|
Задания и ответы VII Всероссийского интеллектуального марафона учеников−занковцев
Задания второго тураЛитературное чтениеПрочитай произведение, созданное писателем Феликсом Кривиным. Чернильница случайно попала на кухню.
Известно, что у Чернильницы в голове вместо
ума – чернила, поэтому она и начала
хвастаться. 1. Определи жанр этого произведения: рассказ
басня сказка небылица Статья опубликована при поддержке портала SuperInstructor.ru. Любой начинающий авто-владелец сталкивался с проблемой невозможности найти подходящие по месту проведения и времени занятий курсы вождения. Но зайдя на сайт www.superinstructor.ru вы с легкостью найдете удобную автошколу в вашем районе. А профессионализм и опыт инструкторов помогут быстро освоить все необходимые навыки возждения авто. Русский язык1. Напиши, сколько мягких согласных звуков в словах предложений. Запиши транскрипцию этих звуков (количество скобок дано с избытком). а) Любишь кататься – люби и саночки возить. ____________ [ ], [ ], [ ], [ ], [ ], [ ], [ ], [ ], [ ], [ ]1 1 Такие же строки оставляются и после предложений б) и в).б) Хлеб-соль ешь, а правду режь. 2. Определи, к какому жанру устного народного творчества относятся записанные в № 1 предложения. 3. Готовясь к уроку во втором классе, учитель подобрал слова с новой орфограммой: врачи, писатель, часы, грибной, живот. Подчеркни те слова, которые тоже должны быть в этом ряду: резкий, машина, зелень, частый, гибкий, широкий. Сформулируй правило, которое будут учиться применять второклассники. 4. Отметь знаком «+», какое из слов может быть разобрано по составу двумя способами в зависимости от его смысла: слепой, слепить, слипаться. Выпиши это слово два раза. Выдели в нем корень. Подбери по одному однокоренному слову в зависимости от выделенного корня к каждому слову. Математика1. В квартирах одного дома жили белые и черные кошки. После того как одну черную кошку увезли на дачу, белых кошек стало в 3 раза больше, чем черных. Сколько всего кошек жило в этом доме вначале? Выбери правильный ответ: 32, 34, 37, 43. Обоснуй свой выбор. 2. Восстанови пропущенные цифры. а) + + x ++ = 1 + 1. 3. Имеются две палочки длиной 4 см, три палочки длиной 3 см, четыре палочки длиной 2 см и пять палочек длиной 1 см. 1) Можно ли из этих палочек сложить
квадрат? (Все палочки должны быть приложены
концами одна к другой.) Если можно – покажи как,
если нельзя – объясни почему. Окружающий мир1. В каких природных зонах на территории России могут обитать следующие животные? волк журавль кузнечик сайгак 2. Ребята ясным днем заблудились в лесу. Компаса нет, но они знают, что с северной стороны леса проходит железная дорога, а с южной стороны находится большая река. Что бы вы сделали на их месте? Как выбирались бы домой? 3. В каких местах в Древнерусском государстве возникали города? Почему? Ответы на задания второго тураЛитературное чтениеЗа каждую допущенную ошибку, кроме оговоренных отдельно, вычитается 0,25 балла. 1. Правильный ответ – сказка. Всего 1 балл. 2. Заглавие сказки, содержащее попытку выразить идею произведения, обобщить содержание, – 2 балла; заглавие, называющее главного героя или место действия, – 1 балл; заглавие, называющее одного из персонажей, – 0 баллов. 3. Чернильница, Чайник, Водопроводный Кран, Холодильник, Медный Таз, автор (рассказчик). По 0,5 балла за каждый верно названный персонаж. Всего 3 балла. 4. Подчеркнуть надо фразы: в голове вместо ума – чернила, начала хвастаться, заявила она, мы-то прекрасно знаем, что в голове у нее вместо ума чернила, все поверили Чернильнице, что она обдумает (достаточно привести 4 любых фрагмента текста – по 1 баллу за каждый). Всего 4 балла. 