполное (например, слово пнём можно прочитать как разные части речи) – 1 балл.

Всего 3 балла.

3. Исправленное выражение звучит так: «На безрыбье и рак рыба» (1 балл).Если ребенок добавляет другое слово, но при этом афористичность фразы сохраняется – 0,5 балла.
За верно определенный жанр – пословица (вариант: поговорка) – 1 балл.
В объяснении смысла пословицы главное, чтобы ребенок передал смысл: когда выбора нет (чего-то мало), то подойдет то, что имеется, – 1,5 балла.

Всего 3,5 балла.

4. Должно быть подчеркнуто слово костюмер.
Корень -костюм-, суффикс -ер-, окончание нулевое. Однокоренные слова: костюм, костюмчик, костюмировать, костюмированный и т.д.
Дети могут предложить следующие варианты деления на группы:
Род: м.р. (землемер, измеритель) и ж.р. (водомерка, примерка).
Склонение: 1 скл. (водомерка, примерка) и 2 скл. (землемер, измеритель).
Одушевленность/неодушевленность: одушевленные (землемер, водомерка) – неодушевленные (примерка, измеритель), или кто? – что?
Число корней:
1 корень (примерка, измеритель) и 2 корня (землемер, водомерка).
Наличие/отсутствие приставки: есть приставка (примерка, измеритель) – нет приставки (землемер, водомерка).
Наличие/отсутствие суффикса: есть суффикс (примерка, измеритель, водомерка) – нет суффикса (землемер).
3 слога (примерка, землемер) – 4 слога (измеритель, водомерка).
За верно найденное слово – 1 балл.
За правильный разбор слова по составу – 1 балл (за ошибку, допущенную при разборе, снимается 0,25 балла).
За каждое верно подобранное однокоренное слово – по 0,5 балла. За 1-й и 2-й варианты группировки, предложенные ребенком, – по 0,5 балла (1 балл).
За 3-й и 4-й варианты группировки, предложенные ребенком, – по 1 баллу (2 балла).
За 5-й и 6-й варианты группировки, предложенные ребенком, – по 1,5 балла (3 балла).
Оцениваются любые верные варианты группировки в порядке, выбранном ребенком!

Всего 11 баллов.

Итого 18 баллов.

Математика

1. аРешение. Разность между 7 кг 500 г и 4 кг 500 г равна количеству варенья, которое помещается в половине банки:
7 кг 500 г – 4 кг 500 г = 3 кг.
Так как эта разность равна 3 кг, то в полной банке будет 6 кг варенья:
3 кг х 2 = 6 кг.
Далее находим массу пустой банки:
7 кг 500 г – 6 кг = 1 кг 500 г.

Ответ: масса пустой банки – 1 кг 500 г.

Оценивание. Максимальное количество баллов – 4. Задание выполнено правильно и даны объяснения – 4 балла.
Задание выполнено правильно, но объяснения неполные или с неточностями – 3 балла.
Подход к выполнению задания правильный, но в решении допущены ошибки – 2 балла.
Есть лишь правильные подходы к решению – 1 балл.
Решения нет или оно неправильное – 0 баллов.

б) Решение. Находим, сколько варенья помещается в одной трети банки:
6 кг : 3 = 2 кг.
Наконец, находим массу банки, заполненной вареньем на одну треть:
2 кг + 1 кг 500 г = 3 кг 500 г.

Ответ: масса банки, заполненной вареньем на одну треть, равна 3 кг 500 г.

Оценивание. Максимальное количество баллов – 2.
Задание выполнено правильно и даны объяснения – 2 балла.
Задание выполнено правильно, но без объяснений или в решении имеются неточности – 1 балл.
Решения нет или оно неправильное – 0 баллов.
Общее количество баллов – 6 баллов.

2. а) Решение.

Первый возможный вариант рассуждений:
Обозначим пятерых друзей буквами А, Б, В, Г, Д. Пусть сначала всех приветствует А: АБ, АВ, АГ, АД (он совершил 4 рукопожатия и отошел в сторону).
Затем всех приветствует Б (с А здороваться ему уже не нужно): БВ, БГ, БД (он совершил 3 рукопожатия и также отошел в сторону). Далее всех приветствует В: ВГ, БД. А затем оставшееся рукопожатие совершил Г: ГД.
Всего получилось: 4 + 3 + 2 + 1 = 10 рукопожатий.