5. Идея высказывания такова: автор с иронией (с насмешкой, несерьезно) относится к словам Чернильницы о том, что она может что-то написать, потому что у нее «в голове вместо ума – чернила». Всего 4 балла. Дети могут написать о том, что Чернильница хвастлива, самоуверенна, не умеет оценить свои способности правильно, что она глупа. С другой стороны, может быть выражено мнение, что Чернильница активна, напориста, она способствует тому, что герои смогли рассказать о себе или о своих знакомых что-то интересное. Они не понимают, что Чернильница не очень умна и не сможет написать книгу. Всего 4 балла. Оцениваются целостность, логичность, аргументированность высказывания, его стилистическое единство, оригинальность суждений, эстетическое впечатление. За каждую речевую ошибку вычитается 0,25 балла. Итого 18 баллов. Русский языкЗа каждую допущенную ошибку, кроме оговоренных отдельно, вычитается 0,25 балла. 1. Должны быть выписаны следующие звуки: а) 8 мягких согласных: [Л’] [Б’] [Л’]
[Б’] [Ч’] [К’] [З’] [Т’] За каждый верно названный звук начисляется 0,5 балла. Всего 7,5 баллов. 2. Дети должны указать следующие жанры: а) пословица; За верно указанный жанр каждого предложения – 0,5 балла. Ответ «поговорка» правильным не считается. Всего 1,5 балла. 3. Подчеркнуты должны быть слова зелень и широкий. Варианты формулировок правила могут быть различными. Главное, чтобы ученик отразил в формулировке то, что безударный гласный в корне слова проверяется ударением – для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением. За правильно подчеркнутое слово – 0,5 балла. За верно сформулированное правило 2 балла. За каждую допущенную при формулировании правила орфографическую или речевую ошибку вычитается 0,5 балла. За допущенные пунктуационные ошибки количество баллов не снижается. Всего 3 балла. 4. Слово, которое должно быть выписано, – слепить. Слепить (корень -слеп-), однокоренное слово слепой (слепенький, слепец, ослепленный, ослеплять и др.). Слепить (корень -леп-), однокоренное слово – лепка (налепленный, лепнина, вылепленный, вылепить, налепить и др.). За верно найденное слово – 2 балла, за каждое правильно подобранное однокоренное слово – по 2 балла. Всего 6 баллов. Итого 18 баллов. МатематикаЗа каждую допущенную ошибку, кроме оговоренных отдельно, вычитается 0,25 балла. 1. Правильное решение с полным
объяснением – 7 баллов. Правильное решение с
неполным объяснением или с пробелами в
рассуждениях – 6 баллов. 2. а) Прежде всего замечаем, что оба множителя должны быть меньше 20, ибо в противном случае значение произведения было бы больше 200 (а в его разряде сотен стоит 1). Это позволяет заключить, что у обоих множителей в разряде десятков стоят цифры 1. Далее определяем цифры в разряде единиц. Поскольку значение произведения оканчивается цифрой 1, то имеются три возможности: 11 х 11, 13 х 17, 19 х 19. Последние два случая не годятся, так как в результате получается число большее 100. Остается единственное решение: 11 – 11 = 121. б) Цифра в разряде единиц уменьшаемого равна 5, так как 11 – 6 = 5. Рассматриваем разряд десятков. Так как 5 + 4 = 9, то цифра в разряде десятков уменьшаемого сейчас равна 9, а поскольку у нее занимали единицу, то в исходном числе эта цифра равна 0. Аналогичным образом восстанавливаются остальные цифры. в) Второй множитель равен 7, так как иначе никак нельзя получить в значении произведения последнюю цифру 9. Далее обращаем внимание на цифру 3 в разряде десятков в значении произведения. Поскольку при умножении 7 на 7 в разряд десятков было перенесено 4 единицы, то получить в значении произведения цифру 3 можно, только если в разряде десятков первого множителя стояла цифра 7. Аналогично восстанавливаются остальные цифры. Задание каждого пункта (а, б, в) оценивается: – в 2 балла, если все цифры угаданы
правильно; 3. 1) Правильно объяснена
причина отсутствия решения, и на основании этого
не строится квадрат – 3 балла. 2) Правильно объяснена причина наличия решения в этом случае, и квадрат правильно построен – 2 балла. 3) Правильно объяснена причина наличия решения, но квадрат построен неправильно или неправильно объяснена причина наличия решения, но квадрат построен правильно – 1 балл. Нет ни анализа ситуации, ни правильно построенного квадрата – 0 баллов. Всего 5 баллов. Итого 18 баллов. Окружающий мирЗа каждую допущенную ошибку, кроме оговоренных отдельно, вычитается 0,25 балла. 1. Волк – зоны лесов, степей, тундры (1 балл). Журавль – зоны лесов, степей, тундры (1 балл). Кузнечик – зоны степей и лесов (1 балл). Сайгак – зона степей (2 балла).Всего 5 баллов. Надо определить стороны горизонта по природным объектам: по солнцу, по муравейнику, по густоте ветвей на дереве, по лишайникам на стволах деревьев, пней, камней (оценка зависит от полноты перечня природных примет) (4 балла).Надо решить, какое направление движения выбрать, и обосновать свой выбор: идти к железной дороге, где быстрее можно встретить людей. Возможен вариант, когда ребенок докажет необходимость двигаться к большой реке. Оценка зависит от полноты и доказательности рассказа (3 балла). Всего 7 баллов. Города строились в основном вдоль рек (1 балл): реки были основными торговыми путями и путями сообщения (1,5 балла), они также обеспечивали людей водой для питья и хозяйственных нужд (1,5 балла), питанием (1 балл), а также являлись естественной защитой города (1 балл). Всего 6 баллов. Итого 18 баллов. Задания третьего тураЛитературное чтение1. Прочитай тексты. Определи жанр каждого. 1) Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца – не сказать ли опять с конца? 2) В стольном городе во Киеве 3) Идут четыре брата 4) Не хвались началом – хвались концом. 5) Я на горку шла, тяжело несла. 6) Рама рано розовеет, 7) Шалуны-балуны, 2. Прочитай стихотворение. – Чего не натаскано в старый овраг!
(Тимофей Белозёров) а) Какое время года описано в
стихотворении? Русский язык1. Прочитай предложение: «Некоторые слова в русском языке как слышатся, так и пишутся». Какие это слова? Обведи их номера.
Запиши еще два слова, которые пишутся так же, как слышатся. 2. Учитель дал задание составить словосочетания со словами: гнём, пнём, днём, ткём. Ира составила четыре словосочетания, а Валера – пять. Кто прав? Докажи. 3. «На безрыбье и карась рыба», –
прозвучало в одной радиопередаче. Исправь ошибку
ведущего. 4. Зачеркни слово, которое не является
однокоренным с остальными: землемер, костюмер,
водомерка, примерка, измеритель. (Строчки для группировки даются с избытком.) Математика1. Масса банки, заполненной вареньем, – 7 кг 500 г. Когда половину варенья съели, масса банки с оставшейся частью варенья стала равна 4 кг 500 г. а) Какова масса банки? 2. Встретились пятеро друзой, и все они обменялись между собой рукопожатиями. а) Сколько всего было сделано
рукопожатий? 3. а) Сколько на рисунке квадратов? б) Удали три палочки так, чтобы
осталось два больших квадрата. (Оставшиеся
палочки обведи.) Окружающий мир1. Люди заметили, что в реках, на которых поселились бобры, рыбы становится больше. Почему? 2. Почему в Австралии много птиц, не умеющих летать? 3. Отредактируй данные предложения: 1) В XVII веке Московская Русь начала
существенно расширять свои границы – достаточно
назвать поход Дежнёва в Сибирь. Ответы на задания третьего тураЛитературное чтение1. Прочитай тексты. Определи жанр каждого.