Второй возможный вариант рассуждений:
Обозначим каждого из друзей точкой (это вершина графа), а каждое рукопожатие – линией между точками (это ребро графа):
Количество ребер графа равно искомому количеству рукопожатий.

Ответ: 10 рукопожатий.

Оценивание. Максимальное количество баллов – 3.
Задание выполнено правильно и даны объяснения – 3 балла.
Задание выполнено правильно, но объяснения даны неполные или с неточностями – 2 балла.
Подход к выполнению задания правильный, но в решении допущены ошибки – 1 балл. Решения нет или оно неправильное – 0 баллов.

б) Решение. Проще всего к рукопожатиям, которые сделали пятеро друзей, добавить рукопожатия, которые сделал шестой (он пожал руки пятерым). Это можно отразить на графе так:

Ответ: 15 рукопожатий.

Оценивание. Максимальное количество баллов – 2.
Задание выполнено правильно и даны объяснения – 2 балла.
Задание выполнено правильно, но без объяснений или в решении имеются неточности – 1 балл.
Решения нет или оно неправильное – 0 баллов.
Общее количество баллов – 5.

3. аРешение. На рисунке 8 квадратов (6 маленьких и 2 больших).

Оценивание. Количество квадратов названо правильно – 1 балл.
Количество квадратов названо неправильно – 0 баллов.

бРешение. Чтобы остались только большие квадраты, нужно разрушить все маленькие. Это можно сделать так:

Оценивание. На рисунке два больших квадрата и ни одного маленького – 3 балла.
На рисунке два больших квадрата, но остался еще один маленький – 2 балла.
На рисунке два больших квадрата, но осталось более одного маленького или сохранился только один большой квадрат – 1 балл.
На рисунке нет больших квадратов – 0 баллов.

в) Решение. Чтобы остались только маленькие квадраты, нужно разрушить все большие. Это можно сделать так:

Оценивание. На рисунке два маленьких квадрата и ни одного большого – 3 балла.
На рисунке два маленьких квадрата, но остался еще один большой – 2 балла.
На рисунке три маленьких квадрата – 1 балл.
На рисунке более трех маленьких квадратов – 0 баллов.

Общее количество баллов – 7.

Итого 18 баллов.

Окружающий мир

1. Бобры строят на реках плотины. Плотины замедляют течение рек, образуются заводи (1 балл).В заводях вода лучше прогревается (2 балла). В теплой воде становится больше мелких насекомых, рачков – корма для молоди рыбы (2 балла).

Всего 5 баллов.

2. В Австралии у птиц практически нет врагов-хищников (1 балл).Австралийские птицы находят для себя достаточно корма на земле (1 балл).Условия позволяют им гнездиться на земле (1 балл).

Всего 3 балла.

3. Может быть несколько вариантов редактирования. Оценивается каждый верный предложенный ребенком вариант.

1-е предложение:

а) В XVI веке Московская Русь начала существенно расширять свои границы, достаточно назвать поход Ермака в Сибирь (1 балл).
б) В 17 веке Россия продолжила существенно расширять свои границы – достаточно назвать поход Семена Дежнёва по северным морям (1 балл).

2-е предложение:

а) В 1242 году во время Ледового побоища русские войска под предводительством Александра Невского одержали победу (1 балл).
б) В 1380 году во время Куликовской битвы русские войска под предводительством Дмитрия Донского одержали победу (1 балл).
в) В 1709 году во время Полтавской битвы русские войска под предводительством Петра I одержали победу (1 балл).

3-е предложение:

а) Вспомним битву с фашистами (немцами) в 1942 году (1 балл). б) Вспомним битву с французами в 1812 году (1 балл).

4-е предложение:

а) Группа папанинцев первой в мире провела зимовку на станции «Северный полюс-1» (1 балл), Гагарин первым в мире в 1961 году облетел в ракете вокруг Земли (1 балл).
б) Группа папанинцев первой в мире провела зимовку на станции «Северный полюс – 1» (1 балл); Сергей Королёв в 1957 году запустил первый в мире искусственный спутник Земли (1 балл).

Примечание: если 4-е предложение записано ребенком в двух вариантах, то во второй раз 1 балл за редактирование первой части не начисляется.

По 1 баллу за каждое верное утверждение.

Всего 10 баллов.