За каждый верно указанный жанр – 1,5 балла. Всего 10,5 балла. 2. а) Время года, описанное в
стихотворении, – лето. За верно указанное время
года – 0,5 балла. в) Возможные варианты ответа на
вопрос: Отражение луны в воде ночью нечеткое,
неяркое – создается впечатление, что «брошка»
сделана давно, потускнела, возможно, частично
повреждена; Луна существует очень давно, поэтому,
называя ее брошкой, автор употребляет эпитет старинная. г) Возможные варианты названий: «В овраге» – 1 балл, Возможны другие варианты ответа, в зависимости от оригинальности и соответствия идее текста они оцениваются 2 или 1 баллами. Всего 2,5 балла. Итого 18 балла. Русский языкЗа любую допущенную в ответах ошибку (в том числе на изученные орфографические и пунктуационные правила) снимается 0,25 балла. 1. Слова как и так. За каждое верно найденное слово – 0,5 балла. За каждое верно подобранное слово – 0,5 балла. Всего 2,5 балла. 2. В ответе должно быть сказано, что прав Валера, так как со словом пнём можно составить два словосочетания, употребив его как глагол и как существительное; могут быть приведены примеры типа: пнём мячик – сухим пнём. За верно названное слово – 1 балл, за аргументированное полное доказательство – 2 балла, за неполное (например, слово пнём можно прочитать как разные части речи) – 1 балл. Всего 3 балла. 3. Исправленное выражение звучит
так: «На безрыбье и рак рыба» (1 балл).Если
ребенок добавляет другое слово, но при этом
афористичность фразы сохраняется – 0,5 балла. Всего 3,5 балла. 4. Должно быть подчеркнуто слово костюмер. Всего 11 баллов. Итого 18 баллов. Математика1. а) Решение. Разность
между 7 кг 500 г и 4 кг 500 г равна
количеству варенья, которое помещается в
половине банки: Ответ: масса пустой банки – 1 кг 500 г. Оценивание. Максимальное количество
баллов – 4. Задание выполнено правильно и
даны объяснения – 4 балла. б) Решение. Находим, сколько
варенья помещается в одной трети банки: Ответ: масса банки, заполненной вареньем на одну треть, равна 3 кг 500 г. Оценивание. Максимальное количество
баллов – 2. 2. а) Решение. Первый возможный вариант рассуждений: Второй возможный вариант рассуждений: Ответ: 10 рукопожатий. Оценивание. Максимальное количество
баллов – 3. б) Решение. Проще всего к рукопожатиям, которые сделали пятеро друзей, добавить рукопожатия, которые сделал шестой (он пожал руки пятерым). Это можно отразить на графе так: Ответ: 15 рукопожатий. Оценивание. Максимальное количество
баллов – 2. 3. а) Решение. На рисунке 8 квадратов (6 маленьких и 2 больших). Оценивание. Количество квадратов
названо правильно – 1 балл. б) Решение. Чтобы остались только большие квадраты, нужно разрушить все маленькие. Это можно сделать так: Оценивание. На рисунке два больших
квадрата и ни одного маленького – 3 балла. в) Решение. Чтобы остались только маленькие квадраты, нужно разрушить все большие. Это можно сделать так: Оценивание. На рисунке два маленьких
квадрата и ни одного большого – 3 балла. Общее количество баллов – 7. Итого 18 баллов. Окружающий мир1. Бобры строят на реках плотины. Плотины замедляют течение рек, образуются заводи (1 балл).В заводях вода лучше прогревается (2 балла). В теплой воде становится больше мелких насекомых, рачков – корма для молоди рыбы (2 балла). Всего 5 баллов. 2. В Австралии у птиц практически нет врагов-хищников (1 балл).Австралийские птицы находят для себя достаточно корма на земле (1 балл).Условия позволяют им гнездиться на земле (1 балл). Всего 3 балла. 3. Может быть несколько вариантов редактирования. Оценивается каждый верный предложенный ребенком вариант. 1-е предложение: а) В XVI веке Московская Русь начала
существенно расширять свои границы, достаточно
назвать поход Ермака в Сибирь (1 балл). 2-е предложение: а) В 1242 году во время Ледового
побоища русские войска под предводительством
Александра Невского одержали победу (1 балл). 3-е предложение: а) Вспомним битву с фашистами (немцами) в 1942 году (1 балл). б) Вспомним битву с французами в 1812 году (1 балл). 4-е предложение: а) Группа папанинцев первой в мире
провела зимовку на станции «Северный полюс-1» (1
балл), Гагарин первым в мире в 1961 году облетел в
ракете вокруг Земли (1 балл). Примечание: если 4-е предложение записано ребенком в двух вариантах, то во второй раз 1 балл за редактирование первой части не начисляется. По 1 баллу за каждое верное утверждение. Всего 10 баллов. |